Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

ЁЗДЕН АДЕТ

Оглавление
ЁЗДЕН АДЕТ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152
Страница 153
Страница 154
Страница 155
Страница 156
Страница 157
Страница 158
Страница 159
Страница 160
Страница 161
Страница 162
Страница 163
Страница 164
Страница 165
Страница 166
Страница 167
Страница 168
Страница 169
Страница 170
Страница 171
Страница 172
Страница 173
Страница 174
Страница 175
Страница 176
Страница 177
Страница 178
Страница 179
Страница 180
Страница 181
Страница 182
Страница 183
Страница 184
Страница 185
Страница 186
Страница 187
Страница 188
Страница 189
Страница 190
Страница 191
Страница 192
Страница 193
Страница 194
Страница 195
Страница 196
Страница 197
Страница 198
Страница 199
Страница 200
Страница 201
Страница 202
Страница 203
Страница 204
Страница 205
Страница 206
Страница 207
Страница 208
Страница 209
Страница 210
Страница 211
Страница 212
Страница 213
Страница 214
Страница 215
Страница 216
Страница 217
Страница 218
Страница 219
Страница 220
Страница 221
Страница 222
Страница 223
Страница 224
Страница 225
Страница 226
Страница 227
Страница 228
Страница 229
Страница 230
Страница 231
Страница 232
Страница 233
Страница 234
Страница 235
Страница 236
Страница 237
Страница 238
Страница 239
Страница 240
Страница 241
Страница 242
Страница 243
Страница 244
Страница 245
Страница 246
Страница 247
Страница 248
Страница 249
Страница 250
Страница 251
Страница 252
Страница 253
Страница 254
Страница 255
Страница 256
Страница 257
Страница 258
Страница 259
Страница 260
Страница 261
Страница 262
Страница 263
Страница 264
Страница 265
Страница 266
Страница 267
Страница 268
Страница 269
Страница 270
Страница 271
Страница 272
Страница 273
Страница 274
Страница 275
Страница 276
Страница 277
Страница 278
Страница 279
Страница 280
Страница 281
Страница 282
Страница 283
Страница 284
Страница 285
Страница 286
Страница 287
Страница 288
Страница 289
Страница 290
Страница 291
Страница 292
Страница 293
Страница 294
Страница 295
Страница 296
Страница 297
Страница 298
Страница 299
Страница 300
Страница 301
Страница 302
Страница 303
Страница 304
Страница 305
Страница 306
Страница 307
Страница 308
Страница 309
Страница 310
Страница 311
Страница 312
Страница 313
Страница 314
Страница 315
Страница 316
Страница 317
Страница 318
Страница 319
Страница 320
Страница 321
Страница 322
Страница 323
Страница 324
Страница 325
Страница 326
Страница 327
Страница 328
Страница 329
Страница 330
Страница 331
Страница 332
Страница 333
Страница 334
Страница 335
Страница 336
Страница 337
Страница 338
Страница 339
Страница 340
Страница 341
Страница 342
Страница 343
Страница 344
Страница 345
Страница 346
Страница 347
Страница 348
Страница 349
Страница 350
Страница 351
Страница 352
Страница 353
Страница 354
Страница 355
Страница 356
Страница 357
Страница 358
Страница 359
Страница 360
Страница 361
Страница 362
Страница 363
Страница 364

13. ПРОРОКИ
Те, кто в Аллаха и Его посланников не верят, Желая отделить Аллаха от Его пророков, И говорят: «Мы веруем в одних, в других - не верим», Пытаясь среднего пути держаться, Они - неверные по сути! (Св. Коран, сура 4, аяты 150, 151).
 
Мир велик и разнообразен во всех проявлениях, и понять что-либо вне связи с другими явлениями невозможно. Это справедливо и в отношении истории религии. Предложу одну загадку. Ныне насчитывается три мировые религии - буддизм, христианство, ислам, в каждой из которых есть формулы, наиболее часто произносимые при обращении к Богу, перед началом молитвы, какой-нибудь работы и т. д. В исламе: « Бисмилляхи-ррахмани-ррахим!» - « Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!» В христианстве: « Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!» В буддизме: « Ом мани падме хум!» или « Ом мани падма хум!», что означает: « О сидящий на цветке лотоса!» Но в обратном ( арабском) чтении буддийской формулы ( с определенными, вполне корректными поправками, учитывая, что произношение слов меняется, тем более за много веков) сокрыт другой смысл: Мухаммад аби нажму - « Мухаммад - отец чести». Это антинаучно? Не спорю. Зато верно. Великий пророк Гаутама Будда возвещал появление другого великого посланника.
