Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

Этюды о Балкарии

Оглавление
Этюды о Балкарии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33

НАУРУЗ УРУСБИЕВ

В журнале «Кавказские курорты» в 1917 году появился боль¬шой очерк «К портрету князя Науруза Исмаиловича Урусбиева». Почему известный русский альпинист В. В. Дубянский, дважды покоривший вершины Эльбруса, посвятил свой очерк именно На-урузу Урусбиеву? Как бы отвечая на этот вопрос, автор пишет: «Мы не знаем ни одного капитального труда среди посвященной высокогорному Кавказу и району Эльбруса отечественной и ино¬странной литературы — английской, итальянской, немецкой, фран¬цузской, где бы не упоминалось с признательностью о покойном князе Исмаиле, свидетеле времен покорения Кавказа, или об его достойном наследнике, ныне здравствующем князе Наурузе Ис-маиловиче, никогда не отказывавших в радушном гостеприимстве и просвещенном содействии заброшенным в самое сердце Цент¬рального Кавказа ученым путешественникам»1.
После смерти отца хозяином гостеприимного дома Урусбие-вых становится Науруз Урусбиев. Было ему тогда 25 лет.
Н. И. Урусбиев родился в 1863 году. Как и старший брат Са-
фарали, он поступает во Владикавказское реальное училище и в
1885 году заканчивает его. Одновременно с Наурузом во Влади-
кавказском реальном училище учились его двоюродные братья —
Ибрагим Хамзатович, Сергей и Исмаил Александровичи (Аслан-
бековичи) Урусбиевы. В год окончания реального училища, летом
1885 года, Науруз вместе с братом Сафарали и его товарищем
из Осетии Соломоном Туккаевым сопровождает экспедицию
М. М. Ковалевского и В. В. Миллера из Балкарии в Сванетию до
аула своего родственника князя Дадешкелиани. Науруз Урусбиев
неоднократно бывал в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе. Он
часто встречался с С. И. Танеевым, познакомился с Петром Иль-
ичом Чайковским, посещал театры и музеи Москвы, участвовал в
работе научных обществ. Из переписки С. И. Танеева и П. И. Чай-
ковского известно, что последний хорошо знал Науруза. В 1888 го-
ду Науруз вместе с Танеевым в Большом театре слушает «Евге-
ния Онегина». В 1891 году Танеев в Пятигорске вновь встречается
с Наурузом и едет с ним в Урусбиево. Перед этой поездкой Тане-
ев пишет П. И. Чайковскому: «Науруз будет в восторге, если ты
его посетишь. Когда он приехал 3 года назад, я его повел на
«Онегина». Это была первая опера, которую он увидел в своей
жизни. И музыка, и декорация, и оркестр, и песни — все это про-
—-с    J-    59 ч   
 
извело на него необыкновенно сильное впечатление, и он до сих пор вспоминает об этом представлении. Я уверен, что впечатле¬ние, которое произведут на тебя его аул и путешествие, будет нисколько не слабее, чем то, которое испытал дикий горец, уви¬дев «Онегина»... Я собираюсь выезжать первого августа, обду¬май и решись»2.
С. И. Танеев в этот свой приезд посетил, кроме Урусбиево, и аул Хасаут, где жили карачаевцы и балкарцы. На этот раз им были записаны старинные горские песни, танцевальные мелодии и инструментальные наигрыши.
Поселившись до конца жизни в родовом ауле Урусбиево, На-уруз с большим энтузиазмом принялся собирать и готовить к пуб¬ликации образцы карачаево-балкарского устного творчества.
В кунацкой Науруза, где могли уместиться до 30 человек, был устроен своеобразный музей балкарских музыкальных инст¬рументов, описание которых дает С. И. Танеев в статье «О музы¬ке горских татар»3. Записи карачаево-балкарских фольклорных текстов, сделанные С. И. Танеевым и Н. П. Тульчинским4, пестрят ссылками: «заимствовано из тетради Науруза Урусбиева», «про¬диктовано Н. Урусбиевым». О тетрадях Науруза Урусбиева с за¬писями текстов карачаево-балкарского фольклора пишет и Евге¬ний Баранов5. К сожалению, до сих пор они не разысканы.
Науруз Урусбиев по своему социальному происхождению стоял выше простых балкарцев — создателей образцов фольклора. Но он не был замкнут на интересах своего класса (как пытались пред¬ставить его деятельность некоторые советские историки), он жил делами и заботами своих соплеменников, ему бесконечно дорога была культура родного народа, без деления его на классы и со¬словия. Тому свидетельство — антифеодальное содержание запи¬санных им народных песен: «Песни по поводу освобождения хо¬лопов», «Кайсыны», «Баксанук» и др.
Кроме того, вся практическая деятельность Науруза была на¬правлена на улучшение социально-экономического положения балкарского крестьянства. У себя в ауле Науруз занимался вне¬дрением прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. В 1895 году он разводит в Урусбиево крупный рогатый скот швиц-кой породы, который был намного продуктивнее местных пород. Он пытается культивировать виды овощей, ранее неизвестных в Баксанском ущелье, добивается больших успехов в разведении лошадей карачаевской породы, что было отмечено серебряной медалью на выставке 1910 года в ст. Прохладной6.
Следуя начинаниям отца, Науруз улучшает проложенную по инициативе деда и отца, и частично на средства отца, колесную дорогу от Урусбиево «до крайних северных границ горско-татар-ских урусбиевских земель»7. Оказывает помощь многочисленным альпинистам, ученым, художникам, приезжающим в Приэльбрусье.
Долгие годы Науруз выполнял обязанности старшины Урусби-евского общества, которое неоднократно избирало его на новые сроки.
 
