Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 4. Российская культура в 1990-е годы
Общие условия развития культуры. На развитие российской культуры в 1990-е годы большое влияние оказывали сложные процессы, про¬исходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства РФ о культуре», ут¬вержденных в 1992. Документ определяет, что к обязанностям госу¬дарства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельнос¬ти, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение ста¬тистки культуры, деятельность по преодолению монополии в обла¬сти культуры.
Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизиро¬вали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е годы приняты Законы « О библиотечном деле», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «О государственной поддержке кинематографии РФ». Федераль¬ные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993-1996, 1997-1999, 2001-2005). Однако острейшими вопросами, вплоть до наших дней, остаются выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, их ресурс¬ное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В эти годы произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания были активизация внутренних сил культуры и усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о пре¬одолении жестких рамок контроля административной системы, бюрок¬ратических традиций, о повышении автономности учреждений культу¬ры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, проблемно-целевая ориентация куль¬турной политики, предполагающая решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной
 
деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, са¬моорганизация культурной жизни. В-третьих, обеспечение многообра¬зия, полифоничности социально-культурной жизни, что предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.
Практическая реализация целей и принципов культурной полити¬ки в современной России сталкивается с большими трудностями. Сле¬дует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и обус¬ловлены ее освобождением от идеологического диктата, приобретением художниками невиданной ранее свободы творчества, усилением интен¬сивности культурного обмена, децентрализацией управления процес¬сом создания, распространением и потреблением духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кри¬зисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и куль¬турной изоляции ряда регионов, ухудшении материальной базы куль¬туры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фон¬дов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стали отчуждение мно¬гих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможно¬стей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.
Уже в 1992-1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Одна¬ко ситуация радикально изменилась в середине 1990-х, когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культур¬ной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного де¬фицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшил¬ся на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 — на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 — только 40. В 1998 г. реаль¬ные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999, по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиен¬ко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные про¬граммы — на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000 — 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установ¬ленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на фе¬деральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются. Рез¬ко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.
Образование и наука. Скудость финансирования (в 2000 — 40% от уров¬ня 1991) предопределила кризисное состояние системы образова¬
 
ния. В 1992 г. принят «Закон об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов (в СССР предусматривалось обязательное полное сред¬нее образование). Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пре¬делами школы многих ребят — в 1995 г. их оказалось 1,5 млн. И хотя впоследствии Указом Президента конкурс был отменен, негативные результаты предыдущего решения преодолеть не удалось. Современ¬ная школа играет определенную роль и в развитии социально-клас¬совой структуры, углублении социальной поляризации общества. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности для получения образования их деть¬ми. Появление же «дополнительных образовательных услуг» (как правило платных) в старших классах, открытие платных школ, гим¬назий, лицеев обусловливает воспроизводство социального неравен¬ства уже на уровне молодежи.
Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Преимущественно по этим и некоторым другим спе¬циальностям вели подготовку и новые негосударственные, в основном коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. выросло с 78 до 349. Однако в 1992-1995 общее число студентов было меньше, чем в советс¬кое время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 — 2,8). Затем желающих учиться становилось все больше, и в 2000 г. числен¬ность студентов превысила 4 млн человек.
В Законе «Об образовании» 1992 г. проводились идеи о его деиде-ологизации и вариативности. Утверждение этих принципов шло проти¬воречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской шко¬ле, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Ва¬риативность же оказалась средством размывания общегосударственно¬го стандарта. Появились сотни новых учебников и пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической об¬щественности.
К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель — осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет 12-летней: 10 классов обязательны для всех, 2 последних-профильное образование. Начинать учиться дети будут с 6 лет, а в 16 смо¬гут получить аттестат зрелости. После этого ученик должен определить¬
 
