Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

Этюды о Балкарии

Оглавление
Этюды о Балкарии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33

В ПОГОНЕ ЗА СЛАВОЙ И ПЯТАЧКОМ

В редакцию газеты «Русское Слово».

В статье «Преддверье в Египет», помещенной в № 130 от 9 ию¬ня с. г. «Р. С.», г. К. Бальмонт пишет, между прочим: «...И во имя Корана, — книги, представляющей из себя бессвязное повторение иудейства и христианства с примесью арабизированных и эллин¬ских, — во имя книги, созданной из чужих лохмотьев...».
Ходячее мнение гг. Бальмонтов о великом Магомете и его учении, которое, несмотря на всевозможные нападки и извраще¬ния в средних веках со стороны христианского духовенства и даже
 
лучших ученых людей (не Бальмонтов, конечно), распространи¬лось по всему миру и имеет сотни миллионов последователей, неважно и, едва ли гг. Бальмонты обратят на себя внимание лю¬дей, действительно понимающих мусульманское ученье.
Но более чем странно появление на страницах серьезного органа печати, органа, который читается интеллигенцией 20-мил¬лионного мусульманского населения России, кощунственных слов г. Бальмонта по отношению к святыне всего мусульманского мира, и я как мусульманин и как подписчик «Р. С.» не могу не выразить своего неудовлетворения редакции этой газеты. Что же касается г. Бальмонта, то он, по меньшей мере, заслуживает презрения к себе всех мусульман России.
Невольно возникает вопрос: поместило бы «Русское Слово» на своих страницах выражение: Евангелие — книга, созданная из чужих лохмотьев, взятых из буддийства и иудейства, если бы кто-либо вывел такое заключение на основании того, что в христиан¬ском учении встречается много общего с этими учениями. Наде¬юсь, редакция не откажет в помещении этой заметки в одном из ближайших номеров «Русского Слова».
М. Абаев
Многоуважаемый Магомет-Бек!    М. Абаев
Посылаю Вам, как редактору-издателю специального мусуль¬манского органа и как мусульманину, настоящую копию моего письма для помещения в МУСУЛЬМАНИН, который, быть может, найдет нужным более серьезнее отозваться по этому поводу.

Уважающий единоверец

17-го июня 1910 г.

О КАЛЫМЕ

(Из пережитков старины)

Прошло со дня присоединения центральной части Северного Кавказа — Кабарды, Осетии и др. — столетие1 и со дня покоре¬ния западной — Закубанской полосы2 — полвека, а вредные обы¬чаи горцев не искоренились, «обычай» же увоза девушек принял худшие формы. Это лишний раз доказывает, что исправить нравы — уничтожить кражи, разбои, увозы девушек и т. п. — администра¬тивными мерами и вообще репрессиями невозможно и что уми¬ротворить край и исправить нравы может только одно образование и воспитание...
Но тем не менее местные деятели и поныне не хотят отстать от старых приемов, говоря, что прежде надо искоренить зло, а
 
потом приняться за образование: «На образование и воспитание надо много времени и много денег, а до того времени надо же что-нибудь делать! » Но разве столетие — мало времени, разве денег, убитых на репрессивные меры в течение столетия, не хва¬тило бы на открытие массы школ — низших и средних? За это время и на эти деньги, по крайней мере, теперешнее взрослое поколение горцев поголовно стало бы грамотным по-русски, а значительная часть успела бы получить среднее и высшее обра¬зование... Это все азбучные истины...
В настоящей заметке я имею в виду поговорить о так называ¬емом «обычае» увоза девушек. Все, что делали до сих пор и делают для искоренения этого «обычая», никаких полезных ре¬зультатов не имело и не будет иметь, прежде всего потому, что это явление никем серьезно не исследовано. Выставляют главной причиной калым, забывая, во-первых, что при увозах калым уве¬личивается и, во-вторых, что калым, или накях, существует и у других мусульман, стоящих в культурном отношении ниже и выше горцев, но не имеющих обычая увозить девушек.
Прежде чем говорить о вреде калыма и о желательности унич¬тожения его, надо выяснить, что такое калым, на чем и когда и кем он основан, действительно ли он является главной причиной увозов, с устранением которого могут прекратиться эти увозы; наконец, возможно ли уничтожить калым постановлениями и по¬желаниями совещаний, сборов и т. п.
Начиная с 70-х годов прошлого века на наших глазах в Терской области создавались разные меры борьбы с «обычаем» увоза девиц; так, например, в Кабарде постановлением представителей народа и уполномоченных от аулов, утвержденным областным начальством, установлены были большие денежные штрафы за увозы девушек, и эти штрафы взыскивались с виновных админи¬стративным порядком в течение ряда лет, причем за увозы засва¬танных девушек их женихами взыскивались штрафы с жениха и его товарищей, а за насильственные увозы и увозы с согласия самих девушек, но против воли родителей, виновные подверга¬лись штрафу и еще уголовному преследованию (хотя кончавше¬муся в большинстве случаев предварительным следствием за при¬мирением сторон), но увозы не прекращались, виновные платили штрафы и калымы, а за увозы незасватанных девушек платили даже двойной калым.
В Осетии таким постановлением была установлена норма ка¬лыма с наложением штрафа на тех, кто даст или получит калым выше установленной нормы, но, по утверждении этого постанов¬ления начальством, несколько лиц демонстративно заплатили круп¬ные калымы и от уплаты штрафа отказались, на суде же заявили, что никто не вправе запретить им ни по закону, ни по шариату дарить своей невесте, ее родным или своей жене хотя бы и все свое имущество, и суд не признал их виновными. Это все ясно доказывает, что, во-первых, не калым играет главную роль в су¬ществовании зла и, во-вторых, все административные меры борь¬
 
