Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Россия и Содружество Независимых Государств. Два первых года су¬ществования Содружества характеризовались центробежными тен¬денциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекрати¬лось существование общего экономического пространства. В разных направлениях развивались политические и правовые системы. Но¬вые государства активно устанавливали самостоятельные экономи¬ческие, политические и военно-политические отношения с третьи¬ми странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и фор¬мирование национальных Вооруженных сил.
Российская политика в отношении стран СНГ в 1990-е годы СНГ определялась противоборством двух тенденций. Часть политиков счи¬тали необходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного гео¬политического объединения при доминирующей роли России. Сохра¬нение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассматривалось в качестве главного направления российской полити¬ки. Другой подход исходил из признания неизбежности геополитиче¬ского и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее при¬оритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономи¬ческие процессы. В середине 1990-х доминировала первая линия, кото¬рая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ «Стратегический курс России с государствами — учас¬тниками Содружества Независимых Государств».
В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рам¬ках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпар¬ламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудниче¬ства. В Минске функционировал Исполнительный секретариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 1990-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реализована.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не дос¬тигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ (уменьшился объем внешнеторгового оборота, не удалось создать ни Экономический союз, ни даже зону свободной торговли). Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной бе¬зопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в госу¬дарствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совмест¬ной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение
 
государств, способное претендовать на достойное место в мировом сооб¬ществе». Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонап¬равленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось много¬стороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 1990-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подхо¬дить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» связей. С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ над¬национальными полномочиями, против чего возражало большинство го¬сударств-участников. Постепенно акцент переносился на эффективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Союза Бе¬лоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Россия и югославский кризис. Начало боевых действий на территории Югославии связано с объявлением 25 июня 1991 г. Словенией и Хорватией о своей полной независимости и о выходе из состава Юго¬славии. Это произошло после проведения на территории этих рес¬публик референдумов, в которых за это проголосовало большинство населения. Вслед за объявлением независимости на территорию се¬паратистов вступили части Югославской народной армии (ЮНА). Особенно сложно складывалась ситуация в Хорватии. Здесь жило много сербов, которые не хотели отделяться от Югославии. Власти же Хорватии стремились «самоопределиться» в существовавших админи¬стративных границах, установленных вскоре по окончании Второй ми¬ровой войны бывшим руководителем Югославии И. Тито (хорватом по национальности), а также включить в состав вновь образуемого госу¬дарства населенные хорватами земли Боснии и Герцеговины. Это при¬вело к тому, что хорватские сербы осенью 1991 г. провозгласили незави¬симость от Хорватии, создали ряд своих территориальных образований и заявили о желании объединиться с Югославией. Им на помощь при¬шла ЮНА, и в места ее столкновений с хорватами в конце 1991 г. были введены «голубые каски» ООН.
Намного запутаннее этнополитическая и конфессиональная ситуа¬ция была в Боснии и Герцеговине. Мусульманская и хорватская общи¬ны стремились к отделению от СФРЮ, чего не желали жившие здесь сербы. В результате весной 1992 г. в регионе существовали: Хорватское государство Герцег-Босния, мусульманское Босния и Герцеговина; им противостояла Республика Сербская Боснии и Герцеговины. Еще ра¬нее на территории республики использовались силы ЮНА. В столкно¬вениях между общинами имели место и «этнические чистки».
 
