Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 2. Конституция СССР 1977 г. и положение в стране в годы позднего «развитого социализма»
Третья Конституция СССР. Новый Основной Закон, часто называвший¬ся «Конституцией развитого социализма», принят 7 октября. По жестокой иронии Истории, завершение разработки и введение его в действие пришлись на время, когда социализм утратил способнос¬ти к динамичному развитию. Работа над проектом закона заняла долгие годы. Первый проект, который призван был заменить Кон¬ституцию 1936 г., готовился и обсуждался вскоре после Великой Отечественной войны, новые комиссии создавались на XIX и XX съездах партии. Однако до принятия новой Конституции дело тогда не дошло. На XXII съезде КПСС в 1961 г. руководство партии в очередной раз решило разработать новую Конституцию, которая, как подчеркивал Н. С. Хрущев, «должна быть приведена в соответ¬ствие с третьей Программой партии и законодательно закрепить новые формы общественного и государственного устройства нашей страны, соответствующие периоду развернутого строительства ком¬мунистического общества».
В апреле 1962 г. Верховный Совет СССР утвердил состав Консти¬туционной комиссии во главе с Хрущевым. В своей работе она исходи¬ла из того, что новая Конституция должна обозначить основные черты «периода развернутого коммунистического строительства», показать
 
преимущества нового общественного строя. Одним из ключевых поло¬жений нового Основного Закона должен был стать вывод о «перераста¬нии государства диктатуры пролетариата в общенародное государство» и преобразование в этой связи Советов депутатов трудящихся в Сове¬ты народных депутатов.
Главным направлением развития политической системы было на¬звано «развертывание общенародной демократии, выражающееся в невиданном росте активности и самодеятельности масс в управлении государством и народным хозяйством, в передаче некоторых функций государственных органов общественным организациям, в усилении об¬щественных начал в деятельности государственных органов». Одновре¬менно предлагалось конституционно закрепить положение о руководя¬щей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Выдвигались даже предложения записать в Основном Законе, что высшая власть в стране принадлежит коммунистической партии, а фактическое руковод¬ство политической и хозяйственной деятельностью в республиках — Центральным Комитетам компартий и первым их секретарям.
С отставкой Хрущева и ревизией курса на непосредственное строи¬тельство коммунизма направление дальнейшей работы над проектом Конституции, естественно, изменилось. Работа над проектом Консти¬туции возобновилась в соответствии с указаниями XXV съезда партии (февраль-март 1976 г.). К этому времени либеральные и технократи¬ческие тенденции в руководстве страной были прерваны, окончательно возобладала доктрина партийности, формировался жесткий внешнепо¬литический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса, были ярко выражены персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Одновременно пропа¬гандировались тезисы об упрочении ведущей роли рабочего класса, о возрастании социальной однородности общества, расширении прав и свобод граждан (следствие подписания Хельсинкского заключительного акта 1975 г.), растущем демократизме, об участии почти каждого взрос¬лого человека в управлении делами своего государства. Все эти проти¬воречия находили отражение в новом проекте Конституции, авторы которого были вынуждены подчас соединять несоединимое.
Завершенный проект Конституции в мае 1977 г. был одобрен плену¬мом ЦК и вынесен на обсуждение общественности. 7 октября на внеоче¬редной седьмой сессии Верховного Совета девятого созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.
Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: Основы общественного строя и политики; Государство и личность; Националь¬но-государственное устройство; Советы народных депутатов и порядок их избрания; Высшие органы власти и управления; Основы построения
 
