Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Кураторы советских писателей из ЦК партии и литературные крити¬ки, выражавшие их настроения, в 1960-1970-е годы старались воспре¬пятствовать перемещению центра литературной жизни из «Нового мира» и «Октября» в журнал и издательство «Молодая гвардия», позднее в жур¬налы «Наш современник» и «Москва», издательство «Современник». Однако сделать этого не удалось. Откровением и потрясением для мно¬гих стали «Письма из Русского музея» и «Черные доски» В. Солоухина; «Прощание с Матерой» В. Распутина; «Привычное дело» В. Белова; «Мат-ренин двор» А. Солженицына; «Драчуны» М. Алексеева; «Мужики и бабы» Б. Можаева; исторические романы о великом прошлом России Д. Балашова, В. Чивилихина, В. Пикуля; художественные биографии Суворова, Макарова, Достоевского, Гончарова, Аксакова, Державина, из¬данные в серии ЖЗЛ. Все это вызвало большой интерес в обществе и стало причиной специальных мер со стороны ЦК КПСС и КГБ.
Объективно оппозицию брежневскому руководству в культурной области представляли общерусские организации и движения. Одним из таких центров стало основанное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Духовными ру¬ководителями движения были замечательные патриоты: археолог и ис¬торик Б. А. Рыбаков; физико-химик И. В. Петрянов-Соколов; художни¬ки П. Корин, И. Глазунов; писатели Л. Леонов, В. Солоухин, В. Д. Ива¬нов; руководитель музеев Московского Кремля В. Н. Иванов (первый фактический председатель центрального совета общества). Архитектор-реставратор П. Д. Барановский в сотрудничестве со своими соратника¬ми по клубу любителей памятников истории и культуры «Родина» (1962-1968) Л. И. Антроповым, Г. И. Гунькиным и В. А. Десятниковым провели всю подготовительную и организаторскую работу по созданию
ВООПИК.
В 1968-1969 гг. в его составе на базе секции по комплексному изу¬чению русской истории и культуры действовал «Русский клуб» неглас¬ное объединение русской интеллигенции. В нем впервые за многие годы начинали обсуждаться животрепещущие вопросы формирования рус¬ской культуры и духовности. Среди национальных ценностей все боль¬шее место и значение приобретают имена и наследие выдающихся рус¬ских деятелей и мыслителей: Н. Я. Данилевского, М. Н. Каткова, Иоан¬на Кронштадтского, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Сергия Радонежского, В. В. Розанова, Серафима Саровского и др. Клуб воз¬главляли писатель, специалист по Югославии Д. А. Жуков; историк, за¬ведующий серией «ЖЗЛ» в издательстве «Молодая гвардия» С. Н. Се-манов; критик и литературовед П. В. Палиевский.
Членами «Русского клуба» были ставшие со временем широко из¬вестными П. В. Паламарчук, литературовед и историк, автор класси¬ческой работы «Сорок сороков» о московских православных храмах;
 
О. Н. Михайлов, литературовед и автор исторических романов; В. В. Ко-жинов, литературовед, литературный критик и историк; А. П. Ланщи-ков, журналист и литературовед; A. M. Иванов (Скуратов), автор са-миздатских статей; С. И. Шешуков, историк рапповского движения в литературе.
Активными членами клуба были писатели А. И. Байгушев, В. А. Чи¬вилихин; поэты И. И. Кобзев, С. Ю. Куняев, Г. В. Серебряков, В. В. Соро¬кин (гл. редактор издательства «Современник»); критики и литерату¬роведы В. А. Чалмаев, Ю. Л. Прокушев; журналисты В. Д. Захарченко (гл. редактор журнала «Техника — молодежи»), А. В. Никонов (гл. ре¬дактор журнала «Молодая гвардия»), художник И. С. Глазунов. Боль¬шим влиянием и уважением среди членов клуба пользовались В. Д. Ива¬нов, исторический писатель, автор «Руси изначальной» и «Руси великой», и О. В. Волков, несломленный многолетним пребыванием в ГУЛАГе пуб¬лицист.
Заметной вехой в возрождении отечественного самосознания стала организованная ВООПИК в Новгороде конференция «Тысячелетние корни русской культуры». На конференции (май 1968 г.) выступили десятки видных деятелей культуры. В 1969 г. члены «Русского клуба» приняли участие в дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Вопросы литературы», о месте и роли славянофилов в истории. Поло¬жение о том, что главной чертой, которую ценили славянофилы в рус¬ском народе, было вовсе не смирение, а общинный дух, чувство коллек¬тивизма, противополагаемое индивидуализму и эгоизму буржуазного Запада, существенно скорректировало бытовавшие ранее негативные оценки славянофильства.
Некоторые исследователи полагают возможным охарактеризовать движение, складывающееся вокруг ВООПИК, как «Русскую партию». Ее организационное оформление относят к 1966 г. Костяк «партии» со¬ставляли О. В. Волков, П. В. Палиевский, В. В. Кожинов, А. П. Ланщи-ков, С. Н. Семанов, Д. А. Жуков, И. В. Петрянов-Соколов, М. Н. Любо¬мудров. Возродив давнюю традицию патриотизма, «партия» была на грани того, чтобы перерасти в широкое национальное движение. Одна¬ко в результате «чисток» общества от национально мыслящих деятелей этого не произошло.
Попытками остановить «русификацию» общественного сознания была продиктована статья «Против антиисторизма» в «Литературной газете» от 13 ноября 1972 г., опубликованная за подписью А. Н. Яковле¬ва, занимавшего долгие годы пост исполняющего обязанности заведу¬ющего отделом. Обрушиваясь на писателей и критиков М. Лобанова, В. Петелина, В. Чалмаева, В. Кожинова, отстаивавших самобытную рус¬скую культуру, Яковлев полагал: «Сегодняшние ревнители патриархаль¬щины, восторгаясь созданным ими же иллюзорным миром, защищают
 
