Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

Этюды о Балкарии

Оглавление
Этюды о Балкарии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Конец XIX — нач. XX века в развитии кавказской общественной и художественной мысли представляет собой особый период. Это слож¬ное для народов Кавказа время смены исторических эпох. В пореформен¬ный период, определенный учеными как время от крестьянской реформы 1860-х годов до становления капиталистических отношений на Кавказе, состоялось фактическое присоединение к России, и как следствие, — про¬изошла трансформация общественных институтов в условиях государст¬венности, сопряженная и с потерями, и с новациями в этнической культуре.
Кроме того, это был период активной политической борьбы — демо¬кратических сил с монархизмом, беднейших слоев населения — рабочих и крестьян — за перераспределение национального богатства. Эти об¬стоятельства предопределили как своеобразие северокавказской публицистики того периода, так и специфику творчества отдельных пуб¬лицистов. В их творчестве и общественной деятельности наглядно пред¬ставлен характер общественных сил, вступивших на историческую аре¬ну северокавказской жизни.
В балкарской публицистике XIX — нач. XX века нашли достойное отра¬жение сложнейшие процессы обновления философских, эстетических, этических составляющих общественного сознания горцев Северного Кавказа, оказавшихся готовыми принять новые революционные веяния. Вместе с тем эти «новые веяния» (Б. Шаханов) переросли впоследствии в социалистические концепции и пролетарскую практику, не оставившие места в новой жизни для тех, кто стоял у истоков горской демократии.
Публицистика отмеченного периода занимала не менее важное место, чем зарождающаяся в эти годы письменная литература народов Северного Кавказа. Это объясняется ростом общественного и нацио¬нального сознания, появлением заинтересованного читателя из среды горцев. К началу XX века горская интеллигенция представляла собой, несмотря на пестроту взглядов, довольно консолидированную силу. Одинаковые условия жизни, близкий духовный опыт, общие надежды предопределили и общий демократический настрой произведений севе¬рокавказских публицистов.
Каждый из авторов по-своему видит мир, по-своему проникается проблемами горской действительности, но их объединяет самоотвер¬женная любовь к своей родине, готовность служить ее интересам. Трудно себе представить, как при отсутствии национальной письменности и не¬знании большинством населения государственного языка, публицисты XIX века находили путь к сердцам читателей. Это, казалось бы, непре¬одолимое препятствие не останавливало их. Они верили в свое дело, в
 
то, что их усилия, направленные на улучшение существующего положе¬ния, обязательно дадут свои результаты.
Понятие «интернационализм» как нельзя лучше характеризует твор¬чество первых балкарских публицистов. Они искренне считали себя пред¬ставителями всей северокавказской культуры и пытались найти ответы на вопросы: «Кто мы такие в этом большом мире? Что нас ждет? Что мы можем дать человеческому сообществу? И каковы наши ожида¬ния?» Они не раз отмечали, что проблемы, их волновавшие, были типич¬ными для всех горских народов. Так, Мисост Абаев посвятил серию очерков непосредственно вопросам культуры и быта черкесских аулов.
Творчество балкарских публицистов и деятелей культуры стало до¬ступно нам только после падения тоталитарной системы, после долгого замалчивания, когда многое было просто утеряно, а сохранившаяся часть их наследия интерпретировалась в угоду социалистической идеологии. И тем не менее их произведения дают много интересного и ценного для понимания эпохи.
Статьи балкарских публицистов написаны за 15—20 лет до Октябрь¬ского переворота. С одной стороны, они не предвещают тех грозных событий революции, свидетелями которых им суждено было стать. Во всяком случае, в них нет предчувствия классовой борьбы. С другой — мы, благодаря их свидетельствам, можем понять механизм раскручи¬вания того репрессивного аппарата, который набирал силу к концу XIX ве¬ка и смог воплотиться и реализоваться в 20—40-е годы XX века.
Балкарские публицисты, как и их собратья по перу, дамоклову мечу истории стараются противопоставить идеи равенства, братства, общно¬сти человеческой цивилизации, уважения к обычаям, к традиционной культуре, к традиционным институтам, напоминают чиновникам о свя¬тости государственных законов. Последовавшие за этим периодом со¬бытия показали, что традиционная жестокость властей по отношению к населению Кавказа (впрочем, как и к населению всей России), против которой боролась прогрессивная интеллигенция Северного Кавказа на страницах печати, была перенята коммунистами и доведена до логиче¬ского завершения системой ГУЛАГ.
Процесс накопления и реализации демократических идей, форми¬рование прогрессивной публицистики, эволюционный характер вовлече¬ния горских масс в мировое цивилизационное пространство были пре¬рваны Октябрьским переворотом. И все же, духовный опыт первых публицистов был использован в эпоху социалистического строительства, как бы ни умаляли значение творчества блестящей плеяды публицистов руководители-большевики. И сегодня их идеи не могут оставить равно¬душным читателя.
Представленная вниманию читателя книга содержит публицистичес¬кие и художественные произведения из творческого наследия известных деятелей культуры Балкарии XIX — нач. XX века. Они ценны тем, что написаны талантливыми авторами — свидетелями и участниками событий более чем вековой давности и представляют реальную картину обще¬ственного быта и культуры народов Северного Кавказа пореформенно¬го периода.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.