Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

ЁЗДЕН АДЕТ

Оглавление
ЁЗДЕН АДЕТ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152
Страница 153
Страница 154
Страница 155
Страница 156
Страница 157
Страница 158
Страница 159
Страница 160
Страница 161
Страница 162
Страница 163
Страница 164
Страница 165
Страница 166
Страница 167
Страница 168
Страница 169
Страница 170
Страница 171
Страница 172
Страница 173
Страница 174
Страница 175
Страница 176
Страница 177
Страница 178
Страница 179
Страница 180
Страница 181
Страница 182
Страница 183
Страница 184
Страница 185
Страница 186
Страница 187
Страница 188
Страница 189
Страница 190
Страница 191
Страница 192
Страница 193
Страница 194
Страница 195
Страница 196
Страница 197
Страница 198
Страница 199
Страница 200
Страница 201
Страница 202
Страница 203
Страница 204
Страница 205
Страница 206
Страница 207
Страница 208
Страница 209
Страница 210
Страница 211
Страница 212
Страница 213
Страница 214
Страница 215
Страница 216
Страница 217
Страница 218
Страница 219
Страница 220
Страница 221
Страница 222
Страница 223
Страница 224
Страница 225
Страница 226
Страница 227
Страница 228
Страница 229
Страница 230
Страница 231
Страница 232
Страница 233
Страница 234
Страница 235
Страница 236
Страница 237
Страница 238
Страница 239
Страница 240
Страница 241
Страница 242
Страница 243
Страница 244
Страница 245
Страница 246
Страница 247
Страница 248
Страница 249
Страница 250
Страница 251
Страница 252
Страница 253
Страница 254
Страница 255
Страница 256
Страница 257
Страница 258
Страница 259
Страница 260
Страница 261
Страница 262
Страница 263
Страница 264
Страница 265
Страница 266
Страница 267
Страница 268
Страница 269
Страница 270
Страница 271
Страница 272
Страница 273
Страница 274
Страница 275
Страница 276
Страница 277
Страница 278
Страница 279
Страница 280
Страница 281
Страница 282
Страница 283
Страница 284
Страница 285
Страница 286
Страница 287
Страница 288
Страница 289
Страница 290
Страница 291
Страница 292
Страница 293
Страница 294
Страница 295
Страница 296
Страница 297
Страница 298
Страница 299
Страница 300
Страница 301
Страница 302
Страница 303
Страница 304
Страница 305
Страница 306
Страница 307
Страница 308
Страница 309
Страница 310
Страница 311
Страница 312
Страница 313
Страница 314
Страница 315
Страница 316
Страница 317
Страница 318
Страница 319
Страница 320
Страница 321
Страница 322
Страница 323
Страница 324
Страница 325
Страница 326
Страница 327
Страница 328
Страница 329
Страница 330
Страница 331
Страница 332
Страница 333
Страница 334
Страница 335
Страница 336
Страница 337
Страница 338
Страница 339
Страница 340
Страница 341
Страница 342
Страница 343
Страница 344
Страница 345
Страница 346
Страница 347
Страница 348
Страница 349
Страница 350
Страница 351
Страница 352
Страница 353
Страница 354
Страница 355
Страница 356
Страница 357
Страница 358
Страница 359
Страница 360
Страница 361
Страница 362
Страница 363
Страница 364

