Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

ЁЗДЕН АДЕТ

Оглавление
ЁЗДЕН АДЕТ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152
Страница 153
Страница 154
Страница 155
Страница 156
Страница 157
Страница 158
Страница 159
Страница 160
Страница 161
Страница 162
Страница 163
Страница 164
Страница 165
Страница 166
Страница 167
Страница 168
Страница 169
Страница 170
Страница 171
Страница 172
Страница 173
Страница 174
Страница 175
Страница 176
Страница 177
Страница 178
Страница 179
Страница 180
Страница 181
Страница 182
Страница 183
Страница 184
Страница 185
Страница 186
Страница 187
Страница 188
Страница 189
Страница 190
Страница 191
Страница 192
Страница 193
Страница 194
Страница 195
Страница 196
Страница 197
Страница 198
Страница 199
Страница 200
Страница 201
Страница 202
Страница 203
Страница 204
Страница 205
Страница 206
Страница 207
Страница 208
Страница 209
Страница 210
Страница 211
Страница 212
Страница 213
Страница 214
Страница 215
Страница 216
Страница 217
Страница 218
Страница 219
Страница 220
Страница 221
Страница 222
Страница 223
Страница 224
Страница 225
Страница 226
Страница 227
Страница 228
Страница 229
Страница 230
Страница 231
Страница 232
Страница 233
Страница 234
Страница 235
Страница 236
Страница 237
Страница 238
Страница 239
Страница 240
Страница 241
Страница 242
Страница 243
Страница 244
Страница 245
Страница 246
Страница 247
Страница 248
Страница 249
Страница 250
Страница 251
Страница 252
Страница 253
Страница 254
Страница 255
Страница 256
Страница 257
Страница 258
Страница 259
Страница 260
Страница 261
Страница 262
Страница 263
Страница 264
Страница 265
Страница 266
Страница 267
Страница 268
Страница 269
Страница 270
Страница 271
Страница 272
Страница 273
Страница 274
Страница 275
Страница 276
Страница 277
Страница 278
Страница 279
Страница 280
Страница 281
Страница 282
Страница 283
Страница 284
Страница 285
Страница 286
Страница 287
Страница 288
Страница 289
Страница 290
Страница 291
Страница 292
Страница 293
Страница 294
Страница 295
Страница 296
Страница 297
Страница 298
Страница 299
Страница 300
Страница 301
Страница 302
Страница 303
Страница 304
Страница 305
Страница 306
Страница 307
Страница 308
Страница 309
Страница 310
Страница 311
Страница 312
Страница 313
Страница 314
Страница 315
Страница 316
Страница 317
Страница 318
Страница 319
Страница 320
Страница 321
Страница 322
Страница 323
Страница 324
Страница 325
Страница 326
Страница 327
Страница 328
Страница 329
Страница 330
Страница 331
Страница 332
Страница 333
Страница 334
Страница 335
Страница 336
Страница 337
Страница 338
Страница 339
Страница 340
Страница 341
Страница 342
Страница 343
Страница 344
Страница 345
Страница 346
Страница 347
Страница 348
Страница 349
Страница 350
Страница 351
Страница 352
Страница 353
Страница 354
Страница 355
Страница 356
Страница 357
Страница 358
Страница 359
Страница 360
Страница 361
Страница 362
Страница 363
Страница 364

6. ВРЕМЯ

Язык, мифология и вообще вся духовная культура карачаево-бал-карцев показывают, что их предки испытывали жгучий интерес к проблеме времени, придавали ему особое значение. Не входя в подробное рассмотрение вопроса, приведем два-три примера. Если, скажем, русские сказки очень часто начинаются с указания на некое место действия (« В некотором царстве, в некотором государстве...»), то карачаево-балкарские, столь же часто - с указания времени: эртте-эртте (« давным-давно»), нартланы заманында « во времена нартов» и т. п. Да и в любом повествовании указание времени, в самом начале, почти обязательно. В устной речи указание на время также занимает исключительное место; много идиом, упоминающих его, множество терминов для обозначения периодов времени и т. д. Показательно, что самая развитая и богатая часть речи в карачаево-балкарском - глагол ( то, что связано с выражением времени; в русском языке, на наш взгляд - прилагательное, отсюда и огромная роль эпитета в русской поэзии). Об этом же свидетельствует наличие нескольких календарей.
В « Ёзден Адет», в параграфе « Время», разумеется, приведены не все изречения, но, надеюсь, они дают достаточно ясное представление о воззрениях народа на такую загадочную материю, как время: оно представлялось некоторой энергией, разрушающей вещество, подобно ржавчине (огню), мыслилось не как нечто внешнее по отношению к материальным предметам, но именно как их внутреннее. Время разрушает вещество изнутри, излучается из него (потому что не есть то, что присуще ему изначально, энергия в вещество внесена извне, как и дух дан плоти человека Богом, а не родился из нее сам собой), освобождается от стесняющей вещественной оболочки. Человек - это процесс, дух рано или поздно покинет его тело, и только время есть его истинное имение, в отличие от имущества, внешнего ему ( денег, домов, скота и пр.). Ограниченность срока земной жизни показывает, по мнению древних мудрецов, что наш мир есть поле испытания ( см. в Кодексе). Действительно, ограничение этого срока имеет смысл только в этом случае.
Время есть энергия Божественного Слова, проникшего в материю и преобразившего его в мир, вселенную; поэтому только те виды творчества, которые пользуются движением и словом, могут передавать, выражать, изображать движение времени (например, поэзия или театр).
Но время не есть то, что существует в предметах и в живых существах отдельно в каждом. Будучи невидимым и неосязаемым, оно одновременно присутствует во всем мироздании, пронизывает его, оно едино, оно пульсирует, отсюда и природные ритмы и циклы; дискретность -свойство материи, а не времени. Взятое в качестве периода развития общества, оно может обладать определенной характеристикой, причем качество его определяется самими людьми, и
 
