Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 4. Культурная и церковная политика Советской власти

В советской исторической науке широко использовался термин «культурная революция». Под ним понимали коренной переворот в ду¬ховной жизни общества, произошедший в России после Октября 1917 г. При этом обращалось внимание почти исключительно на положитель¬ные последствия перемен в идеологической жизни, образовании, науке,
художественном творчестве. Сейчас же, напротив, многие авторы избе¬гают писать о культурной революции. И такой отказ представляется не вполне корректным.
Большевистские преобразования в области культуры носили дей¬ствительно революционный характер, качественно отличались от куль¬турной практики как старой России, так и других государств. Поэтому под «культурной революцией» следует понимать исторически конкрет¬ный тип политики, который предопределил условия и содержание ду¬ховного развития российского общества после 1917 г. Содержанием «культурной революции» были утверждение социалистической идео¬логии в качестве единой мировоззренческой основы всех советских граж¬дан и широкая демократизация культурной жизни. А демократизация представлялась и как просвещение народа, и как его вовлечение в со¬здание культурных ценностей. Этот путь отмечен не только несомнен¬ными достижениями, но и значительными потерями.
На культурную политику Советской власти 1917-1920 гг. оказыва¬ли влияние теоретические представления большевиков о роли и зада¬чах культуры, обстановка острейшего противостояния Гражданской вой¬ны, а также состояние социокультурного раскола, в котором находилось российское общество с начала XX в.
В своих взглядах на культуру В. И. Ленин продолжал линию рос¬сийской революционной эстетики. Он полагал, что искусство призвано отражать жизнь с позиций определенных классов, способствовать из¬менению отживших порядков. С этой точки зрения вождь и литературу, и другие виды художественного творчества рассматривал как часть «об¬щепролетарского дела» борьбы против буржуазии и помещиков. А по¬скольку интересы рабочих и капиталистов несовместимы, то из прошло¬го необходимо брать лишь «освободительные элементы культуры», свя¬занные с творчеством и деятельностью революционеров.
Опираясь на такой подход, Ленин сформулировал теорию «двух куль¬тур», существующих в каждой национальной культуре. Он выделял, с одной стороны, «буржуазную», «помещичью», с другой — «пролетарскую культуру». Из этого следовал вывод, что само понимание единой нацио¬нальной культуры — ложное, национальной же культуры не существует. Причем непролетарскую культуру он ставит в кавычки, отказывая ей в праве считаться таковой. При этом «реакционная» культура, по Ленину («помещичья», «буржуазная», «черносотенная») — национальна, а «про¬грессивная» культура пролетариата — интернациональна.
В ленинском подходе всей культуре, за вычетом пролетарской, объяв¬лялась «беспощадная», «непримиримая» борьба. Ленин гордился тем, что великорусская нация дала «человечеству великие образцы борьбы за сво¬боду и социализм», то есть культуру он приравнивает к борьбе. Такой методологический подход ставил перед победившей большевистской вла¬
стью практически неразрешимую задачу: из всей дореволюционной куль¬туры предстояло «вырезать» ее пролетарские части, подавив при этом непролетарские. Учитывая незначительный удельный вес пролетариата и «социалистической интеллигенции» (главным образом профессиональ¬ных революционеров) в социальной и политической структуре России, можно объяснить и понять, почему новая власть столь широко применя¬ла методы принуждения и насилия при создании «социалистической культуры». А ленинскому взгляду противостояло общедемократическое толкование культуры как области свободного духовного творчества, не ограниченного рамками партийной идеологии и тем более не подчинен¬ного какой-либо партийной организации и ее дисциплине.
Большевистские взгляды на дореволюционную культуру имели оп¬ределенную почву для распространения в связи с тем социокультурным расколом русского общества, который в начале XX века стал осознавае¬мой всеми реальностью. С одной стороны — утонченная, европеизиро¬ванная культура элиты (дворянство, буржуазия, интеллигенция), с дру¬гой — бескультурная, забитая, неграмотная масса крестьян и городских низов. Первые с опасением ожидали прихода «Грядущего хама» (Ме¬режковский). Вторые в культурной элите часто видели «бар», «господ», к которым относились неприязненно. В годы войны эта неприязнь пе¬рерастала в нетерпимость, а затем — в ненависть. «Просвещенные клас¬сы» часто платили тем же, относясь к революционным массы без вся¬кой симпатии.
