Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Приватизация в России. Приватизация государственной собственнос¬ти в России — одно из наиболее сложных и дискуссионных направ¬лений экономической политики 1992-1998. Логика инициаторов из¬бранного в этой сфере курса изложена в книге «Приватизация по-российски», вышедшей в 1999 г. под редакцией А. Б. Чубайса. К работе следует относиться как к документу, в котором обозначе¬ны основные проблемы и наиболее спорные моменты. В результате сложных политических, экономических и идеологичес¬ких процессов перестроечного времени в 1990 г. в СССР была легализо¬вана частная собственность. Осознание необходимости демонополизации, создания конкурентной среды как обязательного условия вывода страны из кризиса и экономического роста привело к тому, что в наиболее извес¬тных программах перехода к рынку (план Л. И. Абалкина, программа «500 дней» Г. А. Явлинского) приватизация уже фигурировала в каче¬стве одного из главных элементов структурной реформы экономики. С конца этого года в Комитете по экономической реформе ВС РСФСР началась проработка возможных вариантов приватизации. Весной 1991 г. в России создан Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ), который до ноября возглавлял М. Д. Малей, также занимавший¬ся этой проблематикой. 3 июля 1991 г. ВС РСФСР принял закон о прива¬тизации. Однако политические перипетии в СССР в июле-октябре заб¬локировали возможность проведения какой-либо целенаправленной экономической политики, в том числе и в сфере приватизации.
Провозглашение курса на самостоятельное проведение рыночных преобразований V съездом народных депутатов России (октябрь 1991) в качественно новой политической и экономической ситуации, созда¬ние «правительства реформ» под фактическим премьерством Е. Т. Гай¬дара сопровождались существенной корректировкой представлений о
 
приоритетах и форме осуществления необходимых мероприятий. За¬ниматься приватизацией в правительстве было поручено А. Б. Чубайсу, который в ноябре возглавил ГКИ. Вместе с ним туда пришли М. Бойко, Д. Васильев, А. Евстафьев, А. Казаков, А. Кох, П. Мостовой и некоторые другие, чьи имена также получили известность в 1990-е годы.
Новая «команда» активно занялась подготовкой изменения отно¬шений собственности в контексте намеченных на 1992 г. радикальных экономических перемен. Причем реформаторы исходили из своего видения сложившейся к концу 1991 г. обстановки. Во-первых, по их мне¬нию, процесс «стихийной приватизации» уже шел полным ходом, про¬исходило неконтролируемое растаскивание государственного иму¬щества. Во-вторых, государство было разрушено и неспособно влиять на то, что происходило в этой сфере. В-третьих, тяжелейшее состояние российской экономики требовало срочного принятия нестандартных мер, которые не встретят широкой социальной и политической поддер¬жки. Все это было отягощено отсутствием проработанной нормативно-правовой базы приватизации, необходимых организационных структур и подготовленных кадров.
В таких условиях прогнозировать экономическую эффективность приватизации представлялось затруднительным, главной считалась за¬дача «запустить процесс». Поэтому перевод государственной собствен¬ности в частные руки должен производиться не «штучно», а приобрести массовый характер: предстояло «разгосударствить» более 240 тыс. хозяй¬ственных объектов. Нехватка средств, инфляционное сгорание сбереже¬ний делали невозможным полноценный «выкуп» общественного имуще¬ства, что обусловило его распродажу по символическим, явно заниженным ценам. Требовалась срочная разработка правовой основы приватизации, осуществить которую предстояло «правительству реформаторов» при согласовании с Верховным Советом, и что особенно важно, активно ис¬пользуя ресурс огромных правовых полномочий президента.
Уход государства из сферы управления экономикой аксиоматически считался условием ее подъема в будущем. Однако появление «эффектив¬ного собственника», «стратегического инвестора» мыслилось как резуль¬тат вначале денационализации, а затем уже рыночного перераспределе¬ния бывшей «общенародной» собственности. От скорости и интенсивно¬сти этого процесса зависело приближение времени экономического роста. Поэтому, как считают некоторые исследователи, курс на «перманентную приватизацию» рассматривался и как часть рыночной переделки эконо¬мики страны, и как способ изменения менталитета ее населения.
Новая идеология приватизации нашла отражение в двух докумен¬тах конца декабря 1991 г., определивших ее задачи на ближайший пери¬од. Это были Указ Президента «Об ускорении приватизации государ¬ственных и муниципальных предприятий» и «Основные положения
 
