Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 5. Внешняя политика
Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР со странами Запада дала о себе знать известная «разрядка» напряженности. Она яви¬лась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета СССР и США, лишавшего любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшав¬ского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопаснос¬ти и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята так называемая «Программа мира», в которой СССР, не отказы¬ваясь от борьбы за «торжество социализма во всем мире», выступил с предложениями о разрядке международной напряженности.
В 1970 г. советско-западногерманским договором признавались окончательными послевоенные границы в Европе; аналогичные дого¬
 
воры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией; в декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических насту¬пательных вооружений сроком на 5 лет, названное впоследствии дого¬вором ОСВ-1. Договор устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сто¬рон не оговаривалось, их наращивание продолжалось.
В ноябре 1974 г. удалось договориться о новом соглашении об огра¬ничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот до¬говор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений, включая стратегические бомбардировщики и раз¬деляющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из-за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет» и отказа устанавливать на них ограничения. Таким образом, не останавливая гонку вооружений, договор сужал ее фронт. Этому способствовала подписанная в 1972 г. и вступившая в силу в марте 1975 г. конвенция о запрещении разработки, производства и накопле¬ния запасов бактериологического и токсического оружия и об их унич¬тожении.
Плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сде¬лало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В мае 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях.
Кульминацией «разрядки» международной напряженности стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 августа 1975 г. главами 33 европейских госу¬дарств, а также США и Канады. Он устанавливал, что впредь взаимоот¬ношения стран участниц Совещания будут определяться рядом прин¬ципов. Таковыми считались: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориаль¬ная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмеша¬тельство во внутренние дела, уважение прав человека и основных сво¬бод. Однако, как показали дальнейшие события, СССР рассматривал Акт прежде всего с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны ключевым считали пункт о соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. С развертыванием на Западе кампании в защиту прав челове¬ка «разрядка» оказалась подорванной, а с началом войны в Афганиста¬не (декабрь 1979 г.) и вовсе похороненной.
Отношения со странами «третьего мира» в период раннего «развито¬го социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести но¬
 
вых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Со¬ветский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной вой¬не» с Израилем в июне 1967 г., способствовал погашению очередной во¬енной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973 г., поддерживал Ин¬дию в ее конфликтах с Пакистаном в середине 1960-х годов и в 1971-м. В отношениях с развивающимися странами приоритет отдавался стра¬нам «социалистической ориентации» (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономическую и военную помощь, исчисляемую порой миллиардами долларов. Военно-блоковая логика во внешней политике приводила к установлению союзнических отношений и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точ¬но такую же политику вели США, поддерживающие крайне реакцион¬ные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.
Отношения с соцстранами в этот период испытывали определенные трудности. В стороне от согласованной с Советским Союзом политики находились Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Обострились отношения с Китаем. В июле 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн кв. км, а в неофициальных беседах говорилось о 3 млн кв. км. В марте 1969 г. про¬изошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский на реке Уссури (290 км южнее Хабаровска), а затем и на других участках совет¬ско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не улучшилась. (Даманский с сентября 1969 г. стал де-факто, а с марта 1992 г. де-юре китайским о. Чженьбаодао.)
СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объе¬динение страны против южновьетнамского режима и открыто выступив¬ших на его стороне США. 5 февраля 1965 г. наше правительство заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отно¬шении братской социалистической страны». Помощь (в основном воо¬ружением и специалистами, обслуживавшими пусковые установки зе¬нитных ракет) оказывалась более 10 лет, вплоть до поражения южновьет¬намского режима. Война, начавшаяся в августе 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон 30 апреля 1975 г. и про¬возглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г.
«Мировая система социализма» испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. к руководству компартией Че¬хословакии пришел А. Дубчек. В апреле 1968 г. в ЧССР была принята
 