то прошлое в жизни крестьянства, с которым без какого-либо сожале¬ния расстался современный колхозник».
Статья по своей сути бросала вызов русской интеллигенции. С про¬тестом против нее выступила большая и влиятельная группа писате¬лей, поддержанная М. Шолоховым. Их письмо было направлено в ад¬рес руководства ЦК. Статья не понравилась и осторожному Брежневу. В результате Яковлев был отправлен послом в Канаду.
Тем не менее на рубеже 1970-1980-х годов власти провели масш¬табную чистку средств массовой информации. От работы были осво¬бождены директора и главные редакторы издательств, журналов и газет «Московский рабочий» (Н. В. Есилев), «Молодая гвардия» (А. В. Ни¬конов), «Комсомольская правда» (В. Н. Ганичев), «Человек и закон» (С. Н. Семанов), «Современник» (Ю. Л. Прокушев, В. В. Сорокин), «Наш современник» (Ю. И. Селезнев), «Волга» (Н. Е. Палькин), «Техника мо¬лодежи» (В. Д. Захарченко). Цензура, Агитпроп ЦК, КГБ видели тогда, как и в 1920-1930-е годы, главную опасность в проявлениях русского шовинизма и через либерально-демократические «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» всячески клеймили эти «проявления».
Показательна в этом отношении реакция партийного руководства на письмо М. А. Шолохова, направленное в марте 1978 г. на имя Л. И. Брежнева. В нем обращалось внимание на недопустимость поло¬жения, когда через кино, телевидение и печать протаскиваются анти¬русские идеи, порочащие нашу историю и культуру, русское противо¬поставляется социалистическому. Писатель отмечал, что до сих пор мно¬гие темы, посвященные нашему национальному прошлому, остаются запретными, возникают трудности с устройством выставок русских ху¬дожников патриотического направления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Предлагалось «поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипат¬риотических, антисоциалистических сил, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии рус¬ского государства». Политбюро проигнорировало острейшую пробле¬му, расценив позицию писателя как «идейно-политическую ошибку». В постановлении значилось: «Разъяснить т. Шолохову действительное положение дел с развитием культуры в стране и в Российской Федера¬ции, необходимость более глубокого и точного подхода к поставленным им вопросам в высших интересах русского и советского народа. Ника¬ких открытых дискуссий по поставленному им вопросу о русской куль¬туре не открывать».
Объективная сложность проблемы состояла в восприятии русского патриотизма как альтернативы строящемуся «развитому социализму». «Интернационалистам» было невдомек, что, как и в Великую Отече¬
 
