Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 3. «Парад суверенитетов» и судьба реформ. Середина 1990 — середина 1991
Начало независимой политики РСФСР. Начало движения за россий¬ский суверенитет по времени совпало со вступлением СССР в кри¬зисную фазу развития. С 1990 г. обозначившиеся ранее негативные тенденции приобрели обвальный характер, ведя к разрушению все¬го государственного организма. Продолжалось углубление кризиса в экономике. Практически все параметры хозяйственного развития имели отрицательную динамику (внутренний валовой продукт, ка¬питальные вложения и др.). Невиданными темпами росла инфля¬ция. Значительно снизился жизненный уровень населения. По сло¬вам А. А. Собчака, страна оказалась перед «устрашающей экономи¬ческой пропастью».
Зимой-весной 1990 г. разворачивается движение за российский су¬веренитет, ставшее важнейшим фактором союзного значения. Самые различные организации считали необходимым уточнить место и пол¬номочия РСФСР в Союзе ССР, сформировать в полном объеме респуб¬ликанские органы власти и общественные организации по аналогии с другими республиками. Предлагалось делегировать центральному пра¬вительству лишь часть властных полномочий, установить новые фор¬мы взаимоотношений с национальными регионами на демократической основе. Показательно, что этот напор снизу уже не могли игнорировать обычно лояльные Горбачеву российские официальные структуры. Так, 26 марта 1990 г. Совет Министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. При этом выражалась уверенность, что реализация проекта будет способствовать консолида¬ции всех союзных республик в едином народнохозяйственном комплексе.
Единство в стремлении к суверенитету совмещалось с фундамен¬тальными различиями в представлениях о перспективах развития РСФСР. В рамках сложившейся к 1985 г. системы надежды на решение многих проблем связывались с созданием в рамках КПСС республи¬канской компартии. Многие по-прежнему продолжали считать партию главным звеном в системе государственного управления. Поэтому дви¬жение за создание Российской коммунистической партии получило достаточно широкую поддержку.
В то же время в первой половине 1990 г. шло интенсивное структу¬рирование «антикоммунистической альтернативы» в российской поли¬
 
тике. В этот период происходит создание новых партий: возникли Социал-демократическая, Демократическая, Социалистическая, Кон¬ституционно-демократическая, Христианско-демократическая, Респуб¬ликанская. Большинство их объединились в рамках движения «Демок¬ратическая Россия». Основой консолидации стал не только антиком¬мунизм, но и отторжение социалистического принципа в любом его виде. У руководства «Демроссии» оказались радикально настроенные, праг¬матически мыслящие политики. Для достижения своих целей они по¬ставили задачу овладения республиканским уровнем управления, что и определило их активное участие в кампании по выборам народных де¬путатов России зимой — весной 1990.
В этой бурной кампании активно эксплуатировался популизм: щедро раздавались обещания поднять зарплату и увеличить пенсии; обеспе¬чить жильем и хорошим медицинским обслуживанием; наполнить ма¬газины продовольствием и защитить от распоясавшихся преступников; очистить от загрязнения водный и воздушный бассейны; помирить враж¬дующие нации и дать всем долгожданную свободу.«Фирменным зна¬ком» кампании стала борьба с необоснованными привилегиями партий¬но-советской номенклатуры, оскорбляющими чувство социальной спра¬ведливости масс. Предвыборные обещания быстро и безболезненно решить накопившиеся проблемы контрастировали с печатными предуп¬реждениями «демократических» авторов о неизбежности серьезных трудностей для населения при проведении рыночных реформ.
Кампания демонстрировала разъединенность левых сил при ее про¬ведении и высокую степень организованности «демократических дви¬жений». Не стали серьезной силой организации и объединения патрио¬тической направленности, группировавшиеся вокруг блока «Обществен¬но-патриотических движений России». На том этапе радикалам удалось консолидировать вокруг себя большую часть протестного электората, куда входили и патриоты-государственники, и представители различ¬ных социалистических, коммунистических течений. Лозунги демокра¬тии как антитезы несвободы, тоталитаризма пользовались широкой по¬пулярностью
Формально дискуссии второй половины 1990 — первой половины 1991 гг. велись вокруг вопросов, связанных с различным толкованием понятия «суверенитет» и будущего национально-государственного устройства обновленного Союза. Фактически же расхождения между союзными и российскими политиками касались проблемы социалисти¬ческого выбора и радикального изменения существовавшей социаль¬но-экономической и социально-политической системы. И если Горба¬чев по-прежнему утверждал, что целью преобразований является об¬новление социализма, то Ельцин и его окружение все определеннее заявляли о либерально-демократическом характере будущих реформ.
 
