Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Глава X
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992-2004



§ 1. Начало перехода к новому обществу. 1992
Антикризисные меры и рыночные преобразования. История современ¬ной России начинается с конца декабря 1991 г., когда в результате глубокого социально-экономического и политического кризиса пре¬кратил свое существование СССР. Новому государству предстояло остановить действие деструктивных процессов, охватывавших мно¬гие сферы, восстановить управляемость в стране и перейти к рефор¬мированию всей системы общественных отношений. В этом плане особое место занимает 1992-й, события которого оказали большое влияние на последующее развитие государства и общества в России. Радикальные экономические реформы, о которых много говорилось в 1990-1991 гг., начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобожде¬нии цен: на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энерго¬носителей) они были освобождены, а оставшиеся регулируемые — повышены. Это привело к тому, что на полках магазинов появились мно¬гие забытые продукты и товары, которые оказалась, однако, малодос¬тупны основной части населения вследствие их необычайной дорого¬визны.
Большие изменения произошли во внешнеэкономической сфере. Сняты были количественные ограничения по экспорту готовой продук¬ции, сохранялись лишь квоты на вывоз топливно-энергетических и сы¬рьевых ресурсов. В то же время, учитывая тяжесть давившего на рынок денежного навеса и скудость товарных запасов, были временно отмене¬ны ограничения на импорт. Это достигнуто посредством установления нулевого импортного тарифа. Принятые меры привели к тому, что в стра¬ну хлынул поток товаров самого различного ассортимента и качества. Свободный импорт в начале 1992 г. сыграл роль катализатора в разви¬тии частной рыночной торговли.
Для того чтобы активизировать рыночный товарооборот, ликвиди¬ровать монополию государственной торговли, стимулировать адапта¬цию населения к новым условиям, 29 января 1992 г. Президент РФ под¬писал Указ «О свободе торговле». Это был весьма демократичный акт, дававший возможность заниматься торговлей каждому, кто пожелает.
 
Население быстро на него откликнулось. Повсеместно в российских городах появились многолюдные неорганизованные «толкучки», где можно было приобрести самые разнообразные вещи. Зарисовку одного из таких «рынков» начала февраля 1992 г. сделал Е. Т. Гайдар: «Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив бу¬лавочкой к своей одежде вырезанный из газеты «Указ о свободе торгов¬ли», люди предлагали всяческий мелкий товар... Не эстетично? Не бла¬городно? Не цивилизованно? Пусть так. Но... младенцы не появляются на свет такими уж красавцами».
В последние дни 1991 г. появился президентский указ, утверждав¬ший основные положения программы приватизации, — временный до¬кумент, действовавший до принятия Верховным Советом соответству¬ющей госпрограммы. 29 января 1992 г. в его развитие был подписан важ¬ный указ, которым утверждались основные нормативные документы, регламентирующие порядок главных приватизационных процедур: про¬ведение конкурсов и аукционов, порядок оплаты и т.п. В них сформу¬лированы принципы, идеология и технология приватизации, которые действовали до 1996. В феврале — марте 1992 г. на основе этих докумен¬тов набирает темп «малая приватизация» (предприятия торговли, об¬щественного питания, сферы обслуживания). К июню в частную соб¬ственность перешли почти 10 тыс. объектов государственной и муни¬ципальной собственности и на 30 тыс. поданы заявки.
К весне 1992 г. относятся попытки осмысления первых результатов нового экономического курса, выглядевших достаточно противоречи¬во. Либерализация цен привела к такому их росту, который значитель¬но отличался от правительственных прогнозов. Первоначальный ска¬чок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, однако за март — май потребительские цены на товары и услу¬ги выросли почти вдове, и летом этот процесс не остановился. Вместо первоначально обещанного двух-трехкратного повышения цен, на мно¬гие основные товары они выросли в 10-12 раз (к концу года — в 36). Резкое сокращение розничного товарооборота (в первом квартале в сред¬нем на 50% в сравнении с аналогичным периодом 1991) свидетельство¬вало о резком снижении покупательной способности и без того не изба¬лованного российского населения.
Неблагополучно складывалась ситуация и с денежными доходами граждан. Либерализация цен позволила снять «денежный навес» — на¬копленный к 1991 г. избыток денег над товарами. Это, однако, привело к тому, что в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населе¬ния. Большую их часть составляли относительно небольшие вклады далеко не самых богатых граждан. Отрицательный общественный резо¬нанс вызвал невнимание властей к этой острой проблеме. Ухудшилось
 
