Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Указ № 1400 предполагал, что новую Конституцию будет утверж¬дать вновь избранный парламент. Во изменение этого положения Указ президента от 15 октября предусматривал проведение 12 декабря обще¬российского голосования по новому Основному Закону. Это позволяло избежать возможных осложнений в случае избрания недостаточно ло¬яльной в отношении Президента Думы. Для доработки проекта Кон¬ституции, одобренного еще 12 июля, была образована Государственная палата Конституционного совещания, состоящая из представителей Президента, субъектов Российской Федерации, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генеральной прокуратуры. Вместе с созданной еще 24 сентября Общественной палатой Государ¬ственная палата Конституционного совещания завершила подготовку документа, и 15 ноября он был опубликован для широкого обсуждения. В «ноябрьском» проекте Конституции права Президента были расши¬рены даже в сравнении с его же предложениями весны-лета 1993 г. От¬вечая на связанный с этим вопрос журналистов, Ельцин сказал: «Не буду отрицать, полномочия президента в проекте действительно значитель¬ные. А как вы хотели? В стране, привыкшей к царям или вождям; в стра¬не, где не сложились четкие группы интересов, не определены их носи¬тели, где только-только зарождаются нормальные партии; в стране, где чрезвычайно слаба исполнительная дисциплина, где вовсю гуляет пра¬вовой нигилизм, — в такой стране делать ставку только или главным образом на парламент? Да через полгода, если не раньше, люди потре¬буют диктатора. И такой диктатор быстро найдется, уверяю вас и, воз¬можно, в том же парламенте».
Принципиальное значение имело внесение изменений в Закон о ре¬ферендуме, предусматривавший для принятия решений по конституци¬онным вопросам порог в 50% голосов от общего числа имеющих право голоса граждан. Теперь устанавливался порог в 50% от числа проголосо¬вавших избирателей, а референдум назван «всенародным голосованием».
В середине октября набирала темп предвыборная кампания. Ее усло¬вия были определены указами Президента, и оппозиционные полити¬ки были поставлены перед дилеммой: либо отказаться от участия, при¬знав выборы незаконными, либо принять предложенные правила игры. Большая их часть пошла по второму пути. «Победители» же попыта¬лись сформировать новую, приемлемую для себя партийно-политичес¬кую конфигурацию в парламенте, и в октябре-ноябре полным ходом шло формирование новых партий и движений, которым предстояло кон¬курировать с уже существующими. Называвшие себя демократами по¬литики решили идти на выборы разными партийными «колоннами». «Отколовшись, мы самоорганизуемся и можем использовать некоторую
 
энергию оппозиционности. Безграмотно этот капитал отдавать непри¬миримым», — говорил Г. А. Явлинский. Ряд создаваемых партий и дви¬жений должны были представлять интересы отдельных групп населе¬ния (региональных, экологических, женских, молодежных), ориенти¬руя их на конструктивное взаимодействие с исполнительной властью.
Центральная избирательная комиссия зарегистрировала списки 13 партий и движений, собравших необходимое для участия в выборах количество подписей избирателей. Блок «Выбор России» объединил сторонников продолжения радикальных либеральных реформ. В него вошли объединенные Всероссийской ассоциацией приватизируемых и частных предприятий предприниматели, ряд небольших по численнос¬ти демократических партий, некоторые творческие союзы, а также чле¬ны правительства и президентской администрации. Это дало основа¬ние рассматривать блок как главную «партию власти». Блок выступал под девизом: «Свобода, собственность, законность», а возглавил его вице-премьер Е. Т. Гайдар. Предвыборные плакаты с его изображением сопровождались словами: «Говорят все, делает он!».
17 октября представители 72 регионов России учредили Партию российского единства и согласия (ПРЕС), положившую в основу своей платформы идею развития федерализма и местного самоуправления. Она выступала под девизом «В единстве и согласии — к обновленной России». Партию возглавил вице-премьер правительства, министр по делам национальностей и региональной политики С. М. Шахрай. Объя¬вив, что объединяет управленцев-профессионалов, партия деклариро¬вала, что не является ни проправительственной, ни оппозиционной.
