Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Русская деревня в 1920-е годы также обрела новых оригинальных ху¬дожников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клыч-ков, П. Карпов, А. Ширяевец, еще в 1914-1915 гг. составивших группу «Новокрестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно — всей крестьянской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-Хомяковский, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Про¬кофьев, П. Родимов. Отличительной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историческому пафосу современности.
Изобразительное искусство, также как и другие его виды, развива¬лось в 1920-е годы в условиях противостояния и взаимодействия раз¬личных объединений и группировок. Основной тон задавала Ассоциа¬ция художников революционной России (АХРР)1. Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковистов»2 и общество «Четыре искусства»3.
1    Художники АХРР (1922-1932, с 1928 — Ассоциация художников революции) И. Бродский, А. Герасимов, М. Греков, Б. Иогансон, Е. Кацман, Г. Ряжский развивали тра¬диции передвижников в новых условиях.
2    ОСТ (1925-1932) основанное Д. Штернбергом, объединяло до 30 художников, в основном выпускников Вхутемаса (Ю. Анненков, П. Вильямс, А. Гончаров, А. Дейнека, И. Клюн, Н. Куприянов, А. Лабос, С. Лучишкин, Ю. Пименов, А. Тышлер и др.) которые стремились к отражению типических явлений современной действительности, к лаконизму и динамике формы.
3    Общество живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов в Москве (1924-1931) включало главным образом бывших членов «Мира искусства» и «Голубой розы» (И. Жол¬товский, А. Кравченко, П. Кузнецов, А. Матвеев, В. Мухина, М. Сарьян, А. Щусев), реши¬тельно выступавших против авангардизма.
4    Художники М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, К. Богаевский, М. Воло¬шин и др.
5    Объединение московских художников (1910-1916), в которое входили М. Ларио¬нов (автор названия), П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк, Н. Гончарова и др., творившие в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также приемов русской иконописи и лубка, народной игрушки. Отвергало академизм и реализм.
6    Объединение художников и поэтов (1921-1925), ставивших задачей романтичес¬кое осмысление действительности. Члены: С. Герасимов, Л. Жегин, В. Чекрыгин, Н. Чер¬нышев и др. (более 20 человек). Сотрудничали Н. Асеев, Б. Пастернак, В. Хлебников и др.
7    Общество объединяло художников, тяготевших к живописи примитивизма, суще¬ствовало в 1921-1924 гг. Входили: С. Адливанкин, А. Глузкин, А. Нюренберг, Н. Попов, Г. Ряжский.
8    Объединение (1924-1926) представляли И. Грабарь, А. Куприн, П. Кончаловский, Б. Королев, А. Лентулов, П. Машкин, А. Осьмеркин и др. Они ставили целью создать «действительный синтез современного содержания и современной реальной формы».
Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебряного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923-1929)4, тра¬диции «Бубнового валета»5 — художники объединений «Маковец»6, «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество живописцев)7. В 1925 г. «бубнова-летовцы» создали объединение «Московские живописцы»8. В 1926 г. это
 
объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 г. большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 г. Общество московс¬ких художников (ОМХ)1.
К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искус¬ства «супрематизма» (комбинирование на плоскости простейших гео¬метрических фигур, окрашенных в контрастные цвета) и лидер витебс¬кого объединения «Утвердители нового искусства»2, в 1924 г. стал ди¬ректором Государственного института художественной культуры в Ленинграде. Московский институт художественной культуры находился под влиянием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, А. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соко-лова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.
В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое вошли мастера различных художественных школ3. Москва была украшена скульптурой «Булыжник — орудие пролетариата» И. Шадра (1927). Н. Андреев стал автором памятников А. И. Герцену и Н. П. Ога¬реву у старого здания Московского университета (1922), А. Н. Остро¬вскому у Малого театра (1929). С. Меркуров изваял скульптуру К. А. Ти¬мирязева у Никитских ворот (1923).
1    ОМХ объединяло около 70 бывших «бубновалетовцев», предстваителей «Московс¬ких живописцев», «Бытия», «маковцев» и молодых мастеров (С. Герасимов, И. Грабарь, Н. Григорьев, А. Древин, А. Лентулов, П. Кончаловский, Б. Корорлев, Н. Крылов, А. Куприн, И. Машков, А. Осьмеркин, В. Рындин, Н. Удальцова, Р. Фальк, А. Фонвизин, Н. Чернышёв, А. Шевченко и др.). После распада ОМХ некоторые его члены перешли в АХР.
2    В объединение УНОВИС (1919-1922) входили художники В. Ермолаева, М. Добу-жинский, А. Лепорская, Л. Лисицкий, К. Малевич, В. Стерлигов, Р. Фальк, М. Шагал, Л. Юдин и др.
3    В Общество русских скульпторов (1926-1932) входили А. Голубкина, А. Матвеев, Н. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин, В. Домогацкий, И. Ефимов и др.
4    Члены объединения, существовавшего до 1931 г. (братья Веснины, А. Буров, М. Гин¬збург, И. Голосов, И. Леонидов, А. Никольский, Г. Орлов и др.), выступали под лозунгами конструктивизма и функционализма, пропагандировали использование новейших кон¬струкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
5    Основана преподавателями Вхутемаса (Н. Ладовский, К. Мельников, А. Рухлядев, А. Родченко), выдвинувшими идею создания архитектуры на базе синтеза пластических искусств (включение в архитектуру революционной эмблематики и лозунгов, выполнен¬ных средствами скульптуры, живописи и декоративного искусства). В 1930 г. АСНОВА вошла в Московское отделение Всесоюзного архитектурного научного общества.
В архитектуре наибольшее признание в 1920-е годы получил и кон¬структивизм, развиваемый Обществом современных архитекторов (1925)4 и рационализм, проявившийся в творчестве архитекторов Ас¬социации новых архитекторов (1923)5. Идеи конструктивизма пропо¬ведовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Вик¬тор и Александр Веснины в 1923 г. разработали проект Дворца труда в
 
Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утвержде¬нию конструктивистского направления в архитектуре. По проектам Вес¬ниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинградская прав¬да» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на между¬народной выставке декоративного искусства и промышленности в Пари¬же (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И. В. Русакова, собствен¬ный дом архитектора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927-1929).
В 1928-1930 гг. по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский буль¬вар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков кардинальной перестройки в сфере социально-бытового укла¬да молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочета¬ются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного об¬служивания обитателей. Здание стало прообразом многих домов ново¬го быта, в том числе возведенного в 1969 г. Дома аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых комплексов, предлагав¬ших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значитель¬ными отклонениями от первоначальных замыслов, успеха не имели. В 1920-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители А. Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культурного достояния в эти годы сочеталось с варвар¬ским уничтожением ценнейших историко-архитектурных памятников.
В 1920-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным доку¬ментальным фильмом о Гражданской войне, снятом в 1920 г., появились и художественные картины: о народовольцах — «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о революционной борь¬бе: «Стачка» и «Броненосец Потемкин» (1925); В. Пудовкина — «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фантастический филь¬мы «Красные дьяволята» И. Перестиани (1923) и «Аэлита» Я. Про¬тазанова (1924); кинокомедия «Папиросница от Моссельпрома» Ю. Же¬лябужского (1924). Становление и развитие кинодокументалистики связано с именем Д. Вертова, создателя киножурнала «Кино-правда» (1922-1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством дру¬гих режиссеров группы «Кино-глаз» — «киноки» (М. Кауфман, Е. Сви-лова, И. Беляков и др.).
Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные по¬становки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбинных» М. Бул¬гакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Разлом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927); «Броненосец 14-69» Вс. Иванова во МХАТе (1927).
 
Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островского, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанными мастерами театра К. Станис¬лавским и В. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели Е. Вахтангов, В. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене блистали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые актеры Н. Ба¬талов, Е. Гоголева, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.
Крупные симфонические произведения создали в 1920-е годы ком¬позиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас, В. Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место в Международном конкурсе имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С. Лемешев, И. Козловский, М. Максакова.
Определенный вклад в отечественную культуру вносили представители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурными ценнос¬тями стали: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Буни¬на, И. Шмелева, Д. Мережковского, С. Черного, З. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; музыка и исполнительское искусство С. Рахма¬нинова, И. Стравинского, А. Глазунова, А. Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевицкой; театр М. Чехова и балет М. Фокина, В. Нижинского, С. Ли-фаря; живопись К. Коровина, В. Кандинского, Н. и С. Рерихов, М. Ларио¬нова, Ф. Малявина, З. Серебряковой; философия И. Ильина, Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведение Н. Алексеева, П. Новгородцева, П. Гронского, богословие митрополита Ан¬тония (А. Храповицкого), В. Ильина, исторические труды академика Н. Кон¬дакова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мель-гунова, А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р. Якобсона, социология П. Сорокина, геополитика и геоэкономика П. Савицкого; экономическая те¬ория В. Леонтьева, изобретения В. Зворыкина, И. Сикорского, С. Тимошенко и многих других — важнейшие источники обогащения культуры постсовет¬ской России.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.