органов государственной власти и управления союзных республик; Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; Герб, флаг, гимн и сто¬лица; Действие Конституции и порядок ее применения.
Главной новацией была преамбула, в которой констатировалось по¬строение «развитого социализма» и создание «общенародного государ¬ства». Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на нео¬пределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели госу¬дарства называлось построение «бесклассового коммунистического об¬щества». Основой экономической системы Союза ССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы, социальной основой — союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые раз¬делы: о политической системе общества, социальном развитии и куль¬туре, статусе народного депутата.
Новая глава (не имевшая аналогов в предыдущих Конституциях) трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалась ее направлен¬ность на обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; на «укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс». Закреплялся принцип социалистического ин¬тернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречие с обязатель¬ствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экс¬пансию социалистического государства.
Впервые в Основном Законе отражен действительный механизм власти в СССР. КПСС называлась «руководящей и направляющей си¬лой советского общества, ядром его политической системы, государ¬ственных и общественных организаций» (6-я статья). Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно резко повышало значение партийного аппарата по всей властной вертикали, превращало членство в партии в практически обязательное условие для любой служебной карьеры.
На развитие «подлинной демократии» были ориентированы новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и ре¬ферендум; новые гражданские права на обжалование действий должно¬стных лиц; судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций. В Конституции закреплялись права на охрану здоровья, жилище; пользование достижениями культуры; на свободу творчества. Однако
 
реализация этих прав, так же как и свободы слова, печати, собраний, упиралась во множество действовавших законов и нормативных актов, как и прежде, оставаясь зачастую неосуществимой.
Согласно Конституции, все Советы депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие — составляли единую систему органов государствен¬ной власти. Высшим из них являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он пра¬вомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза но¬вых республик, утверждение государственных бюджетов, планов соци¬ального и экономического развития. В перерывах между сессиями ВС СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управлен¬ческая деятельность осуществлялась при помощи системы государствен¬ного управления, которую возглавлял Совет министров СССР. Консти¬туция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик.
Новый Основной Закон сохранял положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. Многочисленные предло¬жения, направленные на устранение иерархии национальных образова¬ний (и народов) внутри Союза ССР путем возвращения к традицион¬ному, дореволюционному территориальному принципу административ¬ного деления страны, выравнивания статуса республик, перевода отдельных республик из автономных в союзные, в расчет не были при¬няты. В то же время само определение Союза ССР как «единого союз¬ного многонационального государства» (ст. 69) свидетельствовало о стремлении усилить федеральные централистские начала. В противо¬речии с этим находилось закрепленное Конституцией за каждой союз¬ной республикой «право свободного выхода из СССР» (ст. 71), подчер¬кивание ее суверенности (ст. 75, 80).
Конституция различала среди советских народов «нации и народ¬ности», но не давала никаких критериев для такого различения. Это было причиной глухого недовольства среди народов, относимых ко «второму сорту». Конституционные положения, относящиеся к сфере и регули¬рованию национальных отношений, оставались во многом противоре¬чивыми и мало способствовали реальному упрочению государственно¬го единства «новой исторической общности» и сплочению народов стран «в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 69).
Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформи¬ла консервативный курс брежневской внутренней и внешней полити¬ки, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обще¬ством, законсервировала взрывоопасные противоречия в националь¬ном вопросе.
 
