Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Глава IX
«ПЕРЕСТРОЙКА». 1985-1991




§ 1. Курс на ускорение социально-экономического развития советского общества. 1985—1986
Начало перемен. Начало масштабных реформ в СССР обычно связы¬вают с 1985 г., когда партию, а фактически и государство, возглавил М. С. Горбачев. Между тем одни исследователи называют «отцом перестройки» Ю. В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный период» перестройки (1983-1985), не без оснований полагая, что в первой половине 1980-х годов СССР постепенно входил в стадию реформирования.
К началу десятилетия изменения в стране сделали возможными и во многом неизбежными глубокие преобразования сложившихся соци¬ально-экономических и политических отношений. Обусловлено это, с одной стороны, тяжелой ситуацией в экономике, с другой — изменени¬ями в советской политической элите. В начале 1980-х ушли из жизни А. Н. Косыгин, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, А. Я. Пельше, Ю. В. Андро¬пов, Д. Ф. Устинов, К. У. Черненко — последняя когорта руководителей, которые получили политическую закваску в сталинское время и зани¬мали охранительные позиции в отношении модели социализма и взгля¬дов на характер мирового развития, сформированных в 1930-1950-е го¬ды. Им на смену приходили совсем другие лидеры.
М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое формировалось на волне десталинизации после ХХ и особенно — XXII съезда партии. По сути, это было первое «непуганое» поколение будущих политиков: они не пережили атмосферы репрессий, были намного внутренне сво¬боднее и более образованны. В хрущевские времена в советском обще¬стве, особенно в интеллигентской среде, стало укореняться разномыс¬лие. Свою роль сыграла и большая открытость СССР послесталинско-го времени, возможность ознакомления с жизнью стран, которые добились наиболее значимых успехов в своем развитии. Все это делало горбачевских сверстников более подготовленными к отходу от тех ка¬нонических положений социалистической теории, которые тормозили развитие советского общества в конце XX в.
Переходный характер внутриэлитных отношений и связанной с ними политики проявился вскоре после смерти Л. И. Брежнева. Сме¬нивший его Ю. В. Андропов осознавал необходимость серьезных пере¬
 
мен в СССР, однако предполагал осуществлять их постепенно, ограни¬чиваясь первоначально экономической сферой. Именно такие осторож¬ные преобразования проводились в период его правления. В то же вре¬мя Андропов начал подбирать «команду» тех, кто был готов энергично взяться за совершенствование социализма. Существуют свидетельства, согласно которым он поощрял инициативное поведение Горбачева, видя в нем возможного преемника. В период правления К. У. Черненко тот уже утвердился в качестве второго лица в партии, которую закономер¬но возглавил в марте 1985 г.
Однако наличия лишь одной политической воли было недостаточ¬но для вывода страны из кризисного состояния. Многое зависело от представлений о том, как это сделать, и здесь любой потенциальный советский реформатор неизбежно сталкивался с большими трудностя¬ми. С одной стороны, новый лидер и его сторонники привлекали в каче¬стве консультантов и советников таких известных ученых, как А. Г. Аган-бегян, Г. А. Арбатов, О. Т. Богомолов, Т. И. Заславская, Л. И. Абалкин, Р. А. Белоусов, Н. Я. Петраков, С. А. Ситарян, имевших, по словам Н. И. Рыжкова, «нестандартные наработки и крамольные мысли», ко¬торые теперь были востребованы. С другой — до средины 1980-х годов, в силу идеологических причин, усилия экономистов концентрировались на развитии марксистской доктрины. Принципиальные же достижения последующего периода были связаны с ее опровержением. А поскольку в советской экономической системе отсутствовали механизмы, которые являются основным предметом изучения современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская система, валютные биржи, финансовые инструменты и т.д. — экономисты развивали пре¬имущественно теорию планирования.
К началу перестройки в стране, за редким исключением, не было специалистов-теоретиков по макроэкономике, рынкам капитала и тру¬да, международным финансам, теории производственных организаций. Это дает основания утверждать, что реформы второй половины 1980-х «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организаци¬онно-прикладном» и «концепция перестройки и практика во многом яв¬ляется чистой импровизацией» (Г. Х. Попов).
Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС. После смерти К. У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев. Избрание молодого, энергичного лидера отражало стремление как общества в целом, так и политической элиты к давно назревшим переменам. Проработанного плана рефор¬мирования у Горбачева и его единомышленников не было. Но их объединяло желание разгрести накопившиеся «завалы», преодолеть стагнацию, придать больший динамизм построенной в СССР об¬щественной системе, ускорить социально-экономическое развитие
 