Семья Исмаила Урусбиева была в дружеских отношениях с ху-дожником-демократом И. А. Ярошенко, композиторами С. И. Та-неевым, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, с уче¬ными И. И. Иванюковым, М. М. Ковалевским, В. Ф. Миллером и многи-ми другими. В 1911 году в доме Урусбиевых появился С. М. Киров. Его приветливо встретил и снарядил в дорогу Науруз Урус-биев8. С. М. Киров прибыл в Баксанское ущелье под видом аль¬пиниста. На самом деле он хотел не только покорить вершину Эльбруса, но и поближе познакомиться с жизнью и бытом одно¬го из самых малоизученных народов Кавказа. Возможно, эта по¬ездка была предпринята и под влиянием статей Басията Шахано-ва, опубликованных в газете «Казбек» («Терек»). Как известно, активным сотрудником «Терека» был в то время и С. М. Киров. Статьи Басията Шаханова повествовали о невыносимых условиях, созданных царским правительством и администрацией округа для балкарцев. Среди сопровождавших С. М. Кирова был и сам Баси-ят Шаханов. Киров со спутниками останавливался в доме тестя Ба-сията — Дадаша Балкарокова. По свидетельству С. Синельникова, в группе Кирова был и адвокат Башир Далгат, который «достичь вершины не сумел, но пользу принес, не подозревая о том: нака¬нуне восхождения он ввел Кирова в дома ряда горцев»9. «Сергей Миронович и его товарищи некоторое время задержались в сел. Урусбиево, — пишут Р. X. Гугов и У. А. Улигов, — по свидетель¬ству активных участников гражданской войны М. Б. Зумакулова и И. А. Кумыкова, в Урусбиево с Кировым встречались и «много беседовали» Султан-Хамид Калабеков, Касым Искандеров, Исхак Муллаев и другие балкарцы, известные уже тогда своими выс¬казываниями «против существующего положения»10.
Науруз Урусбиев принимал деятельное участие в работе Аб-рамовской комиссии по землеустройству и по обсуждению ее проектов. Он был в числе представителей от Балкарии на Особом совещании по рассмотрению выработанных комиссией проектов о поземельном устройстве жителей Нагорной полосы при гене¬рал-губернаторе в г. Тифлисе в 1912 году11.
Первая плеяда карачаево-балкарских просветителей органич¬но сочетала в своей деятельности работу по распространению культуры и просвещения с решением практических проблем. Большую работу по просвещению горцев вели члены-учредители Нальчикского отделения «Общества по распространению образо¬вания и технических сведений среди кабардинцев и горцев Нальчик¬ского округа » Науруз Урусбиев, Магомед и Исхак Муллаевы, Хаджимурза Акаев12.
Год смерти Н. И. Урусбиева документально не установлен. Но в качестве гипотезы можно назвать 1927-й или 1928 год. В 1927 го¬ду известный географ Сергей Анисимов, повествуя о своей поездке к Эльбрусу, восторженно писал о традициях гостеприимного дома Урусбиевых, охраняемых «последним из могикан» Наурузом13.
Через годы были написаны «Кавказские рассказы» ростовско¬го журналиста Петра Максимова, где он с нескрываемой враж-
 
дебностью рассказывает о последних представителях рода Урус-биевых. «Так вот, спрашиваю у Джерахмата о судьбе этих Урус-биевых. Судьба обычная. Урусбиевых было два, и оба оказались контрреволюционерами: капитан Ибрагим Урусбиев и его двою¬родный брат, этот самый интеллигентный Науруз. За свои контр¬революционные дела Ибрагим был арестован и затем расстрелян в Нальчике; то же, видимо, предстояло Наурузу, но он предупре¬дил события.
— Сам себя застрелил Науруз, — рассказывает Джерахмат. — Гордый-прегордый был Науруз и такой грамотный, как профес-сор...»14.
Последний, трагический эпизод жизни Науруза подтверждает и собранный нами полевой материал. Информатор Абу Джурту-баев рассказывал: «Получил как-то Науруз из Нальчика какую-то бумагу от начальства. Всю ночь горела лампа в доме Науруза. Он все что-то писал, а потом сжег все написанное и все свои бумаги. А утром рано застрелился»15.
Почти то же самое повторяет другой информатор — Ханифа Узденова, только в ее изложении Науруз получил письмо от Иб-рагима16.
Какую бумагу получил Науруз? И был ли он замешан в контр¬революционной деятельности? На последний вопрос известные нам архивные документы и литературные источники дают отрицатель¬ный ответ.

ПРИМЕЧАНИЯ
кавказские курорты. 1917. № 10. 2Танеев С. И. Письма. М., 1951. С. 170. 3Памяти С. И. Танеева. М.; Л., 1947.
4Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды. Владикавказ, 1903.
5Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар.
6Терские ведомости. 1900. № 112—114.
7Дубянский В. В. Указ. раб. С. 118.
8Терек. 1911. 9 августа.
^Синельников С. Киров. М., 1964. С. 142.
10Гугов P. X., Улигов У. А. С. М. Киров на Тереке. Нальчик, 1986.
С. 21.
11ЦГА Северной Осетии, и-26, оп. 1, д. 44, л. 174. 12Там же, ф. 193, оп. 1, д. 23, л. 2. 13Анисимов С. От Казбека к Эльбрусу. М.; Л., 1928. 14Максимов П. Кавказские рассказы. Ростов н/Д, 1928. 15Архив КБНИИ, ф. 622/1.




5 Заказ № 84
 
16Там же.






 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.