Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

В 1920-е годы советские ученые внесли существенный вклад в ми¬ровую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области тео¬рии чисел И. М. Виноградов. Ценные труды по математической физи¬ке, минералогии и геохимии Земли завершили академики В. А. Стек-лов, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман. Академик А. Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д. С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н. Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций.
Теоретические работы А. И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. Выдающийся радиотехник
A.    Л. Минц создал ламповую радиостанцию (1922), поступившую на вооружение войск связи (1923). В октября 1924 г. начались регулярные передачи созданной им Сокольнической радиостанции, в 1925 г. был организован первый радиорепортаж с Красной площади (с похорон М. В. Фрунзе), проводились первые опыты передачи по радио концер¬тов и спектаклей. К 1927 г. была разработана система телевидения (Л. С. Термен, А. П. Константинов и др.). В 1923 г. по проекту коллекти¬ва, возглавляемого А. Н. Туполевым (с октября 1922 — руководитель Комиссии ЦАГИ по металлическим самолетам), был построен легкий спортивный самолет АНТ-1, положивший начало серии самолетов раз¬личных модификаций. В мае 1924 г. был испытан в полете АНТ-2 — первый советский цельнометаллический самолет. В ноябре 1924 г. в ту-полевском КБ были начаты проектирование и постройка самолета ТБ-1. Конструкция оказалась столь удачной, что самолет пошел в серию и стал прототипом всех последующих многомоторных бомбардировщиков мо¬ноплановой схемы. В 1930 г. завершено строительство первого гидро¬самолета АНТ-22. В 1928 г. создан учебный двухместный самолет У-2 (с 1944 г. — По-2) конструкции Н. Н. Поликарпова, выпускавшийся до 1959 г. К. Э. Циолковский в конце 1920-х годов приобрел мировую из¬вестность как глава нового научного направления — ракетодинамики. Ф. А. Цандер разработал и в 1930 г. построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А. Л. Чижевский вел пионерские работы по практическому применению аэроионизации.
В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академи¬ка И. П. Павлова в области физиологии; работы Д. Н. Прянишникова и
B.    Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии расте¬ний. Выдающийся биолог и генетик Н. И. Вавилов, открыл закон гомо¬логических рядов в наследственной изменчивости организмов (1920), выявил исторические центры происхождения культурных растений (1927). Эти открытия занесли имя ученого в ряды классиков генетики и ботаники. Широкую известность получила деятельность И. В. Мичу¬рина по селекции новых сортов плодовых деревьев. В 1925 г. его питом¬ник стал научным учреждением общегосударственного масштаба. В кон¬
 
це 1920-х годов учеными-зоотехниками были выведены новые типы тон¬корунных овец — новокавказский меринос (П. Н. Кулешов), асканий-ская порода (М. Ф. Иванов).
Важное значение имели труды А. В. Чаянова и Н. Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сель¬ского хозяйства, исследования С. Г. Струмилина по методологии стати¬стики. П. А. Флоренский, один из разработчиков плана ГОЭЛРО, вы¬дающийся ученый-энциклопедист и богослов, пытался разрешить про¬блему культурно-исторического баланса между Хаосом и Логосом, полагая, что «культура есть борьба с мировым уравниванием — смер¬тью» (так называемый второй закон термодинамики). Советские уче¬ные и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидрав¬лических электростанций. Осуществление научных и технических раз¬работок позволило выполнить рассчитанный в 1920 г. на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 г. К 1935 г. он оказался перевыполненным в 2,5 раза.
В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в между¬народных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод — III лимнологи¬ческий конгресс. На празднование двухсотлетия Российской академии наук в том же году прибыло свыше 130 ученых из 25 стран.
Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу также стремились реализовать свои возможности в переустройстве дей¬ствительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литера¬турно-художественной жизни страны. Советское руководство на пер¬вых порах сдерживало свое стремление к диктату в сфере художествен¬ного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные деятели сами вы¬работают оптимальные формы социалистического искусства. В конце 1920 г. ЦК партии направил на места письмо «О пролеткультах». Пись¬мо свидетельствовало об озабоченности претензиями Союза пролетар¬ских культурно-просветительных и литературно-художественных орга¬низаций (возникло до революции, просуществовало до 1932 г.) на вы¬работку и утверждение в обществе особой пролетарской культуры. Пролеткульт характеризовался как движение «теоретически неверное и практически вредное». Вред усматривался в том, что под видом, «про¬летарской культуры» обществу прививаются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться навязывались по¬лубуржуазные философские системы и взгляды.
Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаружи¬вались в программах многих творческих объединений, возникавших в 1920-х годах и включавших в свои ряды талантливую молодежь. Толь¬ко с 1920 по 1926 г. впервые выступили в печати более 150 писателей,
 