программы приватизации государственных и муниципальных предпри¬ятий на 1992 год», одобренные Президиумом ВС. Отвечать за реализа¬цию программы должен был ГКИ. Он издавал собственные распоряже¬ния и готовил относящиеся к приватизации постановления правитель¬ства. Для минимизации возможных злоупотреблений было решено разделить функции подготовки объектов к приватизации и их прода¬жи. Реализацией первой должен был заниматься сам ГКИ, а для прода¬жи создан Российский фонд федерального имущества. Аналогичные структуры создавались во всех регионах.
В первой половине 1992 г. набирала темпы «малая приватизация», однако в центре внимания политиков находилось обсуждение поправок к ранее принятому закону о приватизации. Они должны были опреде¬лить рамочные условия «большой приватизации» — массовой продажи средних и крупных предприятий самых различных отраслей промышлен¬ности. 11 июня 1992 г. такой закон Верховным Советом был принят.
14 августа опубликован Указ Президента, предопределивший нача¬ло и содержание первого, «ваучерного» этапа приватизации, продлив¬шегося 22 месяца, до 1 июля 1994 г. Ваучерная, или чековая модель при¬ватизации предусматривала преобразование крупных и средних госу¬дарственных предприятий в акционерные общества с их последующей передачей непосредственно гражданам, среди которых работники тру¬дового коллектива приватизируемого предприятия получали льготы. Для участия населения в приобретении акций вводились приватизаци¬онные чеки — ваучеры, которые символизировали равенство стартовых условий всех участников приватизации.
Балансовая стоимость производственных фондов России к концу 1991 г. оценивалась в сумму 1260,5 млрд рублей. Она была разделена на численность населения страны — 148, 7 млн человек, что дало сумму в 8476 рублей, которая для удобства округлена до 10 тыс. и была опреде¬лена как доля собственности каждого гражданина России во «всенарод¬ном» имуществе. В сентябре 1992 г. в отделениях Сбербанка началась выдача ваучеров населению, в основном завершенная к весне 1993. Все¬го граждане России получили 146 064 млн ваучеров. В связи с ростом инфляции их стоимость катастрофически падала: если в конце 1991 г. 10 тыс. рублей составляли примерно половину стоимости автомобиля (типа «Жигулей»), то в конце 1993 г. это была цена 3-4 бутылок водки.
Полученные ваучеры населению предстояло обменять на акции предприятий, что означало бы юридическое вхождение в права собствен¬ника. Однако поскольку далеко не все были готовы вникнуть в тонко¬сти приватизационного процесса, то в стране началось создание чеко¬вых инвестиционных фондов (ЧИФ). К весне 1994 г. их было уже око¬ло 650, многие получили широкую рекламу. Задача фондов состояла в аккумулировании значительных пакетов ваучеров населения с целью
 
их дальнейшего вложения в акции наиболее рентабельных предприя¬тий и, следовательно, получения максимального дохода. Однако отсут¬ствие контроля со стороны государства, неквалифицированное, а то и просто полууголовное руководство фондами привели к тому, что боль¬шая их часть «умерла», обесценив десятки миллионов ваучеров и сфор¬мировав у рядовых граждан негативное представление о приватизации.
В целом же судьба ваучеров была такова. 25% чеков ушли в ЧИФы, 25 — проданы: с ними расстались преимущественно люди, относившие¬ся к приватизации скептически. Эти чеки перешли в руки физических, а также юридических лиц, которые реально участвовали в чековых аук¬ционах и вкладывали ваучеры более или менее эффективно. Примерно 50% оставшихся чеков вложены членами трудовых коллективов и их родственниками в акции собственных предприятий (либо по закрытой подписке, либо на чековых аукционах).
Решения о закреплении акций в федеральной собственности или их продаже (полной или частичной) принимали правительство и ГКИ, они же определяли сроки сделок. В приватизации участвовали все гражда¬не России, но работники приватизируемых предприятий получали пре¬имущества. Всего было три группы льгот.
В первом варианте именные привилегированные «неголосующие акции» (25% уставного капитала предприятия) передавались членам трудового коллектива. Еще 10%, но уже обыкновенных акций, работни¬ки могли купить на льготных основаниях. 5% акций имела право при¬обрести администрация предприятия.
Во втором все члены трудового коллектива могли приобрести обык¬новенные, голосующие, акции, составляющие до 51% капитала. В этом случае не было безвозмездной передачи и льготной продажи акций. Однако работникам предприятия предоставлялось право участвовать в закрытой подписке на его акции.
В третьем варианте группа работников предприятия (чаще включав¬шая высших управленцев) при выполнении определенных обязательств перед коллективом, а также государственными органами, получала пра¬во на приобретение 20% обыкновенных акций. Кроме этого, все работав¬шие на предприятии (и администрация, и другие сотрудники) могли на льготных основаниях приобрести еще 20% обыкновенных акций.
Выбор льгот приватизации по второму и третьему вариантам осу¬ществлялся на основании решения трудового коллектива, если за него высказалось не менее 2/3 общего числа работников. При отсутствии согласованного решения льготы предоставлялись по первому варианту. Помимо перечисленных, одним из способов российской приватизации была аренда с правом выкупа.
По оценкам ГКИ, к весне 1994 г. доля в капитале внутренних акци¬онеров составила 60-65%, внешних -18-22, государства — до 17. Это
 