наоборот, каково время - таковы и люди. Кодекс оставляет вопрос открытым, предполагая у времени свои, особые качества, которые могут меняться вне зависимости от людей, более того, влиять на них (поскольку время касается не только человеческого общества) и замечая, что один год был урожайным, а другой нет, в третий случился падеж животных, в четвертый было много смертей и т. п., ставя их, таким образом, в связь с движением времени. Пока не иссякнет ( не излучится) это, общее для всего мира количество энергии-времени, будет длиться и жизнь.
Таким образом, бытие мира представлялось творцам Кодекса как освобождение, «рождение» времени ( которое есть живая энергия) из лона и плена материи, потому она и разрушает свои оковы (вещество), стремясь к свободе (родиться). И этот процесс неостановим. Время же, освободившись, обратно не возвращается (как и свет, и как ребенок не возвращается в лоно матери). Поэтому истинно свободными людьми считались святые, люди света, которых могли похоронить вне кладбища, в отдельной гробнице; но также вне его хоронили и преступников, отлученных от общества, без надгробного камня, полагая, что их ждет иная участь - будучи частью тьмы, они уйдут после смерти во тьму.
Можно сделать из рассмотренного еще один вывод: поскольку время заключено и в человеке и в нем осознает себя и свое стремление к свободе, то человеческое Я, его дух, есть не что иное, как «частица» времени; время же - это «часть» Вечности в соединении и смешении с материей ( связанная ею, вынашиваемая ею энергия идеи-мысли-слова-света). Поскольку время есть энергия (а потому - живое), то оно должно пульсировать.
Стоит сказать о двух очень интересных текстах. Один из них - легенда о юноше, который верхом на коне погнал быка на водопой. Они случайно упали в реку и очутились на другом берегу, как оказалось, - в ином мире ( ином измерении) и прожили там три года, причем все переменили свой пол. Трижды отелилась корова, трижды ожеребилась кобыла, и женщина, выйдя там замуж, родила трех детей. Потом, так же случайно, они снова оказались на прежнем берегу реки, упали в воду и очутились в этом мире, где прошло всего несколько часов.
Во втором тексте ( из эпоса) нарты отправляют ныряльщика искать утонувшего в озере пастуха. Ныряльщик оказывается в ином мире, проплыв через глубокую воронку, соединяющую подводное царство с этим миром, находит благополучно живущего там пастуха, и возвращается обратно. Там прошло сорок лет, здесь - только сорок дней. Откуда появилось представление о разной скорости течения времени в разных пространствах, сказать трудно. Возможно, это сохранившееся описание шаманского путешествия в поисках души больного ( или погибшего) человека. Или один из реликтов знаний и представлений, сохранившихся от предыдущей цивилизации.
ОГОНЬ (как процесс, а не состояние вещества) соответствует, в таком случае, состоянию ВРЕМЕНИ И ЖИЗНИ (испытанию). Неслучайно он всегда считался ее символом и неслучайно использовался в обрядах испытания. Огонь есть знак присутствия жизни в веществе, и среднее среди стихий. С одной стороны - земля, вода, воздух, с другой свободные энергии: эфир (долай), свет ( жарыкъ), сияние, небесный свет ( нюр, тейри жарыкъ). Поэтому огонь как середина есть место выбора, сомнений. Все, что прошло через огонь, считалось чистым, как и человек, честно проживший жизнь, честно преодолевший все ее испытания (огонь), во всех религиях считается достойным войти в Царство Бога. Огонь - граница, грань, он отделяет то, что подлежит вечной жизни, от того, что подлежит уничтожению, как и в иерархии стихий он предшествует свету (земля, вода, воздух, огонь; поэтому в нашем « горящем» мире властвует процесс распада); в иерархии человеческих каст эфир, свет и сияние соответствуют праведникам, святым царям и пророкам. По этим, видимо, причинам, наиболее часто употребляемое в значении «душа» слово жан означает также и « жизнь», и « гореть». Птицы живут в воздухе, рыбы - в воде. Человек -житель огня, жреческой стихии (см. ниже).



 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.