Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

ЁЗДЕН АДЕТ

Оглавление
ЁЗДЕН АДЕТ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152
Страница 153
Страница 154
Страница 155
Страница 156
Страница 157
Страница 158
Страница 159
Страница 160
Страница 161
Страница 162
Страница 163
Страница 164
Страница 165
Страница 166
Страница 167
Страница 168
Страница 169
Страница 170
Страница 171
Страница 172
Страница 173
Страница 174
Страница 175
Страница 176
Страница 177
Страница 178
Страница 179
Страница 180
Страница 181
Страница 182
Страница 183
Страница 184
Страница 185
Страница 186
Страница 187
Страница 188
Страница 189
Страница 190
Страница 191
Страница 192
Страница 193
Страница 194
Страница 195
Страница 196
Страница 197
Страница 198
Страница 199
Страница 200
Страница 201
Страница 202
Страница 203
Страница 204
Страница 205
Страница 206
Страница 207
Страница 208
Страница 209
Страница 210
Страница 211
Страница 212
Страница 213
Страница 214
Страница 215
Страница 216
Страница 217
Страница 218
Страница 219
Страница 220
Страница 221
Страница 222
Страница 223
Страница 224
Страница 225
Страница 226
Страница 227
Страница 228
Страница 229
Страница 230
Страница 231
Страница 232
Страница 233
Страница 234
Страница 235
Страница 236
Страница 237
Страница 238
Страница 239
Страница 240
Страница 241
Страница 242
Страница 243
Страница 244
Страница 245
Страница 246
Страница 247
Страница 248
Страница 249
Страница 250
Страница 251
Страница 252
Страница 253
Страница 254
Страница 255
Страница 256
Страница 257
Страница 258
Страница 259
Страница 260
Страница 261
Страница 262
Страница 263
Страница 264
Страница 265
Страница 266
Страница 267
Страница 268
Страница 269
Страница 270
Страница 271
Страница 272
Страница 273
Страница 274
Страница 275
Страница 276
Страница 277
Страница 278
Страница 279
Страница 280
Страница 281
Страница 282
Страница 283
Страница 284
Страница 285
Страница 286
Страница 287
Страница 288
Страница 289
Страница 290
Страница 291
Страница 292
Страница 293
Страница 294
Страница 295
Страница 296
Страница 297
Страница 298
Страница 299
Страница 300
Страница 301
Страница 302
Страница 303
Страница 304
Страница 305
Страница 306
Страница 307
Страница 308
Страница 309
Страница 310
Страница 311
Страница 312
Страница 313
Страница 314
Страница 315
Страница 316
Страница 317
Страница 318
Страница 319
Страница 320
Страница 321
Страница 322
Страница 323
Страница 324
Страница 325
Страница 326
Страница 327
Страница 328
Страница 329
Страница 330
Страница 331
Страница 332
Страница 333
Страница 334
Страница 335
Страница 336
Страница 337
Страница 338
Страница 339
Страница 340
Страница 341
Страница 342
Страница 343
Страница 344
Страница 345
Страница 346
Страница 347
Страница 348
Страница 349
Страница 350
Страница 351
Страница 352
Страница 353
Страница 354
Страница 355
Страница 356
Страница 357
Страница 358
Страница 359
Страница 360
Страница 361
Страница 362
Страница 363
Страница 364

25. ИМПЕРИЯ
Задолго до потопа человечество поделило Землю. Белым досталась Западная Евразия, красным ( индейцам) - Америка, желтой расе - Восточная и Юго-Восточная Азия, черной -Африка, Индия, Австралия. Следует думать, что развитие ранних государств и народов, имевших единое наследие своих предков, было неравномерным, в зависимости от природных условий, одаренности народов и племен и пр.
Следует попробовать на основе сказанного восстановить историю белой расы ( после всемирного потопа, уничтожившей Туле, цивилизацию на полюсе). Скорее всего, остатки белой расы, сохранившие в достаточной мере знания и достижения погибшей цивилизации, попытались востано-вить государства на основе этих знаний и достижений. Возможно, сохранились и некоторые города, островки культуры и цивилизации. Одним из них, вероятно, и была Атлантида, споры о которой продолжаются не одно столетие. Считается, что она находилась в Атлантическом океане.
