Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

ЁЗДЕН АДЕТ

Оглавление
ЁЗДЕН АДЕТ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152
Страница 153
Страница 154
Страница 155
Страница 156
Страница 157
Страница 158
Страница 159
Страница 160
Страница 161
Страница 162
Страница 163
Страница 164
Страница 165
Страница 166
Страница 167
Страница 168
Страница 169
Страница 170
Страница 171
Страница 172
Страница 173
Страница 174
Страница 175
Страница 176
Страница 177
Страница 178
Страница 179
Страница 180
Страница 181
Страница 182
Страница 183
Страница 184
Страница 185
Страница 186
Страница 187
Страница 188
Страница 189
Страница 190
Страница 191
Страница 192
Страница 193
Страница 194
Страница 195
Страница 196
Страница 197
Страница 198
Страница 199
Страница 200
Страница 201
Страница 202
Страница 203
Страница 204
Страница 205
Страница 206
Страница 207
Страница 208
Страница 209
Страница 210
Страница 211
Страница 212
Страница 213
Страница 214
Страница 215
Страница 216
Страница 217
Страница 218
Страница 219
Страница 220
Страница 221
Страница 222
Страница 223
Страница 224
Страница 225
Страница 226
Страница 227
Страница 228
Страница 229
Страница 230
Страница 231
Страница 232
Страница 233
Страница 234
Страница 235
Страница 236
Страница 237
Страница 238
Страница 239
Страница 240
Страница 241
Страница 242
Страница 243
Страница 244
Страница 245
Страница 246
Страница 247
Страница 248
Страница 249
Страница 250
Страница 251
Страница 252
Страница 253
Страница 254
Страница 255
Страница 256
Страница 257
Страница 258
Страница 259
Страница 260
Страница 261
Страница 262
Страница 263
Страница 264
Страница 265
Страница 266
Страница 267
Страница 268
Страница 269
Страница 270
Страница 271
Страница 272
Страница 273
Страница 274
Страница 275
Страница 276
Страница 277
Страница 278
Страница 279
Страница 280
Страница 281
Страница 282
Страница 283
Страница 284
Страница 285
Страница 286
Страница 287
Страница 288
Страница 289
Страница 290
Страница 291
Страница 292
Страница 293
Страница 294
Страница 295
Страница 296
Страница 297
Страница 298
Страница 299
Страница 300
Страница 301
Страница 302
Страница 303
Страница 304
Страница 305
Страница 306
Страница 307
Страница 308
Страница 309
Страница 310
Страница 311
Страница 312
Страница 313
Страница 314
Страница 315
Страница 316
Страница 317
Страница 318
Страница 319
Страница 320
Страница 321
Страница 322
Страница 323
Страница 324
Страница 325
Страница 326
Страница 327
Страница 328
Страница 329
Страница 330
Страница 331
Страница 332
Страница 333
Страница 334
Страница 335
Страница 336
Страница 337
Страница 338
Страница 339
Страница 340
Страница 341
Страница 342
Страница 343
Страница 344
Страница 345
Страница 346
Страница 347
Страница 348
Страница 349
Страница 350
Страница 351
Страница 352
Страница 353
Страница 354
Страница 355
Страница 356
Страница 357
Страница 358
Страница 359
Страница 360
Страница 361
Страница 362
Страница 363
Страница 364

7. КЪАДАР - СУДЬБА
Адам дан къадар кючлю, Къадардан ийман кючлю.
Аллах-утала адамгъа: «Сен мадар
этсенг, Мен къадар этерме», — дейди.
Къадар къыйнап тёлетир, Заман сынап юйретир.
Адамны ачыр жазыуу жетсе, Жатхан жеринден къобуп
кетер.
Атасыны гюняхын Туугъан баласы тёлер. Мадарын тауусмагъан Къадарына ийнанмаз.

Судьба сильнее человека, Но вера сильнее судьбы.
Аллах Всевышний говорит
человеку:
 
«Будешь действовать — сотворю судьбу».
Судьба заставит платить, мучая, Время научит, испытывая.
Кому настает срок испытать горе, Встанет с ложа и уйдет (не зная,
почему).
За грехи отца Расплатится его дитя.
Кто не исчерпал свои возможности, Тот в судьбу не поверит.