В последний год существования СССР высказывался за сохране¬ние целостности СФРЮ и дистанцировался от происходящих в ней событий. Однако с начала 1992 г. ситуация резко изменилась. Вслед за США и рядом европейских государств независимость Хорватии, Сло¬вении, Боснии и Герцеговины признала и Россия. Она также «положи¬тельно отнеслась к воле народов Сербии и Черногории жить в едином государстве», созданном в апреле 1992 г. и взявшем название Союзная Республика Югославия (СРЮ). Российская внешнеполитическая ли¬ния в конфликте в 1990-е годы определялась, с одной стороны, давле¬нием патриотического, коммунистического большинства в парламенте, требовавшего защиты исторического союзника России на Балканах, с другой — позициями западных партнеров, от кредитов и политической поддержки которых во многом зависела стабильность внутриполити¬ческого положения руководства Российской Федерации.
Изначально страны Запада стремились помешать использованию вооруженных сил СРЮ для поддержки сербских сил на территориях недавно возникших стран. С этой целью 30 мая 1992 г. СБ ООН принял решение о введении режима санкций против СРЮ за участие в босний¬ском конфликте. Тогда Россия проголосовала за санкции, которые боль¬но ударили по экономике СРЮ. В то же время она принимала активное участие в попытках урегулирования югославского кризиса, будучи чле¬ном международной Контактной группы (КГ). Однако становилось все очевиднее, что Запад не является беспристрастной стороной в конф¬ликте, поддерживая антисербские силы. Это нашло отражение в бом¬бардировках в 1994 и 1995 гг. позиций воюющих сербов авиацией стран НАТО, осуществленных на основе расширительной трактовки резолю¬ций ООН, против чего выступала Россия. В результате политического и военного давления руководство СРЮ (воглавляемое С. Милошеви¬чем) весной 1995 г. согласилось признать Боснию и Герцеговину, а так¬же и Хорватию в их, международно признанных, границах, а также бой¬котировать боснийских и краинских сербов до принятия мирного плана.
Широкий круг проблем бывшей Югославии нашел отражение в до¬кументах, подготовленнных в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) и офор¬мленных в Парижских соглашениях 14 декабря 1995. Соглашения пре¬дусматривали и проведение военной операции, согласно которой в ре¬гион вводились международные силы для выполнения достигнутых договоренностей. Их общая численность определялась в 60 тыс. чело¬век, в том числе 20 — военнослужащие США. Россия свое участие в миротворческих силах оговорила особыми условиями.
Новое обострение югославского кризиса началось в 1998 г. Факти¬ческое поражение сербов в 1991-1996 гг. способствовало оживлению радикального сепаратистского движения албанцев в сербской области Косово. На территории соседней Албании формируется так называе¬
 
мая «Освободительная армия Косово». В ответ на ее террористические действия против сербов сербская полиция проводит ответные опера¬ции, которые албанской стороной квалифицируются как геноцид про¬тив мирного населения. Однако при активном участии стран НАТО формируется международное мнение об ответственности за этнические чистки, в первую очередь сербской стороны. Предлогом для силового решения конфликта стало для НАТО обнаружение тел 45 албанцев, убитых в местечке Рачак в Косово. В рамках начавшейся 24 марта 1999 г. военной операции под названием «Союзнические силы», в которой при¬няли участие 13 стран-членов НАТО, были нанесены ракетно-бомбо¬вые удары по военным и гражданским объектам СРЮ, которые повлек¬ли за собой огромные человеческие жертвы и материальные потери. Погибли 2 тыс. гражданских лиц, 7 тыс. получили ранения, 30% из них — дети. Материальный ущерб превысил 200 млрд долларов. Бомбардиров¬ки были прекращены 10 июня 1999 г., когда СРЮ приняла натовский ультиматум. Из Косово выведены сербские войска, а вместе с междуна¬родными силами в край вернулись не только албанские беженцы, но и боевики ОАК. В результате сложившейся обстановки вероятность от¬торжения Косово от СРЮ заметно возросла.
Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Преобразования в СССР и России в конце 1980 — начале 1990-х годов делали полити¬ку страны в АТР более динамичной. 1989 г. был поворотным для нор¬мализации отношений с Китаем: в мае этого года состоялся офици¬альный визит в Пекин М. С. Горбачева, во время которого нормали¬зованы межгосударственные отношения СССР и КНР. Взятый тогда курс закреплен после распада СССР. В 1992 г. в период визита в Пе¬кин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декла¬рация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству. В 1990-е годы отношения между двумя странами развивались дос¬таточно стабильно. Всего с 1991 по 1999 г. состоялось 6 российско-ки¬тайских встреч на высшем уровне, которые происходили поочередно в Москве и Пекине. КНР стал вторым по значению торговым партнером России и одним из основных покупателей российской промышленной продукции, в том числе военной техники и технологий. Российские спе¬циалисты участвовали в реализации китайских проектов по развитию атомной энергетики.
России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в облас¬ти урегулирования пограничных вопросов, длительное время осложняв¬ших отношения между государствами. В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994 — о запад¬ном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% ее протяженности. В апре¬ле 1996 г. подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия
 
