Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Глава XI
РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



§ 1. Стабилизация системы общественных отношений
Поиск новых ориентиров. 31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ель¬цин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Кон¬ституцией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Пути¬на, а новые президентские выборы назначались на май 2000 г. Накануне в прессе появилась программная статья В. В. Путина «Рос¬сия на рубеже тысячелетий», в которой потенциальный еще тогда прези¬дент изложил свое видение прошлого и представления о стоящих перед страной задачах. По его мнению, прежде всего была необходима консо¬лидация российского общества. «Плодотворная, созидательная работа, в которой нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». При том, подчеркивал автор, «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным».
В. В. Путин писал о важности укрепления государства. «Ключ к воз¬рождению и подъему России находится сегодня в государственно-по¬литической сфере. Россия нуждается в сильной государственной влас¬ти и должна иметь ее». И, конкретизируя эту идею, автор подчеркивал: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, пра¬вовое, дееспособное федеративное государство».
Касаясь экономических проблем, он писал о необходимости значи¬тельного повышения эффективности экономики, проведении последо¬вательной и результативной социальной политики, нацеленной на борь¬бу против бедности, на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения.
В статье говорилось о важности государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди не здоровы физически и психически, малообразованны и невежествен¬ны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилизации».
Заканчивалась статья тревожной констатацией того, что Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой ис¬тории. «Пожалуй, впервые за последние 200-300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшело¬не государств мира». Чтобы этого не произошло, нужно огромное на¬
 
пряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил на¬ции. Потому что «все сейчас зависит только от нашей способности осоз¬нать степень опасности, сплотиться, настроиться на длительный и не¬легкий труд».
Укрепление государственности. Основные идеи статьи нашли отраже¬ние в предвыборной платформе В. В. Путина и поддержаны боль¬шинством граждан страны, что в полной мере проявилось в мае 2000 г., когда второй президент России был избран уже в первом туре, набрав 52% голосов избирателей. Началась интенсивная работа по совершенствованию всех общественных структур. Ее смысл он оп¬ределил в одном из выступлений, где констатировал, что в 1990-е го¬ды в стране были заложены основы рыночной экономки и демокра¬тического устройства, для закрепления и развития которых в новых условиях необходимо навести порядок.
По мнению Президента, к 2000 г. Россия приобрела ряд признаков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфедера¬тивному государству. Ослабление Центра не позволяло ему проводить в регионах России эффективный социально-политический и экономиче¬ский курс. Поэтому насущной стала задача укрепления и совершенство¬вания «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Прези¬дента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Се¬веро-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административ¬ными единицами, ни тем более субъектами федерации. Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обя¬занность координировать деятельность местных органов власти на ос¬нове общероссийского законодательства, добиться неукоснительного ис¬полнения Конституции России всеми субъектами федерации. Развер¬нулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.
На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания Рос¬сии — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъек¬тов федерации. В 2000 г. места руководителей республик, краев и обла¬стей стали постепенно занимать их представители, которые теперь ра¬ботали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Со¬вета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета.
В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большин¬ство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фрак¬ции «Единство», «Отечество — вся Россия», «Народный депутат» и груп¬па «Регионы России», которые вместе располагали 235 мандатами. Это
 
позволяло Президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей.
Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предус¬матривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагалось перейти преимущественно на кон¬трактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001-2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».
В том же году озвучены планы радикальной перестройки системы МВД. На его базе намечалось создать муниципальную милицию (быто¬вые преступления), федеральную полицию (угрозыск, ГАИ, борьба с оргпреступностью и наркотиками, лицензионно-разрешительные и миг¬рационные службы), а также Федеральную службу расследований и Национальную гвардию. Эта реформа на время отложена.
Произошли значительные структурные изменения в системе орга¬нов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безо¬пасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федераль¬ное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискаль-ные функции которой переданы в МВД.
Активизировалась работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппа¬рата. Модернизировалась судебно-правовая система: в 2002 г. приняты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсив¬но вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г. подготовле¬ны акты, определяющие основные параметры административной рефор¬мы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансовыми источ¬никами.
Обеспечение гражданского согласия. Широкая поддержка антитерро¬ристической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обес¬печению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильно¬сти в обществе. Борьба против террористов, которую возглавил тогда еще премьер-министр В. В. Путин, сплотила большинство российс¬ких граждан. Вновь избранный Президент придавал большое значе¬ние преодолению разобщенности, достижению национального согла¬сия, развитию структур гражданского общества в России. После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предложе¬нию Президента Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: Герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Вооружен¬
 