ственную войну, русский патриотизм мог спасти «развитой социализм», год от года увязающий в проблемах и противоречиях. Позиция правя¬щего режима выражена известной фразой Ю. В. Андропова: «Главная забота для нас русский национализм; диссиденты потом их мы возьмем за одну ночь». В записке, направленной им в ЦК партии в 1981 г., «ру¬сизм» квалифицировался как опасная тенденция в настроениях части интеллигенции, выступающей под лозунгом защиты русских нацио¬нальных традиций. Руководству партии внушалось, что «демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятников старины, за "спасение русской нации" прикрывают свою деятельность откровенные враги советского строя». В пособники этих врагов, по ло¬гике записки, можно было зачислить многих замечательных русских писателей, ставивших вопросы о вечных ценностях России, о духовной природе русского человека, о необходимости отдать должное правосла¬вию, о великих достижениях предков.
Вразрез с официальной идеологической линией и с известным ук¬лоном к либерализму в рассматриваемый период вели свою деятель¬ность такие яркие режиссеры, как М. Захаров, О. Ефремов, Г. Товстоно¬гов и другие деятели культуры, предлагавшие свой взгляд на смысл жизни и роль в ней интеллигента.
Идейное противоборство в литературе и художественной жизни страны в 1960-1980-е годы проявлялось и в иных формах, в частности в диссидентских движениях консервативно-охранительного и либераль¬но-разрушительного свойства.
Диссидентские движения. Идейную и организационную оппозицию власти в условиях «развитого социализма» представляли разнома¬стные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины XX столетия это были русофильские (почвеннические) течения, в их консервативном и либеральном вариантах, и новые западники. Разновидностями последних были либерально-демократические, социально-демократические и еврокоммунистические потоки. В дис¬сидентстве различались также националистические, религиозные, экологические и другие течения. Со временем движение приобрета¬ло все более выраженные черты антикоммунизма и антисоветизма. Именно с этой, наиболее радикализированной частью диссидентско¬го движения в конце 1980-х годов объединилась значительная часть неспособной к «социалистическому новаторству» партийно-совет¬ской элиты. Программные лозунги диссидентов, по существу, стали официальными. Начиная с середины 1960-х годов в диссидентском движении можно выделить несколько этапов: становление (1964¬1972); кризис (1973-1974), международное признание и расшире¬
 
ние деятельности (1974-1979); сужение движения под ударами реп¬рессий (1980-1984), трансформация в движение «неформалов» в годы перестройки (1985-1991).
В диссидентстве социал-демократического направления наиболь¬шую известность имели братья Р. А. и Ж. А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в «очищении социализма». Начиная с 1964 г. Р. А. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вы¬шедший на Западе под названием «Политический дневник» (1964¬1970). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экземпля¬ров, распространялся среди «надежных» людей. Журнал имел коррес¬пондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работ¬ник журнала «Коммунист»). В журнале отражалось отношение к раз¬личным событиям в стране и за рубежом. По выражению А. Д. Сахаро¬ва, это было «таинственное издание... нечто вроде самиздата для выс¬ших чиновников». В 1976-1977 гг. выходил альманах «XX век» («Голоса социалистической оппозиции в Советском Союзе»). Он выпускался из¬дательством, созданным Медведевыми за границей, переводился на ита¬льянский, японский, английский и французский языки. Альманах был собранием работ советских авторов (Р. Медведев, М. Максудов, А. Кра¬сиков, Л. Копелев и др.) о проблемах советской истории и современно¬сти, западной и восточной демократии. Р. А. Медведев не признавал пра¬возащитного движения (считал его «оппозицией экстремистского тол¬ка»), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР демократические реформы и построить в XXI в. бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р. А. Медведев в 1969 г. был исключен из партии «за взгляды, несовмес¬тимые с членством в партии», его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т. Д. Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г. принудительно помещен в психиатрическую больницу. В ре¬зультате протестов представителей интеллигенции (П. Л. Капица, А. Д. Сахаров, И. Л. Кнунянц, А. Т. Твардовский, М. И. Ромм и др.) ос¬вобожден, однако в 1973 г. лишен советского гражданства, выдворен из страны. После ввода советских войск в Чехословакию социал-демокра¬тическое направление начинает терять своих сторонников.
Из национально-либеральных, почвеннических течений обществен¬ной мысли и диссидентства наибольшим антисоветизмом выделялись А. И. Солженицын и И. Р. Шафаревич. Менее радикальными были раз¬розненные национально-патриотические течения консервативно-госу-дарственнического и социально-культурного склада, лидерами которых были И. В. Огурцов, В. Н. Осипов, Л. И. Бородин и др. В «реальном
 
