Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Политический кризис 21 сентября — 4 октября 1993. 16 сентября Пре¬зидент посетил дивизию внутренних войск имени Ф. Э. Дзержин¬ского. Во время визита он объявил о возвращении в правительство на должность вице-премьера и министра экономики Е. Т. Гайдара, что было открытым вызовом депутатскому корпусу. В ответ Всерос¬сийское совещание народных депутатов всех уровней 18 сентября принимает антипрезидентское Обращение к гражданам России, в котором апеллирует «с особым чувством к личному составу армии, милиции и органам государственной безопасности». Обстановка накаляется настолько, что ночь на 20 сентября члены Президиума Верховного Совета решили провести в Белом доме. Они заявили, что пошли на это, так как «имели место передвижения воинских частей, подозрительные сборы. руководства МВД». Наконец, 21 сентября в 20 часов с телеэкрана прозвучало обраще¬ние Ельцина, в котором он просил граждан России «поддержать своего президента в это переломное для страны время», а затем был оглашен его указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российс¬кой Федерации». Президент постановлял: прервать осуществление за¬конодательной, распорядительной и контрольной функций съездом на¬родных депутатов и Верховным Советом, а до избрания нового парла¬мента руководствоваться указами президента и постановлениями правительства. Запрещались заседания съезда, а полномочия народных депутатов России прекращались, хотя у представительных органов вла¬сти в субъектах сохранялись. Конституционному суду было «предло¬жено» не созывать заседания до начала работы нового парламента. Вы¬боры в Государственную Думу назначались на 11-12 декабря 1993 г. К этому времени Конституционной комиссии и Конституционному со¬вещанию предписывалось представить единый согласованный проект Конституции. К Президенту переходило право назначения Генерально¬го прокурора. Все это означало, что в стране фактически вводилось не предусмотренное законом прямое президентское правление. Отдавая себе отчет в правовой «небезупречности» указа, Президент отметил, что для него «безопасность России и ее народа имеют большую ценность, чем формальное соблюдение изживших себя норм».
 
Указ был подкреплен рядом «организационных» мероприятий. Уста¬новлена была информационная блокада Белого дома. СМИ, в первую очередь электронные, давали лишь президентскую версию развития событий. Уже 21 сентября в здании парламента были отключены теле¬фоны правительственной, а затем и городской связи. Одновременно сюда стягивались грузовики с милицией. 25 сентября она заблокировала все подходы к зданию. В нем были отключены электричество, лифты, пере¬крыто поступление горячей и холодной воды, перестала действовать канализация. С 27 сентября начинают циркулировать слухи о готовя¬щемся штурме резиденции Верховного Совета. 28 сентября блокада ужесточилась: здание было обнесено ограждением из спиральной ре¬жущей проволоки, взяты под контроль все входы и выходы. К вечеру была завершена эвакуация сотрудников из прилегающих к парламенту зданий американского посольства. Сторонников депутатов еще на даль¬них подступах к Белому дому «встречали» милиция и ОМОН, что при¬водило к неизбежным столкновениям, первоначально небольшим, с си¬лами правопорядка.
Уже вечером 21 сентября после телевыступления Президента в Бе¬лый дом стали стекаться депутаты, были вызваны в Москву и те, кто уже уехал домой. Охране здания начали выдавать автоматы и бронежи¬леты, руководство его обороной было возложено на А. В. Руцкого. Со¬бравшийся на экстренное заседание Конституционный суд уже к полу¬ночи признал Указ № 1400 незаконным. Это было сделано на основа¬нии ст. 121-6 Конституции, которая гласила: «Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, рос¬пуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращают¬ся немедленно». Собравшийся на экстренное заседание Верховный Со¬вет, опираясь на решение Конституционного суда, оценил поступок Президента как государственный переворот. В связи с этим его полно¬мочия прекращались с 20.00 часов 21 сентября, а президентские обя¬занности надлежало исполнять вице-президенту А. В. Руцкому.
Сессия ВС приняла решение о созыве чрезвычайного (внеочеред¬ного) съезда народных депутатов, постановления «О неотложных ме¬рах по преодолению государственного переворота» и «Об информиро¬вании международной общественности о ситуации в России». Приня¬ты были также поправки в Уголовный кодекс, ужесточавшие наказание за действия, направленные на насильственное изменение конституци¬онного строя.
Вечером 23 сентября начал работу X (чрезвычайный) съезд народ¬ных депутатов. Он утвердил министром обороны В. А. Ачалова, мини¬стром безопасности — В. П. Баранникова, министром внутренних дел —
 
