Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Итогом революционных событий 1917-1920 гг. стало разделение русской культуры, формирование трех ее потоков. Первый, руководи¬мый идеологическими аппаратами партии, «официальный». Второй — «несоциалистическая» художественная культура, существовавшая в условиях советской легальности. Третий — культура русского зарубе¬жья. В первом случае непременным требованием к произведению было
сочетание социалистической направленности с убедительностью худо¬жественной формы, при этом приоритет отдавался мировоззренческой, идеологической составляющей. Во втором литераторы и художники развивали прежние, часто дореволюционные традиции, но их произве¬дения не несли в себе заряда «социалистического воспитания». Власть их терпела, однако создавала препятствия распространению их работ. Эти люди становились объектами идеологических и других репрессий. Третий поток русской культуры, развивался вне зависимости от комму¬нистического диктата, но изолированно от Родины и потому не оказы¬вал заметного влияния на ее духовную жизнь. Воссоединение этих трех потоков началось лишь в конце XX в.
Драматично складывались отношения между Советской властью и Церковью. РСДРП(б) была партией атеистов и рассматривала религию как один из инструментов угнетения трудящихся. Маркс писал: «Рели¬гия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Программные требования партии были обоснованы Лениным в статье «Социализм и религия» (1905). «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государствен¬ной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедывать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т.е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно недопустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах долж¬но быть безусловно уничтожено. Не должно быть никакой выдачи госу¬дарственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свобод¬ными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников. Полное отделение церкви от государства — вот требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государ¬ству и современной церкви». Однако большая часть партийных лиде¬ров стояла на позиции воинствующего атеизма и была настроена не на сосуществование с Церковью, а на ее активное подавление. Да и сам Ленин, говоря о духовенстве, как правило, пользовался определениями «черносотенное», «реакционное», «рабовладельцы».
Однако Русская Православная церковь (РПЦ) к 1917 г. тоже нахо¬дилась в состоянии кризиса. Созданная в стране система церковного руководства была частью государственного аппарата, управление Цер¬ковью носило светский, бюрократический характер. Это вело к паде¬нию авторитета официальных церковных структур. Многие церковные деятели тяготились таким положением и стремились к выходу РПЦ из «подневольно-государственного положения к свободному выборному
строю». Широкий круг проблем глубокого реформирования Церкви был призван рассмотреть Поместный Собор, который работал (с перерыва¬ми) в течение 13 месяцев (с 15 августа 1917 по 20 сентября 1918). Он восстановил патриаршество. 5 декабря 1917 г. на этот пост был избран пользовавшийся авторитетом в церковной среде митрополит Московс¬кий Тихон (В. И. Беллавин).
Тем временем захватившие власть большевики начали планомер¬ное наступление на Церковь. По декрету от 4 декабря 1917 г. все земли, включая церковные и монастырские, отбирались в руки государства. Постановлением Наркомпроса от 11 декабря в его ведение перешли цер-ковно-приходские школы, семинарии, духовные академии. 18 декабря был введен гражданский брак, а церковный аннулировался; регистра¬ция рождения также была изъята у Церкви. И наконец, 31 декабря 1917 г. был опубликован проект декрета «О свободе совести», который вызвал особенно широкий резонанс. Помимо общедемократических установ¬лений, отделявших церковные дела от государственных, в нем сообща¬лось, что отныне «церковные общества не имеют права владеть собствен¬ностью и не имеют прав юридического лица»; «все имущество церков¬ных и религиозных обществ... поступает в собственность государства» и что «имуществом приходов будут ведать волостные, земские и город¬ские самоуправления». Таким образом, по проекту декрета Церковь ста¬новилась не только нищей, но и бесправной.
В глазах многих легитимность проекта декрета была сомнительной. Вопрос о месте Церкви в новой политической системе должно было ре¬шить Учредительное собрание, до созыва которого и советское правитель¬ство имело статус «временного». И это, далеко не всеми признаваемое, правительство взялось решить судьбу института, много веков игравшего важную роль в истории страны. Поэтому объяснимо то возмущение, ко¬торое выразили как церковные иерархи, так и рядовые верующие. Пат¬риарх Тихон направил правительству послание, в котором предал боль¬шевистскую власть анафеме; принятые в отношении Церкви акты он на¬звал проявлением «самого разнузданного своеволия и сплошного насилия на святой Церковью». Тихон призвал пастырей Церкви «устраивать ду¬ховные союзы» и организовать «ряды духовных борцов» на защиту «по¬пираемых прав Церкви». Проект декрета был осужден Поместным Собо¬ром. В Петрограде и Москве прошли крестные ходы в защиту Церкви, в которых приняли участие сотни тысяч верующих.
Советская власть ответила быстро и жестко. 20 января 1918 г. Ле¬нин изучил представленный Наркомюстом итоговый проект декрета, внеся в него более резкие формулировки. В тот же день «Декрет о сво¬боде совести, церковных и религиозных обществах» был утвержден Совнаркомом. Предвидя непопулярность документа, его подписали, кроме Ленина, еще восемь членов правительства. В официальном правительственном издании декрет появился 23 января 1918 г. под другим названием: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Именно эта дата и название утвердились в литературе.
Публикация декрета не сопровождалась подготовкой разъяснений и инструкций по его применению, что привело к многочисленным экс¬цессам. Жертвами безбожных чиновников и разнузданных грабителей становились те, кто пытался препятствовать захвату церковного иму¬щества и ценностей. Насилие порождало насилие: весной 1918 г. про¬изошло более 1400 кровавых столкновений, в ходе которых убито 138 представителей партии и Советской власти. С целью упорядочения работы по реализации декрета в мае 1918 г. при Наркомюсте для реше¬ния церковных дел создан специальный отдел, который получил харак¬терное название «ликвидационный». По февральскому (1919) постанов¬лению наркомата осуществлялось публичное вскрытие святых мощей, что использовалось для атеистической пропаганды.
Все это привело к тому, что конфликт между большевиками и веру¬ющими стал одним из факторов эскалации Гражданской войны. Духо¬венство приняло активное участие в организации сопротивления боль¬шевизму. В белогвардейских армиях действовали кадры военного духо¬венства. В армии Деникина было около 1000 священников, у Врангеля — более 500, у Колчака — несколько тысяч. В Сибири под общим руковод¬ством омского епископа Сильвестра (Ольшанский) созданы «полки Иисуса», «полки Богородицы», возглавлявшиеся священниками. По¬добные части действовали и на Юге.
В свою очередь, росла ненависть большевиков к церковникам: зак¬рывались монастыри и храмы, реквизировалось церковное имущество, массовый характер носили убийства священников. Антицерковные по¬громы достигли своего апогея в 1922 г. В то же время, уже в годы Граж¬данской войны, в среде духовенства возникает течение в пользу сотруд¬ничества с новой властью. В сентябре 1920 г. в Москве учрежден «Ко¬митет по делам духовенства всея России», одной из целей которого было «умственное и моральное развитие (духовенства) в соответствии с зап¬росами времени и для приспособления его к новому строю». Протест церковников против политики Тихона проявился и в так называемом «обновленческом» движении (возглавлялось протоиереем А. И. Введен¬ским), участники которого требовали прекращения «Гражданской вой¬ны Церкви против государства».


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.