Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

15 февраля 1994 г. подписан Договор между Россией и Татарстаном. В нем не было сказано о том, что республика находится в составе Рос¬сии и признает верховенство федеральной Конституции. Договор снял некоторые проблемы, но многие политики считали, что он является шагом назад в сравнении с Конституцией, отступлением от конститу¬ционной федерации к асимметричной, договорной. Татарстан сохранял большую, чем другие субъекты, самостоятельность во внутренних де¬лах, но, что важнее, оговорил особые, льготные бюджетные отношения с Москвой. Этот пример оказался заразительным. В 1994-1995 гг. дру¬гие республики также пошли на заключение договоров с Федеральным центром. В результате они перечисляли в общий бюджет намного мень¬ше средств, чем «рядовые» субъекты, и, следовательно, не участвовали в решении программ, требовавших общегосударственного финансиро¬вания. Естественно, что к борьбе за привилегии, а фактически к расша¬тыванию Федерации, позже подключились и другие регионы.
Намного более драматично складывалась ситуация вокруг Чечен¬ской республики. Негативные последствия ее фактического пребыва¬ния вне правового поля России осознавали многие политики. Но в от¬ношении путей исправления ситуации единства не было. В 1992-1994 гг. ставка делась на поддержку внутричеченской оппозиции режиму Д. Ду¬даева, которая, однако, не привела к ожидаемому результату. Особенно трагичными выглядели события 26 ноября 1994 г., когда возглавляемая У. Автурхановым группа противников Дудаева (численностью около 2 тыс.) двинулась на штурм Грозного. Ее сопровождали более 100 тан¬ков и бронетранспортеров. Но город взять не удалось, танковая колон¬на была разгромлена, а несколько десятков танкистов попали в плен к дудаевцевцам. На допросах выяснилось, что это — не представители оп¬позиции, а кадровые российские офицеры, привлеченные для спецопе¬рации. Ее неудача склонила некоторых московских политиков и воен¬ных к убеждению, что проблему можно решить только силами войско¬вой операции. 11 декабря 1994 г. на территорию республики, при поддержке танков и авиации, были введены армейские части. Они дол¬жны были «разоружить незаконные бандформирования» и «восстано¬вить конституционный порядок». Расчеты на то, что поставленные за¬дачи можно решить ограниченными силами и в сжатые сроки, не оправ¬дались. Начавшаяся, как говорили, «война в Чечне» унесла десятки тысяч человеческих жизней, стала одним из важнейших факторов внут¬ренней политики России.
Неудачи в социально-экономическом развитии, вызывающая все большее общественное возмущение вооруженная кампания в Чечне де¬лали правительство все менее популярным, часто под огонь критики попадал и Президент. Важным индикатором массового недовольства стали результаты выборов в Госдуму, прошедших в декабре 1995 г. Все¬
 
го в кампании участвовали 43 партии и избирательных объединения, но в Думу прошли лишь четыре. КПРФ получила 157 мест (34,9%), ЛДПР — 51 (11,4), «Яблоко» — 45 (10) и «Наш дом Россия» — 55 (12,2). Результаты выборов выглядели крайне неблагоприятно для исполнитель¬ной власти. Во-первых, более чем вдвое, увеличили свое представитель¬ство коммунисты. Секретарь ЦК КПРФ Г. Н. Селезнев стал спикером, а его товарищи по партии возглавили важные думские комитеты. Во-вто¬рых, прошедшие в Думу ЛДПР и «Яблоко» также демонстрировали оппозиционность правительству. В-третьих, гайдаровский «Демократи¬ческий выбор России» (преемник «Выбора России») в Думу не прошел вовсе, а проправительственный НДР набрал голосов намного меньше, чем прогнозировали его лидеры.