ся — идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей, профильной школе. Переход на «двенадцатилетку» планировалось осу¬ществить к 2006/07 учебному году. Планировалось полностью изменить систему сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. их за¬менит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет прово¬диться вне стен вуза и школы. Существенные изменения претерпят и принципы финансирования вузов: каждый потенциальный студент дол¬жен получить Государственное индивидуальное финансовое обязатель¬ство (ГИФО), общее их количество и определит масштабы финансиро¬вания вуза в зависимости от его востребованности и популярности. В 2002 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 17 регионов (в 2001 г. — 5). Началась и апробация механизма ГИФО.
1990-е годы были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более, чем в 2,5 раза — с 2,1 млн в 1990 до менее 800 тыс. в 2000. До крити¬ческого уровня уменьшился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук более 60 лет, а кандидатов — приближает¬ся к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, хи¬миков, биологов), вынужденных покинуть Россию, работают в других странах. Крайне недостаточно обновляется материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение.
Согласно принятому в 1996 г. «Закону о науке и государственной научно-технической политике», расходы на науку гражданского назна¬чения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Одна¬ко добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется представле¬ние о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологической прорыв в отече¬ственной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как «Российская космическая программа», Программа кон¬версии, «Электронная Россия». Признанием достижений российской науки стало награждение Нобелевской премией известного физика ака¬демика Ж. И. Алферова.
Проблемы духовного развития общества. Создание сильного государ¬ства, действенность власти, проведение жизнеспособной политики, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях. Однако в 1990-е годы положение и в этой сфере оставалось неблагополучным. Социологи констатируют глубокий социокультурный кризис рос¬сийского общества. Он характеризуется распадом привычной кар¬
 
тины мира, социальных и культурных ценностей; дестабилизацией социального положения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем этот проявился этот кризис?
Во-первых, в утрате прежних, социалистического и коммунистичес¬кого, идеалов, которые — при всех оговорках — формировали и картину мира советского человека. После 1991 г. путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей. Вместе с тем идея «демокра¬тических реформ» по западному образцу показала неспособность выс¬тупать в качестве долговременного объединяющего идеала, тем более что первые годы экономических и политических преобразований мно¬гим не позволили ощутить преимущества радикальной смены обще¬ственного строя. Негативное влияние на сознание оказывал и распад исторического Российского государства, фактическая утрата страной статуса великой державы, чем ранее справедливо гордились.
Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большой части обще¬ства. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; притупля¬лись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества. Ухо¬дит в прошлое тип нравственности, связанный с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу. В то же время выросла значи¬мость индивидуалистических ценностей эгоистической направленности. Размывалось представление о такой прежде фундаментальной ценнос¬ти, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отражение в изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шоумену или даже про¬ститутке. «Привлекательность» второй группы профессий была связа¬на с видимой возможностью быстро и легко зарабатывать деньги, де¬монстрировать стандарты высокого уровня потребления. Еще более в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как соци¬альная справедливость. Пренебрежение ею со стороны советской партийно-государственной бюрократии не выдерживало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов».
О кризисе культуры свидетельствовало также размывание представ¬лений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.
Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабочен¬ность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский Президент призвал активизировать поиск национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.
 
Уход от авторитарной системы управления и организации духов¬ной жизни способствовал формированию целой системы субкультур, т.е. «культуры в культуре», имеющей свои, четко очерченные, грани¬цы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов, тради¬ций. Социологи выделяют несколько основных субкультурных систем в России 1990-х годов. Это — «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитар¬ной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минув¬ших десятилетий и основанную на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либераль¬ных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, пред¬принимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура соци¬альных низов.
Определенное консолидирующее влияние в 1990-е оказывало рас¬пространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинствую¬щего атеизма во второй половине 1980-х годов значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль Церкви. Ут¬вердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в конститу¬ционных рамках светского государства. Ведущие политические партии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважительное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экстре¬мизм прошлых лет преодолен, и российское общество постепенно вос¬станавливает историческую преемственность в духовно-религиозной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объедине¬ниях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности Церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличи¬лась в 3,5 раза — с 4846 (1992) до 17 427 (2000).
В этих условиях повысился уровень религиозности населения. Осо¬бенно интенсивно его повышение происходило в 1988-1992. С середи¬ны 1990-х годов тенденция роста уровня религиозности потеряла бы¬лые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным со¬циологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфессиям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан Рос¬сии 29 — люди неверующие, 49 считают себя православными, 8 — пос¬ледователями ислама, 2 — других конфессий, 12 верят «по-своему» и не считают себя приверженцами какой-либо конфессии. Уровень реаль¬ной религиозности оценивается по-разному, однако Церковь рассмат¬ривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабизирующее воздействие на общество.
Огромная роль в формировании духовного климата в обществе при¬надлежит средствам массовой информации. За годы реформ кардиналь¬
 
