Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Существенным направлением международной экономической ин¬теграции России является сотрудничество в военно-технической сфере (ВТС). Несмотря на жесткую конкуренцию, эта отрасль приносит на¬шей стране значительные доходы, это позволяет поддерживать и разви¬вать КБ и предприятия оборонно-промышленного комплекса, где все еще сохраняется высокий научный и технологический потенциал. ВТС сопровождается развитием политических связей с государствами-парт¬нерами, что укрепляет позиции России в Азии, на африканском конти¬ненте, в Латинской Америке.
Одна из главных проблем современной российской экономики — ее масштабная технологическая модернизация, что в условиях глобализа¬ции диктует необходимость приобщения к постиндустриальным дос¬тижениям, прежде всего Западной Европы, США, Японии. На этом на¬правлении сохраняются значительные трудности. В странах Запада дале¬
 
ко не все готовы допускать Россию на рынки высоких технологий и тем более делиться ими с нашей страной. Сами зарубежные инвесторы в России предпочитают вкладывать деньги в добычу сырья, пищевую про¬мышленность, сферу услуг.
В то же время, в некоторых отраслях наметился переход от импорта товаров к организации сборки изделий в самой России. Это наиболее заметно в автомобильной промышленности. О намерении работать на российском рынке заявили 15 крупнейших мировых компаний (в их числе — Форд, Тойота, БМВ, Фольксваген, Рено). Предполагается, что помимо сборки, часть узлов, агрегатов и деталей (от 50% и более) долж¬на производиться в самой России, что призвано повысить технологи¬ческий уровень и культуру производства. Другой путь Российских ком¬паний — приобретение лицензий на производство высокотехнологич¬ных изделий с их последующим усовершенствованием.
Проблема реформы социальной сферы. В ходе президентской изби¬рательной кампании В. В. Путин делал особый акцент на приори¬тетности административной реформы и реформы социальной сфе¬ры. Необходимость продуманной социальной политики сохраняла остроту. Однако обстановку для начала реформ в 2004-2006 гг. труд¬но назвать благоприятной. Еще в эпоху «развитого социализма» со¬циальная сфера финансировалась по остаточному принципу, а в 1990-е ситуация усугубилась: мизерные вложения привели к край¬ней изношенности материальной базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, науки и культуры. Отрас¬ли стали испытывать острые кадровые проблемы. В то же время, рыночная логика реформирования предполагает сокращение госу¬дарственного участия и повышение ответственности (в том числе материальной) самих граждан. Низкий уровень доходов большой части населения создает для этого почти непреодолимые препят¬ствия. По мнению специалистов, смягчить эти противоречия могла бы поэтапность преобразований, поставленная в зависимость от роста доходов населения и его материальной готовности жить по новым правилам.
Несмотря на ряд позитивных, сохранялись и некоторые негативные тенденции в социальной динамике. С одной стороны, за 8 лет в 2,5 раза выросли реальные доходы населения, на такую же величину — пенсии. Почти вдвое сократилось число живущих за чертой бедности (с 42,3 до 22,3 млн человек). В то же время, увеличивался разрыв между обеспе¬ченными и малообеспеченными гражданами: доходы самых богатых росли намного быстрее доходов наименее благополучных. (С каждого рубля прироста ВВП на самых богатые 10% россиян приходилось 45 ко¬пеек, а на 10% самых бедных — 3 копейки. Только за два года (2006¬2007 гг.) число российских миллиардеров увеличилось с 44 до 87. Устра¬
 
нение этого дисбаланса поставлено в качестве главной социальной за¬дачи страны на ближайшее будущее.
В середине — второй половине 2004 г. были определены правитель¬ственные подходы, разработаны и приняты документы, которые долж¬ны «двинуть» социальные реформы. Основные параметры реформы ЖКХ (отражены в принятом Жилищном кодексе) предполагают пере¬ход на 100% оплату коммунальных услуг. Отказ от традиции предос¬тавления бесплатного жилья предложено компенсировать активным развитием ипотечного кредитования. Увеличение налога на недвижи¬мость, в том числе, и на жилье станет механизмом его перераспределе¬ния, включая и выселение неплательщиков. Все эти направления ре¬формы социальной сферы в 2005-2008 гг. получили законодательное обеспечение, тогда же началась их постепенная реализация.
Одной из самых болезненных и экономически «тяжелых» является пенсионная реформа. В 2008 г. в стране насчитывалось 38,3 млн пенси¬онеров, что составляло 27% населения. До этого года для большинства действовала «распределительная» система: пенсии выплачивались за счет отчислений от зарплаты работающих граждан. Однако, демогра¬фическая ситуация ухудшается, и, согласно прогнозам, вскоре число пенсионеров вплотную приблизится к числу трудящихся, что заведет «распределительную» систему в тупик. Поэтому был взят курс на пере¬ход к «распределительно-накопительной» системе. Ее суть состоит в том, что трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой пен¬сии, гарантированной законом и равной для всех; страховой части, ко¬торая зависит от зарплаты и трудового стажа и выплачивается из бюд¬жета Пенсионного фонда; накопительной части, которая формируется из добровольных отчислений самих граждан, сделанных в допенсион-ный период. Опыт 2008-2009 гг. показал, что переход на новую систему не будет безболезненным.
Отмена прежней системы социальных льгот предполагала их перевод в форму денежных компенсаций, сопровождающийся масштабным пере¬смотром категорий, которые должны их получать. Одновременно намеча¬лось отказаться и от необоснованных льгот. Правительство рассмотрело концепцию реформы образования, которая предусматривает сохранение бесплатности фактически только среднего образования. В одобренной в общих чертах концепции реформы Академии наук на видном месте стоит коммерциализация использования госсобственности, находящейся в ве¬дении РАН. Озвученные ключевые идеи разрабатываемой реформы здра¬воохранения также ориентированы на его коммерциализацию.
Население с тревогой ожидало начала социальных преобразований. Уже попытка увеличения оплаты за коммунальные услуги натолкнулась на серьезное недовольство материально неготового к этому населения, и в конце 2005 г. реформа ЖКХ была «отложена». Широкий обществен¬
 
