Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

«Новое мышление» во внешней политике. К середине 1980-х годов СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Не¬популярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на пер¬вом месте стояла война в Афганистане. Американская администра¬ция во главе с Р. Рейганом, объявив «крестовый поход» против ком¬мунизма, много сделала для ограничения экономического сотруд¬ничества между СССР и странами Запада. Это наносило огромный ущерб советской экономике. Разорением для страны грозила нача¬тая в США работа над «Стратегической оборонной инициативой» (СОИ или «Программа звездных войн»), предполагавшей перенос гонки вооружений в космос. Народное хозяйство Советского Со¬юза и без того было деформировано непомерными военными расхо¬дами. Стремление компенсировать их заставляло пересматривать свои отношения со странами «социалистического лагеря» и госу¬дарствами «социалистической ориентации», делая их более прагма¬тичными, а главное — дешевыми.
Нормализация отношений с окружающим миром требовала пере¬осмысления концептуальных основ внешней политики СССР, нацели¬вая на отказ от явно не оправдавших себя подходов и выработку нового кодекса поведения на международной арене, который соответствовал бы современным реалиям, отвечал национальным интересам страны, обеспечивал условия для внутреннего социального и экономического прогресса. Решить эту сложную задачу была призвана советская внеш¬неполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление» в международных делах, о чем Горбачев заявил уже в 1985 г.
Доктрина означала отказ от одного из базовых блоков советского мар¬ксизма — теории мирового революционного процесса. Аксиомой счита¬лось, что развитие человечества непременно приведет к утверждению на Земле социалистических общественных отношений. Задача же комму¬нистов всех стран виделась в том, чтобы своей борьбой, носящей не наци¬ональный, и интернациональный характер, приближать это время.
Согласно официальной доктрине, международный курс СССР оп¬ределялся двумя основными принципами — пролетарского интернаци¬онализма и мирного сосуществования государств с различным обще¬ственным строем. Первый предполагал поддержку коммунистических партий и движений, а также «антиимпериалистических» тенденций («со¬циалистической ориентации») как в развитых, так и в странах «третье¬го мира». Советские лидеры считали себя ответственными и за защиту «завоеваний социализма», что не исключало оказание военной помощи в тех случаях, когда возникала «угроза власти трудящихся». Другой принцип — «мирное сосуществование» — регламентировал отношения СССР с капиталистическими государствами. И хотя «борьба за мир»
 
занимала важное место в советской внешней политике, ее рассматрива¬ли как форму классовой борьбы. Поэтому в международной деятельно¬сти нашей страны реализация национальные интересов и решение иде¬ологизированных задач переплетались. В свою очередь, это нашло от¬ражение в сложном сочетании сотрудничества и соперничества, которое характеризовало связи «восточного» и «западного блоков». В идеоло¬гическом отношении обе стороны занимали непримиримые позиции, рассматривая весь мир как арену борьбы за утверждение либо «социа¬листических», либо «демократических» ценностей.
Первоначально именно в сфере внешней политики новое советское руководство продемонстрировало готовность решительно отойти от тра¬диционных подходов. Прежде всего сделан вывод о том, что в новую эру, в ядерный век стоящие перед человечеством глобальные вызовы и угро¬зы намного важнее и опаснее тех противоречий, которые существуют между государствами различных социальных систем. На первый план выходят общечеловеческие ценности, которые выше классовых. Поэто¬му система международных отношений должна далее не рассматривать¬ся как сфера классовой борьбы, а стать областью взаимодействия и со¬трудничества. Для нашей страны это означало необходимость сближе¬ния с государствами, находящимися за пределами «социалистического содружества». Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой отказ от проблематики пролетарского интернациона¬лизма и солидарности, которые постепенно вообще исчезают из лексико¬на советских лидеров, сменяясь подходом, основанным на свободе выбора.
Представление о том, что безопасность может быть только всеоб¬щей, привело к радикальному изменению подходов к обеспечению на¬циональной безопасности. Место традиционного для эпохи «холодной войны» «баланса сил» должен был занять соответствующий новому времени «баланс интересов», а это в свою очередь предполагало отказ от гонки вооружений и переход к национальному оборонному строи¬тельству на основе разумной достаточности. Вооружений должно хва¬тать лишь для организации обороны, избыточное же оружие подлежало ликвидации, чтобы сократить угрозы потенциальной агрессии. Перво¬начально блок идей под названием «новое мышление и общечеловечес¬кие ценности» охватывал только международную сферу, в 1988-1991 гг. он стал включать и те, которые ранее считались атрибутами «демокра¬тических» обществ: приоритет прав человека, систему разделения влас¬тей, гражданское общество и т.д.
В центре внимания советского руководства в 1985-1989 гг. находи¬лись прежде всего отношения с США, голос которых был решающим при развязывании всех международных «узлов». В 1985-1991 Горбачев девять раз встречался с американскими президентами. Уже в ноябре 1985 г. в Женеве состоялась первая после длительного перерыва совет¬
 