страны. Осуществить это предполагалось перегруппировкой и кон¬центрацией сил и средств на главных направлениях. В политическом плане задачи нового этапа формулированы в выс¬туплении Горбачева на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС. Генераль¬ный секретарь говорил о необходимости повышения темпов социаль¬но-экономического развития. При этом на первый план выдвигались задачи перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического прогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать ответственность кадров, органи¬зованность, дисциплину». В ускорении центральное место отводилось машиностроению. Темпы его развития предстояло повысить в полто¬ра — два раза, быстро перейти на производство новых поколений ма¬шин и оборудования. Первостепенное внимание предполагалось уде¬лить совершенствованию станкостроения, ускорению развития вычис¬лительной техники, приборостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса. Прозвучало намере¬ние решительно ликвидировать ведомственные барьеры в агропромыш¬ленном комплексе.
В числе приоритетных была названа подготовка Комплексной про¬граммы развития производства товаров народного потребления и сфе¬ры услуг. На пленуме говорилось о необходимости удовлетворить по¬требности населения в садовых участках, изменить ситуацию в здраво¬охранении, продвинуть школьную реформу, улучшить материальное положение ряда массовых социальных групп. Горбачев поставил воп¬рос о «перестройке» стиля и «гласности» работы в партийных и госу¬дарственных учреждениях. С большим одобрением воспринимались заявления нового лидера о недопустимости застоя в движении кадров, назревшей потребности выдвигать молодых, инициативных работников, о роли «человеческого фактора».
Перемены в общественно-политической жизни. Первые позитивные перемены в наибольшей мере проявились в общественно-полити¬ческой атмосфере. Она во многом определялась личностными каче¬ствами нового лидера. «Умное улыбчивое лицо с правильными чер¬тами, необычайно выразительные глаза... ладная, чуть полноватая, но подтянутая фигура; уверенная манера держаться; открытость и доброжелательность в сочетании со строгостью и властным видом. Словом, он весь соткан из обаяния, и этого было достаточно, чтобы с первых появлений на экране и на улице завоевать симпатии» — так воспринимали его современники. «Эффект Горбачева» усили¬вался и благодаря невольным сопоставлениям нового генсека с его предшественниками. Кроме того, несколькими хорошо проду¬манными акциями Горбачев сразу заявил о своей особой близости к народу. Этому способствовали его поездки в Ленинград, Киев;
 
на московские заводы и в подмосковные колхозы; на Урал, Север, Дальний Восток; в некоторые республики, где он часто «без бумаж¬ки» общался с «трудящимися». Благоприятное впечатление произ¬вело пресечение Горбачевым попыток возродить унизительную тра¬дицию восхваления вождей.
Постепенно набирала темпы его «кадровая революция». Позитив¬ное впечатление производило избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся при Брежне¬ве. В 1985-1986 гг. важных постов лишились Г. А. Алиев, В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов. Зато в числе первых в цент¬ральном партийном аппарате их получили Н. И. Рыжков, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Л. Н. Зайков, Б. Н. Ельцин. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60 — секретарей областных партий¬ных организаций, 40 — членов ЦК КПСС, ставших ими при Брежневе. Изменения шли сверху вниз. С 1986 по 1988 на уровне горкомов и рай¬комов заменено 70% руководителей. Еще более высокими темпами за¬менялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных до 1985 г., в первый год пребывания Горбачева у власти сменилась одна треть, в 1988 г. их осталось 22, а в 1989 — 10. Ротация продолжалась и позднее.
Широкий общественный резонанс получили действия нового пер¬вого секретаря московского ГК КПСС Б. Н. Ельцина, который провел настоящую чистку столицы от гришинских кадров в горкоме и райко¬мах партии. Он изначально выделялся из горбачевских выдвиженцев своей решительностью. Например, в декабре 1985 г. выступил с остро критической речью в Ташкенте о ситуации в Узбекистане, который стал одним из первых полигонов для разоблачений коррупции, расцветшей в брежневскую эру.
На смену, пожилым, утратившим динамизм руководителям, часто подолгу «сидевшим» на своих местах, как правило, приходили люди молодые, энергичные, стремящиеся «развернуться». Это отражало дав¬но назревшую общественную потребность уйти от «геронтократиче-ского» правления. Со временем, однако, темпы и масштабы перемен на¬чали вызывать настороженность. Их стали называть «кадровой чист¬кой», сопоставимой со сталинской «кадровой революцией». При очень быстрой смене кадров нарушается преемственность в работе, дестаби¬лизируется система управления.
Благотворное воздействие на атмосферу первых лет горбачевского правления оказало расширение информированности общества. Этот процесс разворачивался постепенно, шел по нарастающей, ни у кого не вызывая протеста. Люди стали больше узнавать о замалчиваемых ранее страницах прошлого, экономических и социальных проблемах. Опре¬деленные итоги первого «послеапрельского» года подведены в материа¬
 