Изменения в государственно-политическом руководстве в последние годы нахождения у власти Брежнева. Следствием отказа от эконо¬мических методов управления стала централизация, бюрократиза¬ция и разбухание управленческого аппарата. К 1985 г. общая чис¬ленность управленцев в стране приблизилась к 18 млн человек: на каждых 6-7 работающих приходился один руководитель. Наиболее значительный бюрократический слой (11,5 млн) составлял низовой аппарат предприятий и организаций. На содержание бюрократичес¬ких структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета. Подчер¬кивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось ее численным ростом. К середине 1980-х годов в ней насчитывалось 19 млн человек. Соответственно расширялся и партийный аппарат. В 1982 г. партийная структура включала 14 ЦК компартий союзных республик, 6 крайкомов, 150 обкомов, 2 горкома, приравненных к обко¬мам (Московский, Киевский), 10 окружкомов, 872 горкома, 631 город¬ской райком, 2885 сельских райкомов, 419,7 тыс. первичных партийных организаций. Таким образом, одних только первых лиц в партийной иерархии в начале 1980-х годов набиралось (если не считать первичные парторганизации, 80% которых состояли из 3-45 членов партии) 4570 человек. Однако продвижение наверх уже не было, как раньше, связано с обязательным восхождением по партийной лестнице. Высшая элита страны с 1970-х годов начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа, Высшая школа профдвижения, Высшая комсомольская школа, Дипломатическая академия, Институт международных отношений.
Вместе с тем в настоящие бастионы бюрократии превращались министерства и ведомства. К 1985 г. союзный аппарат органов управле¬ния министерств и ведомств насчитывал 107 тыс. человек, республи¬канский 140 тыс., число работников министерств АССР, краевых, обла¬стных управлений и отделов составляло 280 тыс. человек. С 1965 г. ми¬нистерства были абсолютными монополистами в своей отрасли. Они распоряжались всеми ресурсами, непосредственно руководили предпри¬ятиями и организациями по всей стране. Переход к строительству пред¬приятий-гигантов практически во всех отраслях привел к расширению влияния их руководителей. С директорами крупнейших предприятий и производственных объединений считались подчас куда больше, чем с местными партийными и советскими руководителями.
Главной опорой верховной власти в годы брежневского генсекства стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Если во второй половине 1960-х годов основные решения принимались на пленумах, то в после¬дующем центр властных полномочий все больше смещался в отделы ЦК.
 
Общая численность ответственных сотрудников аппарата ЦК достига¬ла 1500 человек. Пленумы ЦК и съезды партии, хотя и собирались регу¬лярно, стали все больше носить формальный характер, лишь «одобряя» подготовленные аппаратом решения. Механизм пополнения аппарата ЦК и самого Центрального Комитета к концу 1970-х годов отлажен до «совершенства». В определенных пропорциях соблюдалось представи¬тельство в аппарате республиканских партийных организаций, краев и областей, ВПК, науки и искусства, правоохранительных органов. В ЦК и его аппарате отражались интересы всех властных структур. Такая си¬туация стала благоприятной для лоббирования интересов регионов и отраслей. Большой «пробивной» способностью отличались лоббисты военно-промышленного и аграрно-промышленного комплексов, росло значение «мусульманских» местных и центральной элит со свойствен¬ной им повышенной корпоративной сплоченностью.
Высший уровень власти в стране представляли около тысячи чело¬век в Москве и около 3 тыс. по всему Советскому Союзу. В это число входили руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупней¬ших министерств (обороны, внутренних дел, МИДа), секретари обко¬мов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. В него включались министры, заместители министров, члены коллегии министерств и со¬юзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, являв¬шиеся членами и кандидатами в члены ЦК и ЦКК КПСС. На местах к этому перечню добавляются заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, директора крупнейших промыш¬ленных предприятий, командующие военными округами и крупными воинскими частями, начальники управлений КГБ.
Высшее руководство страны к концу 1970-х годов выродилось в настоящую геронтократию. Средний возраст входящих в Политбюро (21-22 члена и кандидата в члены), секретарей ЦК (10-11) за 1971¬1981 гг. возрос с 60 до 68 лет. «Коллективное руководство» проявляло исключительное внимание к здоровью друг друга. 24 марта 1983 г. было принято специальное решение об ограничении времени работы членов и кандидатов в члены Политбюро старше 65 лет. Увеличивалась про¬должительность отпуска, один день в неделю они могли работать в до¬машних условиях. Брежнев около 6 последних лет имел 3 выходных дня в неделю; врачи требовали для него еще один выходной. По этой причи¬не заседания Политбюро, принимавшие важнейшие политические ре¬шения, зачастую длились не более 15-20 мин.
Установленные при позднем Брежневе порядки сохранились до 1985 г. «Можно по-всякому смотреть на возрастной состав Политбюро, говорил Ю. В. Андропов (1983). — Здесь концентрация политического опыта нашей партии, и поэтому спешная, непродуманная замена людей
 
