Главная arrow Всё arrow История arrow История фехтования 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История История фехтования

История боевого фехтования

Оглавление
История боевого фехтования
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40

2. ЕГИПТЯНЕ И ИХ ПРОТИВНИКИ


РАННЕЕ И ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (3100-2150 ГГ. ДО Н.Э.)

Историю Египта традиционно делят на пять периодов:
1) Раннее Царство; 2) Древнее Царство; 3) Среднее Царство; 4) Новое Царство; и 5) Поздний период, после которого к власти пришли македонские цари. Кроме того, иногда выделяют три переходных периода. Мы не будем перечислять династии фараонов и годы их правления — эту информацию можно найти в специальной литературе; остановимся на военной тактике Древнего Египта.
До нас дошло слишком мало достоверных источников, отражающих структуру боя и тактику Древнего и Раннего царства, но вполне правдоподобно предположение, что их способы ведения войны были схожи со способами ведения войны у шумеров. Такое предположение обусловлено тем, что социальное и экономическое устройство этих двух регионов были очень похожи. В Египте, как и в Шумере, отсутствовало политическое единство; страна состояла из областей — номов, каждым из которых правил номарх. Соответственно, для поддержания собственной власти номархи вынуждены были содержать военные отряды. Жреческая каста также нуждалась в мощной поддержке военных соединений для защиты и охраны храмов.
Как и у шумеров, в Египте непрерывно шли междоусобные войны. Кроме того, египтянам постоянно приходилось противостоять разрозненным племенам ливийцев, нубийцев, сирийцев и кочевников-бедуинов, совершавшим частые набеги на территорию страны. Уже во времена Раннего царства фараоны предпринимали ответные походы в земли противников. Например, фараон Мен успешно воевал с ливийцами и нубийцами.
Дене-Семти (судя по таблице из слоновой кости, найденной в Абидосе) разрушил ряд крепостей народа Унутов (скорее всего, одно из сирийских племен, названное египтянами по наименованию крепости Унут (17).
Семерхет совершил несколько походов против бедуинов. На рельефе, найденном в Вади-Магхара, изображен фараон, повергающий врага к своим ногам ударом булавы (17).
Снофру вел войны с азиатами (возможно, тоже сирийцами). На том же рельефе высечена символическая сцена, подобная предыдущей.
Наскальные рельефы в Вади-Магхара восхваляют и победы фараона Сахура над ливийцами (техену) (17).
Для того, чтобы совершать успешные походы, необходимы войска, имеющие серьезную боевую подготовку; судя по приведенным данным, египетская армия была подготовлена достаточно хорошо.
Египтяне, в отличие от шумеров, уже в древности придавали первостепенное значение стрелковому оружию. Разновидности древнеегипетских луков хорошо представлены в книге М. В. Горелика «Оружие Древнего Востока».
В подразделениях стрелков воевали как наемники из соседних племен, так и собственно египетские воины.
Колесниц, по-видимому, египтяне в то время не знали. Во всяком случае, до нас не дошло никаких изображений этого рода войск. Зато строй — фалангу они освоили, а впоследствии и развили.
Уже изначально египтяне отказались от тяжелого шумерского щита, который приходилось держать двумя руками. Для первой шеренги они предпочли более легкий, рамочный щит, состоящий из деревянного каркаса и натянутых на него нескольких слоев кожи гиппопотама или быка. В высоту он достигал роста человека, но, в отличие от шумерского, в верхней части был закруглен, что позволяло воину, укрывшись за ним, наблюдать за противником; срезанные углы увеличивали поле его зрения. Уменьшение веса щита привело к тому, что, помимо него, воины первой шеренги могли пользоваться еще и оружием ближнего боя: секирой, булавой или топором; облегченным щитом можно было манипулировать одной рукой.