Но говорится ли о Гаутаме Будде в Библии или в Св. Коране? На наш взгляд - да. Обратим внимание на следующие факты:
1.    В начальной части Ветхого Завета ( Торы) имеется два рассказа о сотворении людей. Первочеловек в первый раз назван по имени - Адам - только после рассказа о сотворении его жены, до этого он именуется просто «человек». Перво- женщин а названа Евой еще позже, в конце рассказа об изгнании первой четы из рая, в котором они жили до того, как, соблазнившись внушениями змея, вкусили плодов с запретного древа познания; при этом они испытали нечто вроде пробуждения: « И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, 3 - 7). Рай находился в местности Эдем.
2.    Но, согласно мистической традиции иудаизма, было два Адама - небесный, духовный Адам Кадмон («первоначальный»), и созданный по его образцу земной Адам, человек из плоти и крови. Получается, что Адам Кадмон жил в небесном раю, а земной Адам - в земном (т. е. в обыкновенном саду, поскольку рая на земле быть не может). Следовательно, земные Адам и Ева были изгнаны из этого сада, а не из небесного рая.
3.    Взглянем теперь на биографию Будды, прозванного Шакья-муни ( сакский, т. е. скифский, мудрец). Он был сыном царя племени шакьеви родился близ города Капилавасту. Отец постарался, чтобы юный принц видел только светлые стороны жизни - он жил во дворце, окруженном роскошным садом, утопая в наслаждениях. Женился принц на своей двоюродной сестре, прекрасной Яшодхаре. Выходить за пределы сада ему не позволяли, но однажды он сумел выбраться в город, где, увидев нищего старика, больного и труп, испытал потрясение и понял, что мир преходящ, что в нем есть страдания и смерть. Принц покинул свой дворец и стал странствовать с аскетами. В один из дней он сел под деревом бодхи («пробуждения») и решил не вставать, прежде чем не постигнет высшее знание. Несмотря на искушения демона Мары, Гаутама достиг совершенства и стал буддой («просветленным»). Первую проповедь он произнес в городе Варанаси (Бенаресе).
4.    Нетрудно заметить сходство деталей в библейском рассказе об Адаме, и в биографии Будды: жизнь в раю супружеской четы - запрет - нарушение запрета - изгнание (уход) из рая. Совпадает и другое - у Адама после вкушения плодов древа познания открываются глаза, он « пробуждается»; Гаутама, сидя под « деревом пробуждения», достигает просветления (пробуждения). Адама искушает змей, Будду - демон Мара.
5.    В Св. Коране Адам назван пророком, Но кому он стал бы пророчествовать и проповедовать, если других людей, кроме Евы, тогда не было? Следовательно, речь также идет о двух Адамах, один из которых (земной) являлся реально жившим человеком.
Наше предположение таково. Пророк Гаутама Будда жил в весьма отдаленное время. При отсутствии всяких средств и источников информации, кроме рассказов путешественников, солдат, торговцев, бродячих проповедников, население имело о событиях в ближних и дальних странах смутное представление, питалось слухами. Если же в руки грамотных людей попадали какие-то документы, книги или письма на чужих языках, перевести и понять их правильно было нелегко.
Приведу один, достаточно красноречивый, пример. Всему миру известен древнегреческий миф об амазонках - могучем племени воинственных девушек, сражавшихся верхом на резвых
 
конях и побеждавших сильные армии. Есть рассказы о племени воительниц и в фольклоре других народов. Конечно, в этом можно видеть отзвук столкновений с тюркскими племенами, у которых женщины ездили верхом. Кроме того, в карачаево-балкарском эпосе сохранились отзвуки обычая, согласно которому каждая девушка должна была, чтобы иметь право выйти замуж, убить врага. Но в появлении мифа об амазонках повинна, в основном, народная этимология.
