Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

5 сентября 1973 г. А. И. Солженицын написал «Письмо вождям Со¬ветского Союза», в котором предлагал выход из главных, по его мне¬нию, опасностей, грозивших нам в ближайшие 10-30 лет: войны с Ки¬таем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катаст¬рофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, «отдать ее Китаю» а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной вой¬ны, развернуть «старое русское знамя, отчасти даже православную хо¬ругвь», и уже не повторять ошибок конца войны, когда «снова вытащи¬ли Передовое Учение из нафталина». Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от вод¬ки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на стро¬ительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй.
По изучении письма власти в январе 1974 г. решили привлечь писа¬теля к уголовной ответственности «за злостную антисоветскую деятель¬ность», а затем лишить гражданства и выдворить из страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключен¬ным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заклю¬
 
чения А. И. Гинзбург. Помогать было кому. За 1967-1974 гг. к уголов¬ной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов. В 1976 г. в СССР насчитывалось около 850 политзаключенных, из них 261 за антисоветскую пропаганду.
В 1974 г. А. Д. Сахаров написал работу «Тревога и надежды», в кото¬рой было представлено видение будущего мировой цивилизации, воз¬можное только при условии предотвращения мировой ядерной конф¬ронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. «Я считаю, писал он, особенно важным преодоление рас¬пада мира на антагонистические группы государств, процесс сближе¬ния (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким соци¬альным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономичес¬кий строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой экономику смешанного типа».
Последующие его работы показывают большое своеобразие пред¬ставлений о способности СССР внести какой-либо вклад в конверген¬цию. Об истории своей страны академик писал, что она «полна ужасно¬го насилия, чудовищных преступлений», «пятьдесят лет назад рядом с Европой была сталинская империя — сейчас советский тоталитаризм». Он выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории. Сахаров полагал, что ужасы Гражданской войны и раскулачивания, голод и репрессии в рав¬ной мере коснулись и русских и нерусских народов, а такие акции, как насильственная депортации, геноцид и подавление национальной куль¬туры, — «привилегия именно нерусских». Он не соглашался с утверж¬дениями Солженицына о том, что дореволюционная Россия жила, «со¬храняя веками свое национальное здоровье». Напротив, писал он, — «существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающий¬ся с презрением к иноземцам и иноверцам, я считаю не здоровьем, а ве¬личайшей бедой». Его отношение к стране отличало поставленное им на первый план право на эмиграцию. Свободный выезд из страны он считал самым главным демократическим правом ее граждан.
В телеграмме Сахарова президенту США Дж. Картеру в 1976 г. вы¬ражалась уверенность, что «исполненная мужества и решимости... пер¬вая страна Запада — США — с честью понесет бремя, возложенное на ее граждан и руководителей историей». В интервью «Ассошиэйтед Пресс» в том же году он заявил: «Западный мир несет на себе огромную ответ¬ственность в противостоянии тоталитарному миру социалистических стран». В проекте «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» (декабрь 1989 г.) Сахаров предлагал конституционно закрепить
 