Не исключено, однако, что Атлантида, которую философ Платон ( вероятно, намеренно) располагал за Гибралтаром (за Геркулесовыми столпами), находилась в Черном море, когда оно еще не соединялось со Средиземным морем. Возможно также, что мы читаем Платона неправильно, и Геркулесовыми столпами называлось место входа в проливы Босфор и Дарданеллы. Трудно понять, что явилось причиной катастрофы, но когда воды Средиземного моря хлынули в Черное, Атлантиду, находившуюся на острове, могло затопить его волнами. Это был уже второй катаклизм, гораздо меньший по масштабу, так называемый « дарданов потоп». (Может быть, Черное, Азовское и Каспийское моря в то время были соединены проливом, исчезнувшим, когда воды Средиземного моря отхлынули обратно). Катастрофа, уничтожившая Атлантиду, произошла, по Платону, 9000 лет назад.
Платон также приводил слова египетского жреца, утверждавшего, что афиняне спасли многие страны от порабощения атлантами. Но давно замечено, что многие цифры, встречающиеся у « античных» авторов, надо уменьшать как минимум в 10 раз, чтобы они выглядели правдоподобно. Например, когда Геродот пишет, что у царя Дария, при его нашествии на Скифию, было 600 000 воинов, это явная несуразица. Такое войско могло завоевать не только Скифию, но и весь мир - если бы можно было в то время собрать, вооружить, кормить и координировать действия и передвижения такой массы. Скорее всего, воинов Дария было тысяч шестьдесят, а то и меньше. Так и с датой потопа. И никаких Афин за девять тысяч лет до времен Платона быть не могло.
«Новые хронологи» считают, что «древнегреческий» философ Платон - не кто иной, как византийский ученый Гемист Плетон, переехавший во Флоренцию с частью византийского
 
архива. Он же организовал на новом месте Платоновскую Академию. Многое из «древнеримской» исторической литературы - просто переводы и переделки византийских хроник, и случилось это в XV веке. Следовательно, Атлантида была, по историческим меркам, относительно недавно; возможно также, что она являлась самым развитым из государств белой расы (после потопа).
Весьма вероятно, что вся белая раса жила в период после второго, «дарданова» потопа на относительно небольшой территории вокруг Черного моря ( где на большом острове располагалось до катаклизма главное государство - Атлантида; менее вероятно - вокруг Кавказа). На северо-западе - европейцы, на северо-востоке - тюрко-угро-финны, на северо-востоке Малой Азии - индоиранцы, на юго-западе - семито-хамиты (предки нынешних четырех больших этно¬языковых групп). Они не были первобытными дикарями, ибо кое-что сохранили и от цивилизации допотопной. После нового периода шока ( гибели Атлантиды) люди должны были попытаться восстановить утраченное. Возможно, уцелела и письменность - важнейшее условие, без которого строить государство невозможно. Кроме того, эти древние племена никак не могли обойтись без торговли, а местность по обе стороны проливов как раз и образовывала очень удобный общий центр, и можно было легко переправляться с одного берега на другой. Если бы Атлантида находилась в Атлантическом океане, оказывая цивилизующее и организующее влияние на окрестные территории, самыми развитыми странами в раннем средневековье были бы те, которые находились к ней ближе - различные области нынешних Испании, Португалии, Франции, Англии, Северо-Западной Африки. Но доминировала Византия, а затем Османская империя.
Так должен был возникнуть новый центр цивилизации - Троя (археологи пишут, что ему предшествовал какой-то богатый город или даже несколько). Власть в ней могли удерживать те, кто помнил обряды и догматы до-потопной религии ( несомненно, единобожия) и владел научными знаниями, умел управлять, читать и писать, а это могли быть люди не из одного племени, а из многих или даже из всех. (Но колесо времени катилось вниз, и религия скатывалась к многобожию).
После двух гигантских катастроф население Земли было небольшим, а войны происходили, вероятно, относительно редко - выгоднее было сотрудничать, имея общий центр. Возникло государство с царем-первосвященником во главе, и мелкими царьками или князьями на окраинах. Весьма вероятно и существование рабства, в которое могли обращать на первых порах преступников, используя их труд для самого опасного -работы в рудниках, добычи металлов. До¬потопная цивилизация начиналась с власти пророков, святых царей и праведников, постепенно деградируя до правления чан дал. После катастрофы, возможно, власть святых восстановилась, на волне всеобщего покаяния, вызванного ужасом перед катастрофой ( см. в карач.-балк. нартском эпосе о Дебете, некоторое время правившем нартами). История повторилась и опять пошла под уклон, а начало деградации опять положили жрецы, захватившие власть в растущей империи.
