Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Одной из наиболее тяжелых для новой России была проблема лик¬видации массовой неграмотности населения. Большевики рассматри¬вали ее и как образовательную, и как политическую задачу. Ленин пи¬сал: «Я могу сказать, что пока у нас в стране есть такое явление, как безграмотность, о политическом просвещении слишком трудно гово¬рить. Безграмотный человек стоит вне политики, его надо сначала надо обучить азбуке». Государственная комиссия по просвещению (создана 9 ноября 1917) заявила о намерении правительства «добиться в крат¬чайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, от¬вечающих требованиям современной педагогики и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения». Однако реально приступить к решению этой задачи удалось лишь в конце Гражданской войны.
26 декабря 1919 г. Совнаркомом издал Декрет «О ликвидации без¬грамотности среди населения РСФСР», согласно которому все гражда¬не от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучаться грамоте. Для концентрации усилий и обобщения опыта в июле 1920 г.
при Наркомпросе организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКликбез). Она занималась подго¬товкой преподавателей, выпуском учебников, открытием школ грамо¬ты. За год выпущено 6,5 млн экз. букварей, в 1920 г. грамоте удалось обучить 3 млн человек. Однако основная работа была впереди: к этому времени читать умели лишь 32% жителей центральной части России.
Большие изменения в 1917-1920 гг. претерпела школа. Здесь пози¬ции Советской власти были сформулированы в двух документах: «По¬ложение об организации дела народного образования в Российской рес¬публике» (утверждено СНК 18 июня 1918) и «Положение о единой тру¬довой школе» (утверждено ВЦИК 30 сентября 1918). Ликвидирована была прежняя школьная система: начальная, различные виды средней школы — гимназии, реальные училища. Вместо них вводилась двухсту¬пенчатая школа: первая для детей от 8 до 13, вторая — 13 до 17 лет, что на три года сокращало прежний срок обучения. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек, из учебных планов были изъяты неко¬торые предметы (древние языки, закон божий), введены новые. Опре¬делены были новые принципы образовательного процесса: светский характер обучения, органическая связь обучения с производительным трудом — решением практических задач общества. Не обошлось и без «перегибов»: в школах отменялись экзамены, домашние задания, оцен¬ки, отказывались от разработки учебных планов и программ (под ло¬зунгом: «Изучать жизнь, а не учебные предметы»).
Несмотря на тяжелые условия, ежегодно открывались тысячи но¬вых городских и сельских школ (к 1920 г. открыто 13 тыс. новых школ, а число учащихся на 1 млн превысило уровень 1914 г и достигло 9 млн). За годы войны были предприняты важные шаги в подготовке учитель¬ского корпуса: число педагогических вузов в сравнении с дореволюци¬онным временем удвоилось и достигло 55. В 1920 г. их закончили около 5 тыс. человек. Менялось представление о роли учителя в учебном про¬цессе. На VIII съезде РКП(б) в 1919 г. отмечалось, что «учителя обяза¬ны рассматривать себя как агентов не только общего, но и коммунисти¬ческого просвещения. В этом отношении они должны быть подчинены не только контролю своих непосредственных центров, но и местных партийных организаций».
С большими трудностями столкнулась новая власть при перестройке высшего образования. Поставлена была задача демократизации соста¬ва студенчества за счет привлечения в вузы выходцев из социальных низов. Идеологическое преобразование высшего образование требова¬ло изменения учебных программ, чему противился профессорско-пре¬подавательский корпус, в основной массе негативно относившейся к Советской власти и ее стремлению установить контроль над вузами. Чтобы переломить ситуацию, с середины 1918 г. СНК предпринял ряд
важных шагов. 2 августа 1918 г. утвержден Декрет «О правилах приема в вузы», согласно которому каждый гражданин, достигший 16 лет, мог быть принят в вуз без экзаменов; при этом документы о среднем образо¬вании не требовались. Он предписывал принимать прежде всего «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут пре¬доставлены в широком размере стипендии». Декрет привел к резкому увеличению числа первокурсников, большая часть которых, однако, была отсеяна из-за неподготовленности.
Выход был найден в создании рабочих факультетов: на рабфаках в сжатые сроки выходцы из рабочих и крестьян должны были ликвиди¬ровать пробелы в школьном образовании и подготовиться для дальней¬шей учебы в вузах. Первый рабфак был создан в феврале 1919 г. в мос¬ковском коммерческом институте (ныне Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова), затем их организовали при большин¬стве вузов. И хотя классовый принцип при наборе студентов проводил¬ся последовательно, задачу «пролетаризации» высшей школы решить так и не удалось: большую часть студенчества составляли выходцы из непролетарских групп.
Осенью 1918 г. предпринята попытка подорвать позиции старой профессуры. С 1 октября 1918 г. отменялись все научные степени и зва¬ния; а преподаватели оказались выбывшими из числа сотрудников ву¬зов и могли быть избранными лишь по всероссийскому публичному конкурсу. Это, однако, не привело к ожидаемым властью результатам: заменить вузовских «спецов» власти было некем, и большая часть пре¬подавателей осталась на своих местах. В 1919 г. были ликвидированы гуманитарные факультеты университетов, которые заменили факуль¬тетами общественных наук и комплектовали более лояльными кадрами.