положение о том, что создаваемый Союз «в долгосрочной перспективе» стремится «к встречному плюралистическому сближению (конверген¬ции) социалистической и капиталистической систем как к единствен¬ному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. По¬литическим выражением такого сближения должно стать создание в будущем Мирового правительства».
Суждения «отца водородной бомбы» производили большое впечат¬ление в стране и мире. Однако один лишь М. С. Горбачев со временем положил их в основу курса внутренней и внешней политики государства, полагая возможным начать конвергенцию в одностороннем порядке.
В декабре 1975 г. А. Д. Сахаров стал третьим советским диссиден¬том, удостоенным Нобелевской премии. Этот акт, наряду с высылкой из страны А. И. Солженицына (февраль 1974 г.), принес диссидентско¬му движению в СССР широкую международную известность, соответ¬ственно и влияние на массы в своей стране. Позднее лауреатом Нобе¬левской премии стал осужденный в Ленинграде в феврале 1964 г. за «зло¬стное тунеядство» диссидентствующий поэт И. А. Бродский. В 1972 г. он эмигрировал в США, где продолжал писать (по-русски и по-англий¬ски) стихи, принесшие ему эту премию в 1987 г.
После заключения Хельсинкских соглашений была создана Москов¬ская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих согла¬шений (май 1976 г.). В нее вошли член-корреспондент Армянской Ака¬демии наук Ю. Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л. М. Алек¬сеева, М. С. Бернштам, Е. Г. Боннэр и др. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977 г. при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по рас¬следованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А. П. Подрабинек, автор книги «Каратель¬ная медицина» (1979). В феврале 1977 г., оказавшись перед перспекти¬вой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против уча¬стников хельсинкских групп.
В конце 1970-х годов в Москве образовался кружок «либеральных коммунистов», группировавшихся вокруг самизатских журналов «По¬иски» (1978-1979), «Поиски и размышления» (1980). Их редакторы и авторы (П. М. Абовин-Егидес, В. Ф. Абрамкин, Р. Б. Лерт, Г. О. Павлов¬ский, В. В. Сокирко, М. Я. Гефтер и др.) были людьми преимуществен¬но левосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации со¬ветской системы, расширения в ней свобод. Они пытались осуществить синтез идей, которые могли бы лечь в основу плавного реформирова¬ния системы и в то же время получить поддержку хотя бы части совет¬ского общества, включая реформаторское крыло правящей элиты. Осо¬бую позицию в кружке занимал В. В. Сокирко, автор, составитель и ре¬дактор самиздатского сборника "В защиту экономических свобод"
 
(1978-1979). Он предлагал образовать буржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС за развитие экономических свобод, за некое «буржуазно-коммунистическое», «весьма либеральное и коммунистическое будущее общество».
В конце 1970-х годов в Москве действовала группа «молодых соци¬алистов» или «советских еврокоммунистов» (А. В. Фадин, П. М. Кудю-кин, Б. Ю. Кагарлицкий и др.). Начиная с 1977 г. группа издавала «са-миздатские» журналы «Варианты», «Левый поворот», «Социализм и будущее». В апреле 1982 г. «социалистов» арестовали, однако назначен¬ный на 12 февраля 1983 г. суд был отменен благодаря заступничеству зарубежных компартий и нежелания Ю. В. Андропова начинать «цар¬ствование» с громкого процесса. Не было придано большого значения и делу В. К. Демина, техника в музее искусств народов Востока, который в 1982-1984 гг. написал и распространял рукопись «Уникапитализм и социальная революция», а также программные документы для «Рево¬люционной социал-демократической партии».
В 1960-1980-е годы в диссидентстве было заметным течение рус¬ской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знать главным образом в «самиздатской» публицистике, являвшейся своеобразным ответом на «самиздат» либерального космополитизиро-ванного толка. Первым из ставших известными широкой публике тек¬стов русских «националистов» было «Слово нации» (конец 1970 г.), на¬писанное от имени русских патриотов A. M. Ивановым (Скуратовым) и др. как ответ на анонимную «Программу Демократического движения Советского Союза», появившуюся в 1969 г. (написана в Таллине в боль¬шей части С. И. Солдатовым на основе материалов эмигрантского НТС).
Основным для России в «Слове» представляется национальный вопрос. Констатировалось, что русские играют в жизни страны непро¬порционально малую роль. Изменить положение должна была нацио¬нальная революция под лозунгом «Единая Неделимая Россия», кото¬рая превратила бы русский народ в господствующую нацию, «не в смысле угнетения других народов», а в том, чтобы русские не станови¬лись жертвами дискриминации в пределах собственной страны. По¬четное место в будущем государстве отводилось традиционной рус¬ской религии.
Важным событием в русском либерально-патриотическом движе¬нии стало появление журнала «Вече», который тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и национальные издания. Ини¬циатором издания стал В. Н. Осипов, отсидевший 7 лет на строгом ла¬герном режиме за организацию «антисоветских сборищ» на площади Маяковского в Москве в 1960-1961 гг. и поселившийся в 1970 г. в Алек¬сандрове. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти (на обложке значились фамилия и адрес редактора).
 