бы с этим злом нецелесообразны, и пока не явится сознание мас¬сы о вреде и дикости обычая увозов, они не прекратятся, созна¬ние же это может быть вызвано образованием и воспитанием молодого поколения.
Возникает вопрос: будет ли полезно уничтожение калыма во¬обще? Калым установлен законом пророка одновременно с со¬зданием закона о браке и расторжении его; причем определена минимальная норма калыма с предоставлением права жениху или мужу увеличить эту норму неограниченно по своему желанию и средствам, и щедрость жениха одобряется, даже восхваляется. По закону этот калым составляет собственность жены, и если вначале калым был получен родителями невесты, но она во вся¬кое время может взять его себе от родителей и от их наследни¬ков, и давность не допускается.
Таким образом, значение калыма — не выкуп за девушку, а обеспечение женщины на случай бракоразвода. По закону Маго¬мета, расторжение брака допускается по взаимному соглашению супругов, следовательно, Магомет, предоставляя преимуществен¬ное право мужу на развод, по каким-либо видам нашел нужным подвергнуть его материальной ответственности перед женой для обеспечения последней.
Несмотря на то, что Магомет советует серьезно относиться к делу расторжения брака и необдуманно не давать развода жене, но раз мужья пользуются преимущественным правом во всякое время и без объяснения причин давать развод своим женам, то на практике советами пророка невежественные люди редко руко¬водствуются и легко прогоняют своих жен, женясь на других, или берут вторую или третью жену.
Противовесом или удерживающим от дурного и легкомыслен¬ного поступка элементом со стороны мужей поставлен калым, который действительно в настоящее время играет видную роль. Калым этот удерживает и жен от легкомысленных поступков, так как если развод совершается по их вине, то они должны возвра¬тить обратно весь полученный калым. Слово «обычай» я поставил между кавычками, потому что древнего обычая насильственного увоза девушек у горцев не было, а бывали случаи, когда родители жениха и невесты хотели избегнуть торжества свадеб, сопряжен¬ного с расходами и хлопотами, и жениху предоставляли потихонь¬ку увезти невесту, и, чтобы оправдать себя перед общественным мнением, говорили, что молодой увез девушку насильно; или же в таких случаях, когда молодые влюблялись друг в друга, а род¬ные или кто из них не соглашались на брак, то жених с согласия девушки похищал ее, и в этом случае, кроме калыма, он делал еще подарки родным девушки якобы за оскорбление дома...
В последнее время похищения девушек участились и приняли преступный характер благодаря порче нравов и отчасти первому
 
проводнику цивилизации — водке, напившись которой, часто мо¬лодые люди совершают насильственный увоз девушки, которой никогда и в голову не приходило выйти замуж за насильника. Зна¬чит, причиной увозов является не калым и не обычай, а невеже¬ство и дикость, против которых должны бороться администрация и сами горцы не репрессиями, а распространением образования.
Господам доверенным Большой и Малой Кабарды и Горских обществ Нальчикского округа Терской об¬ласти жителя Балкарского обще¬ства таубия корнета Мисоста Аба-ева

ЗАЯВЛЕНИЕ

Имея в виду, что наше общество постоянно сочувственно от¬носится к делу просвещения и всегда охотно оказывает матери¬альную помощь в деле образования детей не только недостаточным родителям1, но даже имеющим вполне достаточные средства и возможности воспитывать своих детей на собственный счет, я обра¬щаюсь с покорнейшей просьбой, не найдете ли возможным на¬значить из общественных средств стипендию в размере 300 руб¬лей в год дочери моей Сафьят2 с 1 января будущего 1894 года, которую я рассчитываю воспитывать в здешней (Екатеринодар-ской) городской женской гимназии приходящей воспитанницей.
Смею уверить, что если бы я имел возможность воспитывать эту и других подрастающих своих детей собственными средства¬ми, то не позволил бы себе утруждать Вас настоящей просьбой. При этом я надеюсь, господа, что Вы, сознавая необходимость учить девочек, так же как и мальчиков, хоть ради одного того, чтобы будущее наше поколение мужчин могло находить в среде своей таких же воспитанных подруг жизни, не то что сделаете ис¬ключение, но особенно сочувственно отнесетесь к моему жела¬нию, и я со своей стороны постараюсь и буду принимать все меры, насколько это будет зависеть от меня, чтобы дочь моя, получивши образование, все-таки была бы скромной горянкой-мусульманкой.
О результате прошу не оставить уведомить меня по адресу: г. Екатеринодар, участковому начальнику корнету Абаеву.

1893 г., 14 окт.
г. Екатеринодар
Корнет Мисост Абаев
г. Начальнику Нальчикского округа корнета М. К. Абаева


12 Заказ № 84
 
ЗАЯВЛЕНИЕ

Дочь моя Фатимат1 изъявила желание приобрести права на звание акушера-фельдшера для того, чтобы по окончании курса служить при Кабардинской общественной больнице в Нальчике.
Ради пользы своих родичей я охотно соглашаюсь исполнить благое желание дочери, но сам я не имею средств для удовлет¬ворения этого желания. Поэтому прошу не отказать предложить предстоящему сбору доверенных Кабарды и Горских обществ отпустить моей дочери из общественного капитала необходимую сумму на поступление в подходящее учебное заведение и окон¬чания в нем курса, отобрав от нее обязательство служить после окончания курса при общественной больнице.
О последующем прошу мне сообщить.
Корнет М. Абаев

29 августа 1911 г., Георгиевско-Осетинское, Баталпашинского отдела Кубанской области


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.