Фактически все население, памятуя о прошлом и не изобретая велосипеда, нужно было разделить на четыре категории: тех, кто молился, учился, совершал обряды и управлял, тех, кто воевал и охранял, тех, кто торговал и мастерил, тех, кто производил, работал на полях, ловил рыбу и т. п., повторить на новом витке истории то, что было до потопа. Храмы представляли собой административный, духовный, военный, торговый и производственный центры одновременно. ( Вокруг них, вероятно, и выросли потом средневековые города.) Они же обеспечивали единство быстро разраставшейся империи. Но это еще не все. Нужен язык, на котором могли бы общаться и молиться все граждане государства. Каким он был, сказать уверенно, разумеется, нельзя. Но, поскольку позднее византийцы именовали себя ромеями, а древнейшей письменностью считается арамейская ( на арамейском же говорил и Иисус), то, может быть, государственным языком был арамейский. Вполне возможно, что его следы сохранились во многих современных наречиях.
Также вполне вероятно, что сохранялась и национальная специализация, и обусловленный ею строй в небольших городах-государствах, подчинявшихся центру. Те, кто в данном роду-племени были исключениями, возможно, вливались в другие племена. Закрепление доминантных
 
наклонностей на генетическом уровне, видимо, произошло еще до всемирного потопа. Но чистых носителей свойств каждой касты уже было немного.
С той поры и на долгие времена в сознании народов белой расы утвердилось убеждение, что император, сюзерен всех прочих властителей, -только тот правитель, что сидит в Царьграде (к тому же и наследнике Атлантиды).
Что можно выяснить из греческой мифологии о царской династии Трои? Основателем ее стал некий Дардан, сын Зевса и нимфы Электры. Женился на дочери фригийского царя. Его сын Трос стал основателем и первым царем Трои; по другой версии, город основал сын Троса Ил, отсюда другое название города - Илион. Следующим царем был Лаомедонт, сын Ила. За нарушение обещания отдать Гераклу в награду за спасение его дочери волшебных коней великий герой убил царя и всех его сыновей, кроме Подарка, известного под именем Приам.
Одним из потомков Дардана был Эней, сын Анхиза. Есть намеки на соперничество линий Приама и Энея. Вполне возможно, что миф говорит не о том, что Ил основал город, а стал узурпатором, сместив законную династию, другую линию наследников Дардана.
Как известно, всякая власть развращает. Почивая на лаврах, жрецы-управленцы стали отходить от дел, хозяйство хирело. Первыми, конечно, заметили неладное воины. Назревал крупный внутренний конфликт, и нужна была только причина. Она и нашлась - похищение жены царя Менелая Елены Прекрасной сыном Приама Парисом ( если верить Гомеру). Разразилась Троянская война, продолжавшаяся, как пишет поэт, 10 лет. Многонациональное воинство захватило и разграбило Трою, и к власти пришли европейские кшатрии, свергнув европейских же брахманов, - не случайно Гомер говорит о том, что в ахейском войске были все знатнейшие герои. Троянская война оставила слишком много откликов, чтобы можно было считать ее чем-то обычным. Отсюда же упоминание в « Слове о полку Игореве» « веков троянских» (« вечи Трояни») - вероятно, точкой отсчета для окрестных народов была дата основания Трои, преемницы Атлантиды.
Но Эней, сын Анхиза, в сражениях участия поначалу не принимал и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест.
Утратившие власть жрецы должны были теперь спуститься на ступеньку ниже, стать идеологическим подкреплением касты воинов. Но вряд ли все согласились с этим. Источники говорят, что советник Приама Антенор на собрании троянцев предлагал выдать ахейцам Елену, тем более что Приам давал в этом клятву их вождю Агамемнону. Ахейцы после взятия города пощадили и Антенора, и его сыновей. Согласно римским преданиям, они уехали в Италию и основали там колонию.
Также, во время боя за Трою, бог Посейдон помог Энею и велел ему уехать, чтобы спасти царский род Дардана. На 20 кораблях, забрав отца и сына, Эней отправился на запад, после долгих странствий оказался в Италии, женился на дочери царя латинов и основал Рим (или это сделали его потомки, по другим версиям).
Все эти рассказы, надо полагать, не возникли на пустом месте. Вероятно, уцелевшая жреческая верхушка ушла в Италию, куда постепенно стали стекаться и другие сторонники свергнутой власти. Со временем их наследники, набрав большую силу, начали создавать государство, охватившее большую территорию. На востоке латиняне добрались до Крыма, Балкан и Палестины (признавая в тот период власть императора Византии).