ными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в каче¬стве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми словами пре¬жнего автора — С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символи¬ки имеет целью объединить различные эпохи истории России, прими¬рить сторонников различных политических настроений, продемонстри¬ровать преемственность и новизну в развитии страны.
Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических парти¬ях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими региональ¬ными объединениями, а являлись выразителями интересов граждан в государственном масштабе. Поэтому все существующие должны в те¬чение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объединений.
В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделя¬лось укреплению института Президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих об¬щество личностных символов. Очевидно стремление главы государства выступать в роли общенационального лидера, проводящего политику с учетом позиций всех социальных групп для укрепления страны в це¬лом. Путин часто, и в разных формах, выступал с разъяснением пред¬принимаемых руководством мер, в том числе, тех, которые длительное время считались непопулярными. Президент и Правительство налажи¬вали конструктивный диалог с организациями, отражающими интере¬сы различных корпоративных и других структур. Так, в ноябре 2001 г. в Москве прошел Гражданский форум, на котором присутствовали деле¬гаты, представлявшие сотни общественных неполитических организа¬ций. Он принял решения, направленные на координацию усилий пред¬ставителей общественных объединений и государственных учреждений по обсуждению крупных, социально значимых проблем. В этом контек¬сте следует рассматривать и острую полемику о роли средств массовой информации в формировании гражданского общества в России.
Экономическая политика. В 2000 г. Министерство экономического раз¬вития и торговли подготовило обширный документ — «Основные направления социально-экономического развития Российской Фе¬дерации на долгосрочную перспективу», который определил стра¬тегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание Пре¬зидента и Правительства, руководимого в период первого президен¬тского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредоточено на решении серии безотлагательных вопросов. Уже вскоре после избрания Президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые пред¬
 
приниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и полити¬ками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были уси¬лены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом и провозглашалось намерение создать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельнос¬ти. Был принят Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган — Комитет по финансовому мониторингу. Россия вступила в сообщество международных финансовых разведок.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждались и пути дальней¬шей оптимизации налоговой системы.
В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных пре¬образований в секторах, которые называют «естественными монополия¬ми». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железно¬дорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства на¬правлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих облас¬тях. Многие министры экономического блока Правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой ос¬нове проводилась дальнейшая приватизация государственных предпри¬ятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре¬пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйствен¬ного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куп¬лю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт сравнивали по зна¬чению с реформой Александра II. На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, уве¬личение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабочен¬ность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышлен¬
 
ности. В качестве стратегической поставлена задача добиться прогрес¬са в отраслях, базирующихся на современных технологиях и произво¬дящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспе¬чить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон¬но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно сосре¬доточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расшире¬ние финансирования и начавшиеся в ОПК преобразования направле¬ны на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики дали положительный эффект. В течение четырех лет госбюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значитель¬но усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задол¬женности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджет¬ной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные дохо¬ды граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. при¬вело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На пер¬спективы социального развития благотворное влияние оказывало уве¬личение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяло модернизации средней и высшей школы.
Население РФ по переписи 2002 г. Согласно опубликованным основным итогам Всероссийской переписи населения (первой после 1991 г.), числен¬ность населения России (145 164 тыс. человек) по сравнению с переписью 1989 г. (147 022 тыс.) уменьшилась на 1,8 млн, в том числе в городских по¬селениях — на 1,6 млн, в сельской местности — на 0,2 млн. Распределение населения между городом и селом не изменилось. В городах в 2002 г., как и в 1989 г. проживало 73% населения, на селе — 27%. При этом 62,2 млн рос¬сиян в качестве источника средств к существованию указали доход от тру¬довой деятельности. Почти треть населения (43,5 млн) являлась иждивен¬цами отдельных лиц. Стипендии, пенсии по старости и другие виды госу¬дарственного обеспечения были источником средств к существованию для 58,5 млн человек. Впервые получена численность лиц, у которых источни¬ком существования являются сбережения и доход от ценных бумаг (0,4 млн), доход от сдачи внаем или в аренду имущества (0,2 млн). Пособие по безра¬ботице получали 1,2 млн человек.
Впервые при переписи получена информация о статусе населения в заня¬тости. Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике,
 