программа, открывавшая дорогу экономической реформе и демократи¬зации. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Средства массовой информации вышли из-под партийного контроля, авторитет КПЧ стремительно па¬дал, вырисовывалась вполне реальная перспектива ее поражения на выборах в Национальное собрание, назначенных на осень. Руководите¬ли «братских партий» увидели во всем этом угрозу и для социализма в своих странах.
«Пражская весна» закончилась вводом в Чехословакию в августе 1968 г. войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. «Угроза контр¬революции» была предотвращена. Но эта акция усилила раскол в «со¬циалистическом лагере». Албания вышла из Организации Варшавско¬го договора. Однако реакцией на чехословацкие события стала серия межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, направ¬ленных на усиление экономической и военной интеграции стран Вос¬точной Европы. Роль СССР в содружестве усилилась.
На Западе «право на вторжение» СССР в союзные страны под пред¬логом защиты социализма и «ограничение суверенитета» восточноев¬ропейских стран стали называть «доктриной Брежнева». Она оказалась, однако, малоэффективной. Кризисные явления вскоре дали о себе знать в Польше. С 1970-х годов здесь начались массовые выступления жите¬лей страны против существовавшего политического режима. Польша стала первой страной социалистического содружества, в которой реально возникала альтернативная политическая власть.
Прямолинейность «геронтократов» в осуществлении курса во внеш¬ней политике СССР в годы позднего развитого социализма стала одной из причин нового обострения международной напряженности. Согла¬шение с США об ограничении стратегических наступательных воору¬жений (ОСВ-2), которым устанавливалась предельная численность у сторон стратегических бомбардировщиков и разделяющихся боеголо¬вок, действовало с 1974 г. Однако оно не приобрело юридической силы из-за отказа США учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооружений. 18 июня 1979 г. во время встречи в Вене Л. И. Бреж¬нева и президента США Д. Картера договор ОСВ-2 был все-таки под¬писан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядер¬ных вооружений всех видов числом 2400. Однако американский конг¬ресс договор не ратифицировал, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия «добровольно».
В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов. Идея массовых убийств при сохране¬нии материальных ценностей вызвала возмущение европейской обще¬ственности. 7 апреля 1978 г. нейтронный проект был приостановлен. Но уже 12 декабря 1979 г. на сессии НАТО принято решение о размещении
 
в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать тер¬ритории Советского Союза за считанные минуты.
Администрация президента США Р. Рейгана (1981-1988) оказалась совсем не расположенной к поискам компромиссов с «коммунистами». В июне 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую ре¬волюцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории, как это уже случилось с другими тираниями». В ноябре 1982 г. вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, про¬возглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, от января 1983 г., предусматривала дополни¬тельное финансирование оппозиционного движения в странах Восточ¬ного блока в размере 108 млн долларов. По словам одного из ее авторов, она четко формулировала, что американской целью является «не сосу¬ществование с СССР, а изменение советской системы».
В 1983-1984 гг. новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании, Италии. В свою очередь Советский Союз, по согласо¬ванию с правительствами ЧССР и ГДР, разместил в этих странах в 1984 г. вместо устаревших ядерных ракет РСД-4 и РСД-5 новые ракеты сред¬него радиуса действия РСД-20 (на Западе их называли «СС-20»).
Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка воору¬жений ускорилась, мир снова стал приближаться к опасной черте. Вме¬сте с тем к середине 1980-х годов становился все более очевидным ту¬пик, в который вела гонка вооружений ее участников. В 1983 г. советс¬кие ученые во главе с академиком Моисеевым сделали ставшие всемирно известными численные расчеты последствия для планеты полномасш¬табной ядерной войны, получившие название «ядерная зима» (опубли¬кованы в книге: Моисеев Н. Н., Александров В. В., Тарко А. М. Человек и биосфера. М., 1985). Реальная угроза человечеству в результате вой¬ны с применением ядерного оружия немного поубавила число ядерных ястребов на планете, но прекратить гонку вооружений не могла.
Гонка ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усу¬губляя негативные тенденции ее развития. Темпы гонки оказались для СССР непосильными. С конца 1970-х годов он начал постепенно отста¬вать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Гонка вооружений явилась одной из причин кризиса в СССР. По американс¬кой оценке, она отвлекала от работы на потребительские нужды 25-30% производственных мощностей СССР, а у США этот показатель нахо¬дился на уровне 5-6%.
 
Другим «источником разорения» СССР становилась помощь раз¬вивающимся странам. В конце 1970-х годов он был связан дипломати¬ческими отношениями более чем со 130 государствами, почти полови¬ну из них составляли развивающиеся. Стремясь к расширению своего влияния, Советский Союз направлял для работы в страны «третьего мира» военных и гражданских специалистов, выделял огромные льгот¬ные долговременные кредиты, осуществлял поставки дешевого воору¬жения и сырья. Если в 1955-1968 гг. поставки оружия «братским режи¬мам» составляли сумму в 4,5 млрд долларов; а в 1966-1975 гг. — 9,2 мдрд; то в 1978-1982 гг. они равнялись 35,4 млрд долларов. СССР нес боль¬шие затраты на обучение иностранных студентов и аспирантов. Однако эффективность помощи оказалась незначительной, кредиты по большей части не возвращались.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов возросли противоречия в от¬ношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского дого¬вора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освобо¬диться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в про¬ведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, разразившийся в конце 1970-х годов в Польше. Расширение советской экономической по¬мощи успеха не имело. Кризис разрастался. В 1980 г. рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных вы¬ступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. На встрече с руко¬водством СССР в апреле 1981 г. первый секретарь ЦК ПОРП С. Каня признал, что «контрреволюция сильнее власти». Однако «братская» помощь Польше по чехословацкому варианту исключалась из-за бояз¬ни возникновения «второго Афганистана». Избранный первым секре¬тарем ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский ввел 13 декабря военное по¬ложение в стране. СССР поддерживал Польшу суммами в 3-4 млрд дол¬ларов в год, в середине 1980-х годов эти расходы уменьшились до 1-2 млрд. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, но кризис преодолеть не удалось. В 1989 г. лиде¬ры профсоюза пришли к власти. Поражение социализма в Польше ста¬ло началом распада социалистической системы в Европе.
Кризис социалистической системы проявился и в военном столк¬новении 1979 г. между Китаем и Вьетнамом, в котором Советский Союз поддерживал Вьетнам. В конце 1970-х годов в Китае началось проведе¬ние экономических реформ, основанных на принципах нэпа. Советские руководители не сумели извлечь пользы из этого опыта, расценив ре¬формы как начало реставрации капитализма в Китае.
Ослабление, неудачи СССР во внешней политике и особенно учас¬тие в афганской войне стали причинами падения его авторитета и рас¬
 
