Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 5. Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики
Изменения в составе СССР. Принятие Конституции завершило пер¬вый этап создания и укрепления единого союзного государства. В дальнейшем СССР пополнялся новыми членами. В октябре 1923 г.
 
Хорезмская, а в сентябре 1924 г. Бухарская народные республики провозгласили себя социалистическими. Осенью того же года на территории этих республик и Туркестанской АССР в результате на¬ционально-территориального размежевания образовались две новые союзные республики — Узбекская и Туркменская, одна автономия — Таджикская АССР в составе Узбекской), две российские автоном¬ные области — Кара-Киргизская (в 1925 г. переименована в Киргиз¬скую АО, а в 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР) и Кара¬Калпакская АО в составе Казахской АССР. В январе 1925 г. в состав Таджикистана вошла территория Памира (Горно-Бадахшанская АО), в мае III съезд Советов СССР включил в состав Союза на правах союзных республик Узбекистан и Туркменистан. В 1929 г. в союз¬ную республику была преобразована Таджикская АССР. Националь¬ное размежевание в Средней Азии охватило территорию с населе¬нием более 17 млн человек, что позволило на долгое время обрести спокойствие и устойчивость развития всему региону. Появились новые национальные образования в составе Азербайд¬жана (Нагорно-Карабахская АО, 1923 г.) и Украины (Молдавская АССР, 1924 г.). Созданный в 1923 г. Нахичеванский автономный край в соста¬ве Азербайджанской ССР в 1924 г. преобразован в Нахичеванскую АССР. Тогда же на основе союзного договора были оформлены отноше¬ния Грузии и Абхазской ССР, которая в 1931 г. была включена в состав Грузии на правах АССР.
В 1924 и 1926 гг. к Белоруссии были присоединены смежные терри¬тории РСФСР (части Витебской, Гомельской и Смоленской губерний) с преобладанием белорусского населения и развитой промышленностью. В результате территория БССР увеличилась в 2,5 раза, а ее население — более чем в 3 раза.
В составе РСФСР Бурят-Монгольская и Монголо-Бурятская авто¬номные области в 1923 г. образовали единую Бурят-Монгольскую АССР. В автономные республики преобразованы Карельская трудовая комму¬на (1923), Автономная трудовая коммуна немцев Поволжья (1924), Чувашская автономная область (1925).
В июле 1924 г. вместо упраздненной Горской АССР, изначально включавшей 7 национальных округов — Балкарский, Владикавказский, Кабардинский, Карачаевский, Назрановский (Ингушский), Чеченский и Сунженский казачий, в результате размежевания появились Ингушс¬кая и Северо-Осетинская автономные области (1924); были созданы Карачаевская (1926) и Черкесская (1928) АО. Существовавшая с 1922 г. в Краснодарском крае Адыгейская (Черкесская) АО в 1928 г. была пре¬образована в Адыгейскую АО. При национальном размежевании на Северном Кавказе земли с преобладанием славянского населения были выведены из подчинения автономий. В Кабардино-Балкарии, Осетии,
 
Чечне создавались казачьи автономные округа. Владикавказ и Грозный с пригородами были отдельными округами за пределами Северной Осе¬тии и Чечни. В начале 1-й пятилетки эти округа, вопреки интересам славянского населения, снова присоединили к Чечне и Северной Осе¬тии. Грозный стал столицей Чечни, а Владикавказ (с 1931 г. — Орджо¬никидзе) был до 1934 г. столицей и Северной Осетии, и Ингушетии.
Во время проводившегося в 1920-е годы районирования старое ад¬министративное деление (губерния, уезд, волость), не учитывавшее эко¬номические и национальные особенности регионов, к концу 1929 г. было заменено в РСФСР трехзвенной системой: район, округ, область (край), а в других союзных республиках — двухзвенной (район, округ). Вместо 766 старых уездов в СССР было создано 176 округов. Районирование несколько изменяло положение автономных образований. Автономные области включались в состав краев и областей. В постановлении ВЦИК РСФСР от 28 июня 1928 г. подчеркивалось, что автономные республи¬ки, входя на основе добровольности в краевые объединения, полностью сохраняют конституционные права. Местные органы власти в автоно¬миях получили возможность решать многие вопросы без согласования с центром.