положение пенсионеров, работников бюджетных организаций. Усили¬лась дифференциация населения по уровню доходов. На старте реформ не удалось предотвратить кризиса наличной денежной массы: темпы инфляции были столь значительны, что власти не успели и не успевали напечатать требуемого в обороте количества денег. В результате посто¬янно росла задолженность государства по выплате зарплат, пенсий и пособий (на 1 апреля 1992 — 40 млрд. руб., а к 1 июня — уже 150), что являлось дополнительным фактором роста социальной напряженнос¬ти. Согласно опросам общественного мнения, примерно половина насе¬ления страны стала жить гораздо хуже, более четверти — немного хуже, чем в декабре 1991 г. Определенные улучшения констатировал лишь каждый одиннадцатый из опрошенных.
Не более оптимистично складывалась ситуация в сфере материаль¬ного производства. В промышленности наблюдалось сокращение объе¬мов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабель¬ных предприятий весной 1992 г. все более острым становился платеж¬ный кризис. Резко увеличилась взаимная задолженность предприятий, усилился дефицит платежных средств. Взаимная задолженность нарас¬тала как снежный ком: к концу января она составляла 140, к концу фев¬раля — 390, а к концу марта 780 млрд. рублей, что соответствовало при¬мерно 40% объема продукции промышленного производства (в июне сум¬ма достигла 2-х триллионного уровня). Чисто «рыночное» решение проблемы требовало банкротства несостоятельных плательщиков, одна¬ко ее масштабность делала неизбежным государственное вмешательство.
Нелегким было положение в аграрном секторе. Правительство де¬лало ставку на форсированное развитие фермерства, активно лоббиро¬вало введение свободной купли-продажи земли. В СМИ развернулась кампания по дискредитации колхозно-совхозного строя. Новации дол¬жна была подтолкнуть и начавшаяся перерегистрация хозяйств, в про¬цессе которой крестьянам предстояло как бы заново определиться, с каким производством — коллективным или индивидуальным — связать свое будущее. В результате же проводимого курса проиграла деревня в целом: «неперспективным», часто дотационным, колхозам и совхозам были значительно урезаны масштабы финансовой поддержки, хотя на ближайшее будущее они неизбежно оставались главными поставщика¬ми продовольствия и сырья для пищевой и легкой промышленности. В то же время фермерское движение получило преимущественно мо¬ральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, мате¬риально-технического и правового обеспечения.
В центре внимания правительства находились почти исключитель¬но стратегические и макроэкономические проблемы. Прежде всего, пред¬полагалось восстановление утраченного контроля над государственны¬
 
