Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 5. РСФСР в канун превращения в Российскую Федерацию. Сентябрь — декабрь 1991
Изменения в системе государственной власти и управления. После политического кризиса 19-21 августа 1991 г. начинается качествен¬но новый этап политики российских властей. Если в 1990 — середине 1991 г. их усилия были направлены на борьбу против союзного «цен¬тра», то теперь появилась возможность сконцентрироваться соб¬ственно на осуществлении реформ. Развернулось активное преоб¬разование всей системы политических, экономических, социальных отношений.
В среде августовских победителей доминировали антикоммунисти¬ческие настроения, которые во второй половине 1991 г. стали опреде¬лять официальный курс политики быстро идущей к независимости РСФСР. Этот курс получал и теоретическое обоснование. 28 августа группа известных общественных деятелей «Демроссии» выступила с Заявлением, где произошедшие 19-21 августа события трактовались как «Августовская революция». Политики отмечали, что можно с разными и смешанными чувствами воспринимать развал государства, которое раньше называлось Российской империей, а затем СССР, но «этот свер¬шившийся факт должны приветствовать все истинные демократы как существенную сторону краха коммунистического режима и проявление в принципе прогрессивной тенденции». Вскоре политический кризис 19-21 августа стали называть антикоммунистической или демократи¬ческой революцией. Зримым доказательством перемен стал демонтаж памятников — символов «тоталитарной эпохи» — Ленину, Дзержинс¬кому, Андропову, возвращение исторических названий городам, улицам (Екатеринбург, Павлов-Посад).
Поражение высших представителей союзных структур придало но¬вый мощный импульс концентрации управленческих полномочий в
 
руках исполнительной власти России, олицетворяемых институтом президента. Это было связано с представлением о том, что в период ди¬намичных экономических и политических изменений страна нуждает¬ся в усилении исполнительной власти, которая должна квалифицирован¬но и оперативно решать выдвигаемые жизнью проблемы. На государствен¬но-политическом уровне это вело к изменению существовавшей в СССР системы Советской власти, которая соединяла законодательные, распо¬рядительные и контрольные функции. Первыми практическим шагами в этом направлении были прямые выборы глав исполнительной власти на общероссийском уровне (Президента РСФСР) и в обеих «столицах» (мэров Москвы и Ленинграда), состоявшиеся 12 июня 1991 г. Дальней¬шее развитие этой тенденции требовало избрания глав исполнительной власти краев, областей, городов России. Следующий шаг диктовал необ¬ходимость разделения власти и полномочий между новыми исполнитель¬ными структурами и ранее «всевластными Советами».
21 августа на волне противостояния с ГКЧП принято постановле¬ние Верховного Совета РСФСР, согласно которому Президенту РСФСР предоставлялось право впредь, до принятия Закона РСФСР об управ¬лении краем, областью, отстранять от должности председателей (всех уровней) Советов народных депутатов в случае неисполнения этими Советами законодательства РСФСР, указов Президента и актов Пра¬вительства, а также исполнения ими решений антиконституционных органов. Не менее революционным был второй пункт постановления, которым вводилась должность главы администрации в крае, области и других административно-территориальных единицах как руководите¬ля соответствующего исполнительного органа. Глава администрации становился правопреемником исполкома Совета народных депутатов. В третьем пункте постановления Президенту РСФСР предоставлялось право(«впредь до принятия закона»), где регулировался бы порядок выборов, т.е. на четко неопределенный срок, единолично назначать глав администраций и освобождать от этих должностей. Постановление вво¬дилось в действие с момента принятия. Документ существенно изме¬нял действовавшую систему управленческих отношений, значительно ограничивая властные функции Советов и усиливая «исполнительную вертикаль», подчиненную непосредственно (и почти исключительно) Президенту.
21 сентября 1991 г. опубликован президентский Указ № 112 «О роли Совета Министров РСФСР в системе исполнительной власти Россий¬ской Федерации». Он, с одной стороны, ставил перед Совмином задачи по «построению динамичной модели рыночной экономики», а с другой — определял отношения между предсовмина и президентом. Предусмат¬ривалось, в частности, что президент не только должен контролировать деятельность Совмина и «совместно решать принципиальные вопросы
 