Когда в Северном Иране и на востоке Малой Азии возникло грозное Парфянское государство и стало расширять свои владения, слухи о нем распространялись и на запад, к грекам. Парфяне были конным народом, и происходили, по утверждениям некоторых древнегреческих авторов, от « скифов-изгнанников». По нашему ( антинаучному) мнению, это сельджуки и другие тюркские племена - в том числе и аланы - когда-то продвинувшиеся на юг с пра-родины тюрков в Восточной Европе, через Кавказский хребет, и частично смешавшиеся с иранцами. От алан идет и их раннее именование - пард ( парф) - « барс, леопард». Отсюда упоминание в древних источниках племени « сынов леопарда» в Малой Азии; имя аланского племени барсил, барсул как раз и означает на тюркских « сыны барса», как и алан есть табуированное название священного тотемного зверя - барса ( ала анг, аланг - « пятнистый зверь»). Отсюда же и огромное аланское городище в Мингечауре ( Азербайджан), и многие топонимы в Малой Азии, например, название турецкого курорта -Алания.
Итак, греки, жившие на западе Малой Азии, услышали о конном народе, именуемом «парды, парты, парны». Пардус на греческом означает « гепард» ( другой термин, пантерос -«барс, леопард»). Леопард, букв, « льво-барс» - греческая калька тюркского этнонима ас-алан, поскольку сходное аслан означает « лев». Но партенос, столь созвучное слову пантерос, в греческом означает « дева, девушка», и появился миф о конном племени ужасно воинственных девиц. Миф прижился и получил широкое распространение.
У древних евреев и арабов, когда до них стали доходить слухи о явлении в далекой Северной Индии великого пророка, произошло примерно то же самое. Затем, осмысленные на свой лад, эти вести и попали в Ветхий Завет. Кроме указанных совпадений, об этом говорят и следующие аргументы:
1.    Пророка звали Гаутама. Но для семита в этом слышалось бы « из Утама» ( Адама, переделанного также в Эдем ( Эден) - название местности, в которой находился роскошный, райский сад, - место пребывание юного принца; га в древнееврейском означало «из»).
2.    Один из восточных терминов, означающих «город» - балад. «Дерево» в карачаево-балкарском - « балас» ( наравне с терек, агъач). Для Адама запретным было древо - балас, для Будды - город балад.
3.    Адама искушал у «древа познания» змей, Гаутаму у «древа пробуждения» - демон Мара. В библейском райском саду, кроме того, было еще одно дерево - «древо жизни». Почему? В тюркских языках слово жан «душа, жизнь, гореть» имеет несколько вариантов - ян, уан, ван, ган. Уан балас « древо жизни, древо души» почти идентично анг балас « древо понимания» и уян балас « древо пробуждения». «Пробудившись», Адам и Ева устыдились, что наги и тут же оделись в смоковные листья. Уял - « стыдиться». Но тюркское уан баласы, Жан баласы означает еще и «дитя души», т. е речь в древнем тюркском тексте шла о «рождении» духа из души.
4.    Вести и рассказы о Будде должны были доходить до арабов и евреев через соседний с Индией Иран и южных тюрков. Адама искушал змей. Но в иранском слово маран как раз и означает «змей», в фольклоре иранцев есть существо Шахи-маран («царь змей»); в какое-то время он был заимствован и карачаево-балкарцами - мифическое существо Шах- маран, царь змей.
5.    По арабо-мусульманским апокрифическим рассказам, Адам жил на Цейлоне, по-арабски - Серендиб. Это обратное ( арабское) чтение названия города, в котором проповедовал Будда ( Бенарес, Варанаси). Вероятно, нашлись бы и другие параллели, но и этих вполне достаточно. Добавим только, что имя Гаутама еще и разделилось и стало обозначать имена двух первых людей - Хауа и Адам.
Наш вывод таков: составители Ветхого Завета использовали какие-то дошедшие до них рассказы о жизни пророка Гаутамы, приняв его имя за имя своего первочеловека Адама («красная глина»), отчего и появился в нем второй рассказ о сотворении человека ( наряду со
 
своим, древнесемитским мифом).
Кстати говоря, тюркский след обнаруживается и в названии свода канонических буддийских текстов на языке пали - « Т(р)ипитака» (зафиксированном на Цейлоне), что означает «три корзины». Известно, что слово китап « книга» происходит от тюркского ки(р) man -«глиняная табличка»; ср. карачаево-балкарские тапка « полка», тапкыр « ступенька», тапла «уплощать» и др. Кир - « земля, грязь». Или от кюй man - « обожженная табличка». «Кирпич» от кир биш - «обожженная глина» (см. известную книгу О. О. Сулейменова «Аз и Я»).