ско-американская встреча на высшем уровне, призванная возобновить диалог и оздоровить отношения между двумя странами. На второй встре¬че в Рейкьявике в октябре 1986 г. стороны были уже близки к тому, что¬бы совершить прорыв в области сокращения ядерных вооружений.
Горбачев предложил три проекта соглашений. Первый: в течение 5 лет на 50% сократить арсенал стратегических ракет. Второй: вернуть¬ся к «нулевому варианту» Р. Рейгана (1981) и полностью уничтожить американские и советские ракеты средней и меньшей дальности. Тре¬тий: в течение 10 лет не пользоваться правом выхода из бессрочного Договора о противоракетной обороне (1972), при том, что США свои работы по программе СОИ ограничивают лишь лабораторными иссле¬дованиями. Все три проекта предполагалось рассмотреть в едином па¬кете. Однако американская сторона была готова подписать лишь два первых соглашения. Горбачев обвинил США в стремлении добиться пре¬восходства, а Рейган советскую сторону — в попытке навязать непри¬емлемые условия. В итоге в Рейкьявике не подписано ни одно из согла¬шений. Чуть позже, в феврале 1987 г., Кремль, идя на уступки, отказал¬ся от «пакетного» подхода, что позволило постепенно продвигаться по пути ядерного разоружения.
Большое значение советский руководитель придавал установлению личных доверительных отношений с лидерами западных стран, что, по его мнению, позволяло быстрее решать накопившиеся за долгие годы проблемы. На Западе же первоначально достаточно сдержанно относи¬лись к «новому мышлению», усматривая в нем, прежде всего, стремле¬ние СССР облегчить бремя гонки вооружений и получить доступ к со¬временным технологиям.
В 1985-1986 гг. продолжалось развитие связей со странами, входив¬шими в Организацию Варшавского Договора. В 1985 г. он вновь был продлен на очередные 20 лет. В соответствии с новым курсом внутри СССР утверждена Комплексная программа научно-технического про¬гресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Продолжались регулярные встре¬чи на высшем уровне с лидерами этих стран. Правда, на них стали зву¬чать новые нотки: советская сторона давала понять, что намерена отхо¬дить от роли «старшего брата» в отношениях с партнерами и что СССР не намерен более вмешиваться во внутренние дела соседей.
От «ускорения» к «перестройке». Курс на ускорение социально-эко¬номического развития был важным этапом в осмыслении ситуации, которая сложилась в стране к весне 1985 г. Принимаемые тогда ре¬шения опирались на представление о том, что «так (как ранее. — Авт.) жить нельзя», и были не столько результатом продуманной системы мер, сколько отражали определенную «философию дей¬ствия», стремление руководства взяться за решение накопившихся проблем. Одновременно у Горбачева и его окружения постепенно
 
формировалась собственная концепция необходимых реформ. XXVII съезд КПСС стал определенным рубежом, после которого на¬метились важные перемены в трактовке преобразований. Формула ускорения наполнялась новым содержанием, проводилась мысль о необходимости более комплексного и глубокого реформирования. В мае-июле 1986 г. термин «ускорение» постепенно вытесняется по¬нятием «перестройка». Раскрывая его, Генеральный секретарь под¬черкивал, что перестройка охватывает не только экономику, но и со¬циальные отношения, политическую систему, духовно-идеологиче¬скую сферу, стиль и методы работы партии, всех кадров. Он поставил знак равенства между перестройкой и революцией, подчеркнув, что «перестройка — не разовый, одномоментный акт, а процесс, который будет протекать в рамках определенного исторического периода». Летом 1986 г. у Горбачева появляется еще одна идея, которая со вре¬менем стала звучать все громче. Это — тема сознательного или неосоз¬нанного противодействия переменам, на которые нацеливает высшее политическое руководство. Основным противником реформ называлась партийная и государственная бюрократия, заинтересованная в сохра¬нении отживших порядков и собственных привилегий. Социологи гор¬бачевского круга приводили обширный перечень групп, подверженных консервативным настроениям. Он впечатлял, поскольку фактически включал всю управленческую верхушку.
Этим людям новый лидер противопоставлял других — «новаторов», «активных, неугомонных, беспокойных», которые разрушают сложив¬шийся стереотип работы руководящих кадров. В своих выступлениях он все чаще апеллирует к интеллигенции и молодежи — двум соци¬альным группам, интеллектуальный потенциал и динамизм которых позволял видеть в них наиболее естественных союзников задуманных масштабных перемен. Так формировалось представление о перестрой¬ке как о революции, начатой «просвещенным» руководством «сверху» и проводимой при активной поддержке снизу.
С середины 1986 г. Горбачев начинает повторять, что перемены в обществе идут недостаточно быстро. Среди главных причин он чаще выделял две: сохраняющуюся пассивность подавляющей массы населе¬ния и приверженность управленческих структур директивным формам управления. В связи с этим проблема демократизации ставится не только как одна из целей реформ, но и как обязательная их предпосылка. «Важ¬нейший участок перестройки — демократизация. Права даем реальные. А кто будет реализовывать? Есть люди, способные и храбрые, чтобы использовать права? Отучили ведь их от пользования демократией», — говорил Горбачев на одном из заседаний Политбюро летом 1986 г. «По¬этому мы должны включить людей в процесс перестройки через демок¬ратизацию общества», — развивал он ту же мысль в сентябре.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.