Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Новые задачи ставились и перед судами республики. Постановле¬нием ВС РСФСР от 18 октября 1990 г. Государственному арбитражу РСФСР и его территориальным организациям вменялось в обязанность при разрешении споров исходить из принципа верховенства в респуб¬лике законодательства, решений ее Верховного Совета и съездов народ¬ных депутатов. Защищать республиканские интересы был призван со¬здаваемый Конституционный суд РСФСР.
Постепенно формировались и другие параллельные союзным госу¬дарственные структуры. Организация Министерства печати и инфор¬мации предполагала ускорить создание «четвертой власти», без кото¬рой нельзя «сделать демократию необратимой». В противостоянии с союзными властями рождалось российское телевидение. Развернулась борьба за обретение республикой своих газет, раздел партийной поли¬графической базы. События января 1991 г. в Прибалтике использованы как повод для постановки вопроса о необходимости собственной армии для России. Вскоре было принято решение о создании Комитета по обо¬роне и безопасности, а в мае — собственного КГБ. В январе того же года был создан Совет Федерации РСФСР, началась подготовка Федератив¬ного договора для России. Определялся порядок введения чрезвычай¬ного положения и проведения референдума на территории республики. На государственном уровне началось внедрение идеи о департизации официальных учреждений.
Используя наработки предшественников, российские власти демон¬стрировали осознанную и энергичную прорыночную политику. Закон «О собственности в РСФСР» легализовал многообразие ее форм. В нем говорилось о том, что имущество может находиться в частной, государ¬ственной и муниципальной, а также в собственности общественных объединений. Принятый вслед за ним Закон «О предприятиях и пред¬принимательской деятельности» должен был стимулировать активность предприятий, относящихся к различным формам собственности. Раз¬работана и законодательно была оформлена программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР. Создани¬ем конкурентной среды и ограничением монополистической деятель¬ности на товарных рынках должен был заниматься соответствующий Госкомитет. Принят закон о приватизации жилищного фонда. Стиму¬лировалась и регламентировалась инвестиционная деятельность, созда¬вались предпосылки для привлечения иностранного капитала.
Российские власти поощряли создание свободных экономических зон: к середине 1991 г. этот статус предоставлен девяти территориям. Все юридические лица и отдельные граждане получили право участия во внешнеэкономической деятельности и прямой выход на внешний рынок. Большое внимание российские законодатели уделяли аграрной проблематике. Предусматривались списание долгов с колхозов и совхо¬
 
зов; приоритетное финансирование производственной и социальной сфер деревни; попытки начать аграрную реформу через поощрение всех форм хозяйствования. При этом имелось в виду использование наряду с административными и рыночные методы управления.
Решения, кардинально отличавшиеся от горбачевских, выдвигались и применительно к проекту нового Союзного Договора. Вместо посте¬пенной трансформации бюрократического государства в новую, (как говорил М. С. Горбачев, «настоящую» федерацию) «сверху» радикалы предлагали фактически его разрушить и строить новую федерацию «сни¬зу». Переход к новой стратегии осуществлен во второй половине 1990 — начале 1991 г. Российская сторона резко критиковала все исходившие от союзных структур проекты договора. В то же время в октябре 1990 г. были заключены прямые двусторонние договоры России с Украиной и Казахстаном. Выдвигалась идея «Союза четырех»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В подписанных документах говорилось о го¬товности строить межгосударственные отношения на основе признания взаимного суверенитета, отказа от вмешательства во внутренние дела, нерушимости существующих границ.
Аналогичные, откровенно антисоюзные, договоры были подписаны Россией с Латвией, Литвой, Эстонией в январе 1991 г. В том же месяце за подписью первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатова появился проект преобразования Союза. В нем пред¬лагаемое «Сообщество» определялось как «конфедеративное объедине¬ние суверенных с международно-правовой точки зрения государств». Провозглашался абсолютный приоритет законов этих государств над за¬конами Сообщества, которое предполагалось без своей собственности и конституции, а решение вопроса о едином гражданстве откладывалось на более позднее время. В «непосредственное управление» Сообществу передавались лишь оборона, безопасность и атомная энергетика.
В 1990-1991 гг. автономные республики стали объектом борьбы за влияние между союзным Центром и Россией. Стимулирующий само¬стоятельность автономий важный шаг сделан в конце апреля 1990 г., когда был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Его содержание свидетельство¬вало о том, что союзную правосубъектность он распространил и на ав¬тономные республики в составе союзных: это означало, что реформиро¬вание Союза происходило бы за счет развала союзных республик. За¬кон рассматривал автономные республики в качестве советских социалистических государств — субъектов Федерации (СССР). Они по¬лучили право передавать полномочия Союзу ССР, минуя «свою» союз¬ную республику. Отношения же автономных республик с союзными, в состав которых они входили, предписывалось строить на договорах и соглашениях.
 
После принятия российской Декларации о суверенитете борьба за автономии проходила под лозунгом: «Кто больше даст?» — и подогре¬вала аппетиты местных национальных элит. При этом союзные власти предполагали участие автономий в общем переговорном процессе, рос¬сийские же таких условий не ставили. «Россия заключит договор с Та¬тарской Республикой или государством — это как решит Верховный Совет. Будет конфедеративный договор внутри России... Не надо исхо¬дить из того, сколько прав даст вам Россия. А надо исходить из того, сколь¬ко вы можете взять и какую долю власти делегировать России. Возьми¬те такую долю самостоятельности, какую можете переварить. А что не можете — отдайте России по договору», — так летом 1990 г. в Татарстане сформулировал позицию руководства РСФСР Б. Н. Ельцин.
Новые «субъекты Союза» сразу же стали действовать по примеру «старших братьев»: до зимы 1990 г. 14 из 16 российских автономных республик провозгласили суверенитет, а две оставшиеся и некоторые из автономных областей приняли декларации, которые в односторон¬нем порядке повышали свой политический статус. Спустя полгода уже все автономные области (кроме Еврейской) провозгласили суверени¬тет в качестве республик. Из названий «Автономная Советская Социа¬листическая Республика» исчезли слова «автономная», «советская», «социалистическая». Декларации бывших автономий повторяли содер¬жание союзных аналогов: в них встречались требования верховенства республиканского законодательства над российским, а также собствен¬ности республики на ресурсы на ее территории. Борьба за автономии между союзными и российскими властями продолжалась вплоть до ав¬густа 1991.
В сфере внешней политики началась разработка концепции нацио¬нально-государственных интересов России. Как отмечает бывший ми¬нистр иностранных дел РСФСР А. В. Козырев, «направленность этой концепции была задана программными документами «Демократической России», идеями ряда публицистов и общественных деятелей, стремив¬шихся выработать альтернативу внешнеполитическому курсу Союза».
Отношения новых российских структур с союзными властями но¬сили остро конфронтационный характер. Российский парламент отверг союзную программу перехода к рынку, не оставляя надежды на компро¬мисс. Российские власти постоянно требовали отставки правительства Н. И. Рыжкова. Они резко осудили решение союзного парламента по изменению системы президентской власти в СССР с целью ее усиле¬ния (так называемые «8 пунктов Горбачева», ноябрь 1991). Российская сторона не пошла на заранее согласованную реформу системы ценооб¬разования. ВС РСФСР выступал против посылки российских граждан за пределы республики для урегулирования межнациональных конф¬ликтов, а также против вовлечения войск в политические конфликты.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.