Главная arrow Всё arrow История arrow Балкария 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История Балкария

ЁЗДЕН АДЕТ

Оглавление
ЁЗДЕН АДЕТ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152
Страница 153
Страница 154
Страница 155
Страница 156
Страница 157
Страница 158
Страница 159
Страница 160
Страница 161
Страница 162
Страница 163
Страница 164
Страница 165
Страница 166
Страница 167
Страница 168
Страница 169
Страница 170
Страница 171
Страница 172
Страница 173
Страница 174
Страница 175
Страница 176
Страница 177
Страница 178
Страница 179
Страница 180
Страница 181
Страница 182
Страница 183
Страница 184
Страница 185
Страница 186
Страница 187
Страница 188
Страница 189
Страница 190
Страница 191
Страница 192
Страница 193
Страница 194
Страница 195
Страница 196
Страница 197
Страница 198
Страница 199
Страница 200
Страница 201
Страница 202
Страница 203
Страница 204
Страница 205
Страница 206
Страница 207
Страница 208
Страница 209
Страница 210
Страница 211
Страница 212
Страница 213
Страница 214
Страница 215
Страница 216
Страница 217
Страница 218
Страница 219
Страница 220
Страница 221
Страница 222
Страница 223
Страница 224
Страница 225
Страница 226
Страница 227
Страница 228
Страница 229
Страница 230
Страница 231
Страница 232
Страница 233
Страница 234
Страница 235
Страница 236
Страница 237
Страница 238
Страница 239
Страница 240
Страница 241
Страница 242
Страница 243
Страница 244
Страница 245
Страница 246
Страница 247
Страница 248
Страница 249
Страница 250
Страница 251
Страница 252
Страница 253
Страница 254
Страница 255
Страница 256
Страница 257
Страница 258
Страница 259
Страница 260
Страница 261
Страница 262
Страница 263
Страница 264
Страница 265
Страница 266
Страница 267
Страница 268
Страница 269
Страница 270
Страница 271
Страница 272
Страница 273
Страница 274
Страница 275
Страница 276
Страница 277
Страница 278
Страница 279
Страница 280
Страница 281
Страница 282
Страница 283
Страница 284
Страница 285
Страница 286
Страница 287
Страница 288
Страница 289
Страница 290
Страница 291
Страница 292
Страница 293
Страница 294
Страница 295
Страница 296
Страница 297
Страница 298
Страница 299
Страница 300
Страница 301
Страница 302
Страница 303
Страница 304
Страница 305
Страница 306
Страница 307
Страница 308
Страница 309
Страница 310
Страница 311
Страница 312
Страница 313
Страница 314
Страница 315
Страница 316
Страница 317
Страница 318
Страница 319
Страница 320
Страница 321
Страница 322
Страница 323
Страница 324
Страница 325
Страница 326
Страница 327
Страница 328
Страница 329
Страница 330
Страница 331
Страница 332
Страница 333
Страница 334
Страница 335
Страница 336
Страница 337
Страница 338
Страница 339
Страница 340
Страница 341
Страница 342
Страница 343
Страница 344
Страница 345
Страница 346
Страница 347
Страница 348
Страница 349
Страница 350
Страница 351
Страница 352
Страница 353
Страница 354
Страница 355
Страница 356
Страница 357
Страница 358
Страница 359
Страница 360
Страница 361
Страница 362
Страница 363
Страница 364

11. ЧОМАРТЛЫКЪ - ЩЕДРОСТЬ

Чомартха Тейри да борчлу.
Къызгъанч кёргенин айтмаз, Чомарт бергенин айтмаз. Чомартны къызгъанч сюймез. Жалгъан чомарт терк билинир. Тилей баргъан — чомартха, Кюлселе да — чомартха. Къашыкъ бла жыйгъанынгы Челек бла чачма. Бай, къызгъанч эсе, — жарлыды, Жалчы, чомарт эсе, - барлыды. Чомартлыкъ юлгюсю — Тейри.

