Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

Этюды о Балкарии

Оглавление
Этюды о Балкарии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33

ГОРЦАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Из разных мест Кавказа поступили и поступают редактору журнала «Мусульманин» письма, в которых выражается искрен¬няя радость по поводу появления этого органа печати. Это очень приятно и хочется верить, что у мусульман Кавказа назрела по¬требность выйти из замкнутости к общению с остальным миром и между собою. А раз есть такая потребность, то, значит, есть и люди, которые могут не только читать, но и писать, есть, следо¬вательно, и надежда на то, что издание это будет поддержано многими сочувствующими лицами работой в журнале и распро¬странением его путем привлечения подписчиков.
Но, к сожалению, в первых номерах журнала очень мало было статей от мусульман Терской и Кубанской областей. Между тем в аулах этих областей достаточно грамотных, окончивших уезд¬ные училища — Нальчикское, Грозненское, Назрановское и Май¬копское, живущих в своих аулах. Есть лица, окончившие средние учебные заведения, вышедшие из старших классов гимназий, окон¬чившие фельдшерские школы, учительскую семинарию и двух¬классные училища.
Из числа их некоторые служат в своих аулах, как, например, в Карачае, учителями, фельдшерами, писцами, переводчиками, за¬нимаются и другими делами. Эти-то лица, живя постоянно среди своих, могли бы давать беспрерывно ценный материал для моло¬дого журнала, а главное то, что они могли бы писать о повседнев¬ной жизни сельчан, интересуя, таким образом, последних. Муж¬чины, женщины, старые и малые с удовольствием слушали бы о том, что делается в чужих краях и у себя дома. Что же касается чтецов, то они найдутся в каждом ауле. Я уверен, что тогда даже старики начали бы выписывать журнал, чтобы их сыновья и внуки-школьники читали бы им.
Как горец, и уже немолодой, я позволяю себе обратиться к своим землякам — учителям, фельдшерам и другим грамотным
 
людям с предложением поработать на пользу своих единоверцев и родичей. Ведь, господа, помимо любви и патриотизма, вас дол¬жно побудить к этому и чувство долга, т. к. почти все учились на средства общества, потому в свою очередь обязаны учить не только маленьких детей, но и взрослых.
Быть может, некоторые из вас стесняются писать в журнал вследствие отсутствия привычки выражать свои мысли печатно, но, во-первых, редактор любезно предупреждает, что сама ре¬дакция пойдет на помощь, а во-вторых, из вас каждый пишет письма к друзьям и знакомым о событиях, пишет различные прошения, толково излагая суть дела. Точно в такой же форме вы могли бы писать и в редакцию журнала, помогая ему разобраться в массе важных вопросов.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС
Главным тормозом для горцев-мусульман в деле улучшения своего экономического положения на родине, образования, куль¬туры , да и во всем служит вопрос о переселении в Турцию, пери¬одически поднимающийся в народе начиная с 60-х годов прошло¬го столетия. На моих глазах несколько раз начиналось сильное движение к переселению. Люди оставляли недостроенными нача¬тые дома, в приготовленные ямы для посадки деревьев не сажали их, продавалось имущество, и лица, желавшие купить земли, от¬казывались от покупки, а владельцы земель продавали их за бесце¬нок посторонним, пришлым людям, родители брали своих детей из русских школ и т. д. Попутно с этим дурной элемент усиленно начинал заниматься кражами и грабежами, якобы запасаясь сред¬ствами для переселения, а местная администрация начинала, ес¬тественно, принимать репрессивные меры против всего населения, одновременно создавая и исключительные законы вроде «Правил об охране имущества русского населения от хищничества тузем¬цев », что еще более усугубляло движение к переселению, как это было в 80-х годах в бытность главноначальствующего на Кав¬казе Дондукова-Корсакова...1
Одни переселялись2, другие оставались, почти лишившись со¬стояния, и вновь принимались за хозяйство. Когда утихало это дви¬жение на несколько лет, население успокаивалось и вновь стре¬милось к улучшению своего имущества и отдавало детей своих в русские школы. Но вдруг являлся откуда-то новый толчок, и по¬вторялось то же, что и раньше, и продолжается, к сожалению, до сего времени.
Несмотря на то, что значительная часть переселенцев возвра¬щается ежегодно обратно, разоренная, изнуренная и лишившаяся членов своих семей, тем не менее новые партии идут в Турцию, по-старому распродавая за бесценок свое имущество.
При поверхностном взгляде на это странное явление оно ка¬жется не поддающимся объяснению, но если присмотреться бли-
 