Постепенно формировалась советская система руководства культур¬ным строительством. 9 ноября 1917 г. совместным Декретом ВЦИК и СНК учреждена Государственная комиссия по просвещению, на кото¬рую возлагалась задача руководить всей системой народного образова¬ния и культуры. Комиссия занималась и созданием аппарата Наркома¬та просвещения РСФСР, который был образован 18 июня 1918 г. Нар-компрос возглавил А. В. Луначарский, его заместителем стал историк М. Н. Покровский. Структура наркомата отражала многогранность его деятельности. Осенью 1918 г. в его состав входили отделы введения все¬общей грамотности, внешкольного образования, школьного строитель¬ства, высшей школы, народных университетов, театрального, изобрази¬тельного искусств. В своей работе Наркомпрос опирался на отделы на¬родного образования, создававшиеся при местных Советах.
Вопросам народного просвещения и совершенствованию руковод¬ства этой сферой придавалось большое значение со стороны партий¬ных структур. В конце 1920 — начале 1921 г. шла подготовка реоргани¬зации НКП. Новое Положение о его работе (утверждено Декретом СНК 11 февраля 1921) разрабатывалось по решению Пленума ЦК РКП(б) комиссией во главе с Лениным. Согласно документу, Наркомпрос под¬разделялся на Академический центр (в составе научной и художествен¬
ной секций, Главархива и Главмузея), Организационный центр, Главп-рофобр (Главное управление социального воспитания и политехничес¬кого образования), Главполитпросвет (Главное внешкольное управле¬ние), Госиздат (Главное управление государственного издательства) и Совет по делам просвещения национальных меньшинств.
Особое место в налаживании культурно-просветительной работы и организации управления культурой в 1917-1920 гг. занимал Пролет¬культ. Как негосударственный союз пролетарских, культурно-просве¬тительских организаций он оформился организационно в октябре 1917 г. В 1918 г. зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-за¬водских организаций. В сентябре 1918 г. на I Всероссийской конферен¬ции пролеткультов был принят устав и избран Центральный комитет, который создал Всероссийский совет и отделы: организационный, ли¬тературный, издательский, театральный, школьный, библиотечный, книжный, музыкально-вокальный и хозяйственный.
Наибольший размах пролеткультовского движения пришелся на 1919 г., когда в нем участвовало почти полмиллиона человек, издавалось около 20 журналов. Между тем теоретики и руководители Пролеткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин) по ряду вопросов зани¬мали существенно отличные от большевистских позиции. Во-первых, они полагали, что рабочий класс должен сначала выработать свою, «проле¬тарскую культуру», а затем критически освоить прошлую; некоторые от¬вергали всю предшествующую культуру. Во-вторых, считали, что Проле-культ должен оставаться организацией, независимой от партийных и го¬сударственных структур, и, более того, вмешательство государства в творчество является «большим унижением культурного достоинства ра¬бочего класса, отрицанием его права культурно самоопределиться».
Ленина как политика не устраивала именно эта «неподконтроль¬ность» массовых пролетарских объединений. В октябре — ноябре 1920 г. по разным линиям давление на «пролеткультовцев» усилилось и было принято принципиально важное решение о слиянии Пролеткульта с Наркомпросом: в составе последнего создавался отдел пролетарской культуры. 1 декабря 1920 г. в «Правде» было опубликовано письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах», где расставлялись все точки над в своей деятельности пролеткульты должны были руководствоваться «направлением, диктуемым Наркомпросу РКП».
Напряженно складывались отношения Советской власти с интел¬лигенцией. Большая часть работников умственного труда с энтузиазмом встретила свержение царизма и приветствовала начало демократиче¬ских преобразований. Однако вскоре наступило разочарование бездея¬тельным Временным правительством, затем — возмущение больше¬виками, захватившими власть и разогнавшими демократически избран¬ное Учредительное собрание. Поэтому после Октября 1917 г. многие
профессиональные союзы интеллигенции и служащих отказались от сотрудничества с Советской властью, которая смогла «сломить саботаж» лишь к лету 1918.