Тогда древнеиндийский термин « питак» есть прочитанный обратно, несколько искаженный и понятый в значении «корзина» термин китап «патик, питак». «Типитака» означало вовсе не «три корзины», а «три книги». Как и их части должно переводить по другому: например, «Виная-питака» - не «корзина дисциплины», а «книга дисциплины».
Более того, тюрки сами прочитали термин китап в обратную сторону и получили несколько искаженное битик - « надпись, письмо» ( букв, « растение»; откуда, например, и название местности Битикле в Чегемском ущелье, где были обнаружены рунические писаницы). Кроме того, буддийское культовое сооружение ( в русском называемое « пагода») в Индии называется « дагоба», по-тюркски « гора-могила». И таких примеров много. Скажем, в мифологиях многих народов затмения солнца ( или луны) объяснялись тем, что их старается проглотить некое небесное чудовище, чаще всего речь идет о змее (драконе) или волке. Все дело в созвучии трех тюркских слов: къурут «заставить исчезнуть, истребить», курт, къурт (одно из названий волка) и къурт «червь», т. е. сыграло свою роль сходство змеи и червя. Ср. также жыл -«год, годичный круг» и жылан - «змея».
Мировым религиям и их основателям-пророкам предшествовали религии национальные -ведь и в Св. Коране говорится, что пророки были посланы к каждому народу. Но массы еще не были способны сразу сохранить и усвоить принесенные им откровения, совращались в язычество. Так произошло, например, с наследием Заратустры у иранцев и Авраама у евреев.
Должны были явиться пророки с проповедью, обращенной ко всем людям, ко всему миру.
Связь трех величайших пророков ( Будды, Иисуса и Мухаммада) выявляется при рассмотрении их миссий. Будучи людьми избранными и самыми достойными из всех, они обязаны были неукоснительно выполнять волю Всевышнего, ничего не прибавляя и не убавляя в данных им откровениях. Следует обратить внимание на ту природную и социальную среду, в которой они жили.
Задачей пророков являлось возвещение воли Аллаха людям, чтобы облегчить им вступление на путь веры и свободы, указать его. Чем же ограничена свобода каждого человека? Конечно, природой, обществом и собственными слабостями. Следовательно, миссия Будды, чье явление по времени было первым, заключалась в том, чтобы объяснить людям, что они не есть просто плоть, часть природы, материи, что в их плоти заключена высшая субстанция ( но эта задача, разумеется, не исключала и другие). Где же власть природы и плоти над человеком достигала наивысшей точки? Там, где природа имела наибольшую силу, была буйной, динамичной - в Индии, с ее могучими реками и джунглями, обилием зверья, насекомых, рыб, наводнениями, ураганами и т. д. Человек не имел возможности узреть в этом буйстве смысл, порядок, объяснить ее себе - для этого следовало вглядеться в себя, отрешиться от внешнего. Помнится вычитанная из Гегеля мысль: в религиях народов Индии потому так много богов и демонов ( как пишут - миллионы), а их древние философские трактаты и поэмы потому так велики, что человек не мог охватить природу своим разумом, и, как бы соревнуясь с ней, все продолжал и продолжал свое творчество, не в силах на чем-нибудь остановиться, обнаружить в ней строй. Возможно, этим же объясняется и многовековая устойчивость кастового строя в этой стране - боязнью утерять обретенный порядок, впасть в социальный хаос.
Но если природа не может прекратить, остановить свой бешеный круговорот, вихрь, то и поддаваться ему нельзя - чтобы выйти из-под ее власти, надо отвести от нее взгляд, остановиться (внутренне), успокоиться, стать природе и своему телу внешним, тогда и появится возможность понимания. Надо было научить человека сопротивляться инерции природного существования. Поэтому и стал столь популярен в буддизме уход от мира в монашество, поэтому и сам Будда изображается в полном покое, в состоянии отрешенности. Вероятно, ему не было поручено
 
говорить о Боге, бессмертии, рае и аде, страшном суде - на все вопросы об этом он отвечал благородным молчанием. Но если бы он стал делать то, что ему не было поручено, говорить то, о чем ему откровения не было, тем самым он проявил бы самовольство, нарушил повеление Творца.