При районировании национально-государственное строительство доходило до самых мелких административных единиц. В республиках выделялись округа, уезды и районы, волости и сельсоветы, компактно населенные народами, отличающимися от основного населения. При этом численная норма, необходимая для создания соответствующей нацио¬нальной административной единицы, снижалась в среднем в 2,5 раза. Так в стране появились национальные округа, уезды, районы, волости и сель¬советы. Работа по их созданию получила значительное ускорение после III съезда Советов СССР, установившего 20 мая 1925 г., что «должен быть принят... ряд дополнительных мероприятий, обеспечивающих и защища¬ющих интересы национальных меньшинств». Постановление предусмат¬ривало, в частности, «в случаях значительной численности национальных меньшинств образование отдельных Советов с употреблением языков этих меньшинств, организацию школ и судов на родном языке». В том же году образовался Коми-Пермяцкий национальный округ в Пермской, а в 1928 г. — Саранский (Мордовский) в Средне-Волжской области (в янва¬ре 1930 г. на его базе создана Мордовская АО). Помимо этого, в России были созданы 33 национальных района, 110 национальных волостей, 2930 национальных сельсоветов. Такие же миниатюрные автономии по¬явились в других союзных республиках. Это обеспечивало наиболее пол¬ное выявление возможностей экономического, политического и культур¬ного развития каждой национальности.
Большую роль в советизации народов Севера и Дальнего Востока, находившихся к 1920 гг. на стадии патриархально-общинных отношений, сыграл Комитет содействия народностям северных окраин (Коми¬тет Севера), работавший при ВЦИК с июня 1924 г. Поначалу в этих рай¬онах создавались «родовые Советы» и «туземные исполкомы», которые соответствовали сельсоветам и райсоветам, развивалась промысловая кооперация.
Национальная политика СССР середины и второй половины 1920-х го¬дов за пределами русских областей была сравнительно корректной и взвешенной. В среднеазиатских республиках сохранялись вакуф-ные владения (земли мусульманского духовенства), старый мусуль¬манский суд (суд казиев) и учебные заведения (медресе). В госу¬дарственный аппарат привлекались «именитые и влиятельные люди» из состоятельных слоев общества. Для вовлечения в новую жизнь патриархального крестьянства Востока создавались массовые организации бедноты и середняков — «Кошчи» и «Жарлы», не имев¬шие аналогов в других республиках. В отношении ислама не велось широкой антирелигиозной пропаганды. У народов Северного Кав¬каза действовали суды адата и шариата, производившие разбира¬тельства спорных дел по нормам местных обычаев и религиозного права. Вместе с тем причину трудностей в проведении масштабных преобразований (национальное размежевание, земельная реформа) Центр нередко усматривал в деятельности так называемых нацио¬нал-уклонистов. В 1925 г. под огонь критики попал председатель Совнаркома Узбекистана Ф. Ходжаев, обвинявшийся в противодей¬ствии земельно-водной реформе и покровительстве баям-землевла¬дельцам. В конце 1928 г. возобновились репрессии против султан-галиевцев.
Углубление во второй половине 1920-х годов курса на ограничение и вытеснение капиталистических элементов, особенно переход к кол¬лективизации, сопровождались сужением прав национальных респуб¬лик и автономных образований. Самостоятельность, свободу националь¬ного развития и «расцвет» наций центральное руководство пыталось все более ограничивать только культурно-национальной сферой. Одна¬ко и это не гарантировало от разного рода «уклонов» и националисти¬ческих проявлений. Например, на Украине серьезной проблемой стали «хвылевизм», «волобуевщина» и «шумскизм», получившие свое назва¬ние по именам видных представителей национальной элиты.