Тогда же был создан избирательный блок «Яблоко», названный так по первым буквам фамилий учредителей и лидеров (Г. А. Явлинский, Ю. Ю. Болдырев, В. П. Лукин). Он выступал пол девизом «Достоин¬ство, порядок, справедливость», ставил целью построение в России граж¬данского общества и правового государства с учетом историко-культур¬ных особенностей страны; обеспечение экономических и политических свобод граждан; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Блок заявил о себе как о демократической оппо¬зиции Б. Н. Ельцину, хотя его активисты в конфликтах 1991-1993 гг. поддерживали президента. Созданы были также Политическое движе¬ние «Женщины России» (лидер А. В. Федулова), молодежное движе¬ние «Будущее России — новые имена» (лидер В. В. Лащевский), «кон¬структивно-экологическое» движение «Кедр».
На роль основной оппозиционной политической силы выдвинулась Коммунистическая партия Российской Федерации, воссозданная в фев¬рале 1993 г. В избирательной кампании она выступала за ненасильствен¬ное возвращение страны на социалистический путь развития. В эконо¬мическом плане настаивала на формировании многоукладного рыноч¬
 
ного хозяйства с эффективным государственным регулированием и ак¬тивной социальной политикой; в политической сфере ставила задачей «избавление России законными методами от правящего политического режима». Возглавляемая Г. А. Зюгановым КПРФ стала наиболее массо¬вым общественным объединением, насчитывая в своих рядах более 500 тыс. членов.
В качестве союзника КПРФ по оппозиции выступала Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин), созданная также в феврале 1993 г. Она считала своим долгом отстаивать интересы как агропромышлен¬ного комплекса в целом, так и преимущественно тех его работников, которые связаны с предприятиями коллективных форм собственнос¬ти — бывшими колхозами и совхозами, ставшими в годы реформ акци¬онерными обществами (интересы фермеров бралась защищать Кресть¬янская партия России во главе с Ю. Д. Черниченко, входившая в «Вы¬бор России»). Аграрная партия выступала против частной собственности на землю, за постепенный переход к рыночным отношениям и за госу¬дарственную поддержку АПК.
На роль третьей силы, выступавшей с государственнических, наци¬онально-патриотических позиций, претендовала Либерально-демокра¬тическая партия России (ЛДПР), учрежденная — как ЛДП СССР — еще в 1990 г. Она выступала за возрождение Российского государства в границах СССР, сильную президентскую республику с регулируемой и социально ориентированной рыночной экономикой. В избирательной кампании остро ставила проблемы армии, защиты прав русскоязычно¬го населения в республиках бывшего Союза ССР, положения беженцев из зон межэтнических конфликтов. Известность ЛДПР была во мно¬гом связана с личностью ее лидера В. В. Жириновского, который про¬явил себя как яркий оратор популистского плана, способный своими адресными обращениями привлекать симпатии достаточно широкого числа, в первую очередь «обездоленных», избирателей.
Состоявшиеся 12 декабря выборы в Думу дали следующую карти¬ну. По партийным спискам из 225 мест ЛДПР получила 59, «Выбор Рос¬сии» и КПРФ — по 40, Аграрная партия — 21, «Женщины России» — 21, Яблоко — 20, ПРЕС — 18, Демократическая партия России (ДПР) — 14. При этом 7% бюллетеней признаны недействительными, а 17% из¬бирателей проголосовали против всех кандидатов, что свидетельство¬вало о недовольстве достаточно большой их части властью и всеми по¬литическими силами. Всего из 450 мест в Думе (с учетом избранных и по территориальным округам) «Выбор России» получил 96, ЛДПР — 70, КП РФ — 65, Аграрная партия — 47 депутатских мандатов.