тущей изоляции на международной арене. Ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю (со¬здан в 1949 г. по инициативе США) ввел запрет на ввоз в СССР широ¬кого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. до¬говор ОСВ-2, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бой¬кот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. (Бойкот осуществ¬лен в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа.)
Стратегический курс США в отношении СССР в последний пери¬од его существования определялся директивой Совета национальной безопасности США от 17 января 1983 г., озаглавленной «Отношения с СССР» и ставившей следующие задачи: «1. Сдержать, а впоследствии отбросить советскую экспансию повсюду на международной арене, осо¬бенно в географических регионах, приоритетных с точки зрения поли¬тики США. 2. Содействовать процессу перемен в СССР в направлении создания более плюралистической политической и экономической си¬стемы, в рамках которой власть привилегированной правящей элиты будет постепенно уменьшаться. 3. Вовлечь СССР в переговоры с целью достижения соглашений, которые обеспечивали бы защиту и расшире¬ние американских интересов». Нельзя сказать, что директива предпо¬лагала добрососедские отношения между странами. Антисоветская кам¬пания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентяб¬ря 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик, и гибелью 269 пассажиров самолета. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советс¬кий Союз «империей зла» и объявил о начале работ над программой СОИ («звездные войны»).
Призывы к разрушению советской «империи» в США с особенной силой звучали ежегодно в течение третьей недели июля, отмечаемой как Неделя порабощенных Советским Союзом наций. Резолюция о них при¬нята конгрессом США в июле 1959 г. В ней утверждалось, что «с 1918 г. империалистическая агрессивная политика русского коммунизма при¬вела к созданию обширной империи, которая представляет зловещую угрозу для безопасности Соединенных Штатов и всех свободных наро¬дов мира». Резолюция требовала освобождения и возвращения незави¬симости целому ряду стран и народов, в том числе Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румы¬нии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Козакии, Туркестана, Северного Вьетнама «и других». Решено было еже-
 
годно отмечать в США третью неделю июля как неделю порабощенных наций до тех пор, пока не будет достигнута их свобода и независимость.
Отождествление СССР с империей противоречит данным истори¬ческой науки. Хорошо известно, что системообразующим признаком империи является наличие метрополии и колоний — военно-полити¬ческой системы, ставящей угнетенные народы колоний в зависимое по¬ложение от привилегированной нации метрополии. Так было в Римской, Оттоманской, Австро-Венгерской, Британской, Французской и других колониальных империях. Русская нация, несшая в советское время ос¬новную тяжесть бремени «братской помощи» другим народам, ничего общего с имперскими нациями не имела. В этом смысле Советский Союз был, скорее, антиимперией. Жесткая централизация управления госу¬дарством и экономикой, репрессии в отношении ряда народов, имев¬шая место нетерпимость к «национализму» были проявлениями не им¬перского, а диктаторского характера советского государства. Диктатура пролетариата и партии представлялась здесь исторически не оправдав¬шей себя «демократией высшего типа».
Особенно негативным по последствиям оказалось решение Полит¬бюро об оказании помощи революционному движению в Афганистане, на практике Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в результате «апрельской революции» 1978 г. Увидев в Афгани¬стане «вторую Монголию», перепрыгивающую из феодализма в социа¬лизм, руководители СССР решили не упускать возможности расшире¬ния социалистического содружества. Помощь оказывалась правительству Н. М. Тараки, с сентября 1979 г. правительству X. Амина, свергшего Тара-ки. По его просьбе 25 декабря советские войска вошли в Афганистан. 27 де¬кабря с помощью советского «спецназа» в Кабуле был совершен перево¬рот, к власти пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войс¬ка были втянуты в гражданскую войну. После ввода советских войск в Афганистан США объявили торговые санкции против СССР, а страны НАТО бойкот предстоящих Олимпийских игр в Москве в 1980 г.
«Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3-4 млрд долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат. Через Афганистан за это время прошло 620 тыс. советских военнослужащих; 35 тыс. из них вер¬нулись оттуда ранеными, более 100 тыс. больными гепатитом. Вывод советских войск в феврале 1989 г. не остановил гражданской войны в Афганистане.
Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагопри¬ятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.