В этой связи намного более важными представлялись намеченные на июнь 1996 г. президентские выборы. Кандидатами на этот пост были зарегистрированы Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жи¬риновский, А. И. Лебедь, С. Н. Федоров, М. С. Горбачев, М. Л. Шаккум,
B.    А. Брынцалов. Рейтинг действующего главы государства не превы¬шал 7-8 %, в то время как его основной потенциальный соперник, Зю¬ганов, опирался на поддержку 20% населения. Стремление сохранить за собой высший государственный пост заставило Ельцина особенно чутко учитывать и внимательно откликаться на доминирующие в об¬ществе настроения, оперативно решать волновавшие людей проблемы. Эти обстоятельства предопределили общественно-политическое разви¬тие страны в 1996 г.
В конце 1995 — начале 1996 гг. президент отправил в отставку непо¬пулярных лиц из своего окружения (А. В. Козырева, А. Б. Чубайса,
C.    М. Шахрая, С. А. Филатова), с именами которых связывались неуда¬чи 1992-1995. В январе 1996 г. правительство призывает к разработке новой программы преобразований, выступает с осуждением «реформ, не нацеленных на человека», против некритического использования за¬падного опыта. В январе-апреле 1996 г. Президент подписывает серию указов, направленных на своевременную выдачу зарплаты работникам бюджетной сферы, компенсационные выплаты пенсионерам, повыше¬ние стипендий студентам и аспирантам. Предпринимаются энергичные шаги в решении чеченской проблемы (от разработки плана мирного урегулирования до физического устранения Дудаева и прекращения военных операций). Подписанием соглашений между Россией и Бело¬руссией, а также между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизи¬ей демонстрируется серьезность интеграционных намерений на пост¬советском пространстве. Президент совершил 52 поездки в регионы, Москва активизировала заключение двусторонних договоров — напо¬добие «татарстанского» — теперь уже с краями и областями России, которым предоставлялись льготы. Мобилизуется международная под¬
 
держка: России обещают новые кредиты, в мае 1996 г. лидеры «большой семерки» собираются в Москве для обсуждения проблем ядерной безо¬пасности. В эфире абсолютно доминировал действующий Президент, выступавший в роли общенационального лидера.
Все эти и другие меры дали значительный, но все же ограниченный эффект. Ельцину удалось быть избранным 53,8% голосами во втором туре, во многом благодаря заключенному с А. И. Лебедем союзу. На¬бравший в первом туре 14,5% генерал принял предложение Президента возглавить Совет безопасности и призвал своих избирателей голосовать за Ельцина. В первом туре превосходство действовавшего Президента над основным конкурентом не выглядело убедительно: несмотря на ис¬пользование многих преимуществ (административных, финансовых, информационных ресурсов), Ельцин получил лишь 35,2 % голосов про¬тив 32% Зюганова. Вторая победа первого российского Президента зна¬меновала сохранение сложившейся к тому времени системы обществен¬ных отношений.
Второе президентство Б. Н. Ельцина. Эффективное функционирова¬ние политической системы России во многом зависит от Президен¬та. Его взгляды, позиции, а также дееспособность и личностные осо¬бенности оказывают большое влияние на формирование государ¬ственной политики в самых разных областях. В период второго президентства Ельцина стали очевидны авторитаризм, стремление удержаться у власти, патернализм, отход от конструктивного диа¬лога с другими структурами публичной власти при подготовке и принятии многих важных решений.
«Президентская гонка-96» оказала большое влияние на социаль¬но-экономическую и политическую ситуацию в России. Некоторые журналисты характеризовали ее как «пейзаж после битвы». Ускорился промышленный спад, в первом полугодии «заморожено» большинство инвестиционных проектов. Правительству пришлось пойти на значи¬тельные заимствования, чтобы профинансировать предвыборные обе¬щания президента (не только прямые агитационные затраты, но и рас¬ходы, направленные на временное улучшение благосостояния избира¬телей). Под выборы был выделен кредит МВФ на 10,2 млрд долларов, а также 3 млрд в виде займов западных правительств. Однако основное бремя расходов пришлось нести населению России. За шесть месяцев внутренний государственный долг в виде обязательств по ГКО вырос почти на 100 трлн рублей или на 20 млрд долларов. Это означало, что правительству долгое время предстояло отказываться от реализации насущных бюджетных нужд во имя погашения «выборных» долгов.