Первый номер журнала вышел 19 января 1971 г. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистического антисемитского изда¬ния. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в кото¬ром говорилось: «Мы решительно отвергаем определение журнала как "крайне шовинистического»... Мы отнюдь не собираемся умалять дос¬тоинства других наций. Мы хотим одного укрепления русской нацио¬нальной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что ка¬сается политических проблем, то они не входят в тематику нашего журнала».
Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200¬300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Ни¬колаев. Одним из кругов «Веча» были «молодогвардейцы», члены «Рус¬ского клуба». Степень их вовлеченности в издание журнала ограничи¬валась темой защиты памятников истории и культуры, некоторой финансовой поддержкой.
Наиболее ярким выразителем русской идеологии применительно к новым условиям был один из авторов «Веча» Г. М. Шиманов, издавший в 1971 г. на Западе книгу «Записки из Красного дома». Публицист об¬нажал корень мирового зла (и трагедии России), усматривая его в ката¬строфическом тупике западной цивилизации, по сути, отказавшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым блес¬ком материального благополучия. Он полагал, что судьба России не только ее судьба, но всего человечества, которое сумеет выйти из тупи¬ка, опираясь на традиционные духовные ценности русского народа. Рус¬ским нужно объединяться на своих духовных основах. И в этом объеди¬нении атеистическая советская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразована изнутри, главное же возродить в себе коренное русское самосознание.
Журнал просуществовал недолго. В феврале 1974 г. в редакции про¬изошел раскол, а в июле, после выпуска десятого номера журнала, он был закрыт. Осипов решил возобновить издание под новым названием «Земля», вскоре был выпущен его первый номер. Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журнала. В конце ноября 1974 г. Осипов был арестован, а пока находился под следствием, B. C. Родио¬нов и В. Е. Машкова выпустили второй номер «Земли». На этом исто¬рия журнала закончилась. В сентябре 1975 г. В. Н. Осипов осужден Вла¬димирским облсудом на 8 лет строгого режима.
В 1974 г. бывший член ВСХСОНа Л. И. Бородин начал издание журнала «Московский сборник», посвятив его проблемам нации и ре¬лигии. В своей издательской деятельности он опирался на помощь мо¬лодых христиан, которые группировались вокруг Г. М. Шиманова (про¬
 