но изменились их функции. Стали иными структура периодических изданий, их объем, содержание, политическая и информационная на¬правленность. В 1990-1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился со 166 до 104 млн экземпляров, а — годовой в 5,4 раза. Для большинства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне огра¬ничено поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, на¬учно-исследовательские институты и учреждения культуры. Аналогич¬ные изменения претерпело производство журнальной продукции.
Заметно выросла роль телевидения, в информационное пространство которого включено практически все население России. В 1990-е годы появились новые общероссийские каналы; сложилась сеть региональных телекомпаний; стал необычайно широким диапазон информационных и развлекательных передач. Ныне в обществе превалируют две основные точки зрения на роль СМИ. Одна рассматривает их как инструмент вла¬сти, другая — как институт гражданского общества, в оценке их деятель¬ности присутствует «двойной стандарт», в основе которого — сложное взаимодействие между двумя основными функциями.
Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безбо¬лезненно. Их, порой бросающаяся в глаза, ангажированность; резкий переход к полифоническому изложению событий; многоголосица в оцен¬ке фактов; тяготение к сенсационности или, наоборот, к замалчиванию событий оказывали негативное влияние на общественное сознание, фор¬мировали скептическое отношение к СМИ. Право на свободу слова ча¬сто вступало в противоречие с правом на получение правдивой инфор¬мации.
Художественное творчество в России. Сложные, многоплановые про¬цессы происходили в российском искусстве и сфере художествен¬ного творчества. К числу наиболее зримых черт 1990-х годов можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограниче¬ний, огромное влияние западной массовой культуры. Последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвраще¬ния художественных произведений, ранее недоступных или малодос¬тупных российским гражданам. Этому способствовало и бурное разви¬тие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее запрещав¬шиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. Ахматовой, М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набокова, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского, В. Максимова и многих других. Российские читатели получили возможность познакомиться с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не из¬давались. Новые газеты и журналы рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали связи с Россией ранее покинувшие ее деятели куль¬туры. Огромную работу по сохранению культурного наследия, возвра¬
 
щению утраченных в разные годы произведений отечественного искус¬ства проводил Российский фонд культуры.
В литературе продолжалось развитие отечественных реалистичес¬ких традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Ас¬тафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. Вмес¬те с тем большую популярность приобрели писатели, работающие в по¬стмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Пет-рушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетическое значение литературы. При этом авторы скептически относятся к воз¬можности существования общественного идеала. В числе признаков этой «литературной» литературы называют: несущественность места дей¬ствия, социальной принадлежности персонажей, афористичность тек¬ста произведения, отсутствие определенной идеи и пронизывающую все произведение иронию.
Новые экономические реалии оказали заметное влияние на разви¬тие российского кинематографа. Отсутствие государственной поддер¬жки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1992 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело к тому, что в 1990-е годы на российском кинорынке доминировали западные ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры столкнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммерциализация этого вида искусства оказала влияние, прежде всего, на его проблема¬тику и стилистику. Если «криминально-детективные» особенности 1990-х годов нашли достаточно «красочное» отражение, то вопрос о по¬ложительном «герое нашего времени» остается открытым. В отечествен¬ном же кинематографе значительный резонанс получили фильмы ре¬жиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодрова-старшего, В. Хотиненко. В стране ежегодно про¬водится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. В конце 1990-х годов возродился Международный московский кинофестиваль. Бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличающи¬еся, однако, большим тематическим разнообразием.
Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны — 1990-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом самой ши¬рокой аудитории.
Появилось в это десятилетие много ярких театральных постановок. Наряду с известными театральными коллективами создавались новые
 
театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще при¬влекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и новых те¬атральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было присуще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отра¬зило незавершенность и противоречивость российских преобразований 1990-х годов. Перспективы духовного и культурного прогресса страны напрямую зависят от успеха начатых реформ.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.