же, то можно найти причину. Причины эти довольно сложные, устранить их окончательно нелегко и едва ли возможно в ближай¬шем времени, однако те немногие интеллигентные горцы-мусуль¬мане, которым дорого благополучие своих племен, должны ра¬ботать серьезно с целью выяснения этих причин и устранения их, ибо недостаточно сказать: «Не переселяйтесь».
В русском обществе сложилось мнение, что будто бы един¬ственная причина стремления горцев в Турцию — религиозный фанатизм, а в одно время приписывали и влиянию турецкого пра¬вительства. Это мнение поддерживали и кавказские администра¬торы. Но мнение это ошибочное, и если местная администрация остается убежденной в своем мнении, то приходится сожалеть, что она недостаточно осведомлена. Несомненно, среди пересе¬ленцев есть люди, которых тянет в мусульманское государство и религиозное чувство, но главную роль играют не эти чувства, а эко¬номические, политические и иные условия. Есть веские основания полагать, что истинные причины непрекращающегося переселе¬ния горцев в Турцию не вполне известны высшим правительствен¬ным сферам. Тем более, молодым (старых почти нет) интелли¬гентным мусульманам-горцам следует заняться выяснением этих причин.

КАБАРДА ПРОСНУЛАСЬ

Отрадно отметить, что Кабарда и сопредельные с ней горские общества Нальчикского округа, наконец, вступили на культурную дорогу. Для меня лично это вдвойне приятно, потому что, во-пер¬вых, я сам член этой семьи, хотя, к сожалению, в настоящее вре¬мя живу на стороне, и, во-вторых, оправдывается мое предполо¬жение, высказанное мною в письме, помещенном на страницах «Мусульманина» (№ 4, 1910), относительно необходимости посе¬ления образованной молодежи среди своих родичей.
Кабарда уже имеет свое реальное училище, свою больницу, своего доктора и даже своего юрисконсульта. Она могла бы иметь все это несколько десятков лет тому назад, если бы хоть те не¬сколько человек молодых людей, получивших раньше высшее и среднее образование, пользуясь стипендией своего народа, воз¬вращались домой, не оставаясь на стороне.
Красноречивым доказательством этого служит история преоб¬разования Нальчикской горской школы в реальное училище и от¬крытие приемного покоя для больных. Еще в 80-х годах прошлого столетия население Кабарды и горских обществ возбудило хода¬тайство о преобразовании Нальчикской горской школы в гимна¬зию или реальное училище, обязываясь выстроить на свои средства соответствующее здание и ежегодно отпускать известную сумму.
Тогда же был выработан план здания, стоивший 500 рублей. Кавказская администрация одобрила это ходатайство и представи¬ла в надлежащее министерство, но, когда дело поступило к попе-
 
чителю Кавказского учебного округа на заключение, то, по-види¬мому, последний счел для себя оскорблением представление, сделанное администрацией, минуя его, и выступил с мнением, что будто бы кабардинцы не доросли до того, чтобы у них была гимназия и дети их получали такое образование, и завязалась бес¬конечная переписка между военным министерством и Кабардою, с одной стороны, и Министерством народного просвещения — с другой, которая окончилась недавно, и только два года тому на¬зад осуществилось желание Кабарды. Почти такое же прошлое имеет и приемный покой. Он был создан и временно помещен в казенном доме при просвещенном содействии бывшего начальни¬ка округа полковника Браккера. Врачом временно был приглашен доктор Далгат1, и затем был заложен фундамент нового больнич¬ного здания. Но по уходе Браккера временный начальник округа подполковник Чугулиев оказал благосклонное содействие к за¬крытию покоя, несмотря на то, что в больных недостатка не было и затрачены были значительные деньги на инвентарь, медицинские инструменты и на фундамент. Причина этому — отсутствие интел¬лигентных лиц.
Несколько позже был поднят вопрос о приглашении постоян¬ного юрисконсульта со специальным образованием для ведения имеющихся серьезных общественных дел. Но и это дело затор¬мозилось вследствие административной затяжки и отчасти неиме¬ния своих юристов. В последние 2—3 года картина изменилась. На съезде уполномоченных от населения начала появляться своя, хотя и немногочисленная, интеллигентная молодежь и стала помогать прогрессивному элементу в проведении культурных начал, а за¬тем явились молодые юристы и врачи из своих и некоторые из них начали работать на родине, как, например, врач Шогенов2 и юри¬сты Шаханов3 и Чежоков4. Благоприятные результаты всего этого не заставили себя долго ждать — осенний съезд истекшего 1910 г. Уполномоченные Кабарды и горцев решили, между прочим, вновь открыть больницу и пригласить в нее врачом своего кабардинца Шогенова, создать должность юрисконсульта и пригласить на эту должность своего же юриста Шаханова и, наконец, увеличить число народных стипендий в средних учебных заведениях. Пожелаем, чтобы и остальные горские племена последовали за проснувшей¬ся Кабардой и сама Кабарда чтобы не остановилась на этом.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.