участников Гражданской войны, среди них Н. Асеев, А. Жаров, В. Каве¬рин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Тихонов, А. Фадеев, М. Шолохов.
1    Оформилась на 1-м Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве (18¬21 октября 1920) В состав правления избраны члены группы «Кузница» В. Александров¬ский, П. Арский, М. Герасимов, М. Волков и др. Центральным органом стал журнал «Куз¬ница» (1921).
2    Создана поэтами (В. Александровский, М. Герасимов, В. Казин, С. Обрадович, С. Ро¬дов и др.), вышедшими в 1920 г. из Пролеткульта. В 1931 г. влилась в Российскую ассоци¬ацию пролетарских писателей (РАПП).
3    Основана 1 февраля 1921 г. в Петрограде. В нее входили И. Груздев, М. Зощенко. Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин. Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин. Названа по наименованию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана. Существовала до 1929 г.
4    Существовала в 1922-1925 гг. Ядро группы составляли писатели, вышедшие из «Кузницы»: А. Малышкин, А. Дорогойченко, С. Родов. Участвовали также Ю. Либедин-ский, А. Тарасов-Родионов; позже — Ф. Березовский, Д. Фурманов. В 1923 г. вместе с группами «Молодая гвардия и «Рабочая весна» влилась в МАПП. Члены группы вошли в руководство журнала «Октябрь».
5    Возникла в конце 1922 г. Весной 1923 г. влилась в МАПП. Участники: А. Безыменс-кий, А. Жаров, М. Светлов, М. Голодный, И. Молчанов, М. Колосков, В. Герасимова, А. Исбах и др. В группе начинал литературную деятельность М. Шолохов.
6    Объединение создано в Москве в конце 1922 г. во главе с В. Маяковским. В его составе были поэты Н. Асеев, В. Каменский, С. Кирсанов, Б. Пастернак (до 1927), худож¬ники М. Родченко, В. Татлин, теоретики искусства Б. Арватов, О. Брик, С. Третьяков, Н. Чужак, В. Шкловский и др. Издавался журнал «ЛЕФ» (1923-1925), «Новый ЛЕФ» (1927-1928). В 1929 г. ЛЕФ преобразован в РЕФ (Революционный фронт искусств).
7    Оформилась на 1-й Московской конференции пролетарских писателей (15-16 марта 1923). Объединяла группы «Октябрь», «Молодая гвардия», «Рабочая весна», «Вагран¬ка». Возглавлялась правлением (А. Безыменский, А. Дорогойченко, В. Плетнев — предсе¬датель Пролеткульта, С. Родов, А. Соколов). Печатным органом МАПП стал литератур¬но-критический журнал «На посту». С июня 1924 г. выходил литературно-художествен¬ный и общественно-политический журнал МАПП «Октябрь» (отв. ред. С. Родов), ставший с 1925 г. органом ВАПП (гл. ред. в 1926-1929 — А. Серафимович).
8    ЛЦК как поэтическое течение был провозглашен в 1923 г. К. Зелинским, И. Сельвин-ским и А. Чичериным. Центр оформился в 1924 г., распущен в 1930. В него входили Б. Ага¬пов, Н. Адуев, Э. Багрицкий, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луговской, Н. Ушаков и др.
Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писате¬лей объединения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП, 1920 г.)1, литературной группы «Кузница» (1920)2, и в ряде новых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922-1923 гг. (только в Москве насчитывалось более 30 литератур¬ных течений). Заметный след в литературной жизни оставили Пет¬роградская литературная группа «Серапионовы братья» (1921)3, груп¬па пролетарских писателей «Октябрь» (1922)4, литературная группа «Молодая гвардия» (1922)5, «Левый фронт искусств» (1922)6, Мос¬ковская ассоциация пролетарских писателей (1923)7, Литературный центр конструктивистов (1923)8, литературная группа «Перевал»
 