А. В. Дунаева. Принят был ряд обращений к мировой общественности, а также к гражданам России (к соотечественникам, москвичам, рабо¬чим, молодежи, личному составу МВД, к воинам армии и флота), где разъяснялась сложившаяся ситуация и содержались предложения по ее изменению. Началась работа по формированию нового правитель¬ства. В стране складывалось опасное положение двоевластия, началось «конкурентное» правотворчество: съезд принял закон «О порядке при¬нятия Конституции» и другие акты, шедшие вразрез с указами Прези¬дента. Ситуация копировала «дуэль указов» периода политического кризиса 19-21 августа 1991 г.
Дважды — 22 и 29 сентября — к конфликтующим сторонам с призы¬вом не допустить кровопролития обращался патриарх Алексий II. К 24 сентября действия президента были осуждены, а решения Верхов¬ного Совета и съезда — поддержаны 57 (из 89) областными и республи¬канскими Советами России. Еще 7 облсоветов заняли нейтрально-вы¬жидательную позицию. Глухое недовольство ситуацией проявлялось и в армии, руководство которой, однако, стремилось избежать ее втягива¬ния в политический конфликт. 30 сентября на Лубянской площади в Москве прошел митинг сотрудников Центрального аппарата Министер¬ства безопасности, Управления военной контрразведки по МВО, а так¬же Управления МБ по Москве и Московской области. Его участники осудили Указ № 1400 и последующие действия по его реализации, по¬требовали от Коллегии МБ войти в контакт с руководством других си¬ловых министерств для выработки мер по цивилизованному выходу из критической ситуации.
Понимая уязвимость своего предложения о перевыборах только парламента, Ельцин 23 сентября подписал указ о новых выборах, уже и президента, которые назначались на 12 июня 1994 г. Идея одновремен¬ных перевыборов парламента и президента часто звучала в те дни, поскольку в представлении многих, обе стороны внесли свою лепту в эскалацию кризиса. Согласно опросам общественного мнения, прези¬денту не доверяли 63% опрошенных, а съезду — 71. 25 сентября пред¬ставители умеренных сил (В. Д. Зорькин, Г. А. Явлинский, С. Ю. Гла¬зьев, А. П. Владиславлев) предложили «нулевой» вариант выхода из кризиса, т.е. возврат к положению до обнародования Указа № 1400, с последующим проведением одновременных президентских и парламен¬тских выборов, которые назначались бы на 12 декабря 1993 г. С таким же предложением выступили представители 30 регионов России, собрав¬шиеся в Санкт-Петербурге (их назвали «питерской тридцаткой»). В Москве 30 сентября прошло совещание представителей органов го¬сударственной власти 62 субъектов Федерации, которые потребовали снять блокаду Дома Советов, цензуру на телевидении, отменить Указ №1400 и последовавшие за ним акты. Участники совещания настаива¬
 
ли также на проведении одновременных досрочных выборов нового Парламента и Президента не позднее первого квартала 1994 г. При этом организация выборов и контроль за ними возлагались бы не на цент¬ральные структуры, а на Совет субъектов Федерации. В документе со¬держалось предупреждение о готовности принять «все необходимые меры экономического и политического воздействия, обеспечивающие восстановление конституционной законности в полном объеме». Реги¬онам, однако, не удалось завладеть инициативой и направить ситуацию в желаемое русло.
30 сентября, по инициативе и посредничестве Патриарха, в Свято-Даниловом монастыре в Москве была предпринята попытка примирить конфликтующие стороны. Начались переговоры между представителя¬ми Президента и Парламента, которые закончилась безрезультатно. Как полагают современные исследователи, президентской стороной был взят курс на окончательную победу. Наличие оружия в местах противостоя¬ния сторонников Президента и Верховного Совета, провокации и недо¬статочный уровень ответственности некоторых политиков привели 3 ок¬тября к кровопролитию у здания Московской мэрии и особенно массо¬вому — у телекомплекса «Останкино». Эти события послужили для Президента поводом для введения в Москве чрезвычайного положения и перехода в наступление. В 6 часов 45 минут 4 октября начался штурм Белого дома, в 9.00 он был обстрелян из танков. К 17 часам здание было захвачено, а руководство парламента и его защитники препровождены в тюрьму «Лефортово». В тот же день на месяц был приостановлен вы¬пуск «Правды», «Советской России», «Рабочей трибуны» и еще две¬надцати оппозиционных изданий.
Согласно официальным данным, в трагических событиях погибли 145 человек. Однако в российской и зарубежной печати приводились многократно большие цифры погибших и без вести пропавших. Отве¬чая на связанные с этим вопросы, один из руководителей МВД позже заявил: «Мы, откровенно говоря, и не ожидали такого ажиотажа вокруг трупов. Если бы предполагали его, то специально считали бы их потом». Сегодня случившееся в сентябре — октябре 1993 г. историки расцени¬вают как ограниченный во времени и пространстве эпизод Гражданс¬кой войны, который, к счастью, ограничился верхушечной борьбой за власть в столице. Он не распространился на другие регионы страны и не привел к масштабному столкновению тех социальных сил, интересы которых объективно представляли Президент и Верховный Совет.
Президента и руководимые им исполнительные структуры под¬держивали те группы, которые стали после августа 1991 г. активными участниками передела власти и собственности. На стороне народных депутатов, напротив, были разнородные слои, которые многое утрати¬ли за годы реформ, чувствовали себя «униженными и оскорбленными»
 