Но с принятием христианства Рим стал превращаться в теократическое государство во главе с римским первосвященником, соперника Трои-Византии, претендуя на власть во всем христианском мире. В Западной Европе римской церкви пришлось повторить то, что происходило ранее вокруг Трои - создание храмовых хозяйств с епископами во главе, с орденами воинов-монахов, введением латинского языка в качестве государственного и т. д. Первоначально велика была и роль праведников - св. Бенедикта, св. Колумбана и др., но правили все же не они, а папа. Римский папа и давал благословение на царство многочисленным правителям пока еще небольших западных стран. Это государство ставило во вглаву угла не обладание собственностью и властью, а духовность, как она понималась в период прогрессирующей деградации, и в этом была его сила. Формально же церковь и государство до поры до времени оставались едиными, и приоритет принадлежал Византии - поскольку император был один, как и
 
патриарх, а римский первосвященник являлся только одним из многих.
Но время работало на Рим, а Византия под управлением кшатриев, подмяв духовную власть (император мог сместить одного патриарха и поставить на его место другого без особых затруднений), все глубже увязала в пучине раздоров и нескончаемых дворцовых переворотов, борьбе иконопочитателей и иконоборцев и т. п. Но было одно обстоятельство, которое мешало Риму открыто противостать Восточной империи. Ее руководство, надо полагать, прекрасно осведомленное о претензиях римской курии, постаралось принять свои меры.
Другие народы, достаточно формально, но все же подчиненные имперскому центру, конечно, не сидели сложа руки. На юго-востоке освоились индоиранцы, распространяясь все дальше - в Индию и за Памир, в Среднюю Азию, к Уралу. Подались на юг и основали свою столицу ( Вавилон) семиты, а хамиты, пройдя по восточному берегу Средиземного моря, где возникли Тир, Сидон, Иевус ( будущий Иерусалим) и другие города, добрались до Гибралтара. Север Балкан, Центральную Европу и Прибалтику заняли галлы, славяне, германцы и предки литовцев и латышей. На северо-востоке, в лесной полосе, расселились финно-угры, столкнувшись в Приуралье с индоиранцами и автохтонными племенами самодийцев-монголоидов, двигавшихся с востока. В Причерноморье, Приазовье, Поволжье, Подонье, на Северном Кавказе - тюрки. Между Донцом и Днепром сохранилось огромное Каменское городище (12 кв. километров), весьма возможно, что это остатки столицы Скифии-Гуннии-Хазарии.
Не исключено, что тюрки и угры ( каста воинов) продолжали оставаться в зоне влияния кшатрийского правительства в Константинополе. И уже отсюда, с берегов Азовского моря и Придунавья, они двинулись в великий поход на завоевание Европы, при хане Аттиле. Нашествие гунно-аваро-печенегов Аттилы и завоевание Европы тюрками-кшатриями было крестовым походом против католиков, а инициировало его кшатрийское правительство Византии. ( Еще ранее на запад продвинулись готы и аланы.) Не исключено, что в походе принимали участие и славяне. Не странно ли, что находясь в Венгрии, и обладая непобедимым войском, Аттила двинулся в Италию и Францию, а не постарался захватить более близкий и богатый город -Константинополь? И не для того ли приезжали в его ставку Приск Панийский и другие византийские послы, чтобы указать Аттиле цель и направление, а главное - снабдить его нужными сведениями о маршруте движения и силах противника?
Но западной империей руководили талантливые политики и дипломаты. Они сумели договориться с аланами (авангардом тюрков), большая часть которых осела в Галлии и Северной Италии. Меньшая часть вместе с вандалами подалась через Пиренеи в Испанию, где и сейчас проживают их ассимилированные потомки ( Каталания; в каталанском языке полно карачаево-балкаризмов), и Португалию. Здесь они разделились, и некоторые племена перешли в Африку вместе с вандалами, где создали государство, уничтоженное позже византийцами. (Конечно, это происходило вовсе не в IV-V вв., как считает официальная история, а гораздо позже.)
Осевшие в Галлии аланы и готы, став землевладельцами, перешли на сторону Рима. И те, и другие приняли участие в знаменитой битве на Каталаунских полях (близ города Шалон) на стороне римлян, которыми командовал воспитанник гуннов Аэций. Аттила не был разбит, но и победу не одержал, и вернулся в Паннонию, но через некоторое время снова двинулся на Рим. Осталось загадкой, почему, взяв несколько городов, после встречи с римским первосвященником Львом он вдруг повернул обратно. Вскоре Аттила умер. В Венгрии остался созданный им каганат, известный под именем Аварского (народ состоял из двух частей, как видно из одного из его именований - гунневары, т. е. «гунно-авары»).