Согласно официальной кремлевской версии, «демократы» выборы проиграли, а успех ЛДПР связывали с «демократической незрелостью» российского народа. Однако это утверждение нуждается в уточнении.
 
В действительности проправительственный «Выбор России» получил намного меньшую поддержку, чем на это рассчитывали. Вместе с тем, в целом демократы — «Выбор России», ПРЕС, Яблоко и ДПР — свои го¬лоса «взяли», даже увеличив общую долю представительства в сравне¬нии с прежним парламентом. Что же касается «феномена ЛДПР», то политологи объясняли его собственными просчетами Кремля. Утверж¬дали, что эта партия избрана в качестве «спарринг-партнера» «Выбора России», а «экстравагантные» манеры и резкие высказывания ее лиде¬ра должны были выгодно оттенять взвешенность и респектабельность «гайдаровских» кандидатов. Именно с этим связывали предоставление Жириновскому несравнимого с другими количества эфирного време¬ни, что во многом предопределило успех его партии. Однако неприятие реформаторов со стороны избирателей оказалось сильнее, и они проте-стно проголосовали за новую, не связанную с действовавшей властью фигуру, несмотря на все ее своеобразие.
В сравнении с распущенным Верховным Советом Государственная Дума не стала менее оппозиционной. Большая часть депутатов была настроена по отношению к высшей исполнительной власти весьма кри¬тически. Намного более деполитизированными и «сдержанными» были члены верхней палаты Федерального Собрания — Совета Федерации с немалым представительством правящей региональной элиты, более за¬интересованной в конструктивном взаимодействии с центральными властями. Во всех случаях для президента и правительства высший пред¬ставительный и законодательный орган России уже не мог быть «тор¬мозом реформ», поскольку, согласно принятой Конституции, обладал достаточно ограниченными полномочиями.
Новый Основной Закон одобрили на референдуме 58,4 % приняв¬ших участие в голосовании (32,3 — от общего числа избирателей стра¬ны). Сам Президент главным итогом волеизъявления 12 декабря счи¬тал именно принятие новой Конституции. «Подведена окончательная черта под советским коммунистическим режимом, сделан важный шаг в будущее», — так оценивал смысл произошедшего Б. Н. Ельцин. В ней подробно излагались принципы устройства нового российского госу¬дарства. Конституция провозглашала, что Россия — «демократическое федеративное государство с республиканской формой правления». В до¬кументе содержалось также положение, что она является социальным государством, призванным создать условия для достойного развития человека; указывалось на светский характер республики, где ни одна из религий не является государственной. Важнейшее значение имел об¬ширный раздел о правах и свободах человека и гражданина, выдержан¬ный в полном соответствии с нормами международного права. Здесь содержался перечень экономических и социальных гарантий граждан, которые брало на себя государство. Важным был пункт Конституции,
 
предполагавший выравнивание статуса краев, областей и республик: все они становились «субъектами федерации», объединенными в государ¬ство не на основе договоров, а на базе общей Конституции.
Для политиков наиболее значимым был раздел, в котором устанав¬ливались принцип разделения властей и новое соотношение полномо¬чий между ее ветвями. Становилась очевидным превращение России в «суперпрезидентскую» республику. Большинство реальных прерогатив передавалось от законодательной власти к президенту. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает военную доктрину, назначает без согласия парламента всех членов пра¬вительства (за исключением председателя), референдум и выборы Го¬сударственной думы. Президент обретает реальный контроль над на¬значением высших должностных лиц государства, представляет Думе и Совету Федерации кандидатуры на должность председателя Центро¬банка, Судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Генпрокурора. Ранее инициатором таких назначений выступала законодательная власть. Правительство фактически выводилось из-под контроля парламента и решающая роль в его формировании отводилась Президенту, который не только назначает главу правительства, но и по¬лучает право в случае сопротивления парламента (трехкратное отклоне¬ние президентских кандидатур, либо парламентское недоверие правитель¬ству) распустить Госдуму. В этих условиях Президент и Правительство получали возможность проводить политический курс, не оглядываясь на парламент. В свою очередь, лишенная ответственности и возможности влиять на правительство, Государственная дума оказалась перед соблаз¬ном усилить в законотворческой деятельности популистскую составля¬ющую, способную осложнить работу Кабинета министров.