Потрясающе выразительна в свете сказанного легенда о смерти пророка. Согласно этой легенде, Будда однажды увидел умирающих с голоду детенышей тигрицы и отдал им свое тело на съедение. Так заканчивается земная жизнь человека, проповедовавшего людям, что они не есть природа, что они выше ее: возвращением того, что ей принадлежит - тела. Цель буддизма заключалась в победе над телесностью, веществом, материей - а для этого надо было это познать, постичь (отсюда популярность буддизма на Западе, в научно ориентированной среде).
Но Индия, в которой буддизм поначалу стал распространяться широко, в конце концов его отвергла и сохранила верность язычеству ( индуизму), за исключением северо-западных и юго-восточных районов, где позже победил ислам. Буддизм же распространился вне Индии - в Тибете, в Монголии, на Цейлоне и т. д.
Главная миссия Иисуса Христа заключалась в другом. Он является в регионе с умеренным климатом, который не подавлял человека, но - в многонациональном государстве, империи. Является среди народа, жившего, во-первых, в тисках своих религиозных и общественных установлений, а во-вторых - под чужеземной властью Рима, чье иго нес с отвращением. Потому-то древние евреи и восприняли пришествие Иисуса как приход политического вождя (фактически нового Моисея), который освободит их народ от чужеземцев и восстановит Иудейское царство. Когда же они поняли, что Иисус об этом не помышляет («Царство Мое не от мира сего»), общество от него отвернулось.
Если мы внимательно вчитаемся в Св. Евангелие, то заметим, что Иисус, в основном, проповедует сознательное исполнение религиозных предписаний, общественных установлений и государственных законов, а не по инерции, не механически и не из-за страха: эпизод с динарием кесаря, слова о храме и алтаре и т. п. (о природе в Евангелиях говорится очень мало). Не все эти установления он считает данными Богом -среди них много просто человеческих. И если они идут против велений духа - их можно нарушить, но только зная, почему и для чего (его слова о том, что не человек для субботы, а суббота для человеков). Постоянно в его проповеди звучит: «Вам сказано то-то и то-то, а я вам говорю... » Это означало, кроме прочего, провозглашение прав личности на самостоятельное мнение по любому поводу - конечно, если оно обосновано. Может быть право общество, но может быть прав и отдельный человек.
Немногие могли вместить его слово, еще меньше было тех, кто стал исполнять его. И, конечно, общество не приняло и не поняло его миссию, отвергло его самого и обрекло на казнь. Но учение Христа признали другие народы; христиане и мусульмане видят в нем Спасителя, Мессию (Масих).
Итак, человечеству - а не каждому народу в отдельности - были возвещены пути освобождения от власти природы и общества - что, разумеется, не означало призыв попирать их. Фактически устами Гаутамы Будды было провозглашено: «Человек - не животное, не природа, не тело». Устами Иисуса Христа - что человек не механизм, он -существо, мыслящее творчески, и должен веровать, говорить и действовать осмысленно, сознательно. Но если человек уже знает, что законы природы и общественные установления не являются его истинной сущностью, не выражают ее, остается последнее - предупредить его об окончательном выборе.
Два великих пророка выступили против могучих сил. Власть и могущество язычества проявились в том, что Будда и Иисус были обожествлены, их учения и образы постарались сделать частью господствующего мировоззрения. Но Иисус, например, неоднократно говорит в Евангелиях о том, что он - человек. Вспомним эпизод, когда к нему со словами: « Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - обратился некий юноша. Иисус строго ответил ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Лука, 18 - 18, 19), давая тем самым понять, что он - не бог, а человек, несущий Слово Всевышнего. Об этом много раз говорится и в Св. Коране, где Иса, сын Мариам, упоминается чаще других пророков, и согласно которому обладал способностью воскрешать мертвых (3:43). Он именуется в нем «мессия», «слово Аллаха», «дух от Аллаха», «посланник Аллаха».