социализме» они не видели почти ничего ценного, но и не поддержива¬ли тех диссидентов, которые, как выяснилось позднее, «целились в ком¬мунизм, а стреляли в Россию».
Либеральное западничество дало о себе знать выпуском в 1965 г. в Москве «самиздатского» журнала «Сфинксы» (редактор поэт В. Я. Тар-сис), публикацией за рубежом и распространением в СССР гротескно-сатирических повестей о социальных и психологических феноменах тоталитаризма А. Д. Синявского («Суд идет», «Любимов») и Ю. М. Да¬ниэля («Говорит Москва», «Искупление»). «Литературная газета» на¬звала эти произведения, опубликованные под псевдонимами А. Терц и Н. Аржак, самой настоящей антисоветчиной, вдохновленной ненавис¬тью к социалистическому строю. КГБ квалифицировал их как «особо опасные государственные преступления». В сентябре 1965 г. писателей арестовали. 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве состо¬ялась несанкционированная демонстрация под правозащитными лозун¬гами: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!», «Уважайте Советскую Конституцию — наш Основной Закон!». Одним из органи¬заторов «митинга гласности» был математик и поэт А. С. Есенин-Воль-пин. Этот день принято считать началом правозащитного движения в СССР. В феврале 1966 г. Тарсис, выехавший в Англию, был лишен со¬ветского гражданства; в Москве состоялся суд над Даниэлем и Синяв¬ским, обвиненными по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда, направленная на подрыв или ослабление Советской вла¬сти». В защиту обвиняемых поступило 22 письма от «общественности». Подписали их 80 человек, главным образом члены Союза писателей.
Наиболее известными событиями истории либерального диссиден¬тства стали суд над 21 участником Всероссийского социал-христианс¬кого союза освобождения народа (февраль-декабрь 1967 г.) и выпуск 64 номеров «самиздатского» правозащитного бюллетеня «Хроника те¬кущих событий» (апрель 1968-1983 гг.). Ее составители (Н. Е. Горба-невская и др.) стремились фиксировать все случаи нарушения прав че¬ловека в СССР, а также выступлений в их защиту. Хроника содержала информацию о национальных движениях (крымских татар, месхов, при¬балтов), религиозных (православных, баптистов) и др.
Большую роль в развитии диссидентства сыграли публикация в «са¬миздате» в июне 1968 г. работы А. Д. Сахарова «Размышления о про¬грессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (либе¬рально-западническая программа движения); демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд (октябрь 1968 г.) над ее учас¬тниками; исключение в ноябре 1969 г. А. И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов «В круге первом» и «Раковый корпус», присуждение ему Нобелевской премии по литера¬туре (1970). «Нобелевская лекция» Солженицына стала выражением
 
либерального почвеннического направления в движении. В этой связи он писал: «Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: "Нации это богатство человечества..." это было воспринято всеобщео-добрительно... Но едва я сделал вывод, что это относится также и к рус¬скому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавным национализмом». Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм.
Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавших¬ся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над «са¬молетчиками», безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой акции и арестами среди сионистской молодежи в ряде городов страны. Суд при¬влек внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властям пришлось с каждым годом увеличи¬вать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 гг. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения (с учетом детей свыше 360 тыс.). Почти 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматически получавшие статус бежен¬цев при въезде в США и Канаду. Согласно переписям, численность ев¬рейского населения в СССР сократилась с 2151 тыс. человек в 1970 г. до 1154 тыс. — в 1989 г.
Громкий «самолетный процесс» не мог не привлечь внимания влас¬тей и общественности также и к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке междуна¬родной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1973 г. представители некоторых государств в ООН пытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Тем не менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определяв¬шую, что «сионизм является формой расизма и расовой дискримина¬ции». После упразднения СССР резолюция была отменена.
Процесс над угонщиками самолета показывал, что значительная часть «правозащитников» использовала правозащитную идею для при¬крытия воинствующего национализма и других далеких от прав чело¬века идей. К примеру, В. И. Новодворская позднее говорила: «Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила свое, и хватит врать про права человека и про правозащитников». Однако именно в 1970-х годах правозащитное движение становится одним из главных составляющих
 
диссидентского движения. В ноябре 1970 г. В. Н. Чалидзе создал Коми¬тет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А. Д. Сахаров и И. Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. возникла рус¬ская секция «Международной амнистии».
Летом 1972 г. были арестованы диссидентские деятели П. И. Якир и В. А. Красин. Арестованные согласились сотрудничать со следствием. Результатом стали широкая волна новых арестов и заметное затухание диссидентского движения. Сужению масштабов движения способство¬вал также принятый 25 декабря 1972 г. указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». На практике «официальное предостережение» осуществляли следователи КГБ, которые вызывали «профилактируемого» в это учреждение для беседы, ставили его в известность о необходимости прекратить «неже¬лательную деятельность». В конце беседы собеседнику предлагалось рас¬писаться в документе, подтверждающем получение предупреждения. Если тот продолжал антисоветскую деятельность, то в суде это предуп¬реждение рассматривалось как отягчающее обстоятельство.
Новое расширение диссидентского движения во многом связано с появлением на Западе в 1973 г., а затем и в «самиздате» солженицынс-кого «опыта художественного исследования» государственной репрес¬сивной системы под названием «Архипелаг ГУЛАГ».


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.