в результате шокового «лечения» экономики. И хотя «потерпевшие» по численности в 2-4 раза превосходили своих более удачливых сограж¬дан, исход столкновения был предрешен другими факторами. Как это бывало и ранее в периоды революционных потрясений, меньшинству удалось в решающем месте и в решающий час добиться силового пере¬веса над большинством. События 21 сентября — 4 октября 1993 г. убе¬дительно подтвердили и то, что инициативное политическое поведение и политическая воля являются далеко не абстрактными историческим категориями.
После завершения острой фазы кризиса Президент с удовлетворени¬ем констатировал, что «период двоевластия в России закончился... Ок¬тябрьские события открыли новые перспективы для проведения эконо¬мических преобразований. Дан мощный толчок конституционной рефор¬ме, глубоким преобразованиям российской государственности». Иначе оценивал их смысл ставший бывшим Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин: «3-4 октября 1993 года войдут в историю России как одна из самых мрачных ее страниц. В этот день было покончено не толь¬ко с двоевластием, но и с троевластием, то есть с конституционным прин¬ципом разделения властей. Фактически президент совершил антиконсти¬туционный переворот, разрушил государственный строй».
Осеннее наступление Президента было бы едва ли возможным без политической поддержки со стороны Запада. Уже 22 сентября Б. Ель¬цин позвонил Б. Клинтону и проинформировал о происходящем в Мос¬кве; контакты между российскими и американскими властями не пре¬кращались на протяжении всего кризиса. 5 октября, на следующий день после событий 3-4 октября, госсекретарь США К. Кристофер заявил, что «у президента Ельцина не оставалось другого выхода, кроме приме¬нения силы. Его действия были полностью оправданы. Он продолжает следовать демократическим курсом». А на следующий день на пресс-конференции в поддержку действий российского президента выступил и сам Б. Клинтон.
До середины декабря 1993 г. Россия оставалась без высшей предста¬вительной и законодательной властей. Многие важные стороны ее жиз¬ни регулировались президентскими указами. Б. Н. Ельцин воспользо¬вался сложившейся ситуацией, чтобы в правовом плане закрепить дос¬тигнутую в начале октября победу.
Символическим жестом, призванным продемонстрировать смысл произошедшего, стало снятие уже 6 октября почетного караула у мав¬золея В. И. Ленина. Вслед за этим в октябре — ноябре 1993 г. Б. Н. Ель¬цин подписал ряд важных указов, определивших дальнейшую судьбу Советов. 7 октября прекращены полномочия Московского городского и районных Советов. 24 октября подписан указ о реформировании ор¬ганов государственной власти и местного самоуправления в Москве и
 