далеко не всегда может быть на пользу дела». С заменой действительно не спешили. В 1978 г. вместо скончавшегося Ф. Д. Кулакова секретарем ЦК по сельскому хозяйству избрали М. С. Горбачева, первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС. Новым кандидатом в члены Полит¬бюро в марте 1976 г. стал Г. А. Алиев, первый секретарь ЦК КП Азербай¬джана, затем (с ноября 1978 г.) Э. А. Шеварднадзе, первый секретарь ЦК КП Грузии. Погибшего в октябре 1980 г. в автомобильной катастро¬фе П. М. Машерова на посту кандидата в члены Политбюро заменил новый первый секретарь ЦК КП Белоруссии Т. Я. Киселев, скончав¬шийся в 1983 г. К руководству КГБ был выдвинут В. В. Федорчук (май 1982 г.).
Подчеркивая свою значимость, представители старой гвардии в Политбюро охотно награждали себя всевозможными премиями, орде¬нами и медалями. Л. И. Брежнев с 1981 г. стал рекордсменом по облада¬нию «золотыми звездами» Героя. Три брошюры воспоминаний генсека («Целина», «Малая земля», «Возрождение»), подготовленные с помо¬щью профессиональных журналистов, отмечены Ленинской премией по литературе (1979). После перенесенного инсульта речь Брежнева оста¬валась до конца не восстановленной, однако он регулярно появлялся на телеэкранах буквально до последних дней жизни.
Вопрос о своем преемнике Брежнев склонялся решить в пользу К. У. Черненко. В качестве резервной фигуры рассматривался первый секретарь ЦК КП Украины В. В. Щербицкий. По свидетельству В. В. Гришина, незадолго до смерти Брежнев «хотел на ближайшем пле¬нуме ЦК рекомендовать Щербицкого Генеральным секретарем ЦК КПСС, а самому перейти на должность Председателя ЦК партии». В этом случае история пошла бы иным путем.
«Застой» развитого социализма стал временем расцвета номенкла¬турных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпай¬ки, спецлечение, спецтранспорт и т. п. Однако все эти атрибуты «влас¬ти-собственности» нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Стремление к обеспечению безбедного существования родных и наследников в условиях безопасности от преследований для номенклатуры, установленной при Брежневе, привело к тому, что в зна¬чительной части она не считала обязанной жить по «моральному кодек¬су строителей коммунизма».
Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» дол¬жности, в элитарный вуз и пр. Было, например, образовано надуманное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизвод¬ства, которое возглавил свояк Брежнева. Сын Брежнева без должных на то оснований стал первым заместителем министра внешней торгов¬ли (в 1983 г. освобожден от должности). Зять Брежнева стал заместите¬
 
лем министра МВД. Сын Андропова с 1979 г. успешно делал карьеру в МИД, в 1984 г. стал послом в Греции.
Наиболее коррумпированными в годы позднего «развитого социа¬лизма» были среднеазиатские республики, где дача взяток чиновникам составляла целую систему. Началось сращивание партийного и государ¬ственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней при¬обретали все более угрожающий характер. По позднейшим оценкам, в се¬редине 1970-х годов дельцы теневой экономики отчуждали себе при¬мерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х годов — 18%, к 1985 г. — 21%, а в 1989 г. — 25%. В стране множились бригады «шабаш¬ников», строивших дачи и целые поселки. Легальными школами капи¬тализма были молодежно-жилищные кооперативы (МЖК), создавав¬шиеся с 1971 г. для обеспечения молодых семей квартирами на основе хозрасчета. К середине 1980-х годов только в Москве действовали 52 МЖК. Комсомольцы, «выбивая» фонды, стройматериалы, кредиты, становились предпринимателями. Впоследствии на базе МЖК вырас¬тали строительные фирмы, банки.
Все это происходило на фоне навязчивой псевдокоммунистической пропаганды, непрерывных праздников и награждений по случаю раз¬ных годовщин, юбилеев и успехов в «совершенствовании» развитого социализма. В то же время созданный десятилетиями производствен¬ный механизм страны продолжал действовать, улучшая условия жизни сотням миллионам людей.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.