Нарком просвещения А. Шумский упрекал партийную организацию республики в том, что она недостаточно активно ведет борьбу с велико¬державным шовинизмом, предлагал форсировать темпы украинизации партийного и государственного аппарата, учреждений культуры. Нарком сочувствовал писателю Н. Хвылевому, который ориентировался в своих произведениях на буржуазный Запад и выступил с призывом «Прочь от Москвы». Экономист М. Волобуев, отрицая необходимость единого социалистического хозяйства СССР, проповедовал идею экономической самостоятельности Украины — практически ее изоляции от СССР.
Издержки национальной политики на Украине пытались отнести также и на счет Сталина. Зиновьев на заседании Президиума ЦКК в июне 1927 г. назвал его политику в национальном вопросе «архибесп¬ринципной», утверждая, что «такая» украинизация «помогает петлю¬ровщине», а настоящему шовинизму отпора не дает. Сталин в ответ об¬винял в великодержавных настроениях и извращении ленинизма оппо¬зицию. Основания для этого имелись. Например, в теоретической работе «О национальной культуре» (1927) троцкист В. А. Ваганян писал, что «под национальной культурой следует понимать только господствую¬щую классовую культуру буржуазии». Он утверждал, что «борьба за коммунизм немыслима без самой решительной борьбы с национальной культурой», «при социализме совершается процесс, который... приве¬дет... к постепенному уничтожению национальных языков, слиянию их в один или несколько могучих интернациональных языков». Русский язык изображался им, с одной стороны, как «язык всесоюзной комму¬нистической культуры, которую мы вырабатываем все вместе», с дру¬гой — как «межнациональный язык нашего Союза».
Критикуя подобные воззрения (особенно выводы для практической политики), Сталин говорил в августе 1927 г., что Ленин призывал к раз¬витию национальной культуры в национальных областях и республи¬ках, а Зиновьев «думает теперь перевернуть все это, объявляя войну национальной культуре». А для пущей важности было добавлено: «То, что здесь наболтал Зиновьев о национальной культуре, следовало бы увековечить для того, чтобы партия знала, что Зиновьев является противником развития национальной культуры народов СССР на совет¬ской основе, что он является на деле сторонником колонизаторства».
Адепты мировой республики неустанно раздавали обещания о помо¬щи всем «угнетенным» народам. Начиналось это до революции. «Когда будем правительством, — писал Ленин в 1916 г., — мы все усилия прило¬жим», чтобы оказать отсталым и угнетенным народам «бескорыстную культурную помощь», «помочь им перейти к употреблению машин, к об¬легчению труда, к демократии, к социализму». В 1921 г. при конкретиза¬ции таких обещаний было сформулировано одно из центральных поло¬жений всей послеоктябрьской советской национальной политики: «Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту фактическую отсталость (хозяйственную, политическую и культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в госу¬дарственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях».
Партия, решением X съезда, обязывалась помочь отставшим наро¬дам: «а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, адми¬нистрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просвети¬тельные учреждения на родном языке; г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке».
Однако организацией ударной работы «отсталых народов» партия не ограничилась. Она не только призывала, но и приказывала. На X съез¬де РКП(б) об очередных задачах партии в национальном вопросе пря¬мо говорилось, что только «одна нация, именно великорусская, оказа¬лась более развитой... Отсюда фактическое неравенство... которое дол¬жно быть изжито путем оказания хозяйственной, политической и культурной помощи отсталым нациям и народностям». Русские кресть¬яне, в большинстве своем остававшееся на низком уровне развития, и другие представители «развитой нации», не проявлявшие должным об¬разом готовности помогать, рисковали быть обвиненными в великорус¬ском национализме. Представители окраинных народов, не желавшие перестраиваться на «социалистический лад», попадали в разряд мест¬ных националистов. Особенно наглядно такая перспектива обнаружи¬лась в конце 1922 г.
Союзный центр с момента образования СССР опасался, что в случае появления полноправных органов власти в РСФСР он не сможет сохра¬нить полноту власти в своих руках, использовать республику как поли¬гон для различных социальных и национальных экспериментов. Не ис¬ключено, что именно для подавления неизбежного недовольства нерав¬ноправным положением Российской Федерации в Советском Союзе был выдвинут лозунг «борьбы с великодержавным русским шовинизмом».