(1923)1, Всесоюзная и Всероссийская ассоциации пролетарских писате¬лей (1925)2, Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей с голов¬ным отрядом — Российской ассоциацией пролетарских писателей (1928)3.
До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажинисты»4, представители которой декларировали фатальную не¬избежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.
В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое вело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литературу, создаваемую силами писателей-про¬летариев, были ассоциации ВАПП, МАПП, РАПП и журналы «На по¬сту» (1923-1925), «На литературном посту» (1926-1932). Литератур¬но-художественные силы тех лет делились в журнале на три лагеря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области лите¬ратуры, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной кри¬тике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
1    Возникла в конце 1923 г. при журнале «Красная новь» (ред. А. Воронский). Уча¬ствовали А. Веселый, М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный; позднее — И. Катаев, Э. Баг¬рицкий, Н. Огнев, М. Пришвин, А. Малышкин, А. Караваева, Дж. Алтаузен и др. Высту¬пала против сектантства, левачества и администрирования «напостовцев» и рапповцев, рационализма и формализма лефовцев и конструктивистов, за сохранение преемствен¬ной связи советской литературы с лучшими традициями русской и мировой.
2    Создана в Москве на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей с учас¬тием представителей других городов (6-11 января 1925). В правление ассоциации избра¬ны Д. Бедный, И. Вардин, Г. Лелевич, С. Родов и др. После выхода резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (18 июня 1925), поддержав¬шей идею о свободном соревновании различных художественных направлений, в руко¬водстве ВАПП произошел раскол. Группа И. Вардина, Г. Лелевича, С. Родова осталась на левосектантских позициях. Большинство во главе с Л. Авербахом, Б. Волиным, В. Кир-шоном, Ю. Либединским, Д. Фурмановым приняли установки резолюции ЦК. Вскоре к ним присоединились А. Фадеев, А. Селивановский, В. Ермилов, В. Сутырин и др. Новый критический журнал ВАПП «На литературном посту» отмежевался от «напостовского» нигилистического отношения к культурному наследию.
3    ВОАПП и РАПП образованы на 1-й Всесоюзном съезде пролетарских писателей в Москве (30 апреля — 8 мая 1928). Они объединяли все национальные отряды пролетар¬ских писателей. Распущены в 1932.
4    «Имажинистами» (от англ. image — образ) именовались С. Есенин, И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др.
Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в ко¬тором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических
 
убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Глав¬ный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетичес¬ких критериев над политическими, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользоваться привилегиями.
Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художествен¬ной литературы» (1925) осуждала крайности «напостовской» линии, призывала бережно относиться к «попутчикам», но в целом высказыва¬ла поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Ви¬димо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе не произошло. В 1927 г. сторонни¬ки РАПП добились отстранения Воронского от руководства «Красной новью», а позднее обрушились на школу профессора В. Переверзева за некое вульгарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состоялся Первый съезд писателей страны, на котором было создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писа¬телей — ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадее¬вым и др. Рапповцы расширили свое влияние.
В результате относительно свободного соревнования различных тече¬ний и группировок в 1920-е годы созданы произведения, вошедшие в зо¬лотой фонд отечественной культуры. В 1922 г. посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой напи¬сал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); В. Вереса¬ев — «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал та¬кие поэтические шедевры, как «Анна Снегина», «Черный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 1920-х годов за границей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Граж¬данской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конармия» (1926); М. Булгакова «Белая гвардия» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» (1 часть, 1928). Одним из первых романов на тему восста¬новления промышленности стал «Цемент» Ф. Гладкова (1925), о деревен¬ской жизни — «Виринея» Л. Сейфуллиной (1924). Широкое признание получили «Города и годы» К. Федина (1924); «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1928) Ю. Тынянова; «Одеты камнем» О. Форш (1925).
Критическое отношение писателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» Е. Замятина (1924), в сборниках расска¬зов «Роковые яйца», «Дьяволиада» М. Булгакова (1925), в «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка (1927).
Это было время расцвета могучего поэтического творчества С. Есе¬нина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.