Большая часть интеллигенции была настроена либерально, но не го¬това принять те масштабы применения насилия и радикализм преобра¬зований, которые достаточно скоро проявились в политике большеви¬ков. Массовый террор, Гражданская война, немедленное введение социа¬лизма, мировая революция — все это оттолкнуло от ленинцев даже тех, кто ранее симпатизировал революционерам (А. М. Горький, В. Г. Коро¬ленко, А. А. Блок, Ф. И. Шаляпин и др.). Фундаментальное противоре¬чие в отношении большевиков к культуре состояло в том, что, признавая необходимость овладевать достижениями культуры прошлого, они непри¬язненно относились к интеллигенции как слою — хранителю, носителю и создателю духовных ценностей. Ленин писал: «Капитализм оставил нам громадное наследство, оставил нам своих крупнейших специалистов, ко¬торыми должны непременно «воспользоваться», но для этого необходи¬мо их «перевоспитать» в духе «марксистского миросозерцания».
Многие представители интеллигенции из соображений экономичес¬ких и патриотических пошли на сотрудничество с Советской властью, но слой в целом оставался под подозрением, часто становился объектом репрессий. 11 сентября 1919 г. ЦК РКП(б) даже рассматривал вопрос «О массовых арестах среди профессоров и ученых». М. Горький в 1918¬1920 г. постоянно выступал в роли просителя перед высшими партий¬ными чиновниками за арестованных деятелей культуры; «пролетарский писатель» указывал на «бессмыслие и преступность истребления ин¬теллигенции в нашей безграмотной и некультурной стране». Все это привело к массовой эмиграции лиц интеллигентских профессий.
Сложным и противоречивым было отношение новой власти к куль¬турному наследию. Не только руководители Пролеткульта, но и влия¬тельные большевистские вожди (Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин и др.) разделяли нигилистическое отношение к культуре прошлого. У руко¬водства ряда отделов искусств Наркомпроса, а также во главе многих творческих организаций, художественных учебных заведений оказались «левые», которые при всех различиях между ними, не считали нужным включать в социалистическую культуру достижения классического культурного наследия. Влиятельный тогда Д. Бедный так выразил эти настроения: «... пролетарские писатели имеются. Пусть не первого ран¬га. Пока не беда. Пусть три сопливеньких, но свои».
В октябре 1917 г. предприняты шаги по сохранению культурного наследия. Луначарский подписал распоряжение об объявлении Зимне¬го дворца государственным музеем. Позже музеи были открыты во двор¬цах Царского Села, Петергофа, Гатчины. Совнароком принял важные Декреты «О запрещении вывоза за границу предметов особого художе
ственного и исторического значения», «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владе¬нии частных лиц, обществ и учреждений», «О признании научных, ли¬тературных, музыкальных и художественных произведений государ¬ственным достоянием» и др. Эти акты ориентировали на бережное от¬ношение к культурному наследию. Однако обстановка Гражданской войны, слабость государства, нехватка кадров не позволяли в полном объеме выполнять принятые решения. Большие масштабы приобрели разрушение и разграбление художественных ценностей, многие из ко¬торых погибли, были растащены грабителями, вывезены за рубеж. По¬пыткой навести порядок в этой сфере было создание по инициативе М. Горького в 1919 г. специальной Экспертной комиссии для выявле¬ния, сбора, изучения национализированных произведений искусства, антикварных ценностей, предметов роскоши.
В то же время, уже с начала 1918 г. в Петрограде и Москве начинается стихийная распродажа за бесценок целых галерей, богатых библиотек, предметов искусства и старины с последующим их вывозом за границу. Вскоре к этой «деятельности» подключилось и государство. 12 февраля 1921 г. было опубликовано подписанное В. И. Лениным постановление Совнаркома «О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли». Документ предписывал создание «запаса художе¬ственных ценностей и предметов роскоши и старины», которые Нарко¬мат внешней торговли мог использовать для своих коммерческих опе¬раций. Эта, осуществлявшаяся негласно в 1920-1930-х годах практика, приобрела широкий размах, и многие ценные произведения искусства, ранее принадлежавшие России, оказались в зарубежных музеях и част¬ных коллекциях.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.