Принятие 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, выборы новых руководителей, готовых этот суверенитет отстаивать, создали уникальную в истории СССР ситуацию: впервые появился альтернативный союзному центр принятия решений, российская власть вышла из тени общесоюзной. Однако если провозглашение суверенитета было делом относительно легким, то для проведения реформ в РСФСР по сценарию радикалов в их руках не было достаточно материальных и властных ресурсов: в 1990¬1991 гг. подавляющая часть экономических объектов в России была по-прежнему подчинена союзным ведомствам. Непосредственно респуб¬лике подчинялись лишь 17% предприятий, расположенных на ее терри¬тории (в других союзных республиках эта доля колебалась от 25 до 60%). Общесоюзные же власти управляли и всеми силовыми структурами. Все это предопределило политику российских лидеров: ее содержанием ста¬ла борьба за овладение находящимися на территории республики мате¬риальными, финансовыми и другими ресурсами. По форме это была жесткая борьба «по всему фронту» против союзных властных структур и проводимой ими политики.
Борьба за власть имеет свою логику. На одном из первых мест в ней — подрыв позиций политического противника. У оппонентов Горбачева изначально была определенная «фора»: они могли резко критиковать Президента СССР за ошибки, бездействие и обещать быстрое решение волновавших общество проблем. Осознание же народом того, что в на¬стоящее время у российских властей нет возможности выполнить обе¬щанное, отодвигало на второй план вопрос о потенциальной ответствен¬ности за явно утопические рецепты решения наболевших проблем. Тактика «встречного пожара», при которой любая, даже разумная ини¬циатива Центра «побивалась» более широкомасштабными деклараци¬ями, носила конфронтационный характер. Во второй половине 1990 г. «двоецентрие» постепенно превращалось в «двоевластие». А. Н. Яков¬лев полагает, что уже к декабрю Горбачев потерял власть, лишь фор¬мально сохраняя ее внешние атрибуты.
С середины 1990 г. начинается проведение независимой политики России. Реализация принципов ее суверенитета рассматривалась как основа выхода из кризиса. В правовом плане эта политика опиралась на ст. 5 Декларации о суверенитете, где провозглашалось верховенство рес¬публиканской Конституции и законов над союзными. Эти идеи были развиты в ряде других документов. 24 октября 1990 г. издан закон, да¬вавший право российским органам власти приостанавливать действие союзных актов в том случае, если они нарушают суверенитет РСФСР. Предусматривалось также, что решения высших органов государствен¬ной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие лишь после их ратификации Верховным Советом РСФСР.
 
Соответствующие изменения и дополнения в декабре 1990 г. внесены в российскую Конституцию. Установлен был даже штраф в размере от 500 до 10 тыс. рублей за умышленное невыполнение законов РСФСР.
Конкретная российская политика выразилась в принятии серии ак¬тов, развивающих положение одного из первых новых законов России-«Закона о собственности на территории РСФСР» от 4 июля 1990 г. В нем говорилось о том, что право собственности на природные богатства и основные производственные фонды регулируется законами РСФСР и автономных республик. Союзу же ССР эти фонды могли предоставлять¬ся «в пользование на основе законов РСФСР и Союзного договора». Постановлением Президиума ВС РСФСР от 9 августа 1990 г. призна¬вались недействительными ранее заключенные без согласования с РСФСР внешнеэкономические соглашения и сделки по продаже дра¬гоценных металлов и других стратегических ресурсов и товаров. Гово¬рилось и о том, что РСФСР не несет ответственности за кредиты, согла¬шения и сделки, заключенные без согласия ее соответствующих орга¬нов. Намечалось введение особого режима осуществления торговых операций с произведенной в республике продукцией.
Решением от 28 августа 1990 г. Совмину РСФСР поручалось заклю¬чить торгово-экономические соглашения с правительствами основных стран-импортеров российских товаров. Одновременно Правительству СССР запрещалось «реэкспортировать» произведенные в республике изделия или добытое сырье без ведома российского. Для реализации этой задачи предполагалось создание Торгово-промышленной палаты РСФСР, Главного таможенного управления РСФСР, Главного управления по ту¬ризму, Академии внешней торговли, Товарной биржи РСФСР. Оптово-посреднические фирмы Госснаба СССР, находившиеся на территории РСФСР, переводились в ведение Госкомитета РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ.
Те же цели преследовала и реформа российской финансовой систе¬мы. Собственностью России объявлялись расположенные на террито¬рии республики учреждения Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Сбербанка СССР, Внеш¬экономбанка СССР. Российский республиканский банк СССР был пре¬образован в Государственный банк РСФСР. Ряд законов и постановле¬ний конкретизировал политику России в банковском деле, регулируя статус и взаимоотношения действующих здесь субъектов. Изменения в банковской системе были тесно связаны с коренными новациями в под¬ходе к формированию союзного бюджета. Российские законодатели предполагали лишить бюджет СССР собственных источников налого¬вых поступлений — теперь все собираемые налоги должны были идти в республиканский бюджет; Россия же передавала Союзу ССР «целевые финансовые средства» в размере, утвержденном ВС РСФСР.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.