Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Все это ярко проявилось в так называемом «новоогаревском про¬цессе» (от названия резиденции в подмосковном поселке Ново-Огаре-во, где состоялись переговоры), первый этап которого продолжался с 23 апреля по 23 июля 1991. Переговоры лидеров республик проходили очень трудно. Как вспоминал их участник А. И. Лукьянов, даже после¬днее заседание 23 июля, на котором обсуждался итоговый вариант До¬говора об ССГ, было неконструктивным. Предлагалось исключить из него упоминание о том, что Союз ССР является суверенным федера¬тивным государством; ему отказывали в праве иметь собственность, от¬стаивали одноканальную систему поступления налогов. Представитель Украины выступил на встрече с заявлением, что эта республика будет решать вопрос о своем отношении к союзному договору не раньше сере¬дины сентября. К Договору были готовы присоединиться лишь 8 из 15 союзных республик.
В результате, одобрив в целом проект, участники встречи пришли к выводу о целесообразности подписать Договор в сентябре — октябре на
 
съезде народных депутатов СССР. Горбачев поддержал такой порядок подписания союзного договора. Однако 29 — 30 июля 1991 г. в Ново-Огарево прошли закрытые встречи Горбачева с Ельциным и Назарбае¬вым, где союзный предложил президентам России и Казахстана начать подписание проекта не в сентябре — октябре, а 20 августа. Республи¬канские лидеры согласились с этой идеей, ибо понимали, что проект договора в последней редакции не пройдет в Верховном Совете СССР и уж тем более на союзном съезде народных депутатов. А поскольку в августе парламентарии были на каникулах, то время для подписания «нужного» проекта представлялось удачным. В обмен на согласие рес¬публиканских лидеров Горбачев принял требование Ельцина об одно-канальной системе поступления налогов в бюджеты. По настоянию со¬беседников он согласился и на перестановки в высшем эшелоне союз¬ной власти: немедленной замене подлежали В. С. Павлов, В. А. Крючков, Д. Т. Язов, Б. К. Пуго, Г. И. Янаев. Эти люди в июне — июле 1991 г. ак¬тивно выступали за принятие энергичных мер по сохранению СССР и последовательно критиковали «новоогаревцев». 4 августа Горбачев от¬правился в отпуск в Крым.
Итоговый проект Договора отразил как масштабы претензий респуб¬лик, так и уровень фактической дезинтеграции СССР. Согласно докумен¬ту, республики-участники признавались суверенными государствами, «полноправными членами международного сообщества». Союз Советс¬ких Суверенных Республик определялся как «суверенное федеративное демократическое государство», однако из контекста следовало, что суве¬ренитет республик первичен. За Союзом предусматривалось сохранение объектов собственности, необходимых для осуществления возложенных на него полномочий, однако он лишался собственных налоговых поступ¬лений: устанавливалась одноканальная система сбора налогов, при кото¬рой союзный бюджет определялся республиками на основе представлен¬ных Союзом статей и расходов. В документе не фиксировались сроки принятия нового Основного Закона, что не связывало государства-учас¬тники определенными обязательствами. Фактически же это положение на неопределенное время консервировало ситуацию правовой конфлик¬тности, характеризовавшую отношения между Центром и республиками после принятия деклараций о суверенитете, от которых в 1991 г. никто не собирался отказываться. Вполне реальной становилась перспектива, когда для государств, подписавших новый договор, с той же даты считались бы утратившими силу Договор об образовании Союза ССР 1922 г. и Консти¬туция. Это означало бы «мягкий» выход из СССР, который освобождал новые страны от выяснения отношений с бывшими «братьями» по Со¬юзу по закону, принятому в апреле 1990 г.
Юридическая оценка итогового проекта Договора сделана группой из 15 экспертов еще до 19 августа 1991. Они поставили под сомнение
 
правовую значимость документа, признав его внутренне противоречи¬вым, нелогичным и не имеющим значения правопреемственного. Экс¬перты констатировали, что, «признав федерацию, договор на деле со¬здает даже не конфедерацию, а просто клуб государств. Он прямым пу¬тем ведет к уничтожению СССР, в нем заложены все основы для завтрашних валют, армий, таможен и др. Проводя эту линию тайно, не¬явно, он вдвойне опасен, поскольку размывает все понятия в такой мере, что возникает государственный монстр». По замечанию свидетеля но-воогаревских дискуссий правоведа Ю. М. Батурина, «выбор между юри¬дическим качеством и политической целесообразностью был сделан в пользу последней».
Широкая общественность могла обсуждать только один, самый пер¬вый новоогаревский проект, который был одобрен 16 июня 1991 г. и опубликован 27-го. Дальнейшая доработка велась в обстановке секрет¬ности, что вызывало различные слухи, будоражило членов правитель¬ства, депутатов, общественные оргапнизации. Итоговый документ опуб¬ликован лишь в пятницу 16 августа 1991 г., за три дня до даты предпола¬гаемого подписания (причем в пятницу), что практически исключало его обстоятельное обсуждение и внесение поправок.
Верховный Совет СССР имел возможность рассмотреть лишь пер¬вый подготовленный «десяткой»(«9+1») проект Договора. Постанов¬ление по проекту от 12 июля 1991 г. предусматривало формирование полномочной делегации Союза ССР для доработки и согласования тек¬ста Договора в соответствии с замечаниями и предложениями, выска¬занными комитетами, комиссиями, членами Верховного Совета СССР, а также народными депутатами СССР. Фактически это означало выра¬жение недоверия Президенту СССР, который в ходе совместной с рес¬публиканскими лидерами работе над документами игнорировал пози¬ции союзных законодателей. Поэтому союзные парламентарии сфор¬мулировали целый ряд принципиальных замечаний, учет которых был обязательным при подготовке итогового варианта договора. Однако они не были учтены при доработке текста. Этим можно объяснить то, что Горбачев ни разу не собрал союзную делегацию для его обсуждения. Именно это заставило Лукьянова 16 августа подготовить «Заявление Председателя Верховного Совета СССР», в котором он вновь воспро¬извел идеи Постановления ВС СССР от 12 июля 1991 г. Автор акценти¬ровал внимание на том, что Союзный договор необходим, но его следу¬ет заключать после доработки в ВС СССР и с обязательным отражени¬ем результатов референдума 17 марта, где большинство высказались за сохранение обновленного, но единого федеративного государства.
Определенные демарши предприняло и союзное правительство. По инициативе В. С. Павлова итоговый текст Договора 17 августа обсудил Президиум Кабинета министров. Он также одобрил идею, но сформу¬
 