лах XXVII съезда КПСС (конец февраля 1986). В принятых им новой редакции Программы КПСС и Директивах на 12-ю пятилетку отчетли¬во обозначен курс на ускорение социально-экономического развития советского общества. В 1986-1990 гг. планировалось увеличить промыш¬ленную продукцию — на 21-24%, продукцию сельского хозяйства — вдвое. Ставилась задача догнать в 2000 г. США по уровню промышлен¬ного производства.
Новые черты в экономической политике. В 1985-1986 гг. назревшие в стране экономические проблемы пытались решать преимуществен¬но административными методами, вопрос о создании экономических механизмов реализации поставленных задач звучал в самой общей форме. Чрезвычайно показательной для начального этапа реформ является антиалкогольная кампания — первое крупное комплекс¬ное мероприятие новых лидеров, последовательно осуществлявше¬еся в 1985-1988.
Это имело большой политический смысл. Речь шла не только о хро¬нической, но и о постоянно прогрессировавшей социальной болезни. «Пьяные» деньги давно и активно использовались бюджетом, а предпри¬нятые ранее попытки «борьбы против пьянства и алкоголизма» факти¬чески носили лицемерный характер: государству катастрофически не хва¬тало средств, и отказываться от надежных источников финансовых по¬ступлений оно не решалось. Упор на «пьяные» деньги, паразитирование на теневых чертах человеческой натуры были результатом неспособнос¬ти добиваться бюджетного успеха более «квалифицированным» путем.
Начатая в мае 1985 г. борьба против пьянства и алкоголизма свиде¬тельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы. В целом она была встречена доброже¬лательно, хотя многие ставили под сомнение возможность ее успешно¬го завершения. Кампания велась преимущественно административны¬ми методами, что было в традициях тех лет, когда параметры проводи¬мых преобразований регламентировались «сверху». В то же время, некоторые члены нового руководства изначально предупреждали о ее бессмысленности, указывая прежде всего на риск недополучения денег в бюджет. Однако победила позиция сторонников более широкого взгля¬да на проблему, которые помимо политических приводили также эко¬номические доводы. По их расчетам, сокращение потерь от пьянства на производстве (они оценивались в 80-100 млн руб. ежегодно) вместе с постепенным свертыванием выпуска спиртного должны были, если и не свести на нет, то по крайней мере минимизировать неизбежные по¬началу бюджетные потери.
Проведенные мероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм; снизились смертность людей, потери
 