Интересно, что не сохранилось изображений бойцов с такими щитами, использующих копье — но лишь ручное оружие (45). Возможно, египтянами техника копейного боя при наличии таких крупных щитов освоена не была. Зато удар секиры в ближнем бою оказывался очень сильным, так как наносить его можно было при полном размахе либо от левого плеча, либо от правого. Причем сам удар был направлен вдоль кромки и щита не задевал его, поскольку слегка зауженная и закругленная (или заостренная) верхняя часть была специально приспособлена, чтобы не мешать бойцу. Воину, рубящему секирой или топором не было необходимости открывать себя для ведения боя; рука, не защищенная доспехом почти полностью находилась под прикрытием щита, в момент удара выступало лишь лезвие и древко оружия.
Щитоносцы окаймляли строй египтян со всех сторон: по фронту, с флангов и сзади (при этом воинам, стоящим в крайнем ряду правого крыла приходилось держать щит правой рукой, а удары наносить левой). Таким построением достигалась двойная польза: во-первых, когда не было уверенности в стойкости набранных ополченцев, их, подобным образом, лишали возможности во время боя броситься бежать; а вовторых, если была опасность нападения с тыла, то две-три последних шеренги просто поворачивались и, встав лицом к неприятелю, встречали его атаку. Такой строй представлял собой своеобразную передвижную крепость.
Воины, находящиеся внутри фаланги, в качестве основного оружия использовали копье. Возможно, что вначале они, как и шумеры, не были вооружены щитами, но через какоето время поняли, что щит все же необходим для прикрытия от стрел, пущенных по крутой дуге. Естественно, не было необходимости делать его очень большим; он прикрывал торс от шеи до линии бедер. Конструкция малого щита была примерно такой же, как и конструкция большого. Могли также использоваться различные варианты плетеных щитов.
Воины второй шеренги, вооруженные щитами и копьями, наносили в ближнем бою удар от бедра в промежутки между щитами первой шеренги (египтяне никогда не имели копий большой длины, максимум — чуть больше 2-х метров).
Бойцам третьей шеренги из-за ограниченности обзора приходилось бить от головы, по линии лица и плеч противника.
Четвертая и последующие шеренги, состоявшие из ополченцев, держали копья наконечниками вверх и создавали давление на передние ряды.
Вообще, как для Древнего Востока, так и для стран античности характерны удары копьем только от бедра (или от пояса) и от головы. Никаких изображений, где воины держат копье под мышкой, сохранившихся с тех времен, нет. Этот способ появился лишь в средние века.
Египтяне не уделяли достаточного внимания защитному снаряжению, использовали его минимально. Головы их защищали войлочные шапки, напоминавшие парики; торс — мягкие доспехи, сделанные по шумерскому образцу. Руки и ноги почти никогда не защищали. Сохранилось чуть ли не единственное изображение поножей на рельефе эпохи Аменхотепа III (18 династия) (45). Что касается наручей, то изредка они встречаются на запястьях; часть предплечья, плечо и кисть остаются открытыми (170).
Легкая пехота (греческ. — «гимнеты») состояла из лучников, пращников и аконтистов. Защитного снаряжения они также почти не носили, за исключением разве что войлочных, обшитых тканью передников, да щитов у аконтистов (170).
Помимо своего основного оружия, гимнеты были вооружены еще и ручным, обычно ударного действия.
Легкая пехота была хорошо организована и умела действовать как в рассыпном строю, так и в шеренгах, то есть при необходимости стрелки выстраивались в несколько рядов (в основном, это относилось к лучникам). Первые две шеренги становились на колено и вели стрельбу из такого положения, причем, чтобы не мешать друг другу прицеливаться, воины становились в шахматном порядке: каждый стрелок второго ряда стоял между двумя стрелками первого. Третья и последующие шеренги вели стрельбу стоя. При этом воины четвертой шеренги также выстраивались в шахматном порядке по отношению к третьей. Если существовали пятый, шестой и т.д. ряды, то им приходилось стрелять не целясь, навесом, так как на ровном месте впередистоящие шеренги затрудняли обзор.
Такой способ боя был эффективен только против фаланги, когда следовало вести массированную, упорядоченную стрельбу. Против рассыпного строя лучников и пращников эта тактика не годилась, потому что воины в плотном строю представляли собой удобную мишень для врага (170).