ный резонанс зимой 2004-2005 гг. вызвала реформа по монетизации льгот. Ее ход вызвал резкое неприятие значительной части населения, проде¬монстрировавшего готовность к серьезным протестным действиям. Это во многом было связано и с недоработками самой власти, которая, «поте¬ряв» в ходе подготовки два миллиона льготников, была вынуждена с за¬позданием маневрировать. И хотя весной 2005 г. монетизацию льгот в це¬лом удалось завершить, она показала реальную опасность возникновения очагов потенциальных масштабных конфликтов. В результате реформы образования и здравоохранения, которые планировалось начать в 2005 г., были отложены на неопределенный срок. Все это, а также приближение избирательного цикла 2007-2008 гг., заставило правительство изменить тактику и перейти от «реформ» к социально популярным преобразовани¬ям, рассчитанным, прежде всего, на массовые слои бюджетников.
Переход к новому курсу начался 5 сентября 2005 г., когда Прези¬дент объявил о необходимости сконцентрировать государственные ре¬сурсы на нескольких направлениях — здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус национальных проектов, на реализацию которых было выделено 180 млрд. руб. В октябре 2005 г. был создан Совет по реализации наци¬ональных проектов, который возглавил лично Президент, а в правитель¬стве была специально введена должность первого вице-премьера, ответ¬ственного за их реализацию.
В 2006 г. в социальной политике было выделено еще одно важное направление: для стимулирования рождаемости принято решение с пер¬вого января 2007 г. выплачивать 250 тыс. рублей всем женщинам, ро¬дившим второго либо последующих детей. Эти деньги разрешено по¬тратить на обучение ребенка, на приобретение жилья либо положить в накопительную часть пенсии на будущее. Было увеличено пособие по уходу за ребенком до полутора лет, введены льготы по пребыванию де¬тей из многодетных семей в дошкольных учреждениях. Эти, а также другие меры, привели к тому, что в 2008 г. в стране была зафиксирована самая высокая за последние 15 лет рождаемость.
Региональная политика. В 2004-2008 гг. отношения между федераль¬ным центром и региональными властями претерпели значительные изменения. С первого января 2005 г. изменился порядок формиро¬вания исполнительной власти в регионах: теперь глава администра¬ции («губернатор») не избирается напрямую гражданами субъекта, а «наделяется полномочиями» законодательным собранием регио¬на, его кандидатура вносится президентом РФ. Это логически за¬вершает начатое ранее формирование единой «вертикали» испол¬нительной власти в России.
Перечень кандидатов на губернаторский пост готовят полпреды Пре¬зидента в округах. В этом качестве может также выступать представи¬
 
тель партии, победившей на выборах в местный парламент. Именно из этого круга делает выбор Президент. С 2005 г. в таком порядке не толь¬ко избирались новые губернаторы, но и прошли процедуру «переутвер¬ждения» все прежние. 2007 год стал периодом «великого перелома»: за это время прошла масштабная ротация губернаторского корпуса; свои должности оставили люди, длительное время руководившие региона¬ми. Итогом реформы стало изменение политического статуса глав об¬ластей и республик: отныне они превращались в своего рода нижнее звено федеральной вертикали власти. Характерным для нового статуса регионов стало содержание подписанного в 2007 г. Федеративного до¬говора с таким мощным субъектом, как Татарстан. Из текста были ис¬ключены все юридические возможности для обоснования примата ре¬гионального законодательства над федеральным, а также особые права во внешнеэкономической деятельности.
Если в период первого президентства Путина в сфере региональной политики решались, прежде всего, задачи по ликвидации угрозы распа¬да, укрепления единства российской Федерации, то в 2004-2009 гг. на первый план выдвинулись проблемы социально-экономического раз¬вития. Наметилась тенденция отхода от жесткого централизма к более гибкому курсу, предполагающему определенную самостоятельность регионов, поиск более динамичной стратегии. В значительной мере это находило отражение в межбюджетных отношениях.
С середины 2002 г. Центр сосредоточивал в своих руках все боль¬шую часть собираемых налогов, в то же время переводя на региональ¬ный уровень социальные обязательства. По данным Счетной палаты, в рамках «перераспределения полномочий» в 2003-2006 гг., региональ¬ные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а приобрели лишь 53. При этом «федералы» вели двойную политику: с одной стороны, фи¬нансировались регионы, способные к реализации крупных проектов и проведению реформ; с другой, — через дотации обеспечивалась сбалан¬сированность бюджетов (там, де они были дефицитны), проводя тем самым политику выравнивания регионального развития. Однако, в 2005-2006 гг. этот подход претерпел изменения. Стали считать, что назрела потребность перейти от перераспределительной политики вы¬равнивания межрегиональных различий к практике поляризованного развития территорий. В ее основе лежит выявление и поддержка регио¬нов и городов-«локомотивов». В эту концепцию вписывалась и идея объединения регионов по принципу «донор + реципиент».
С середины 2005 г. в регионы возвращался ряд управленческих пол¬номочий. После дискуссий с губернаторами в рамках Госсовета было заявлено о передаче на места 114 полномочий. Они касались лесного хозяйства, водных отношений, охраны окружающей среды, ветерина¬рии, лицензирования, охраны памятников, образования, землепользо¬вания, жилищного законодательства.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.