58 млн человек (95%) являлись работающими по найму, примерно 1 млн (1,5%) — работодатели, привлекающие для осуществления своей деятель¬ности наемных работников, и около 2 млн (3%) — индивидуальные пред¬приниматели.
Перепись показала существенные изменения в этнической структуре рос¬сийского народа. При переписи было получено более 800 различных вари¬антов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности. Гос¬комстат представил данные о 192 национальностях, проживающих в стра¬не. Зафиксированы 33 народа, численность которых превышает 100 тыс. человек (в это число входит 7 народов, насчитывающих более миллиона человек: русские-115 868,5 тыс. человек, татары — 5558 тыс., украинцы — 2943, 5 тыс., башкиры — 1673,8 тыс., чуваши -1637,2 тыс., чеченцы — 1361 тыс., армяне -1130,2 тыс.). По недавним представлениям, народы с та¬кой численностью, имеющие свои национально-государственные образо¬вания на территории России, относили к числу наций. По переписи 2002 г. в их число можно включить 24 народа (русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, мордва, аварцы, удмурты, марийцы, кабардинцы, осетины, даргин¬цы, буряты, якуты, кумыки, ингуши, лезгины, коми-зыряне, тувинцы, кал¬мыки, лакцы, адыгейцы, коми-пермяки балкарцы). Народы с меньшей чис¬ленностью ранее относили к числу народностей и этнических групп. Наци¬ональности, независимо от численности, имеющие свои национальные образования за пределами России, относили к числу национальных групп. В наше время наиболее многочисленные из них — украинцы, армяне, бело¬русы, казахи, азербайджанцы, немцы, евреи, грузины, корейцы. За межпе¬реписной период 11 из крупных российских народов (русские, украинцы, чуваши, мордва, белорусы, удмурты, марийцы, немцы, коми-зыряне, евреи, коми-пермяки) уменьшили свою численность.
Причина — в отрицательном естественном приросте, а также и в эмиграции или переселении. Часть крупных народов значительно (в 1,3-2,1 раза) уве¬личили свою численность — в основном за счет естественного прироста (ин¬гуши, кумыки, чеченцы, лезгины, лакцы, даргинцы, аварцы, балкарцы, кабар¬динцы, корейцы) и иммиграции в Россию (армяне, азербайджанцы, грузи¬ны). Впервые после переписи 1897 г. получена численность лиц, отнесших себя к казакам (140 тыс.) и также впервые после переписи 1926 г. зарегистри¬рованы назвавшие себя кряшенами (около 25 тыс. человек). Около 1,5 млн человек не указали свою национальную принадлежность. Согласно переписи, почти 142,5 млн человек (98% населения) являются граж¬данами Российской Федерации, более миллиона человек — гражданами дру¬гих государств, 430 тыс. — лица без гражданства. Из общей численности граж¬дан России 44 тыс. человек имеют двойное гражданство. Значительная их часть — евреи, которых насчиталось в России 230 тыс. (0,16% всего населе¬ния России). Примерно 1,3 млн человек не указали свое гражданство.
Новые черты во внешней политике. К началу тысячелетия российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Резуль¬татом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реа¬лизации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных
 
базовых документов. Концепция национальной безопасности содер¬жит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения этой Концепции применительно к оборонному строительству. Концеп¬ция внешней политики решает ту же задачу применительно к конк¬ретным областям внешнеполитической деятельности страны. Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Феде¬рации в апреле 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нор¬мальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая кон¬куренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособ¬ной... Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться су¬губо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — воен¬но-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».
Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 2000-2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континен¬тах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблемати¬ке с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.) Помимо визитов в западные страны, российский президент посе¬тил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Огромное влияние на состояние международных отношений оказа¬ли террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового терро¬ризма. Сентябрьские события объективно способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть Россия в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выд¬вигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.
В октябре 2001 г. США начали крупную акцию возмездия в Афга¬нистане, где, по их мнению, находился центр главной «виновницы» аме¬риканской трагедии 11 сентября — руководимой бен Ладеном органи¬зации «Аль-Каида». Центральным событием международной жизни в 2003 г. стала начатая 20 марта США и Великобританией антитеррорис¬тическая операция в Ираке. Формальным предлогом для вооруженно¬го вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «не¬предсказуемого» иракского руководства оружия массового уничтоже¬
 