организации работы Правительства РСФСР, комиссий и других рабо¬чих органов», но и, при необходимости, председательствовать на его за¬седаниях для «обеспечения Правительством РСФСР его полномочий в полном объеме».
Огромное влияние на последующее политическое развитие страны оказали решения об изменении властного баланса, принятые на V съез¬де народных депутатов РСФСР (28 октября — 13 ноября 1991). Поста¬новление «Об организации исполнительной власти в период радикаль¬ной экономической реформы» предоставляло президенту право само¬стоятельно реорганизовывать структуру высшей исполнительной власти России и самостоятельно решать вопросы кадрового назначения в сис¬теме исполнительной власти. Таким образом, президент получал нео¬бычайную свободу в плане подбора лиц на высшие посты в структуре исполнительной власти, не будучи при этом обязанным согласовывать даже с парламентом свои назначения.
Другое постановление: «О правовом обеспечении экономической реформы» — предусматривало, что законы СССР и РСФСР «в период проведения радикальной экономической реформы применяются в час¬ти, не противоречащей актам, принятым в соответствии с настоящим Постановлением». Эти акты (указы президента) предполагалось изда¬вать в целях оперативного регулирования экономической реформы. Принятие этого постановления знаменовало вступление России в весь¬ма специфический период политико-правового развития, когда прези¬дентские указы стали выполнять роль замещающего или конкурирую¬щего законодательства. О направлениях развития формирующегося «указного права» можно судить по сфере интересов Государственно-правового управления (ГПУ) Администрации Президента, созданного и возглавлявшегося в 1991 г. С. М. Шахраем. В его структуру входили отделы: государственного, административного и международного пра¬ва; правового обеспечения вопросов безопасности, обороны и правоох¬ранительных органов; правовых проблем федерализма, местного само¬управления и взаимодействия с федеральными представительными органами; судебной реформы и судопроизводства; гражданского права и хозяйственного законодательства; систематизации законодательства и правовой информатизации.
Решения V съезда народных депутатов легализовали ситуацию, при которой представительные органы власти фактически лишались реаль¬ного права корректировать то, что делала исполнительная. При этом направление деятельности и состав высших органов исполнительной власти ставились в зависимость от президента как «высшего должност¬ного лица» государства. Уже тогда Б. Н. Ельцин получил огромные пол¬номочия. И хотя решения предусматривали, что полномочия даются «временно», на один год, он впоследствии настаивал на том, что такое
 
положение следует сохранить на значительно больший период. Со вре¬мени V съезда эти темы (выбор модели экономических преобразований и формирование команды реформаторов, время «чрезвычайных полно¬мочий») стали основными в политическом противостоянии 1992-1993.
На съезде принято еще одно решение, усиливавшее влияние выс¬шей исполнительной власти. Президент получил право приостанавли¬вать действие актов главы исполнительной власти (республик в соста¬ве РСФСР), а также иные решения органов власти, если они противо¬речат Конституции и законам РСФСР. Съезд своим постановлением отменил также назначенные ранее Верховным Советом РСФСР на 8 де¬кабря 1991 г. выборы глав администраций, сохранив «августовский» порядок — назначение на эти должности указами Президента. Подбором кандидатов и координацией их деятельности занималось Контрольное управление, входившее в структуру Администрации Президента. Забе¬гая вперед, можно отметить, что первые выборы глав администраций (притом лишь в 5 субъектах федерации) прошли в апреле 1993, затем — в виде исключения — в декабре 1995 г. в 12, а с января 1996 по март 1997 — в 56 субъектах Российской Федерации. V съезд народных депу¬татов сыграл важную роль в рождении нового политического режима.
Выстраивание «президентской вертикали» было одной из стратеги¬ческих задач российских лидеров и началось до августовского кризиса. Еще 14 августа 1991 г. Указом Президента РСФСР были назначены 14 первых его представителей на местах. До конца года они имелись бо¬лее чем в 50 регионах России и были народными депутатами либо РСФСР (в основном члены фракций, входящих в «Демократическую Россию»), либо СССР (практически все члены Межрегиональной де¬путатской группы). Как отмечалось в печати, президентские назначен¬цы играли на местах роль «демократических комиссаров».
Стремлением к концентрации власти можно объяснить и появле¬ние Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которое пред¬полагалось создать через слияние существовавших раздельно структур органов госбезопасности и внутренних дел. Он сразу же вызвал огром¬ную тревогу в обществе, всколыхнув воспоминания об аналогичном «объединенном ведомстве» начала 1950-х годов. Поэтому одновремен¬но две депутатские группы и несколько комитетов ВС РСФСР обрати¬лись в недавно созданный Конституционный суд с ходатайством о про¬верке конституционности указа. Это было его первое дело. Оперативно рассмотрев вопрос, он уже 14 января 1992 г. своим решением отменил президентский указ, признав его неконституционным, и слияние ве¬домств, к удовлетворению многих, не состоялось.
Поворот в федеративной политике. После августа 1991 г. начинается новая федеративная политика России. Звучавшее в 1990 г. предло¬
 