Не оправдались прогнозы некоторых политиков и экономистов, со¬гласно которым после ликвидации угрозы победы коммунистов инвес¬тиции «хлынут в страну рекой». После выборов Запад открыто дал по¬
 
нять, что угроза возвращения к власти КПРФ — не единственное пре¬пятствие для вложений. Основной тормоз для экономического роста виделся в политической нестабильности России, непредсказуемом по¬ведении ее лидеров.
Положение в Чеченской республике, где накануне выборов было достигнуто временное замирение, вновь обострилось, а вскоре возобно¬вились боевые действия. 6 августа 1996 г. отряды чеченских боевиков штурмом взяли Грозный. 10 августа — следующий после инаугурации день — Б. Н. Ельцин объявил днем траура. 22 и 30 августа в Хасавьюрте состоялись переговоры секретаря Совета безопасности России А. И. Ле¬бедя и начальника штаба дудаевских войск А. Масхадова. В результате были подписаны важные документы, согласно которым стороны пре¬кращали боевые действия, федеральная власть выводила свои войска с территории Чеченской республики, а решение вопроса о статусе Чечни откладывалось до 2001 г.
Хасавьюртовские соглашения вызвали неоднозначную оценку. Че¬ченцы трактовали их как закрепление своей победы в войне и сувере¬нитета, поскольку «враг» покидал территорию республики. Генерал
A.    И. Лебедь усматривал успех в том, что удалось остановить кровопро¬литие и открывалась возможность вновь перевести урегулирование конфликта в политическое русло. Лебедя поддержали «правозащитни¬ки». Однако соглашение резко осудили воевавшие в Чечне генералы. Военные были недовольны тем, что политики, решая сиюминутные за¬дачи, не дали войскам возможности «добить противника». Они обра¬щали внимание и на то, что передышка до 2001 г. была выгоднее чечен¬ским сепаратистам, дает им возможность найти поддержку внутри Рос¬сии и за ее пределами, лучше подготовиться к возобновлению войны («помех» со стороны политиков военные опасались и во второй чеченс¬кой кампании, однако в ноябре 2002 г. Президент заверил, что «второго Хасавьюрта не будет»).
Летом-осенью 1996 г. возросло политическое влияние сил, высту¬павших в поддержку Б. Н. Ельцина при повторном переизбрании. Боль¬шую активность проявлял Секретарь Совета безопасности А. И. Лебедь, который давал понять, что не считает нынешнюю должность вершиной своей политической карьеры. Главный «менеджер» избирательной кам¬пании Ельцина А. Б. Чубайс был назначен главой президентской Адми¬нистрации, став, как считали, фактически вторым лицом в государстве.
B.    С. Черномырдин укрепил свои позиции на посту премьер-министра. В правительство на роль вице-премьера был приглашен президент ОНЭКСИМ — банка В. Потанин. Его имя связывали с понятием «се-мибанкирщина», означавшем соглашение нескольких наиболее богатых и влиятельных российских банкиров, объединившихся в феврале 1996 г. в Давосе для поддержки Ельцина на выборах (сам термин навевал вос¬
 
поминания о «семибоярщине» — особом органе власти периода Смут¬ного времени 1610-1612 в России).
Примерно в это же время в политический лексикон вошло и прочно утвердилось слово «олигарх». Понятие «олигархия» стали использовать при характеристике взаимоотношений власти и бизнеса в России. Под этим имелись в виду неформальные союзы крупных предпринимате¬лей и высшего чиновничества. При поддержке зависимых от них СМИ, они показали свои способности добиваться значительных результатов и в бизнесе, и в политике. После 1996 г. это выразилось, в частности, в подборе кадров высшей бюрократии. Ранее при назначении чиновника определяющее значение имела его политическая ориентация, теперь — принадлежность к олигархической группировке. После выборов, когда миновала общая для всех опасность «коммунистической реставрации», на первый план вышли конкурентные противоречия между разными олигархическими кланами. Это породило череду публичных скандалов, приводивших к настоящим «информационным войнам».
