Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 2. Индустриализация
Основой первого пятилетнего плана стала обширная строительная программа. Новое строительство поглотило безработицу (1365 тыс. чело¬
 
век на 1 октября 1928 г.) и аграрное перенаселение (около 9 млн чело¬век по оценкам на середину 1920-х годов). В 1931 г. была закрыта биржа труда и торжественно провозглашено отсутствие и недопущение впредь безработицы. С 1927 по 1930 г. в СССР было сдано в эксплуатацию 323 новых предприятия. В одном только 1931 г. введено в строй 518 пер¬венцев отечественной индустрии (по одному — два в день). Создава¬лись новейшие по тем временам промышленные комбинаты с десятка¬ми производств — автомобильные и тракторные, заводы тяжелого машиностроения, электростанции, металлургические и химические ком¬бинаты. Однако удвоения и утроения темпов промышленного развития (по сравнению с запланированными) не получилось. К примеру, чугуна в СССР в 1928 г. было произведено 3,3 млн т, в 1932 г. планом предус¬матривалось поднять производство до 10 млн, а по «поправкам» Стали¬на до 15-17, фактически же произведено 6,1 млн т. По тракторам были аналогичные цифры (тыс. штук): 1,8, 53, 170 и 50,8; по автомашинам — 0,8, 100, 200 и 23,9.
Искусственное взвинчивание темпов роста промышленности при¬вело к серьезному нарушению баланса между отраслями. Распыление ресурсов на строительство не предусмотренных планом объектов не могло быть компенсировано только энтузиазмом строителей нового общества. Новостройки создавались в тяжелейших условиях: не хвата¬ло механизмов, строительных материалов, инженеров и техников. Од¬нако большевикам удалось создать обстановку вдохновенного труда. Строители, мечтавшие через четыре года преобразить новостройки в «го¬род-сад», жили в наскоро построенных бараках и землянках, скудно питались, не имели подобающей одежды. Почти каждый индустриаль¬ный центр имел район трущоб, называемый «шанхаем». Материальные трудности испытывали не только рядовые труженики, но и «номенкла¬тура». Хрущев писал: «В 1913 г. я лично (в то время квалифицирован¬ный рабочий. — Авт.) был обеспечен материально лучше, чем в 1932 г., когда работал вторым секретарем Московского комитета партии». Тем не менее новые заводы строились в невиданно короткие сроки. В июне 1930 г. был введен в действие Сталинградский тракторный завод, пост¬роенный за 11 месяцев, в январе 1932 г. опубликован рапорт о вводе в строй Нижегородского автомобильного завода, построенного и смон¬тированного за 17 месяцев.
Большой проблемой оказалось освоение новых предприятий. За пятилетку численность рабочих в стране более чем удвоилась (в 1928 г. в промышленности, строительстве и на транспорте было 4,6 млн рабо¬чих, в 1932 г. — 10 млн), но многим из них катастрофически не хватало квалификации: вчерашние строители и землепашцы с трудом осваива¬лись с непривычной заводской техникой. Запускать новые предприя¬тия помогали специалисты из других стран. Немаловажное значение
 