Иначе говоря, Ватикан сумел перетянуть на свою сторону некоторых союзников Византии. Особенно усилились его позиции после того, как мощное племя франков перешло в христианство. С Меровингами, первой династией франков, Рим не поладил, и на смену им пришли Каролинги. Над Византией нависла опасность попасть под власть Рима. А в Европе появился еще один сильный центр - держава франков, будущая Священная Римская империя германской нации.
Но Аварский каганат был для империи прочным заслоном, и, пока он существовал, угрозы с запада Византия не боялась. Случаен ли тот факт, что она безропотно выплачивала аварам в
 
Венгрии (т. е. тем же гуннам) огромную дань? И именно франки при Карле Великом, вступив в союз с южными славянами, уничтожили это сильное государство - но для этого понадобилось 20 лет кровопролитных войн. Теперь у Византии заслона не было, авары стали вассалами франков и сразу же после окончания войны, в 800 году (по традиц. хронологии), Карл Великий короновался императором Священной Римской империи. Это являлось открытым вызовом Византии, которая переживала не лучшие времена - при Ирине, вдове императора Льва Хазара, византийские войска терпели поражения от болгар и арабов. Католики пошли на хитрость - Карл предложил императрице свою руку. То был шанс объединить обе державы - но под эгидой Ватикана. Чем закончилось бы дело, неясно, поскольку во время переговоров Ирина была низложена. Борьба продолжалась, оказав громадное влияние на судьбу Европы. Происходило все это, конечно, не в IX веке, а гораздо позже. Вскоре начались крестовые походы (а не спустя 400 лет после смерти Карла Великого, как утверждает официальная история).
Галлы, франки, готы, саксы и прочие, успешно ассимилировав пришлых завоевателей-тюрков, освоив их тактику конного боя, вооружение и пр., т. е. создав рыцарство, через какое-то время сами двинулись на восток и захватили Палестину, а потом и Царьград. Это будет пик могущества Ватикана ( так потомки жрецов вернулись на берега Босфора, отомстив за гибель Трои). Тогда византийцам и понадобился новый поход, в союзе с тюрками и славянами, в Европу, но возглавил его уже не тюрок, а Иоанн Дука Ватац ( о чем мы уже говорили выше). Восстановленная Византия продержалась недолго и уступила место Османской империи (1453 год), и тогда же окончательно развалилась Золотая Орда. Однако ореол всемирно-имперской столицы долго сохранялся за Константинополем (Стамбулом), и в турецком султане продолжали видеть владыку Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, т. е. фактически главу народов белой расы. И европейским государям пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать независимость от Блистательной Порты или перестать платить ей дань. С переходом Константинополя в руки турок в Европе закончился период владычества европейцев (брахманов белой расы) и начался век кшатриев, длившийся до XVIII века. Тогда же Никколо Маккиавелли напишет свое пособие для самовластных правителей - политический трактат «Государь», кстати, незамедлительно переведенный и в Турции.
Со временем некоторые короли и императоры вступят в борьбу с Римом и добьются независимости - но для этого одним придется перейти из католичества в протестанство, а другим - долго бороться с великолепно отлаженным механизмом контроля - роспуск рыцарских орденов, упразднение инквизиции и пр.
Жречество ( Ватикан) уступило власть западным кшатриям-королям в долгой и упорной борьбе, начатой Фридрихом Вторым Гогенштау-феном ( вся династия была уничтожена). Возникают и исчезают новые государства. Роль трех крупнейших империй, боровшихся за власть в Восточном Средиземноморье и вокруг Черного моря - Римской, Византийской и Золотой Орды, постепенно перешла к Австро-Венгрии, России и Турции. Уже в Новое время в борьбу жреческого ( католичество) и воинского ( православие) направлений христианства вмешивается третье, буржуазное ( протестантизм) и происходит целый ряд буржуазных революций, главную роль в которых сыграли протестанты и масоны. Однако начало возвышения буржуазии относится к более ранней эпохе, когда власть денег неуклонно подрывает не только мощную духовность средневековья, и когда не только духовенство все более коррумпируется, но и победившие рыцари-дворяне уже все меньше напоминают суровых и прямодушных воинов-монахов, сражавшихся во имя высоких целей; появляется новый тип солдата - наемника, ландскнехта, готового сражаться за кого угодно, лишь бы побольше платили. Да и короли все чаще обращаются за поддержкой к городам, т. е. к буржуазии, в борьбе со своеволием своих же собратьев по касте - феодалов-кшатриев.