рабочего времени, хулиганство, разводы по причинам пьянства и алко¬голизма. Но, как писал позже Горбачев, «негативные последствия анти¬алкогольной кампании намного превзошли ее плюсы». К числу издер¬жек кампании относят: спешное закрытие магазинов, винно-водочных заводов; вырубку виноградников; свертывание производства сухих вин; сокращение выпуска пива; массовое развитие самогоноварения, что при¬вело к исчерпыванию в стране ресурсов сахара. Это потянуло за собой резкое сокращение ассортимента кондитерских изделий; стали исчезать недорогие одеколоны, употреблявшиеся вместо водки, а использование других ее «заменителей» привело к росту заболеваний, озлобленности значительных масс населения.
По данным Горбачева, в результате массированной антиалкоголь¬ной кампании бюджет недополучил 37 млрд рублей. Современники при¬водили и другие цифры: 67 (Н. И. Рыжков) и 200 млрд (В. С. Павлов). Уже в 1989 г. доходы от торговли спиртным вновь пошли вверх и дос¬тигли 54 млрд рублей, на 1 млрд превысив уровень 1984. Отрицатель¬ный политический эффект антиалкогольной кампании был многократ¬но усилен тем, что она явилась одним из наиболее «видимых» и ярких источников финансовой разбалансированности, происхождение кото¬рой носило более глубокий характер.
Тревожная информация о «перегибах» по разным каналам доходи¬ла до руководства, но «наверху» не считали необходимым корректиро¬вать курс. «Уж очень велико было наше стремление побороть эту страш¬ную беду», — писал позже Горбачев. Стремление «быстрее побороть беды» определяло характер многих решений, принятых в сферах эконо¬мической и социальной политики в 1985-1986 гг.
Курс на ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании ряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике (21 марта 1986), принято решение о создании межотраслевых научно-технических ком¬плексов (22 января 1986), организовано Главное управление по созда¬нию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований (12 октября 1985). Административный ресурс управления активно использовался и в других сферах. Стремлением ликвидировать бюрократизм и ведомственность продиктовано создание 22 ноября 1985 г. Госагропрома — структуры, поглотившей пять мини¬стерств и один госкомитет, отвечавших за производство, хранение и пе¬реработку сельхозпродукции. Неповоротливость и неэффективность нового управленческого гиганта постепенно становилась очевидной (он ликвидирован в 1989). Однако в 1985 г. идея единого управления всей сферой агропромышленного производства была новаторской и выг¬лядела перспективной.
 
На повышение эффективности использования новой техники ори¬ентировались решения о проведении аттестации рабочих мест (12 сен¬тября 1985) и о переводе на трехсменную работу обладавших высоко¬производительным современным оборудованием предприятий. Улучше¬ния качества изделий предполагалось добиться через оправдавший себя в отраслях оборонной промышленности опыт государственной прием¬ки продукции. Майским решением 1986 г. она вводилась с января 1987 г. С идеей наведения порядка было связано и принятие постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовы¬ми доходами» от 15 мая 1986 г.
Стремление более активно использовать экономические стимулы особенно характерно для середины — второй половины 1986 г. 14 авгу¬ста Совмин СССР своим постановлением разрешил организацию коо¬перативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных Со¬ветах. По другому, принятому 19 августа, 20 министерств и около 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некото¬рых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986 г. было разрабо¬тано, а 13 января 1987 г. принято постановление о создании и деятель¬ности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства государства в дея¬тельность предприятий.
«Революция ожиданий». 1985-1986 гг. связаны с попыткой проведения активной социальной политики. Государство широко формулирова¬ло задачи в области образования и здравоохранения, социального обеспечения и заработной платы, в сфере жилищного строительства. Уже 14 мая 1985 г. приняты постановления о первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах, а также о распространении льгот участников Великой Отечественной войны на ленинградцев, работавших в городе в пе¬риод блокады. Документ от 22 мая предусматривал улучшение пен¬сионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей. В январе 1986 г. повышены пособия детям военнослужащих, одиноким матерям, выплаты вдовам. Тогда же вводились надбавки к зарплате работников ряда регионов. В мае 1986 г. увеличились пенсии пенсионеров, постоянно проживающих в сельской местнос¬ти, а в сентябре введены дополнительные льготы для участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной пла¬ты. В мае 1985 г. принято постановление о совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышлен¬
 