ми финансами. Проводилась жесткая бюджетная политика, направлен¬ная на устранение дефицита госбюджета, который к концу 1991 г. дос¬тиг огромной суммы — в 20% ВВП. Эта политика включала резкое со¬кращение расходных статей, куда включались затраты на отрасли соци¬альной сферы (коммунальную, здравоохранение, образование, науку, культуру), закупки вооружений, централизованные инвестиции, бюд¬жетные дотации и субсидии территориям и предприятиям. Резкое со¬кращение государственных расходов привело к тому, что уже в январе 1992 г. дефицит бюджета сменился его профицитом в размере 5,1%; в феврале бюджетный дефицит составил 2,7; в марте — 2,3; а в апреле был вновь зафиксирован профицит в 4,4%. Реформаторы в качестве по¬зитивного отмечали тот факт, что за пять месяцев с начала либерализа¬ции дефицит государственного бюджета не превысил 0,5% ВВП.
Жесткая бюджетная политика привела к снижению темпов инфля¬ции. После всплеска в январе 1992 г. ее уровень в феврале составил уже 38,3; в марте — 30; в апреле — 22; в мае — 12%. Объем производства по¬нижался высокими, но вполне допустимыми, по мнению правительства, темпами. По сравнению с декабрем 1991 г. ВВП сократился в январе 1992 г. 3,9%; в феврале — 6,9; в марте — 7,2; в апреле — 11,7.
Однако формальное улучшение макроэкономических показателей оставляло без ответа насущные вопросы: как выживать основной массе населения (при потере накоплений и резком уменьшении доходов) и каким образом смогут функционировать в новых условиях промышлен¬ные и сельскохозяйственные предприятия, из которых около половины не могли обходиться без государственных бюджетных «вливаний»? Теоретически было ясно, что в «будущем» все должно измениться, и эко¬номику страны ожидает динамичный рост. Но когда это произойдет, и какие хозяйственные субъекты станут реальной опорой движения к новому общественно-экономическому порядку, сказать было нелегко.
Преобразования первых месяцы 1992 г. привели к появлению боль¬шого числа людей, недовольных их результатами. Поэтому перед пре¬зидентом и правительством весной этого года возникла проблема опре¬деления той социальной базы, которая позволит двигаться к рынку дальше. После августа 1991 г. появилась определенная коалиция сил, выступавших за ускоренное движение к рынку. Заинтересованные в этом социальные группы можно условно разделить на три части. В первую войдут те, кто составлял основу массового «протестного», антитотали¬тарного, антиноменклатурного демократического движения 1988¬1991 гг., выступавшего под лозунгом «Демократия и рынок». Это были преимущественно представители интеллигенции, инженерно-техничес¬кие работники, управленцы, служащие, которые после провала «путча» надеялись быстро реализовать свои надежды. Во вторую можно зачис¬лить те элитные и околоэлитные слои, которые в 1987-1991 гг. уже вклю¬
 
чились в полуофициально поощряемые «сверху» рыночные отношения через валютно-финансовые, экспортно-импортные и прочие коммерче¬ские операции. К ним примыкали организаторы торговли разного уров¬ня и связанные с ними предприниматели, которые лучше других видели перспективы, открывавшиеся перед ними в случае появления свобод¬ного рынка и ликвидации «социалистических» ограничений. В третью группу часто включают руководителей промышленности, директоров предприятий и связанных с ними структур. Их «рыночные перспекти¬вы» определялись расширяющимися возможностями распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, которые формально оста¬вались государственными.
«Директорский корпус» рассчитывал также на активное участие в приватизации, неизбежность которой становилась очевидной. В то же время эта группа была далеко не однородной. Более заинтересованны¬ми в либерализации экономических отношений были управленцы сы¬рьевых отраслей, продукция которых пользовалась гарантированным спросом. Особенно привлекательным для них был самостоятельный выход на внешние рынки, где газ, нефть и другие ресурсы продавалась по ценам, намного превышавшим внутренние, что существенно облег¬чало адаптацию к новым хозяйственным условиям и снимало зависи¬мость от государственного бюджета. Иной была позиция руководите¬лей отраслей перерабатывающей промышленности, многие предприя¬тия которых могли существовать лишь при финансовой поддержке государства. Они выступали за постепенное вхождение страны в рынок и за активное регулирование этого процесса правительством, рассчи¬тывая на его помощь через бюджетные источники.
Следует отметить, что хотя первая и третья из названых групп в це¬лом были ориентированы на рыночные преобразования, их позиции и интересы потенциально конфликтны. Массовое протестное движение выступало за отстранение от власти партийно-государственной и хо¬зяйственной номенклатуры, противопоставляя этому радикально-де¬мократический вариант реформ. Директорский же корпус сам во мно¬гом являлся частью существовавшей системы, в которой переплетены политические и экономические связи. Поэтому советские хозяйствен¬ные управленцы ратовали за более плавную социальную трансформа¬цию, которая позволила бы им сохранить или использовать уже «завое¬ванные» преимущества. На этапе начала реформ эти различия были приглушены. Но позднее Правительству и Президенту все равно при¬шлось бы выбирать между двумя этими ориентациями.



 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.