Московской области: выборы в столичном регионе предлагалось про¬вести 12 декабря 1993 г. И наконец, указом от 26 октября «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась де¬ятельность всех местных Советов. Их функции передавались назначае¬мой Президентом администрации. Выборы новых органов местного са¬моуправления (Дум, Собраний, Муниципальных комитетов и т.д.), а также глав местного самоуправления (глав администраций, старост, мэров) должны были пройти с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Таким образом, Советская власть через 76 лет после ее провозглашения в Рос¬сии завершила свое существование.
27 октября 1993 г. Президент подписал Указ «О регулировании зе¬мельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он обоб¬щал ранее принятые по аграрной реформе «бесспорные» акты; провозг¬лашал многообразие форм собственности на землю; равноправие форм хозяйствования, основанных на личном, семейном или коллективном труде. Подчеркивалась самостоятельность сельских товаропроизводи¬телей и одновременно декларировалась государственная поддержка аг¬рариев в переходный к рынку период. Однако главным было то, что указ радикальным образом решал вопрос о собственности на землю: в доку¬менте она приравнивалась к обычной недвижимости, имуществу, кото¬рое разрешалось продавать, покупать, сдавать в аренду, дарить. Государ¬ство гарантировало неприкосновенность и защиту частной собственно¬сти на землю. Это формально «рыночно-экономическое» решение вызвало громкий политический резонанс и полюсные оценки со сторо¬ны различных общественных сил.
Указом Президента от 6 ноября 1993 г. вводилась в действие новая Военная доктрина России, которая должна была играть важную роль в закреплении новых общественно-политических отношений. В ней оп¬ределялись основные задачи и направления реформирования Вооружен¬ных сил. Подчеркивавший необходимость сохранения и повышения боеготовности армии документ ставил целью создание более дешевой, компактной, хорошо технически оснащенной армии, отвечающей самым высоким современным стандартам. Реорганизацию структуры Воору¬женных сил намечалось завершить к 2000 г. К тому же времени предпо¬лагалось перейти на смешанную систему их комплектования. Наряду с сохранением призыва на срочную службу по экстерриториальному прин¬ципу важнейшую роль в армии должны были играть профессионалы, служащие по контракту. Уже к 1995 г. численность Вооруженных сил должна была сократиться до 1,9 млн человек (в 1993 составляла 3 млн).
В доктрине впервые в отечественной законодательной практике ис¬полнительная власть в лице президента и правительства наделялись правом использовать армию при решении не только внешних, но и внут¬риполитических проблем. К числу «внутренних источников военных
 
угроз» Доктрина относила не только «попытки свержения конституци¬онного строя, дезорганизации функционирования органов государствен¬ной власти и управления», но и всякого рода внутриполитические ак¬ции «националистических, сепаратистских, других организаций». Уже тогда критиковали и внешнеполитическую ее часть за недооценку соб¬ственных национальных интересов. При чтении документа создавалось представление о большей приоритетности для России общих с между¬народным сообществом целей. Это ощущение подпитывалось действо¬вавшей Концепцией внешней политики (январь 1993), где на первый план также выдвигались задачи укрепления партнерских отношений со странами Запада, с международными институтами.
Претерпела изменение и государственная символика страны. Еще в 1990 г. Россия обрела свой гимн, созданный на основе «Патриотической песни» М. И. Глинки. После событий августа-91 в качестве государствен¬ного стал использоваться бело-сине-красный флаг. А 30 ноября 1993 г. Указом президента прежний Государственный герб РСФСР — с серпом и молотом, пшеничными колосьями — был заменен новым. Им вновь, как и до 1917 г., стал Двуглавый орел. Таким образом, из государствен¬ных символов страны исчезли элементы, связывавшие ее с 76-летним периодом советской истории.
Выборы в Федеральное Собрание и принятие новой Конституции.
В октябре 1993 г. скорректированы условия проведения выборов в парламент и принятия новой Конституции. 1 октября Указом Прези¬дента количественный состав Государственной думы увеличивался с 400 до 450 депутатов; устанавливалось равное распределение мест между избранными по мажоритарной и пропорциональной (через партийные списки) системам (225 на 225). Тем самым «уточнялись» первоначальные планы, согласно которым 2/3 мест должны были получить депутаты-«мажоритарщики». Формально это преследова¬ло цель стимулировать формирование в стране нормальной много¬партийной системы. Фактически же увеличение числа депутатов-«списочников» повышало шансы на избрание уже «раскрученных» политиков федерального уровня, имевших доступ к СМИ (прежде всего, на телевидение), который зависел от исполнительной власти. Указ от 11 октября «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» также вносил существенные изме¬нения в Указ № 1400. Первоначально на 11-12 декабря назначались выборы лишь в Государственную думу — нижнюю палату парламента, а роль верхней должен был играть орган, образованный незадолго до рос¬пуска съезда и названный Советом Федерации (в него входили главы российских регионов). Теперь же вводился выборный принцип фор¬мирования верней палаты: от каждого субъекта Федерации избирались по два депутата на основе мажоритарной системы по двухмандатным
 
(один округ — два депутата) избирательным округам. Депутатами ста¬новились два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.