Вместе с тем официальная идеология вплоть до конца 1920-х годов исходила из тотального осуждения дореволюционной истории страны. Русскому народу навязывалась мысль, что до революции у него не было и не могло быть своего отечества. Россия именовалась не иначе, как тюрьмой народов, русские — эксплуататорами, колонизаторами, угнета¬телями других народов. Патриотизм как таковой приравнивался к на¬ционализму — свойству эксплуататоров и мелкой буржуазии. Руковод¬ство страны призывало искоренить национализм в любой его ипостаси. При этом главная опасность виделась в великодержавном (великорус¬ском) национализме, местный национализм до некоторой степени оп¬равдывался.
С утверждением у власти Сталина как единоличного политическо¬го лидера его представления о процессах в национальной сфере жизни общества приобретали все большее значение. С его именем связывалось
 
классическое определение нации, представления о новых, советских на¬циях. Общечеловеческая культура, к которой идет социализм, изобража¬лась им как пролетарская по содержанию и национальная по форме. Пе¬реход к такой культуре мыслился происходящим в порядке одновремен¬ного развития у национальностей СССР культуры национальной (по форме) и общечеловеческой (по содержанию). Сталин внес успокое¬ние в национальную среду дискредитацией положения о том, что в СССР уже за период социалистического строительства исчезнут нации. Особен¬но воодушевляющей для «националов» стала установка, согласно кото¬рой период победы социализма в одной стране будет этапом роста и рас¬цвета ранее угнетенных наций, их культур и языков; утверждения равно¬правия наций; ликвидации взаимного национального недоверия; налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями.
В наиболее общем виде диалектика национального вопроса пред¬ставлена Сталиным 27 июня 1930 г. в политическом отчете ЦК XVI съез¬ду партии: «Надо дать национальным культурам развиться и развернуть¬ся, выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую культуру с одним общим языком в период победы социа¬лизма во всем мире. Расцвет национальных по форме и социалистичес¬ких по содержанию культур в условиях диктатуры пролетариата в од¬ной стране для слияния их в одну общую социалистическую (и по фор¬ме и по содержанию) культуру с одним общим языком, когда пролетариат победит во всем мире и социализм войдет в быт, — в этом именно и со¬стоит диалектичность ленинской постановки вопроса о национальной культуре». Таким образом, выходило, что в обозримой исторической перспективе национальным культурам не угрожало ничего, кроме «рас¬цвета». Всю совокупность сталинских теоретических новшеств, как и национальную политику второй половины 1920-х годов, можно расце¬нить как уступку «националам».
Обретение народами бывшей Российской империи государственно¬сти и автономии вело к пробуждению чувства национальной общности, росту национальных настроений. Политика коренизации (вовлечение представителей всех национальностей в состав руководящего аппарата, интеллигенции, рабочего класса) вела не только к позитивным сдвигам в структуре коренного населения, но и к оформлению местных элит с присущей им национальной спецификой, попытками обретения бескон¬трольной самостоятельности, уклонами к местному национализму и се¬паратизму.
Организуя реальную помощь отсталым в прошлом народам, госу¬дарство в то же время превентивными ударами пыталось обезопаситься от национал-уклонизма и сепаратизма. Результатом стали растущие потери народов от репрессий. Однако это не означает, что национальная политика в СССР представляла собой возврат к политике великорус¬
 
ского национализма и восстановлению бывшей империи. С этим не со¬гласуется отсутствие признаков господства русских над «порабощен¬ными» народами. Эксплуатация русскими объединенных с ними наро¬дов была напрочь исключена. Русские области РСФСР, начиная с 1917 г., вынуждены были постоянно больше отдавать, чем получать от других народов, имевших свои национальные образования. Русские, как и до революции, оставались главной опорой, государствообразующей наци¬ей и во многом обеспечивали выживание и модернизацию всех советс¬ких республик.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.