Ватикан сумел все же преодолеть кризис, раставшись с идеей всемирной теократической империи, и доныне сохранил огромное влияние на политику государств всего мира (католичество является самой большой конфессией на планете). Протестанты, переселившиеся в Америку (как некогда Эней со своими спутниками в Италию), создали там Четвертый Рим - США.
Османская и Австро-Венгерская империи в эпоху господства буржуа распались. Далее всех пошла Россия, в которой прежде времени совершилась революция люмпен-пролетариата
 
(возглавленная маргиналами, выходцами из привилегированных сословий) с ее неизбежными последствиями - обобществлением имущества и земли, гос. атеизмом и т. п. Русская буржуазия, слабая и малочисленная, сделала огромную ошибку, изо всех сил расшатывая царский трон - в стране, которая не была еще готова к переходу в буржуазную стадию развития и к демократии, поскольку являлась многонациональной империей ( а многонациональных демократических империй, как известно, не бывает). Буржуазия не смогла удержать свалившуюся на нее власть -она досталась другим, и, конечно, вовсе не рабочим и крестьянам, которым было недосуг заниматься политикой, а деклассированным элементам из других слоев. Фамилия вождя революции, ярого атеиста, странно напоминает имя древнего императора, сделавшего попытку вернуть Римскую державу к язычеству (Юлиан Отступник - Ульянов). Государство возглавили лидеры с психологией уголовников, и созданное ими государство превратилось в огромную тюремную зону (лагерь социализма), вслед за крушением которой начался беспредел (хаос).
Византийская империя в свое время воскресла на Руси, Римская - в Америке ( США). Их борьба, по историческим меркам, продолжалась недолго, и ныне на планете тон задают Соединенные Штаты.
Следует быть последовательными и определить место на сфере семи видов духовного творчества и самовыражения. По горизонтали тогда расположатся философия, поэзия, наука и искусство. Верхний полюс -религия, нижний - мифология. В центре - метафизика.
И, конечно, здесь произошло то же самое, что и в обществе, - церковь (т. е. организация, руководимая людьми, избираемыми людьми же) возомнила себя выше святых ( т. е. тех, кого избрал сам Бог), а вслед за ней на высшую духовность и обладание истиной стали претендовать и официальные искусство, наука, литература и философия, а также и мифология. Все это сыграло огромную роль в процессе появления той картины и того состояния мира, которые мы сейчас наблюдаем. Если монархические режимы еще более-менее признавали религию и церковь в качестве идеологической силы и опоры, то пришедшая к власти буржуазия постепенно избавилась от опеки церкви, зачислив религию в один ряд с мифологией, и пользуясь обеими в качестве составных частей идеологии, когда и как ей нужно. И всеми остальными - тоже.
Воссоздание общества, основанного на разделении людей на варны, можно было бы считать величайшим достижением, если бы не затруднения с наследственным правом. Прежде считалось, что сын или внук прямо наследуют способности отца или деда, а потому должны наследовать и их положение, и занятия. Может быть, когда-то и было так, или древние мудрецы умели определять по каким-то признакам способности и характер. Но касты давным-давно перемешались, и ныне человеческая душа и жизнь слишком сложны, чтобы на основании лишь способностей можно было раз и навсегда определить его место в обществе. У жреца может родиться сын-шудра, у шудры - сын-воин и т. д. По праву рождения они должны будут наследовать занятия отца, к которому не предрасположены. Платон, размышляя об этом, предлагал выявлять способности детей и передавать их тем родителям, которые обладают теми же наклонностями. Но как их определить, и главное - кто это сделает? Кроме того, у человека есть не только способности, но и воля, трудолюбие, нравственные качества, и вот все это вместе сочетается редко. К тому же ныне на свете столько профессий, что распределить их по нескольким кастам просто невозможно.
Поэтому свободное общество, дающее каждому возможность заниматься тем, к чему он чувствует склонность, сейчас кажется предпочтительнее. К сожалению, это общество, особенно если оно плохо обеспечено материально, открывает широкую дорогу всякого рода самозванцам или вынуждает заниматься тем, чем индивид заниматься не хотел бы. Вероятно, по этим причинам, мировые религии и отвергли кастовый строй.