Новое наступление на высшую школу началось с конца 1920 г. Во гла¬ве МГУ был поставлен Временный президиум, состав которого частично назначался Наркомпросом, частично избирался. Председателем прези¬диума стал назначенный Наркомпросом профессор-коммунист Д. П. Бла-голепов. Право замещения профессорских должностей перешло к Госу¬дарственному ученому совету (ГУС) Наркомпроса. 3 декабря 1920 г. был опубликован Декрет СНК «О реорганизации преподавания обществен¬ных наук в высших учебных заведениях». Преподавателям предписыва¬лось в сжатые сроки пересмотреть сквозь призму марксизма содержание курсов и обучать студентов на основе перестроенных по-новому программ. Несмотря на изменение качества образования, общее число вузов за годы гражданской войны выросло: в 1914 г. в России было 105 вузов, а в кон¬це 1920 — 255, в которых обучались 216 тыс. студентов. Перестройка высшей школы продолжалась в 1920-1930 гг.
В сложных условиях войны и связанных с ней лишений происходи¬ло развитие отечественной науки. Большевики изначально ставили задачу привлечения ученых для развития производительных сил страны. Нехватка кадров и материальных ресурсов привела к тому, что в орга¬низацию научной деятельности стало активно внедряться плановое на¬чало. Вопросы управления наукой были в центре внимания двух госу¬дарственных учреждений: ВСНХ и Наркомпроса. В августе 1918 г. при ВСНХ был создан Научно-технический отдел (НТО), в задачу которо¬го входило привлечение к социалистическому строительству сотрудни¬ков различных лабораторий, научных и технических обществ, опытных станций. В его составе создано Бюро иностранной техники, призванное отслеживать зарубежные научно-технические нововведения с целью их своевременного внедрения в нашей стране.
Если ВСНХ чаще ориентировался на прикладные аспекты научной деятельности, то Наркомпрос курировал более широкий круг вопросов организации науки. В феврале 1921 г. в его составе создан Академичес¬кий центр, куда входил Государственный ученый совет (ГУС) с тремя подсекциями: научно-политической, научно-технической и научно-пе¬дагогической. В рамках этих направлений наркомат осуществлял руко¬водство как научными центрами, так и высшей школой.
Весной 1918 г. устанавливаются рабочие контакты правительства с Академией наук (президент — А. П. Карпинский). Особенно активно действовала академическая комиссия по изучению естественных про¬изводительных сил России (КЕСП), в работе которой принимали учас¬тие известные ученые академики В. И. Вернадский, А. Н Крылов, Н. С. Курнаков, П. П. Лазарев, А. Е. Ферсман и др. В составе комиссии действовали 20 специализированных отделов. Всего же за 1918-1920 гг. было создано около 50 научно-исследовательских институтов, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Государственный физико-технический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологи¬ческий и радиологический институт, Институт по изучению Севера. Символичным для нового характера отношений между наукой и властью стало участие 200 видных специалистов в работе Государственной комис¬сии по электрификации России, которая разработала план ГОЭЛРО. Этот комплексный перспективный план (рассчитан на 10-15 лет) предусмат¬ривал ускоренное развитие энергетики, тяжелой промышленности, ра¬циональное размещение производительных сил.
Значительно сложнее дело обстояло с положением общественных наук. Дореволюционные философия, социология, экономика, право, история считались «зараженными» буржуазной идеологией и в подав¬ляющей части непригодными для победившего пролетариата. Актив¬ное неприятие носителей «реакционных» взглядов было продемонст¬рировано насильственной высылкой за рубеж по инициативе В. И. Ле¬нина в мае 1922 г. более 160 видных ученых-гуманитариев. В то же время,
кадров образованных марксистов, необходимых для решения научных и педагогических задач, было катастрофически мало. Это вело к тому, что освоение марксистского наследия происходило одновременно с со¬зданием учебных и научных центров коммунистического профиля, со¬провождалось значительным упрощением и вульгаризацией социаль¬ной теории.
После Октября 1917 г. заметно изменились условия художествен¬ного творчества. На первый план вышли «левые», авангардные течения, которые претендовали на роль единственных представителей нового пролетарского искусства. Особым влиянием пользовались футуристы, которым симпатизировал А. В. Луначарский. Он писал: «В футуризме есть одна прекрасная черта — это молодое и смелое направление. И по¬скольку лучшие его представители идут навстречу коммунистической революции, постольку они легче могут стать виртуозными барабанщи¬ками нашей красной культуры».
Футуристы привлекали власти тем, что призывали деятелей искус¬ства активно служить своим творчеством революции, искали новые яр¬кие формы художественной выразительности. К числу своих достиже¬ний периода Гражданской войны они относили плакатную живопись Д. С. Моора и А. П. Апсита, агитационную пьесу В. В. Маяковского «Ми¬стерия-буфф» в режиссуре В. Э. Мейерхольда, создание «Башни Третье¬го интернационала» (модель памятника III Интернационалу) В. Е. Тат¬лина. Однако в 1921 г. В. И. Ленин выразил недовольство чрезмерным развитием «формалистического» искусства, широким распространени¬ем футуризма. В беседе с Луначарским он предлагал поддержать и реа¬листическое направление в искусстве.
К этому времени сложилось представление об основных задачах политики Наркомпроса как главного проводника государственной по¬литики в области художественного творчества. Они были сформулиро¬ваны А. В. Луначарским на встрече с представителями Всероссийского союза работников искусств: сохранение действительных ценностей ис¬кусства прошлого; критическое освоение их пролетарскими массами; всемерное содействие созданию опытных форм революционного искус¬ства; использование всех видов искусства для пропаганды идей комму¬низма и их проникновения в массу работников искусства; объективное отношение ко всем художественным течениям; демократизация всех художественных учреждений и широкая их доступность массам.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.