жение «глотать суверенитеты» осенью 1991 г. окончательно призна¬но ошибочным, и началась борьба за сохранение бывших автоно¬мий в правовом поле России. Однако сделать это было нелегко, так как процесс суверенизации уже имел свою инерцию. Наиболее сложная ситуация складывалась в Чеченской республи¬ке. Здесь оппозиция в виде Исполкома ОКЧН под руководством гене¬рала Д. Дудаева сразу после «путча» приступила к свержению «парток-ратического клана», который возглавлял Председатель Верховного Со¬вета республики Д. Завгаев. Началось формирование национальной гвардии, захват хранящегося на складах оружия и боевой техники. 1 сен¬тября 1991 г. Исполком ОКЧН постановил распустить ВС ЧИР, преем¬ником которого должен был стать Временный высший совет (ВВС). 4 сентября отряды гвардейцев взяли под контроль республиканское те¬левидение и административные здания исполнительной власти, вклю¬чая резиденцию Совета Министров. А 6 сентября сторонники Дудаева штурмом овладели зданием ВС ЧИР, где в это время происходило засе¬дание. Оказавшие сопротивление депутаты были избиты, председатель горсовета Грозного В. Куценко погиб. Именно 6 сентября 1991 г. «день низложения тоталитарного режима и перехода на путь демократически-правовых» структур отмечается в Чечне как День независимости.
Взятый курс на независимость Чечни предполагалось легализовать через ряд правовых процедур. На октябрь и ноябрь назначались приня¬тие гражданства, выборы президента и парламента. Осуждалась прово¬дившаяся ранее политика «геноцида» и «колониального гнета» чеченс¬кого народа со стороны «имперских сил», а для наблюдения за выбора¬ми приглашались представители лишь тех союзных республик, которые однозначно взяли курс на выход из СССР. По сути, уже в первой поло¬вине сентября 1991 г. в Чечено-Ингушской республике произошел во¬енный переворот националистических радикальных сил, направленный не столько против прежней партийно-советской номенклатуры, сколь¬ко нацеленный на выход автономии из России.
В сентябре в Грозном побывали многие московские политики, пы¬тавшиеся ввести ситуацию в контролируемое федеральными властями русло. Однако миссии Р. И. Хасбулатова, М. Н. Полторанина, Г. Э. Бур¬булиса, А. В. Руцкого успеха не имели. По докладу последнего Прези¬диум Верховного Совета России принял постановление «О положении в Чечено-Ингушской республике», сыгравшее большую роль в дальней¬шей эскалации напряженности. В документе единственной законной властью на этой территории назван ВВС ЧИР, а «незаконным воору¬женным формированиям», под которыми подразумевались дудаевские структуры, предписывалось к 10 октября 1991 г. сдать оружие.
Исполком ОКЧН воспринял решения российского руководства, выглядевшее как ультиматум, буквально в штыки. В Чечне была объяв¬
 
лена мобилизация всех лиц мужского пола от 15 до 55 лет, а Нацио¬нальная гвардия приведена в боевую готовность. К 1 ноября в ней на¬считывалось 62 тыс. человек, а в народном ополчении — более 90 тыс.
Б. Н. Ельцин разделял решительные настроения А. В. Руцкого от¬носительно необходимости принятия чрезвычайных мер в отношении ЧИР. 19 октября он подписал жесткое по тону «Обращение к лидерам Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа», в кото¬ром предупредил, что в случае невыполнения федеральных требований, примет все предусмотренные законодательством РСФСР меры «в ин¬тересах нормализации обстановки, обеспечения безопасности населе¬ния и защиты конституционного строя». Выборы в Чечне объявлялись незаконными, а их итоги заранее признавались недействительными. Тем не менее, 27 октября выборы были проведены, в них не участвовали ингуши и часть русскоязычного населения. Голосование прошло менее чем в половине районов республики. Дудаев получил подавляющее боль¬шинство голосов избирателей и стал первым чеченским президентом. Избранный парламент оказался практически мононациональным. Ре¬зультаты выборов не признали не только российские власти, но и оппо¬зиционные Дудаеву силы в Чечне.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.