Перед щедрым и Тейри в долгу. Скупой умолчит о том, что видел, Щедрый — о том, что отдал. Щедрого не любит скупой. Мнимо щедрый распознается быстро.
Каждый с просьбой ходил к
щедрому, И каждый смеялся над ним же.
Что собирал по ложечке, Не выплескивай ведрами.
 
Богач, если он жаден, — беден, Батрак, если он щедр, — имущ. Образец щедрости — Тейри.

Сказанное выше о щедрости как главном признаке благородного человека подтверждается и здесь. Можно ли дать более высокую оценку, если прямо утверждается, что перед щедрым в долгу сам Тейри? Но Кодекс учит отличать настоящую щедрость, способность дарить от всей души, от бессмысленных трат, пускания пыли в глаза. Щедрый действительно богат - если бы он был беден, то ему нечем было бы и одаривать, скупой же нищ, так как ему трудно поделиться с ближним, даже если он обладает сокровищами, - он пытается восполнить нищету душевную материальными богатствами. Люди несовершенны и не все понимают солнечную природу щедрости, для многих она признак глупости. Но, насмехаясь над щедрым человеком, они обличают только себя - ясно, что сами они на щедрость не способны.
Мышление карачаево-балкарца, как уже говорилось выше, всегда стремится в любом явлении сразу же найти и выделить главное. Все же следует привести некоторые примеры. К слову, на замечательных по красоте и гармонии орнамента и цвета войлочных коврах всегда отмечается центр. В центре селения всегда находилась площадь (ныгъыш), на которой проводили досуг мужчины. В народной поэзии - то же самое. Главная гора в нартском эпосе - Эльбрус (Минги may, «Вечная гора» или «Гора Вечности»), главная река - Волга (Эдил), главный герой -Карашауай, и т. д.
То же стремление отмечается в народной этике. Она выделила такое качество, такую черту характера, в которой сходятся и выражают себя в окружающий мир все другие лучшие человеческие качества - щедрость {чомартлыкъ), имея в виду и душевную (в первую очередь), и материальную, и обязательно - радушие, веселость. И это не голословное утверждение. Таковы те же нарты. Таковы многие герои историко-героических песен. Скупость презирается и осмеивается ( и в фольклоре, и в реальной жизни) как нечто унизительное, мелочное и бессмысленное, щедрость же превозносится, как высшее достоинство. Почему, обращаясь к кому-либо с просьбой, по сей день говорят: Бир ёзденлик этчи - « Прояви-ка свое узденьство (щедрость)»? Но скряге, будь он из самого знатного рода, могли сказать: Эй, сен не эсе да ёзден къаны болгъаннга ушамайса -«Эге, не похоже, что в тебе течет узденьская кровь». Случайно ли, что производное от именования свободного человека ( ёзден) слово ( ёзденлик) означает не мужество, не ум, не доброту, а является синонимом слова « щедрость»? Этому должно быть какое-то объяснение.
Если высшей целью человека является свобода, то и идеалом является личность, наиболее полно воплощающая эту свободу. И другое. Фактически все пороки являются разновидностями страха (вопреки известному изречению, гласящему, что матерью всех пороков является лень). Та же лень - страх перед трудом, скупость - страх бедности, трусость - страх боли или смерти и т. д. Даже смелый человек может быть ленивым, добрый - трусливым и т. п. Но в щедром страха нет -и это самое главное. Нет никакого страха - если он обладает душевной щедростью. Это самый богатый, умный и смелый человек в мире - ему ничего не жаль для других, потому что он ничего не боится. Он не может быть ни трусом, ни лодырем, ни бездарью. Можно довольно успешно, пусть и временно, изображать из себя храбреца, или пользоваться славой талантливого человека, или умного и т. п., но нельзя притвориться щедрым, если твоя суть не такова.
Вот, на наш взгляд, те причины, по которым народное сознание выделило щедрость как главный признак свободного, благородного ( асыл), того, кто имеет полное право называться человеком, как пример отношения к миру. И необязательно приводить множество изречений, чтобы дать понятие о том, кого имеет в виду Кодекс. Бесстрашная и радостная щедрость -главный признак того, что в этом человеке присутствует и ярко выражает себя не душа, а дух.




 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.