26. ДУХ НАРОДА
Конечно, все четыре типа есть в любом народе. Но уже давно замечено, что разные народы, занимаясь всем, что им нужно, имеют определенные склонности к одним занятиям, предрасположены к ним, и менее интересуются другими. Это еще раз говорит о том, что национальный характер есть действительность, а не плод воображения. В каждом народе, как и в расе, в которую он входит, есть доминирующий дух, в основном предопределяющий его характер. Но из этого еще не следует, что в мировоззренческом плане тон будет задавать только
 
одно сословие, - типов мировоззрений будет непременно четыре ( шестнадцать), не считая подвариантов.
В тюркских народах уже с древности заметно преобладание воинского начала, что не раз отмечалось многими авторами (о чем было сказано и выше). По выражению Джавахарлала Неру, изучавшего мировую историю по трудам европейских ученых, тюрки, не создав своей цивилизации, « олицетворяли военную доблесть Азии». Это, разумеется, ошибка: цивилизация ими была создана, а их военная доблесть родилась не в Азии, а в Восточной Европе. И растает: жх. государств и пик их могущества приходится как раз на «век кшатриев». Но их стихия - огне-воздух, ветер, а это не самый лучший материал для сохранения и развития достижений цивилизации. Зато в устном эпическом творчестве, например, им нет равных, тюркские героические эпосы - это целая библиотека: песенно-поэтическое слово - дитя воздушной (воинской) стихии.
Н. М. Будаев приводит слова персидского летописца ар-Раванди: « Аллах Всевышний распределил так, что каждый народ, каждое колено, каждое поколение, каждый род преуспевает в пределах своего совершенства: китайцы в ремеслах, греки в философии и литературе, арабы сильны в каллиграфии, письме и богословии, Сасаниды в государственном устройстве, тюрки в войнах». Или: «... главное их (тюрков. - М. Дж.) преимущество заключается в военном искусстве и изготовлении орудий войны. Они искусней всех в верховой езде и самые ловкие в нанесении колющих и рубящих ударов и стрельбе из лука».
Из таких высказываний древних и средневековых авторов можно составить не одну книгу. Вряд ли случайно, что вся Европа была завоевана именно тюрками ( гунны, авары, болгары, аланы), что лучшие армии и воины Европы - крестоносцы - были разгромлены на Востоке сельджуками и мамлюками, а в Северной Африке - турками-османами, что в любых государствах, с которыми они граничили, были наемные дружины тюрков ( Русь, Византия, Арабский халифат, Иран, Индия, Китай). Тюрки - это воинское сословие белой (жреческой) расы, расы огненной.
Поэтому в карачаево-балкарском национальном характере определяющим, доминантным, является жреческо-воинский дух, воплощением которого и мыслился - прежде всего - идеальный витязь-уздень; нарты в их эпосе - не просто богатыри, но Божье воинство, весь народ. По той же причине карачаево-балкарцы не проявляли каких-либо особых наклонностей к посреднической деятельности ( например, к торговле). Но это было в средневековье, когда воины сталкивались лицом к лицу, а битвы состояли из множества единоборств. В Новое и Новейшее время войны стали больше битвами на расстоянии, с помощью техники, когда можно уничтожить сотни и тысячи противников, не увидев ни одного из них. А карачаево-балкарцы, потомки великих воителей, с тем же усердием, с каким их предки действовали саблями, стали махать косами на горных склонах. ( К началу Великой Отечественной войны карачаево-балкарцев насчитывалось около 150 тыс. Очень многие из ушедших на фронт были награждены орденами и медалями. К званию Героя Советского Союза представили более 30 человек, присвоили его, к окончанию войны, только троим, - остальным было отказано по причине их принадлежности к репрессированной нации, депортированной в Казахстан и Среднюю Азию; через полвека награда «нашла» еще восьмерых.)
Представление о жизни и Боге должно было возникнуть у наших предков в соответствии с их функцией. Бог не отделен от человека непроходимой пропастью, наоборот, он к ним очень близок. (См. в Св. Коране: «Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (сура «Каф», аяты 16-18). Нарты, сражаясь со злом, исполняют волю Тейри, а потому не испытывают сомнений в правомерности своих действий и не боятся смерти. Зло - это античеловечность и исходит от дикарей-каннибалов. Мир вечен и находится во власти Бога, а жизнь есть испытание, это зона риска, и нет никаких гарантий, что каждый сможет его выдержать. Цель испытания - стать человеком в истинном значении этого слова. Карачаево-балкарский нартский эпос повествует о борьбе с внешними препятствиями на пути, фактически - о священной войне, « Ёзден Адет» говорит о борьбе с препятствиями внутренними. И ту, и другую человек должен вести сознательно, совершая выбор.