По новой Конституции парламент утратил право приостановки или отмены президентского указа; напротив, Президент приобрел возмож¬ность приостанавливать действие некоторых правовых актов. В общей форме была предусмотрена возможность отстранения его от должнос¬ти, однако определяющая процедура делала ее иллюзорной. Таким об¬разом, баланса полномочий между ветвями власти по существу не фик¬сировалось.
Все это дало основания политологам утверждать, что в конце 1993 г. в России установился особый «внесистемный политический режим Бориса Ельцина» (И. М. Клямкин); некоторые называют этот режим «выборной монархией» (Л. Ф. Шевцова). Академик П. В. Волобуев пред¬ложил другой термин — «четверооктябрьская политическая система» — по аналогии с «третьеиюньской системой» (1907), возникшей в России после разгона Государственной думы.
В условиях концентрации основных властных полномочий в руках президента объективно возрастала роль лиц, которые формировали его
 
представления о том, что происходит в стране, выступали в роли по¬мощников и советников. Вместе с тем, опорой режима личной власти и проводником политики Президента неизбежно становился государ¬ственный аппарат и верхушка чиновничества. В ноябре-декабре 1993 г. Ельцин продемонстрировал готовность учитывать интересы этого слоя. В ноябре было создано Управление делами Президента, которое взяло на обслуживание всю политическую элиту страны. Его «клиентами» стали 12 тыс. высших сановников. Ими стали и парламентарии, и вер¬ховные судьи, и руководители Счетной палаты, но основной костяк со¬ставили высокопоставленные госслужащие (примерно 10 тыс. человек). 22 декабря Ельцин подписал Указ, которым федеральные чиновники были выделены в особую категорию со своим уставом и льготной систе¬мой финансового, медицинского, бытового и иного обеспечения.
Общественно-политическое развитие России в 1994-середине 1996.
Принятие новой Конституции и выборы 12 декабря 1993 г. способ¬ствовали формированию политико-правовой определенности в го¬сударственном строе России, открывали возможности для всех вет¬вей власти сконцентрироваться на решении созидательных задач. Стремление к снижению напряженности, к стабильности нашло от¬ражение в ряде событий первой половины 1994 г. В феврале Госду¬ма приняла решение об амнистии участникам событий августа-91 и 3-4 октября 1993 г. в Москве. 28 апреля 1994 г. по инициативе Крем¬ля подписан «Договор об общественном согласии». Под докумен¬том поставили подписи более 800 политиков: лидеры обществен¬ных движений, руководители думских фракций. Его цель видели в поиске компромиссов, налаживании конструктивного диалога меж¬ду государственными структурами и различными политическими силами России. В феврале 1994 г. в первом своем ежегодном посла¬нии Президент говорил о неприемлемости как возвращения к пла¬новой экономике советского образца, так и продолжения «шоковой терапии», проводил мысль о необходимости усилить социальную направленность реформ. О необходимости «корректировки» и ис¬правления экономического курса в начале 1994 г. неоднократно го¬ворил и премьер-министр В. С. Черномырдин. В то же время именно экономика продолжала оставаться самым уяз¬вимым местом действовавшего под эгидой Президента правительства. Все более деградировали наукоемкие отрасли и укреплялись позиции сырьевых. Быстро увеличивался внешний и внутренний долг. При рос¬те социальных контрастов сокращались реальные доходы основной мас¬сы населения. Однако даже при этом на первое место среди волнующих тем граждане выдвигали рост преступности. Давали о себе знать и не решенные ранее проблемы федеративных отношений.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.