В 1996-1999 гг. существенным фактором российской политики ста¬ло состояние здоровья Президента. Известие о своем повторном избра¬нии Ельцин встретил на больничной койке. Осенью 1996 г. он перенес тяжелую операцию на сердце, а зимой 1996-1997 гг. боролся с простуд¬ным заболеванием. Все это привело к возникновению такого специфи¬ческого российского института поддержки президентской власти, ко¬торый получил название «Семья». Ее образовал достаточно узкий круг лиц, в который входили некоторые члены семьи Б. Н. Ельцина в бук¬вальном смысле слова, и люди, предельно ей близкие или стремившие¬ся стать таковыми, а также те, кто был готов играть по правилам «се¬мейной» политики. Появление «Семьи» было связано с «недостроен-ностью» российской политической системы, когда в условиях отсутствия демократических процедур «подстраховки» теряющего дееспособность лидера их роль могла выполнять близкая ему неформальная группа. Она брала на себя функции выработки курса и подбора кадров. Тем самым актуализировались теневые политические механизмы, которые содер¬жали большой риск их использования в узкогрупповых интересах.
Оправившись от болезней, весной 1997 г. Б. Н. Ельцин вернулся к активной деятельности. Произведена была реорганизация правитель¬ства, в котором ключевая роль отводилась двум вице-премьерам — А. Б. Чубайсу и Б. Е. Немцову, тесно связанным с партией «Демократи¬ческий выбор» Е. Т. Гайдара. Новым Кабинетом была разработана про¬грамма первоочередных мер, известная под названием «Семь главных дел». Намечалось ликвидировать задолженности по зарплате, перейти к «адресной» социальной поддержке, внедрить единые правила игры для банкиров и предпринимателей, ограничить влияние «естественных мо¬нополий», вести борьбу с чиновничьим произволом и коррупцией, ак¬
 
тивизировать региональную экономическую инициативу, широко разъяснять общественности смысл и цели предпринимаемых шагов. Проводимый курс стали называть «Второй либеральной революцией»
Правительство энергично взялось за решение поставленных задач, однако не все предлагаемые им меры получили парламентскую и более широкую общественную поддержку. Особенно бурно обсуждалась на¬меченная реформа жилищно-коммунального хозяйства, означавшая для населения «шоковое» повышение цен на услуги в этой сфере: до 1997 г. оно оплачивало лишь 10-20% реальных коммунальных расходов. Вни¬мание общественности привлекли и жесткие бескомпромиссные столк¬новения между различными группировками российского бизнеса, раз¬вернувшими борьбу за передел лакомых кусков приватизируемой гос¬собственности. Осенью 1997 г. широко обсуждали обстоятельства приватизации «Связьинвеста» и проявленную при этом необъектив¬ность некоторых членов правительства. Это наносило ощутимый удар по престижу власти, провоцируя скандалы и отставки.
Итоги годовой деятельности команды «младореформаторов» полу¬чили в целом доброжелательную оценку в прессе, несмотря на то что большую часть намеченного сделать не удалось. В ежегодном Посла¬нии Президента Федеральному Собранию в феврале 1998 г. констати¬ровалось, что правительство не справилось со своими задачами. Одна¬ко острой публичной критики премьера и его заместителей не последо¬вало, поэтому Указ Ельцина от 23 марта 1998 г. об увольнении в отставку В. С. Черномырдина и его правительства выглядел сенсационно. От¬сутствие объяснений со стороны главы государства многим дало осно¬вание трактовать его поступок как проявление сумасбродства. Однако уже вскоре стало ясно, что в основе решения Президента было осозна¬ние приближения краха проводившейся много лет экономической по¬литики, которую связывали с именем премьера.
Указ Президента положил начало затяжному политическому кри¬зису. На фоне отставки политического «тяжеловеса» В. С. Черномыр¬дина предложение Думе одобрить в качестве премьера малоизвестного молодого С. В. Кириенко выглядело как очередной «каприз» главы го¬сударства. И хотя под нажимом Ельцина депутаты утвердили внесен¬ную кандидатуру, правительство Кириенко не могло рассчитывать на безоговорочную поддержку парламента в то время, когда ситуация тре¬бовала быстрых и решительных действий.