Во время атаки изо всех гимнетов аконтисты вынуждены были приближаться к врагу на наименьшее расстояние. Но дело вряд ли доходило до рукопашной схватки. Метатели дротиков могли в относительной безопасности поражать фалангу издали, а пытаться атаковать сомкнутый строй ручным оружием равносильно самоубийству, поскольку каждому нападавшему противостояли бы сразу два-три воина, прикрывающих друг друга. Для боя в плотном строю аконтисты приспособлены не были: этого не позволяли ни их вооружение, ни выучка. Они могли показать свою доблесть в рукопашной схватке лишь в том случае, если фалангу противника удавалось каким-либо образом расстроить и фалангисты, лишившись прикрытия, оказывались предоставлены каждый сам себе.
Есть сведения, что египтяне использовали в бою бумеранги. Но, если даже это действительно так, их применение не стало массовым. Отдельного рода войск, вооруженного бумерангами, не существовало. Скорее всего, их использовали в качестве дополнительного метательного оружия гимнеты и копьеносцы.
Как и всякий народ, отводящий военному делу одну из главнейших ролей в жизни страны, египтяне специально обучали своих воинов искусству боя. При этом огромное внимание уделялось умению фехтовать.
В качестве учебного оружия использовались палки, иногда с дугообразном гардой, закрывающей кисть руки. В храме Медина Абу, построенном Рамсесом lit (правда, это произошло уже по времена Нового Царства, но традиции фехтования существовали и в древности), сохранились изображения учебных поединков. Вот как описывают их авторы книги «История боевых искусств»:
Палочный бой в Египте достиг высокого уровня. Он был очень разнообразен: дубинки имитировали меч или боевую булаву, иногда они имели специальные крюки для захвата оружия противника или великолепно оформленную гарду (такую, которая на клинковом оружии возникла лишь в XVII веке). Помимо одноручной фехтовальной палки, сочетавшейся с наручьем, которое закрывало невооруженную руку от кисти до локтя, была разработана техника боя двумя деревянными «мечами». Это, по-видимому, первая попытка осуществить обоеручный мечевой бой — и попытка весьма успешная…"
В некоторых вопросах с авторами этого издания можно было бы поспорить, но здесь они правы. Из изображений (93 рис. 3, 4, 5 и 45 рис. 55, 68, 70) видно, насколько важным египтяне считали умение владеть оружием обеими руками — сразу двумя или каждой из них.
Судя по всему, в Египте проводили границу между чисто спортивными соревнованиями и боевым искусством. Если хочешь обучить настоящего воина — не обойтись фехтованием на палках. В реальном бою важно было, затратив как можно меньше энергии, нанести по возможности больший ущерб противнику; лучше всего — одним-двумя ударами. В ход шли любые ухищрения: удары головой, локтем, щитом или ногами по любым уязвимым точкам.
Интересно изображение штурма крепости, найденное в гробнице Инги, номарха Гераклеополя в Дешаще, выше Фаюма.
Египтяне штурмуют крепость Недиа, расположенную к северу от реки Иордан, принадлежавшую какому-то из азиатских племен. Хорошо различимы фигуры двух пар воинов. Египетский воин наносит удар секирой одной рукой и одновременно бьет ногой по колену своего противника. В другой паре азиат защищается, пытаясь, стоя на одном колене, оттолкнуть египтянина движением ноги, а египетский воин рубит секирой, держа ее обеими руками. Щитов ни у тех, ни у других нет; возможно, утеряны или сломаны в процессе боя (17).
В конце Древнего Царства египтяне много воевали с бедуинами, так как стали вести обширную торговлю с областью (или городом) на побережье Красного моря, которую они называли Вади-Хаммамат и путь куда лежал через земли бедуинских племен.
Бедуины, успешно используя для военных целей верблюдов, постоянно тревожили египетских купцов неожиданными нападениями. Строя они не знали и вели, как почти все кочевые народы, только локальную войну, в которой им помогало знание местности, дорог и источников.
Постоянные войны Египта требовали все больше и больше людей. Каждый ном обязан был поставлять рекрутов, которые проходили в военных лагерях обучение — себаит. Начальником обучения был «мер себаит», он нанимал инструкторов для преподавания различных видов боя. Разумеется, особо ценились воины-инструкторы, обладавшие большим опытом и владевшие сразу несколькими типами оружия (17).



 

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.