ния. Однако подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало агрессию «серьезной ошибкой США». События в Ираке приве¬ли к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма. Вновь, как и после югославских событий 1999 г., возобновилась дискус¬сия о месте ООН в структуре современных международных отношений.
Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономиче¬ские проекты и т.д.) способствовала прагматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке россий¬ской диаспоры за рубежом. Этой теме посвящался Конгресс соотече¬ственников в Москве в октябре 2001 г.
Проблема чеченского урегулирования. Эта проблема и в 2000-2004 гг. занимала важное место в политической жизни России. Походом Ш. Басаева в Дагестан в августе 1999 г. террористические действия сепаратистов не ограничились. 5 и 9 сентября последовали взрывы домов в Буйнакске (Дагестан) и Москве. В результате 147 человек погибли и десятки получили ранения. Комментируя все эти собы¬тия В. В. Путин еще в ранге и.о. премьера, заявил: «Россия защища¬ется: на нас напали. И поэтому мы должны отбросить все синдромы, в том числе и синдром вины». 23 сентября ракетно-бомбовому уда¬ру были подвергнуты склады боеприпасов и оружия боевиков в ок¬рестностях Грозного, а 29 сентября федеральные войска перешли границу с Чечней и начали наземные операции против бандформи¬рований. Активные боевые действия продолжались зимой 1999¬2000 гг., в феврале федеральные войска взяли Грозный. В марте 2000-го командующий российской группировкой генерал Г. Н. Тро¬шев заявил о завершении войсковой фазы операции. Однако в даль¬нейшем проявились сложности партизанской войны. Будучи побе¬дителями в дневное время, «федералы» уступали инициативу про¬тивнику ночью. Зимой 2001 г. руководство операцией в Чечне передано от Министерства обороны Федеральной службе безопас¬ности (руководитель — Н. П. Патрушев).
В 2000 г. федеральный центр предпринял решительные шаги по со¬зданию гражданских органов власти в Чечне. В июне указом Президен¬та РФ муфтий Чечни А. Кадыров назначен главой администрации. Утверждение в этом статусе бывшего активного участника первой че¬ченской войны свидетельствовало о готовности Москвы считаться со сложившимися внутричеченскими реалиями. В январе 2001 г. в прави¬тельстве России была учреждена должность федерального министра по делам Чечни, создано правительство Чеченской республики, принята Федеральная программа восстановления ее экономики и социальной
 
сферы, на которую выделено 14,7 млрд. руб. (примерно 500 млн долл.). Реализовать же мирные планы оказалось трудно, поскольку оставшие¬ся отряды боевиков вели борьбу как против российских военных, так и кадыровской администрации. Сохранялась ситуация вялотекущего кон¬фликта и по-прежнему оставался открытым вопрос о его политическом урегулировании в новых условиях. С конца 2001 г. велись переговоры между доверенным лицом А. Масхадова М. Удуговым и представите¬лем Президента РФ в Южном федеральном округе В. Казанцевым. Од¬нако видимых результатов они не дали.
23 октября 2002 г. отряд чеченских террористов-смертников под командованием М. Бараева численностью более 50 человек захватил в заложники около тысячи зрителей и актеров мьюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве. Лидеры боевиков требова¬ли от российского руководства полного вывода войск с территории Чеч¬ни, угрожая взорвать здание. Но в спецоперации по спасению заложни¬ков 26 октября почти все террористы были уничтожены, взрыв здания удалось предотвратить. В результате штурма погибли и 129 заложни¬ков — в основном, вследствие вынужденного применения усыпляюще¬го газа на фоне переутомления и длительного стресса. Впервые со вре¬мен рейда Басаева на Буденновск в 1995 г. террористам не удалось уйти с места преступления. Российская власть продемонстрировала твердое намерение не идти на уступки террористам.
События октября 2002 г. актуализировали поиск альтернативных военным подходов. В ноябре того же года инициировано начало кон¬ституционного процесса в Чечне. В марте 2003 г. в республике проведен референдум, в котором за принятие предложенного проекта Конститу¬ции высказались 96% его участников. Они поддержали также идею вы¬боров президента и парламента республики, что отразило стремление населения к нормализации обстановки. В октябре 2003 г. выборы состо¬ялись, президент и парламент избраны. Началась подготовка договора о разграничении полномочий между федеральными и республикански¬ми органами власти, значительно увеличились ассигнования на восста¬новление разрушенной экономики и социальной сферы. Эти меры при¬званы привести к постепенному перенесению центра тяжести борьбы с боевиками и наведения порядка в Чечне на местные структуры. Для решения этих проблем активно привлекалась чеченская диаспора Рос¬сии, возвращающиеся беженцы из Ингушетии. Однако, события 2000¬2004 гг. продемонстрировали, что и у новой чеченской политики Моск¬вы по-прежнему имеются непримиримые противники. Помимо дей¬ствий боевиков в самой Чечне, страна узнала новый вид преступлений — акции террористов-смертников. Жертвой теракта стал и Президент Чеченской республики А. Кадыров, взорванный на стадионе в Грозном 9 мая 2004 г. во время торжественного парада.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.