Финансовый обвал 17 августа 1998 г. привел не только к падению правительства. 21 августа на внеочередном заседании Думы 248 депу¬татов призвали Президента добровольно уйти в отставку — в его под¬держку выступили лишь 32 законодателя. На этот раз парламент про¬демонстрировал невиданное единодушие и готовность решительно про¬тивостоять Президенту при формировании нового Кабинета. Чтобы
 
обезопасить Думу от возможного роспуска, депутаты выразили готов¬ность инициировать процедуру импичмента. Перед угрозой утраты вла¬сти Ельцин был вынужден уступить. 10 сентября 1998 г. он предложил на пост премьера академика Е.М Примакова, который в том момент воз¬главлял российский МИД. Глава государства впервые назначил главой правительства кандидата, предложенного Думой: его одновременно выдвинули и коммунисты, и «Яблоко», поддерживали и другие фрак¬ции. Показательно, что Примаков был утвержден с первой попытки, получив 315 голосов вместо необходимых 226.
Включение в состав правительства на должность вице-премьера коммуниста Ю. Д. Маслюкова дало основание говорить о «полевении» исполнительной власти, хотя в целом премьер и новый Кабинет стре¬мились быть политически нейтральными. Стремясь уйти от возможных обвинений, Примаков не выступал с широковещательными программа¬ми, придерживаясь тактики решения конкретных дел. В то же время правительство не пошло на радикальные изменения курса. Важность широкой общественной поддержки для исполнительной власти ярко продемонстрирована при обсуждении бюджета на 1999 г.: самое «левое» после 1992 г. правительство провело через Думу самый «жесткий», «ли¬беральный» бюджет. Сделаны были шаги в сторону поддержки реаль¬ного сектора. Примаков выступал за государственное регулирование экономики, которое, по его мнению, отличает цивилизованный капита¬лизм от дикого.
Время премьерства Примакова в политической истории России ха¬рактеризуется как период «двойного лидерства». Главой государства с огромными полномочиями оставался утративший былую популярность Президент. Другим лидером был Председатель Правительства, который опирался на поддержку большинства Думы, пользовался авторитетом среди предпринимателей. Его влияние и популярность росли и в связи с длительными перерывами в работе часто болевшего Ельцина. За 8 ме¬сяцев удалось добиться некоторых позитивных перемен в экономике, но главное — значительно стабилизировать общественно-политическую ситуацию. Тем неожиданней был Указ об отставке Е. М. Примакова, подписанный президентом 12 мая 1999 г. Причины этого, казавшегося тогда иррациональным, шага обнаружились позднее.
Примаков за короткое время сумел стать крупной, достаточно са¬мостоятельной политической фигурой. Стремясь оставаться в полити¬ческом «центре», он не торопился бросить весь свой авторитет на под¬держку уже не очень популярного Президента. Так, в Кремле не могли быть довольны тем, что лояльная к премьеру Дума, не отказалась от проведения импичмента в отношении Президента в мае 1999 г. Для успе¬ха задуманной акции требовалось собрать 300 голосов по одному из пяти пунктов обвинения. За признание Ельцина виновным в подписании
 
Беловежских соглашений и развале СССР голосовали 240 депутатов, против — 72. Виновным в трагических событиях осени 1993 г. Ельцина сочли 263 депутата, не согласились с этим 60. Обвинение в развязыва¬нии войны в Чечне поддержали 283 депутата, не разделили этого мне¬ния — 43. В развале армии его обвинил 241 депутат, голосовали про¬тив 77. Проведение политики геноцида против российского населения по¬ставили ему в вину 238 депутатов, против голосовали 88. Фактически три четверти депутатов выразили политическое недоверие Ельцину. Резуль¬таты голосования отражали массовые общественные настроения: по дан¬ным социологов, в конце 1998 г. 85% опрошенных преодоление кризиса в России связывали с уходом в отставку действующего Президента.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.