В жизни возможны и поражение, и победа, есть и регресс, и прогресс, поскольку люди
 
остаются теми же, что и раньше; отдельные личности восходят к спасению, другие движутся к гибели, деградируют. Что их ждет в посмертии? В нартском эпосе сказано, что человечные, достойно погибшие в битвах с людоедами нарты сражаются со злом в иных мирах, а по вечерам собираются на свои пиры. Но иначе - о тех, кто жил и поступал бесчестно, подло. Они, согласно нескольким сказкам и эпосу, обращаются в животных, чаще всего в черных свиней, в лучшем случае - в свинопасов. Так обращаются в черных свиней (уже на этом свете) коварный хан и его жена в сказке « Завистливые братья». Один из персонажей эпоса - Ширдан, проклиная нарта Нёгера, убийцу его сына, говорит:
- Аи, гяуур Нёгер, ит Нёгер, Ахыратда къара тонгуз кют, Нёгер!
О неверный Нёгер, пес Нёгер,
На том свете черных свиней пасти бы тебе, Нёгер!
В нартском эпосе сохранились следы того состояния, когда вождь получал право на власть от пророка, святого: Дебет, пророк и кузнец, вручает народному вождю Ёрюзмеку меч (символ власти), но не обычный, а выкованный из чистого небесного металла кометы, в которой герой упал на землю. Он же изготовил нартскую чашу (нарт аякъ)у символ жречества.
В сказаниях говорится, что Ёрюзмек не посещал заседания Тёре ( народное собрание; судебно-законодательный выборный орган), «брезговал им»; это можно понять как стремление к единоличной власти, но можно и иначе: поскольку Ёрюзмек является сошедшим с небес представителем божественной власти, то и выражает отрицание мнения людей, избранных людьми же. Потому он и вводит новые обычаи и законы. Аликовы являются родом воинским (в их Большом Доме проходят пиры, празднества и посвящения), Усхуртуковы - жрецы ( их и возглавляет Ёрюзмек), Бораевы - богачи-собственники. Индиевы, вероятно, - род рабочий, шудры, но никакого пренебрежения к ним еще нет: тот же Ёрюзмек, например, гостит у них и пьет бузу с их родоначальником Индиляем. У тех же скифов от трех сыновей Таргитая, как мы помним, произошли четыре племени ( на самом деле - касты) - авхаты, паралаты, катиары и траспии.
Четыре нартских рода в эпосе, видимо, имели свои тотемические обозначения, связанные с именами родоначальников. Ныне остались только намеки. Глава воинского рода Аликовых, старший сын самого Дебета - Алауган, носит барсовую шкуру. Барс ( барс, къаплан, алан) -животное горное. Ала, как мы говорили, означает « заря, алый, пятнистый». Глава жреческого рода Усхуртуковых - Ёрюзмек - вскормлен волчьим молоком, но одновременно в нем есть черты тотема-орла (к тому же он сошел с неба). Эти два рода-племени и названы в одном из сказаний предками карачаево-балкарцев. Богачи Бораевы видимо, имели своим символом быка (ср. бора -богъа, бугъа, «бык»). Трудно уяснить смысл четвертого именования - Индиевы. Может быть, от энди - «опуститься, спуститься, снизиться».
В нашем нартском эпосе нет ничего лишнего, случайного. Упомянем только одну деталь -первым подвигом юного Ёрюзмека является убийство барса. Это предвестие его будущей победы над царским (воинским) родом Аликовых, обратившихся в язычество и чьим символом как раз и являлся барс.
Отзвуком далекого прошлого является сохранившийся до нашего времени обряд, когда перед ребенком клали четыре предмета, символизирующих четыре функции. Предметы могли быть разными, например, книга, кинжал, плеть и молоток. Если ребенок тянулся к книге - будет муллой, к кинжалу - воином, к плети - владельцем табуна, стада, к молотку - каменотесом, кузнецом и пр.

Наш краткий очерк, посвященный тюркской истории и метафизике ( какой она сохранилась у карачаево-балкарцев), закончен. Конечно, ему далеко до требуемой полноты в освещении темы. Надеюсь, однако, что читатель получил более или менее ясное представление о нашем прошлом и характере нашей духовной культуры, и теперь может приступить к изучению уникального памятника, кодекса «Езден Адет».


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.