ПОСЛЕСЛОВИЕ
К концу XVIII века карачаево-балкарцы начали принимать ислам. Поскольку его, как прежде и христианство, народу никто не навязывал силой, здесь не случилось того, что происходило в некоторых землях и других народах, где монотеизм был принят под давлением мощных империй, извращавших религию до государственно-национальных идеологий, где заодно с благом творилось и зло: пытаясь искоренить язычество, одновременно уничтожали и древние самобытные культуры. Но ни в Италии, ни в Византии, ни в других крупнейших христианских центрах не отказались от древней литературы, искусства, философии, науки, несмотря на все усилия фанатиков. Реликты культуры активно уничтожались в других землях, куда приходили миссионеры и армии византийцев или крестоносцев, - в Болгарии, Галлии, Польше, Руси и т. д. Населению внушалось, что у них раньше ничего и не было, что они потомки диких пришельцев, и потому нужно учиться чужой культуре и усваивать чужие идеи: государственные, философские, опыт и историю чужого искусства и т. д. ( см. нашу работу «Другая повесть о походе Игоря». Нальчик, 2004). Слава Богу, эти веяния нас миновали.
Уже к концу XIX столетия в карачаево-балкарской культуре наметились три взаимосвязанных течения. Многие представители аристократии, учившиеся в русских школах и институтах, занялись просветительством, приобщением своих соплеменников к европейской и русской культурам. Представители средних сословий, ученики духовных школ, также занялись просвещением, но не светским, а религиозным ( духовные стихи и поэмы на коранические сюжеты). Мощным оставалось и устное народное творчество - именно к этому периоду относится создание основного фонда народной лирики. Народ хранил в памяти громадный объем фольклорных произведений, музыку, хореографию, традиции и пр. И есть что-то глубоко символическое в том, что через много веков после Дебета у нас явились две великие личности, соединившие времена, - поэт и кузнец Кязим Мечиев, поэт и певец Исмаил Семенов.
Итак, несмотря на огромные потери ( особенно в период нашествия войск Тамерлана), карачаево-балкарцы сумели сохранить мощный пласт духовной культуры, созданной в период до христианства и ислама, обогатившись еще и их достижениями. Казалось бы, созданы были все предпосылки для блестящего расцвета.
Но произошло иное. История карачаево-балкарцев в XX веке - сплошной нескончаемый мартиролог: тысячи погибших во время гражданской войны, репрессированные в 20-30-ые годы аристократы, зажиточные крестьяне, духовенство, многие из молодой ( советской) интеллигенции, простые крестьяне, осмелившиеся протестовать; погибшие в годы Великой Отечественной войны. Такое не прошло бесследно даже для народов, в десятки и сотни раз больших по численности. ( Ныне в Российской Федерации проживает 320   тыс. карачаево¬
 
балкарцев, за рубежом - около 50 тыс.) И это было только начало. В самый разгар войны произошла национальная катастрофа - геноцид и выселение в Среднюю Азию и Казахстан, 14 страшных лет, когда народ как бы вычеркнули из жизни. Но народное творчество развивалось, даже там было сложено немало песен - лирических, шуточных и др.
После возвращения на родину наиболее сознательная часть малочисленной и плохо обеспеченной интеллигенции прилагала титанические усилия, стремясь наверстать упущенное, -училась, творила, собирала, спасая, что можно. Но погибло слишком много людей, и с ними безвозвратно ушло то, что они любили, знали, помнили, ценили.
Мы, как и другие народы, пережившие геноцид и выселение, начали собирать и издавать свой древний фольклор тогда, когда остальные почти завершали эту работу. Традиционная культура оказалась гораздо более сложным явлением, чем принято было думать недавно. И для его освоения нынешними темпами потребуется немалое время, как и на восстановление истории народа, - той базы, которая позволит ему не чувствовать прошлое, как пустоту, видеть в нем только тьму неведения. Наша культура уже несколько десятилетий развивается, питаясь соками чужой почвы, перенимая, и весьма поверхностно, чужие идеи и формы, пусть интересные и глубокие, не зная, что ей оставлена в наследство сокровищница оригинальных идей и форм. Мы имели великое учение, пронизывающее всю нашу традиционную культуру, в разной степени оно так или иначе питало - через пословицы, песни, язык, музыку и т. д. - весь народ ( пусть это и происходило во многом бессознательно).
Ныне мы снова стоим перед угрозой утраты национального достояния. На современную молодежь со всех сторон обрушивается шквал информации и дезинформации, пошлости, продуктов криминально-массовой культуры, в котором нетрудно потерять идейные и нравственные ориентиры. Многие не знают или знают плохо даже свой родной язык, не чувствуют мощную музыку карачаево-балкарской речи, в глубине которой живет мудрость предков.
Конечно, знать культуру других народов надо. Чем глубже и шире, тем лучше. Но прежде всего - свою. Хотя бы для того, чтобы не уподобиться бедняку, который, не ведая, что под его убогой лачугой находятся огромные сокровища, оставленные его предком, жил впроголодь. И обязательно следовало бы ввести в школах изучение не каких-то отдельных фольклорных произведений, а всех его пластов, от самых простых (в начальных классах) до самых сложных (в старших). Ныне же дети тратят больше времени на изучение письменной литературы (и зачастую - не лучших ее образцов), чем на постижение того, что создавалось и передавалось веками и что неизмеримо глубже и выше любой литературы.
И последнее. У нас нет времени для тихого, неспешного возвращения к истокам, мы в цейтноте, пусть и не по своей вине. Я хочу спросить тех, кто может услышать: если у вас есть хоть какая-то возможность что-то сделать для восстановления храма древней народной культуры и истории, хотя бы записать у соседа песню или сказку, или составить сборник, или написать исследование, или попытаться создать образы эпических богатырей на полотне (удалось же это В. В. Васнецову), спеть старинную песню, почему бы не сделать это? Так или иначе, поставить нерукотворный памятник нашим великим предкам надо. Если мы люди. Если мы - народ.


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.