раб В. В. Бурдюг, поэт С. А. Бударов и др.), принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживали отношения с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации. Вышло два номера (по 20¬25 экз.), подготовлено еще два, но издание прекратилось. Бородин, по¬лучив «Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 г.» о том, что его действия могут нанести ущерб безопасности страны и повлечь наказа¬ние, отошел от издания, вернулся в Сибирь и занялся литературной де¬ятельностью. В 1982 г. он был арестован и осужден за публикацию сво¬их произведений на Западе к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.
В середине 1970-х годов произошла идеологическая переориента¬ция математика и диссидента И. Р. Шафаревича (академик РАН с 1991 г., президент Московского математического общества). Он написал ряд работ с критикой тоталитарной системы. Особенно широкую извест¬ность приобрели его статьи «Обособление или сближение?», «Есть ли у России будущее?», вошедшие в сборник «Из-под глыб» (составлен А. И. Солженицыным, издан в 1974 г. в Париже), а также книги «Соци¬ализм, как явление мировой истории» (впервые опубликована в Пари¬же в 1977 г.) и «Русофобия» (написана в 1980 г., распространялась в самиздате, многократно переиздавалась начиная с 1989 г.). Эти работы создали автору репутацию идеолога национально-православного дви¬жения, сразу же вызвав критику в кругах демократически настроенной интеллигенции, профессиональных историков и этнографов, находящих в них разного рода натяжки и неточности. Однако теория «малого наро¬да», развиваемая Шафаревичем вслед за французским историком О. Ко¬шеном, получила широкое признание в патриотических кругах.
Во второй половине 1970-х годов в самиздате появилось течение, позднее названное «национал-коммунистическим». Оно претендовало на то, чтобы вместе с властями бороться против сионизма за самобыт¬ное Российское государство. Существовали две группировки таких «коммунистов»: православные во главе с Г. М. Шимановым и Ф. В. Ка¬релиным; язычники во главе с A. M. Ивановым (Скуратовым), В. Н. Еме¬льяновым, В. И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевыва¬лись от диссидентства в его либеральной ипостаси, критиковали дея¬тельность МХГ, Рабочей комиссии, Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда.
В 1980-1982 гг. выпущено пять номеров самиздатского журнала «Многая лета». Основными его авторами, кроме редактора Шиманова, были Ф. В. Карелин и В. И. Прилуцкий. Вокруг них группировался кру¬жок из десятка единомышленников. Основная идея журнала состояла в том, чтобы склонить советскую власть к политике «здравого смысла», укрепить власть за счет коммун, объединенных по родовому и религи¬озному признакам. В 1982 г., после угроз КГБ, Шиманов прекратил вы¬
 
пуск журнала. С его закрытием организованные структуры русского диссидентского национального движения перестали существовать.
В религиозном отношении в русском национально-патриотическом движении были не только христиане. К середине 1970-х годов сформи¬ровались небольшие, но устойчивые группы «неоязычников», призы¬вавших вернуться к дохристианским верованиям. «Неоязычники» счи¬тали праславян и древних славян частью племен древних ариев, имев¬ших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании.
С середины 1970-х годов предметом внимания советского общества становится тема масонства. Интерес к ней пробудился после выпуска массовым тиражом книги Н. Н. Яковлева «1 августа 1914» (1974). В ней впервые в подцензурной советской исторической литературе показана значительная роль масонских лож в организации и осуществлении в России Февральской революции 1917 г. Заметен был и круг авторов, ра¬зоблачавших в своих книгах реакционную сущность сионизма и теорети¬чески обосновывавших советскую антиизраильскую и проарабскую по¬литику (Ю. С. Иванов, В. В. Большаков, Е. С. Евсеев, В. Я. Бегун и др.).
Русское национально-патриотическое движение с конца 1970-х го¬дов было представлено обществом «Память». Объединение получило название по историко-публицистическому двухтомнику В. А. Чивили¬хина «Память» (1978, 1981), в котором с патриотической позиции рас¬сказывалось о русской истории и культуре, показывалось величие Рос¬сии, ее героев и подвижников. Оно выросло из общества книголюбов Министерства авиационной промышленности (1979; руководитель инженер Г. И. Фрыгин) и объединения «Витязи», созданного в 1978¬1979 гг. для подготовки к празднованию 600-летия Куликовской битвы (его возглавлял журналист Э. Д. Дьяконов, руководитель московского городского общества ВООПИК). Название «Память» появилось в 1982 г.
Участники объединения были активистами подготовки и проведе¬ния празднования 600-летия Куликовской битвы (1980), реставраци¬онных субботников, встреч с отечественными писателями и историка¬ми, обсуждений творчества поэтов и художников прошлого, движений против поворота северных рек и в защиту Байкала, трезвеннического движения. Работа «Памяти», носившая в 1982-1984 гг. умеренный ха¬рактер, подготовила почву для более радикальных выступлений в пе¬риод «гласности». Новый период в истории общества связан с лидер¬ством в нем с октября 1985 г. фотографа Д. Д. Васильева.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.