 
Мощь язычества была подорвана ( и не только национальными религиями, буддизмом и христианством; см. об этом ниже). И явился третий великий пророк - Мухаммад, явился в раскаленной от зноя, бесплодной аравийской пустыне - между землей и небом, чтобы окончательно утвердить веру в Единого Бога, напомнить человечеству об истинном пути, о том, что оно есть творение Божье и что его ждет Страшный суд, о воздаянии за грехи и награде за благотворение и твердость в вере. О необходимости чистоты, даже на уровне ритуала, - и внешней (пять омовений в день), и внутренней (пять обращений к Аллаху) - как непременного условия предстояния перед Ним. И дать ему руководство - Единый Коран, без всяких вариантов, как наставление на путь истины, книгу, которую никто не смог исказить.
Почему он явился в Аравии? Потому, вероятно, что разгул страстей, неумеряемых ничем, разгул язычества в этой стране был страшен. Почитайте о том, что делалось там в период «джахилийи» ( невежества, до прихода ислама). Огромное количество богов, постоянные межплеменные и межродовые войны, убийства новорожденных девочек, продажа в рабство детей и жен, неумеренное употребление вина и т. п. Но арабы, при всем том, вероятно, были народом, наиболее готовым и способным в тот период к распространению великого учения (среди них были и сторонники древнего единобожия - ханифы).
Ничего не получилось у язычества и с обожествлением пророка - в Св. Коране несколько раз ясно и недвусмысленно сказано, что он человек. Это было очень важно - значит, Бог взирает на людей, он принимает их такими, каковы они есть, он Милостив и Милосерден, но желает, чтобы они становились чище, выше и шли по пути истины и добра, а не заблуждения и потворства своим страстям.
Связь между тремя учениями заметна во многом, мы скажем лишь о нескольких моментах. Устами Будды была провозглашена победа человечества над природностью, отказ признавать ее истинным человеческим Я. Число книг Священного писания буддизма очень велико - 216. Миссия и явление Иисуса Христа знаменовали победу над душой, что достигается только в акте, напоминающем смерть-инициацию. Поэтому и совершилось его распятие - в Св. Коране сказано, что враги не смогли казнить, т. е. убить, Иисуса, это им только представилось (сура 4, аят 36) - а затем и воскресение пророка из мертвых. Душа человека тоже множественна, поэтому существует Четвероевангелие ( не считая множества апокрифов), и в центре его - три последних года земной жизни Иисуса, время его великого испытания, после которого он признается первосвященником по чину Мелхиседека, царя Салимского. Но Св. Коран - только один, и обращен к духу человека, который также один и един.
А теперь о другом. Человек, которому религию навязали силой, не станет подлинно верующим, он превратится в лицемера (вера - дар Бога). Но на свете полным-полно несчастных людей, искренне желающих убедить всех и вся, что религия, исповедуемая им лично и его народом или группой, есть самая лучшая и правильная, и считающих, что тех, кто с этим не согласен, следует объявить врагами. Они поступают точно так же, как власть имущие, -превращают святыню, веру, в средство, в орудие, и готовы бить своими Священными Писаниями по голове последователя другой религии, забывая при этом о действительных врагах - своем невежестве и слабостях внутри, и безбожниках вне - тех, кто ни во что, кроме грубой силы и золотого тельца не верит и ничему иному не поклоняется ( неоязычество); не понимая, что врагами одних верующих являются не другие верующие, а безбожие и сатанисты. Так буддист противостанет христианину, а тот мусульманину и т. д., не ведая, что пророков и Св. Писания посылал к разным народам или ко всему миру один и тот же Бог ( как и сказано об этом в Св. Коране, см. выше). Великие пророки знали друг о друге, пусть и отделенные веком или двумя (утверждение явно антинаучное), и каждый выполнял свою задачу - служение Богу и человечеству.
Что такое язычество - этап развития религии, закончившийся появлением образа Единого Бога, или извращение и распад этого единого образа, который был дан человеку с самого начала? Я придерживаюсь второго взгляда (теория прамонотеизма, созданная Эндрю Лэнгом). Вера в единого небесного Бога-Творца была изначально, раньше ложных идей в мире присутствовала идея истинная ( ведь Всевышний был вечно и раньше всего). Но единобожие было трудно для восприятия не только массы, оно неприятно было и власть имущим, поэтому монотеистов,
 
вероятно, насчитывалось не так много ( ср. то, что говорится в Св. Коране о древних пророках Нухе, Салихе, Ибрахиме и др., их тщетных усилиях внушить веру в Единого Бога своим соплеменникам, существование множества народов, племен и родов, прибавьте сюда и противодействие злобных джиннов, еще сохранявших свое могущество).