ности, в июле — о повышении материальной заинтересованности для некоторых категорий работников аграрной сферы. Решением от 12 де¬кабря 1985 г. улучшалось материальное стимулирование мастеров, на¬чальников цехов и участков предприятий. Наконец, постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в про¬изводственных отраслях.
Предполагались радикальные изменения в строительстве школ, дет¬ских садов, больниц и поликлиник. Специальное постановление каса¬лось поощрения садоводства и огородничества. Комплексная програм¬ма развития производства товаров народного потребления и услуг на 1986-2000 гг. обещала прорыв на этом направлении. И, пожалуй, наи¬более грандиозной была программа «Жилье-2000», которая предусмат¬ривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу, каждая семья к 2000 г. должна была жить в отдельной квартире или в собственном доме.
Все эти и другие решения по социальной сфере стимулировали «ре¬волюцию ожиданий», связанную с надеждой на быстрое решение нако¬пившихся проблем. Первоначально казалось, что для осуществления намеченного достаточно политической воли нового руководства. Одна¬ко «революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторами апрель¬ского курса. К 1989-1990 гг. оказалось, что большую часть обещаний выполнить не удалось.
Решение задач по техническому перевооружению экономики и реа¬лизации социальных программ требовало больших ассигнований. Меж¬ду тем ресурсы государства значительно сократились в связи с небла¬гоприятной международной конъюнктурой. В 1985 г. резко упали цены на нефть, и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений, которые в 1970 — начале 1980-х годов во многом компен¬сировали недостатки советской экономической системы, позволяя за¬купать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия лег¬кой промышленности и высокотехнологичное оборудование. Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлек за собой увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возмож¬ности трат на социальные нужды. Позднее, в 1990-е годы, инициаторы реформ признали ошибкой начало реформирования экономики со сфе¬ры тяжелой индустрии. Концентрация внимания на сельском хозяйстве и легкой промышленности позволила бы сохранять социальную стабиль¬ность и устойчивую политическую поддержку намечаемым крупномас¬штабным переменам.
Чернобыльская катастрофа. Весной 1986 г. произошло событие, ока¬завшее шоковое воздействие на советское общество. 26 апреля слу¬чилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, где при
 
проведении эксперимента взорвался четвертый энергоблок. Перво¬начально не было ясного понимания, что произошедшее — катаст¬рофа не только национального, но и мирового масштаба, однако по мере накопления информации приходило осознание трагизма слу¬чившегося. Радиационному загрязнению подверглась значительная часть Украины, но самый тяжелый удар пришелся на Белоруссию (23% территории, пострадал каждый пятый житель); впоследствии заражение обнаружено в Брянской и Тульской областях. Для ликвидации последствий аварии была создана специальная правительственная комиссия, которая координировала эту работу в масштабах всей страны. Уже в первые после катастрофы дни действо¬вала сеть медицинской помощи, охватившая почти миллион человек. Принято было решение о выселении жителей из города энергетиков Припять. Сначала эвакуировали людей из 10-, а затем и из 30-километ¬ровой зоны. Это оказалось чрезвычайно трудным делом: многие не хо¬тели уезжать, их пришлось перемещать принудительно. В первых чис¬лах мая было переселено 135 тыс. человек и установлен контроль над всем районом. В район аварии перебросили войска химической защи¬ты, со всей страны прибывала техника. В Москве, Ленинграде, Киеве круглосуточно работали научные институты, срочно решая целую се¬рию необычных проблем. В послечернобыльские месяцы проявились лучшие качества советских людей: самоотверженность, человечность, высокая нравственность. Многие просили направить их в район Черно¬быля, предлагали бескорыстную помощь.
Ликвидация последствий взрыва только в 1986 г. обошлась в 14 млрд рублей; требовала миллиардных затрат и в последующие годы. Органи¬зованными усилиями удалось ограничить число пострадавших и лока¬лизовать аварию. К июлю была разработана концепция «саркофага», а затем в сжатые сроки возведено уникальное укрытие для поврежденно¬го реактора с постоянно функционирующей системой контроля за его состоянием. По сути вторая половина 1986 г. прошла под знаком Чернобыля.
Чернобыльская катастрофа оказала большое влияние и на обще¬ственно-политическую ситуацию в стране. Первоначально скупая ин¬формация и очевидная недосказанность поставили под сомнение авто¬ритет власти, заявлявшей о необходимости гласности и большей откры¬тости. Стремление граждан своевременно узнавать правду привело к расширению круга обсуждения ранее запретных тем, способствовало раскрепощению общественного сознания. Большей информационной открытости в связи с Чернобылем требовала и мировая общественность. Катастрофа продемонстрировала разрушительный потенциал атомной энергии, став одним из факторов активизации переговоров о сокраще¬нии ядерных вооружений.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.