имели вновь используемые материальные стимулы (индивидуально-целевая оплата труда, премии за сэкономленное сырье, материалы, ин¬струменты). В последующем возобновилось движение хозрасчетных бригад, поощрялся труд ударников; обеспечена была поддержка движе¬нию за передачу передовыми рабочими своего опыта молодежи и отста¬ющим, названное изотовским по имени его зачинателя — донецкого шахтера Н. А. Изотова.
Индустриализации СССР «помогал» совпавший с советской пяти¬леткой мировой экономический кризис, начавшийся в «черный четверг» 24 октября 1929 г. с обвала курса акций на нью-йоркском рынке ценных бумаг. Кризис длился до 1933 г., когда падение производства несколько приостановилось, и он перешел в фазу депрессии. В условиях кризиса запреты на продажу стратегических товаров было трудно контролиро¬вать, Советский Союз имел практическую возможность закупать обо¬рудование, приглашать на работу специалистов и квалифицированных рабочих.
В ходе индустриализации осуществлялась реорганизация управле¬ния промышленностью. Начало ей положило принятое 5 сентября 1930 г. постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по упорядочению управления про¬изводством и установлению единоначалия». Совершенствовалась сис¬тема ВСНХ, однако с расширением производства он становился все бо¬лее громоздким и малоэффективным. Поэтому в январе 1932 г. был пре¬образован в наркоматы: тяжелой промышленности (нарком Г. К. Орджоникидзе, после его смерти — В. И. Межлаук), лесной (С. С. Лобов) и легкой (И. Е. Любимов). В числе крупных организато¬ров производства были также М. Л. Рухимович, А. П. Серебровский, И. В. Косиор, А. И. Микоян. Широкую известность в стране имели та¬кие руководители крупных строек и производств, как А. В. Винтер и И. Г. Александров (Днепрогэс), И. П. Бардин (Кузнецкий металлурги¬ческий комбинат), А. П. Банников (Уралмаш), А. М. Бодров (1-й госу¬дарственный подшипниковый завод в Москве), А. П. Завенягин (Маг¬нитогорский и Норильский металлургические комбинаты), И. Ф. Тево-сян (объединение заводов «Спецсталь»).
Достигнутые в экономике успехи позволили уже в январе 1933 г. объявить о выполнении пятилетки за 4 года и 3 месяца. В строй дей¬ствующих за это время вступили 1500 крупных предприятий. Значит, в стране каждый день вводилось в действие новое предприятие. Удель¬ный вес производства средств производства в валовой продукции про¬мышленности поднялся до 53% в 1932 г. против 39,5 — в 1928-м. За пя¬тилетку заново созданы тракторостроение, автомобильная промышлен¬ность, станкостроение, авиационная промышленность, современное сельскохозяйственное машиностроение, мощная черная металлургия. По объему всей промышленной продукции к концу пятилетки СССР
 
занял второе место в мире и первое в Европе. Что касается легкой про¬мышленности и производства сельскохозяйственной продукции, то ито¬говые показатели их прироста за пятилетку оказались ниже запланиро¬ванных. Производство хлопчатобумажной ткани составляло 59%, шер¬стяной — 34% от уровня 1928 г.
С учетом опыта 1-й пятилетки тактика претворения в жизнь форси¬рованной индустриализации на новом этапе была изменена. Искусст¬венного взвинчивания темпов уже не наблюдалось. В целом плановые задания 2-й пятилетки (1933-1937), принятые на XVII съезде партии, оказались более взвешенными по сравнению с первоначальными (на¬мечены XVII партконференцией в феврале 1932). Выступающие на съез¬де предлагали отказаться от излишне централизованного планирования и предоставлять большую инициативу местным органам власти; гово¬рили о роли хозрасчета, отрицательных последствиях чрезвычайщины. В окончательном варианте план был одобрен на заседании ЦИК и СНК СССР в ноябре 1934 г.
Как и предыдущая, пятилетка объявлена выполненной досрочно — за 4 года и 3 месяца. Основные усилия в этот период были подчинены задаче завершения технической реконструкции народного хозяйства, завершению строек и освоению новых предприятий. За 1933-1937 гг. в различных регионах СССР возведено 4,5 тыс. новых заводов, фабрик, шахт, электростанций (в отличие от 1-й пятилетки, каждый день в строй действующих вступало не одно, а в среднем три новых крупных пред¬приятия). По сравнению с 1932 г., основные производственные фонды страны выросли в 2,2 раза. Гордостью советских людей надолго стали автогиганты в Москве и Нижнем Новгороде, Турксиб (построен в 1930 г.), Ростсельмаш (1930), Сталинградский (1930), Харьковский (1931) и Челябинский (1933) тракторные заводы; Днепрогэс (1932), Кузнецкий (1932) и Магнитогорский (1934) металлургические ком¬бинаты, Московский станкостроительный (1932), Уральский завод тя¬желого машиностроения (1933), Березниковский (1932) и Соликам¬ский (1934) химические комбинаты, первые в мире Ярославский и Воронежский заводы синтетического каучука (1932), город Комсо¬мольск-на-Амуре (1932), Новокраматорский машиностроительный завод в Донбассе (1934), Чимкентский свинцовый завод (1934), Бело-морско-Балтийский (1933) и канал имени Москвы (1937), первая оче¬редь Московского метрополитена (1935).
В крупнейшие центры промышленного развития превращались быв¬шие национальные окраины, где реконструкция народного хозяйства проводилась более высокими темпами, чем в РСФСР. Заработали круп¬ный моторный завод в Уфе, текстильные и трикотажные комбинаты в Ташкенте, Бухаре, Баку. Крупным районом цветной металлургии, до¬бычи угля и химической промышленности стал Казахстан. В Башки¬
 