свидетельствовало о том, что сформировалась достаточно размытая структура собственности, не предоставлявшая явных преимуществ кон¬троля ни одной группе акционеров. К 1 июля 1994 г. было разгосудар¬ствлено 70% промышленных предприятий, а доля государственной соб¬ственности в общем объеме стоимости имущества сократилась до 35.
8    обобщающей работе «Экономика переходного периода», издан¬ной в 1998 г. под редакцией Е. Т. Гайдара, чековая модель приватизации оценивается так: «Достаточно наивно оценивать итоги реализации этой модели по тем формальным целям, которые были записаны в програм¬мах приватизации. Реальная цель была лишь одна: временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственнос¬ти... при минимуме социальных конфликтов в расчете на следующие трансакции в пользу эффективных собственников».
9    декабря 1994 г. Государственная дума приняла постановление, в котором признала итоги первого этапа приватизации неудовлетвори¬тельными. Ее негативное восприятие обусловлено расхождением меж¬ду публично декларированными принципами, целями, задачами и теми непосредственными результатами приватизации, с которыми столкну¬лось большинство граждан. Позднее сами «приватизаторы» отличия от «эталонной» модели связывали с сопротивлением проводимому курсу, в реализации которого многочисленные нарушения закона стали неиз¬бежной платой за то, чтобы радикальное перераспределение собствен¬ности состоялось в принципе. Противоречия первого этапа описаны в документе, подготовленном для главы правительства В. П. Полевано-вым, который короткое время после А. Б. Чубайса (конец 1994-начало 1995) в ранге вице-премьера возглавлял ГКИ и попытался проанализи¬ровать доставшееся ему наследство.
В документе отмечалось, что программа приватизации намечала семь главных целей. Первая — формирование слоя частных собственников, способствующих созданию социально ориентированной рыночной эко¬номики. Автор констатировал, что формально 40 млн человек стали ак¬ционерами, на деле же распоряжается и владеет собственностью незна¬чительная часть населения. Вторая цель программы — повышение эф¬фективности деятельности предприятий путем их приватизации — также оказалась невыполненной. Не реализована и третья цель — соци¬альная защита населения и развитие объектов социальной инфраструк¬туры за счет средств от приватизации. Четвертая цель — содействие процессу стабилизации финансового положения страны — также ока¬залась лишь продекларированной. Движение к пятой цели — создание конкурентной среды и содействие демонополизации — вызвало боль¬шие нарекания, так как стремление к демонополизации любой ценой способствовало разрыву технологических цепочек и способствовало спаду промышленного производства. Оказалась иллюзорной и надеж¬
 
да на реализацию шестой цели — привлечение иностранных инвести¬ций: они, во-первых, даже сократились, а, во-вторых, направлялись пре¬имущественно в добывающие отрасли. Седьмая цель предусматривала создание условий и организационных структур для расширения масш¬таба приватизации. Для ее реализации по всей стране была создана си¬стема органов ГКИ, Российского фонда федерального имущества, Фе¬дерального агентства по банкротству, сеть ЧИФов.
Таким образом, из семи целей приватизации полностью реализована лишь седьмая и формально — первая, практически же провалены пять. Отрицательным следствием избранной модели разгосударствления стал колоссальный рост преступности, связанной с приватизацией. Вице-пре¬мьер также полагал, что преобразования способствовали подрыву нацио¬нальной безопасности, что проявилось в трех сферах. В экономической произошло крупнейшее в России разбазаривание государственной соб¬ственности, что явилось одним из источников кризиса и будущих кон¬фликтов, направленных на ее передел. В социально-политической — недовольство граждан властью, устойчивое убеждение большинства населения, что его не столько наделили собственностью, сколько ее эк¬спроприировали, лишив и без того скудных социальных гарантий. В обо¬ронной — скрытая интервенция иностранного капитала в отрасли ВПК с целью его ослабления.
Полеванов предлагал: воздержаться от форсированного проведения второго этапа приватизации, выявить и устранить очевидные просче¬ты, усилить внимание к управлению государственным имуществом и государственными пакетами акций, отстранить от управления прива¬тизацией людей, которые несут ответственность за ошибки первого эта¬па. Его доклад получил определенное распространение и понимание в политической и научной среде, однако в правящей элите был встречен без энтузиазма. Вскоре автора отправили в отставку, а на его место был назначен С. Г. Беляев — человек из «команды Чубайса», и курс на при¬ватизацию с многочисленными «компромиссами» и «учетом российс¬кой специфики» был продолжен.
22 июля 1994 г был издан Указ Президента, утвердивший «Основ¬ные положения государственной программы приватизации государ¬ственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года». Он положил начало второму, «денежному» этапу приватизации, который продолжается и поныне. С того времени предприятия или пакеты их акций стали передаваться исключительно за деньги. Приватизация иму¬щества осуществлялась через денежные, специализированные аукцио¬ны, коммерческие и инвестиционные конкурсы, по закрытой подписке. Интенсивно развивался фондовый рынок, складывались система инсти¬туциональных инвесторов и оформление социального слоя, обладаю¬щего правами собственника.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.