Трудность распространения монотеизма заключалась еще и в том, что начиналось разделение труда и распад общества на множество групп, сословий, классов, у каждого из которых возникали свои интересы и свое мировоззрение, свое представление о божестве, позже -божествах, возникали свои обряды и культы: у земледельцев - одни, у ремесленников - другие и т. д. Поэтому и различные эпитеты ( священные имена), сопровождавшие имя Бога, постепенно стали восприниматься как имена разных богов. Все это приводило к появлению огромного числа божеств, суеверий, путанице и извращениям.
Скорее всего, и разложившееся жречество сознательно поддерживало в народах эти извращенные культы - ради власти над их умами. В конце концов божества стали отличаться, в представлениях язычников, только большими, чем у человека, могуществом, размерами тела и интеллектом, но не нравственной высотой и величием, - язычники, казня и преследуя пророков, творили богов по своему образу и подобию, фактически обожествляя себя и свою тягу к произволу (или поклоняясь злым джиннам).
Яркий пример - аморализм олимпийских богов, вступавших в связь со своими сестрами, дочерьми, племянницами, внучками, смертными женщинами, их супружеские измены, убийства людей и пр.; эти образы - отражение души самих служителей культа и властителей. Апофеоза разгул язычества достиг в культе царей, фараонов, императоров, « сыновей богов», которым воздавались божеские почести. Понадобились героические усилия великих пророков, святых, мучеников и др., чтобы древняя вера в Единого Бога пробилась сквозь горы лжи, заблуждений, извращений, и человечество продолжило трудный путь восхождения и возвращения к своему Единому и Единственному Творцу.
Люди отличаются друг от друга сотнями признаков и свойств и открывают в себе все новые и новые - люди неодинаковы. Поэтому каждый из огромного количества культов имел своих сторонников -именно по той причине, что они находили в этих культах свое. Даже в более поздние времена, после появления письменности, откровения великих пророков вылились в появление различных толков и направлений в буддизме, христианстве и исламе. Но все они одинаково правыми во всех вопросах быть не могут. Язычество тем более является заблуждением, или извращением вечной истины и веры в Единого Бога, это ложные пути, по которым блуждала и блуждает огромная масса людей, поклоняясь идолам или возводя в культ богатство, славу и власть.
Думать, что язычество есть ранний этап развития религии, приводящий к единобожию, можно только полагая, что ложный путь, если по нему идти долго, приведет к пути истинному. Но этого не может быть, ложные пути всегда ведут в пропасть, в трясину, в гибель. Не ложь предшествовала истине, а наоборот, изначально существовал путь правый, истинный ( как и прежде всего был Бог). По нему шли немногие, но все же шли, и именно следование этому пути проповедовали великие пророки. Единобожие не происходит от язычества и не является его развитием, как правда не происходит от лжи, как живое не порождается мертвым. Как обезьяна не могла превратиться в человека - ни случайно, ни по воле « эволюции», поскольку эта самая пресловутая эволюция волей и разумом не обладает.
Победа единобожия не могла совершиться сразу, в один момент, не сразу явились и основатели мировых религий — им предшествовали пророки и религии национальные. Поскольку в Св. Коране говорится, что пророки посылались к каждому народу, были, вероятно, они и у германцев, хамитов, славян, финно-угров и др.
Если тенгрианство есть религия единобожия, как мы утверждаем, то в ее основание положено учение кого-то из пророков. Кто же это был? Кодекс «Ёзден Адет» не мог возникнуть в пустоте - метафизика и этика в любом случае должны вытекать из откровения, иначе они есть просто предположения и набор правил, вовсе необязательных для исполнения, плод только человеческого стремления понять мир и упорядочить жизнь; только человеческое учение неизбежно будет опираться на власть, используя насилие и зачеркивая себя же ( этику,
 
утверждение добра -единственный способ обрести истину, а через нее - свободу).
Возникновение Кодекса связано с тенгрианством. Но каково происхождение самого тенгрианства? К сожалению, в некоторых научных и популярных работах его путают и смешивают с тем, к чему оно никакого отношения не имеет, - шаманизмом и язычеством. На самом деле оно было древнейшим монотеизмом, национальной единобожной религией тюрков.


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.