лировал ряд требований, которые министры считали необходимым включить в прилагаемый к Договору протокол, который должен был стать составной и обязательной для исполнения его частью. Горбачев согласился встретиться с премьером 19 августа для обсуждения пред¬ложений, однако характер их был таков, что компромисс уже едва ли мог быть достигнут.
Все это привело к тому, что итогом «новоогаревского процесса» еще до 19 августа стало создание документа, который означал прекращение существования СССР как единого государства. Возможное подписание Договора не означало бы «мгновенного» исчезновения СССР, посколь¬ку еще сохранялись единая армия, валюта, связывающая советское про¬странство инфраструктура (энергетическая, транспортная и т.д.), но их раздел при сознательной ликвидации общих управленческих институ¬тов становился вопросом ближайшего времени. Подготовленный к под¬писанию проект Договора по сути легализовал отношения между быв¬шими союзными республиками, зафиксированные позднее в декабрьс¬ких документах 1991 г.
Внешняя политика. Колоссальные изменения, произошедшие в 1989¬1990 гг. в мире, и в особенности на европейском континенте, были закреплены в серии важных документов. В ноябре 1990 г. в Париже в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе со¬стоялась встреча делегаций 34 стран. По ее итогам принята «Париж¬ская хартия для новой Европы», которая зафиксировала окончание «эры конфронтации и раскола» европейского континента и деклари¬ровала намерение отрыть «новую эру демократии, мира и единства». Подписавшие «Хартию» страны выразили готовность не только вза¬имодействовать по проблемам безопасности, но и развивать широкое всестороннее сотрудничество на основе единых ценностей. Там же, в Париже, 19 ноября 1990 г. лидеры 22 государств, входив¬ших в Организацию Варшавского Договора и НАТО, подписали Дого¬вор об обычных вооруженных силах в Европе. Переговоры по этой про¬блематике продолжались более 30 лет, но лишь в 1990 г. стороны смог¬ли достичь согласия. Договор предусматривал значительное сокращение вооружений — от Атлантики до Урала. Оставшихся сил должно было быть достаточно для решения оборонительных задач, но при этом воз¬можности для ведения наступательных операций резко сокращались. Устанавливались коллективные предельные уровни для стран НАТО и ОВД. Так, по танкам они не должны были превышать 20 тыс. единиц (на момент подписания страны НАТО располагали 30, а ОВД — 60 тыс.), т.е. сокращение вновь имело асимметричный характер. Договор был призван стать основой новой системы безопасности. В принятой по его итогам 19 ноября 1990 г. «Совместной декларации двадцати двух госу¬
 
дарств» констатировалось, что подписавшие ее страны «больше не яв¬ляются противниками, будут строить новые отношения партнерства и протягивают друг другу руку дружбы».
В 1990-1991 г. динамично развивались советско-американские от¬ношения. В июне 1990 г. во время визита М. С. Горбачева в Вашингтон подписана серия документов о сотрудничестве в самых разных облас¬тях: соглашение по торговле, по уничтожению и непроизводству хими¬ческого оружия; протокол к договору по ядерным испытаниям, согла¬шение по сотрудничеству в области использования атомной энергии, по студенческим обменам. По мнению Горбачева, эти документы демон¬стрировали, что «наша совместная линия на переход от конструктивно¬го взаимопонимания к конструктивному взаимодействию приносит свои плоды». Новые отношения между СССР и США подверглись серьез¬ному испытанию в остром военно-политическом кризисе в Персидском заливе (в августе 1990 — феврале 1991). В ответ на оккупацию Ираком Кувейта страны Запада решили применить силу против агрессора. Для СССР ситуация осложнялась тем, что Ирак длительное время высту¬пал в качестве его важного торгового партнера, связанного к тому же с нашей страной с 1972 г. Договором о дружбе и сотрудничестве. Тем не менее СССР выступил против агрессора единым фронтом с западными странами. 29 ноября 1990 г. наш представитель в ООН голосовал за ре¬золюцию, санкционировавшую использование силы против Ирака.
31 июля 1991 г. в Москве подписан важный советско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно этому документу, количество межконтинентальных баллистических ракет у каждого государства сокращалось на 30-40%, с тем чтобы добиться равного предельного уровня у обеих сторон. Он не должен был превышать 1600 носителей и 6000 зарядов. Сокращение учитывало различия в структуре ядерных вооружений СССР и США. Как и в случае с договором по РСМД (1987), подписание этого согла¬шения оказалось возможным благодаря решению вопроса о проведении инспекций на местах. Договор стал прорывом в сокращении атомных арсеналов двух крупнейших ядерных держав.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.