В сознании творцов Кодекса судьба, рок (къадар; жазыу, букв, «написанное») не означает некую надмирную силу. Это совокупность того, что предстоит пережить и совершить человеку, что во многом предопределено жизнью его предков. Его прошлое состоит не только из прожитых им самим лет и свершений, но и деяний, и качеств предков - душевных и физических, их наследия, находящегося в нем. Следовательно, человек и свободен и несвободен. Его несвобода заключается в том, что он должен расплачиваться за своих предков, он понесет за них неотвратимое наказание, поскольку не может отказаться от своих отцов и дедов, заменить их другими, как не может и выбрать себе потомков (или сделать их такими, какими пожелает), здесь у него нет выбора. Если ваш отец, или дед, или прадед когда-то отняли у человека имущество, свободу, жизнь, или обманули кого-то, оклеветали и т. п., и не вернули, не раскаялись, все это будет грузом висеть на их потомках и все это, рано или поздно, судьба, которая сильнее человека, потребует вернуть. Это - закон жизни, и, как и всякий надчеловеческий закон, он неумолим.
Но есть то, что судьбе неподвластно, что выше ее закона, - вера. Она дарована человеку как возможность победить рок, восстановить связь с Богом, обратиться ко Всевышнему Судье. Только Он может простить грехи ( долги) человека. Путь к свободе открывается через веру. Отсюда требование активности, действий, направляемых ею, чем и определяется участь. Бог творит судьбу такой, какой старается сделать ее сам человек, существо, свободное в выборе между добром и злом.
Человек безусловно должен верить в бессмертие, в грядущую жизнь. Этот мир, в понимании предков карачаево-балкарцев, есть поле испытаний, то тлеющий, то пылающий, мир времени и временный, бренный, преходящий, преддверие рая - мира света, свободы, истины, вечности, или ада - мира неволи, тьмы, зла. Горящее, испытываемое огнем, превращается либо в свет, либо в пепел.
Время учит, судьба наказывает. Стать, благодаря вере и мужеству, над судьбой - вот что представляется задачей человека. Но до тех пор судьба, определяемая не только самим человеком, но и во многом - его предками, в чем и заключается причина ее власти ( поскольку личность никогда не мыслится в карачаево-балкарской метафизике чем-то отдельным, а только звеном в цепи поколений), - до тех пор он будет испытывать все превратности, которые он сам и его предки навлекли, и что случается в свой черед неумолимо и неотвратимо. ( В Св. Коране несколько раз подчеркивается, что в день Страшного Суда каждый человек будет отвечать только за свои грехи.)
Думаю, что если и есть некое представление о посмертной судьбе, разделяемое большинством карачаево-балкарцев, то это воздаяние. Грехи предков - как бы долги, бременем лежащие на потомках, и искупить их чрезвычайно трудно. Когда кто-то, возможно, даже праведник, постоянно претерпевает удары судьбы, неизбежно встает вопрос: с чего бы это милосердный Бог насылает на хорошего человека такие кары? Наши предки дали свой ответ - он страдает не за свои грехи, а за деяния предков ( как и в обратном случае, когда негодяй живет весел и здоров - это заслуги не его, а дедов и прадедов, он прожигает их наследство).
Пытаясь совладать с судьбой, человек использует все возможности, полагая, что сумеет с ней справиться своими силами, не верит в нее. И только исчерпав все средства и возможности, и оглянувшись на прожитое, вдруг понимает, что судьба все-таки вела его. Ему остается два пути -либо сломаться и проклясть эту непонятную жизнь, руководимую непонятной силой, либо обратиться к Всевышнему Творцу с мольбой о вере и милости. Из этих изречений прямо вытекает, что судьбу человека ( не во всем, конечно, но во многом) определяют его предки,
 
совершившие благодеяния или злодеяния, но Бог выше судьбы и желает, чтобы человек поднялся над ней, он может дать ему другую судьбу. Для этого человек должен искупить грехи предков и не совершать грехов сам. Слово къадар имеет еще и другое значение - « множество», къа-дал -«усердие». Судьба - это множество препятствий, преодоление которых требует усердия (шутка).


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.