в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Кирги¬зия, Таджикистан (возникла так называемая «шанхайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении вооруженных сил в рай¬оне границы, в результате чего на протяжении 7,5 тыс. км создана поло¬са пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны ее линии. «Шанхайский форум» — встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопросов пограничного сотрудниче¬ства — регулярно проводился в 1990-е годы.
Важное место в развитии российско-китайского политического со¬трудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Мос¬кве в апреле 1997 г. Стороны заявляли о стремлении к установлению «равноправного доверительного партнерства, направленного на страте¬гическое взаимодействие в XXI веке». В документе констатировалось окончание эпохи биполярности и выражалась готовность содействовать формированию иной, многополярной структуры международных отно¬шений. Россия и Китай осудили гегемонизм как явление международ¬ной жизни.
Достаточно устойчиво развивались отношения России с Японией. Их значение обусловлено тем, что эта страна занимает второе место в мире по экономической мощи, а также тем, что сотрудничество с ней в регионе (как и с США) является особенно важным для России в связи с ростом экономической мощи и повышением самооценки Китая. В то же время российско-японские связи были отягощены спором о принадлеж¬ности южной части Курильской гряды. Признав в 1956 г. возможность обсуждения «территориального вопроса», советская сторона под влия¬нием изменения международной ситуации в начале 1960-х годов до кон¬ца 1980-х отказывалась это делать. Положение изменилось в период «пе¬рестройки», когда во время апрельского 1991 г. визита М. С. Горбачева в Японию текст советско-японского коммюнике зафиксировал о стрем¬ление сторон к мирному урегулированию (в виде подготовки мирного договора), определил территориальные его аспекты в форме демарка¬ции. Аппетит японцев был подогрет как ослаблением СССР, так и го¬товностью некоторых отечественных политиков быстро и решительно — в духе «нового мышления» — решить территориальный вопрос.
После распада СССР и до 1993 г. Япония настаивала на категорич¬ной формуле «только все и только сразу», т.е. на одновременной пере¬даче всех четырех островов, отойдя даже от компромисса, зафиксиро¬ванного в декларации 1956 г., которая предполагала передачу лишь двух островов при условии заключения мирного договора. В 1992 г., под вли¬янием критики общественности и возражений властей Сахалинской области, российское руководство в полуофициальных выступлениях своих представителей говорило о несвоевременности и неприемлемос-
 
ти требований японской стороны. Однако жесткая позиция Японии привела к тому, что в 1992 г. визит Ельцина в Токио дважды отклады¬вался.
Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения пробле¬мы в условиях неустойчивой политической ситуации в России и силь¬ной общественной оппозиции передаче островов, смягчила свои пози¬ции. В ноябре 1993 г. во время визита в Японию российский президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столк¬нулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советс¬ких лагерях до 1950-х годов. Тогда же была подписана Токийская дек¬ларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиск ре¬шения проблемы мирного договора и в этом контексте — обсуждение проблемы спорных островов. Новым шагом в этой дискуссии стала со¬стоявшаяся в 1997 г. в Красноярске «встреча без галстуков» Б. Н. Ель¬цина и премьер-министра Р. Хасимото, на которой подписано соглаше¬ние о намерениях добиваться разрешения спора об островах до 2000 г. Однако в дальнейшем эта инициатива развития не получила.
Еще в январе 1990 г. восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея. В 1990-е годы контакты между Рос¬сией и Южной Кореей развивались достаточно стабильно. Они опира¬лись на заключенный в 1992 г. Договор о дружбе и сотрудничестве. Это пока единственный случай подписания такого рода документа с восточ¬но-азиатским государством-союзником США. Особенно динамично развивались торгово-экономические отношения между двумя страна¬ми. Вместе с тем установление Москвой дипломатических отношений с Сеулом привело к охлаждению ее отношений с КНДР, которые на про¬тяжении 1990-х годов оставались достаточно натянутыми.
Россия стремилась включиться в региональные экономические про¬цессы, используя для этого участие в многосторонних институтах реги¬ональной интеграции, которые в 1990-е годы приобрели важное значе¬ние в АТР (их насчитывалось более 15). С 1996 г. Российская Федера¬ция в качестве гостя и наблюдателя участвовала в работе структур наиболее важной региональной организации — АСЕАН, охватывающей зону Юго-Восточной Азии. В 1998 г. наша страна принята во вторую по важности региональную структуру — Азиатско-Тихоокеанский эконо¬мический совет (АТЭС).
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.