рии и Татарии, между Волгой и Уралом, возник новый крупный район нефтедобычи — «Второе Баку». Карелия и Коми стали крупными по¬ставщиками лесоматериалов, Якутия — золота.
К концу 2-й пятилетки техническая реконструкция СССР была в основном завершена. Неимоверным напряжением сил всего населения обеспечивался постоянный рост промышленного производства, в сред¬нем на 17% за год. За пятилетку оно в целом выросло на 120% (группа «А» — на 139, группа «Б» — на 99%). Станочный парк машиностроения в 1937 г. состоял на 75% из новых станков отечественного и зарубежно¬го производства. Введенные в строй заводы тяжелого машиностроения начали производить полные комплекты сложного оборудования для предприятий черной металлургии, ранее ввозимого из-за рубежа. Пре¬кратился импорт паровозов и вагонов, тракторов и врубовых машин, паровых котлов, молотов, прессов, подъемно-транспортного оборудо¬вания. По производству валовой продукции в некоторых отраслях СССР обогнал Германию, Великобританию, Францию или вплотную прибли¬зился к ним. Однако он еще весьма значительно, до 5 раз, отставал от этих стран по производству продукции на душу населения.
Необходимость индустриализации далеко не в последнюю очередь диктовалась неотложностью модернизации Вооруженных сил страны. К началу 1-й пятилетки по технической оснащенности они лишь немно¬гим отличались от времен Гражданской войны и значительно уступали армиям ведущих европейских стран. В армии было, например, всего 92 танка, 300 тракторов-тягачей, 1200 грузовых автомашин, 1394 само¬летов устаревших конструкций. Летные испытания первого отечествен¬ного серийного истребителя И-5 конструкции Н. Н. Поликарпова нача¬ты лишь в апреле 1930 г.
В 1935 г. на вооружении РККА находилось 7633 танка различного назначения; свыше 35 тыс. автомобилей; 6672 самолета, в том числе ис¬требители И-15, И-16, бомбардировщики СБ, ТБ-3, разведчик Р-5. Впер¬вые в войска стали поступать зенитные пушки и пулеметы, новейшие по тем временам средства связи, в том числе полевые радиостанции, шифровальные машинки. Модернизированы или разработаны заново образцы стрелкового оружия (винтовка образца 1891-1930 гг., пулеме¬ты и пистолеты). Восстанавливались и модернизировались корабли Военно-Морского флота. Новым центром военного судостроения на Дальнем Востоке стал город Комсомольск-на-Амуре.
Нарастание угрозы мировой войны требовало дальнейшего укреп¬ления оборонной мощи СССР. В декабре 1936 г. образован общесоюз¬ный Наркомат оборонной промышленности (наркомы: М. Л. Рухимо-вич, 1936-1937; М. М. Каганович, 1937-1939). Во 2-й пятилетке, как и в первой, советский ВПК развивался более быстрыми темпами, чем про¬мышленность в целом. За 1933-1937 гг. общий прирост производства
 
ВПК возрос на 286% по сравнению с общим промышленным приростом на 120%. Численность Красной Армии увеличилась с 900 тыс. человек в марте 1933 г. до 1,5 млн к концу 1937 г.
Расширение строительства и промышленного производства в годы 2-й пятилетки не потребовало столь же масштабного увеличения чис¬ленности рабочих. За 1932-1937 гг. их ряды выросли с 10 до 11,7 млн человек. Костяком рабочего класса СССР были промышленные рабо¬чие. В 1-й пятилетке их численность увеличилась на 93%, во 2-й — на 32%. Они составляли 34-38% всех рабочих и 27-30% от общего чис¬ла рабочих и служащих страны.
Государство много сделало для повышения культурно-техническо¬го уровня рабочего класса. Практически все рабочие за годы 2-й пяти¬летки без отрыва от производства прошли через школы и курсы повы¬шения квалификации. Производительность труда, выросшая за 1-ю пя¬тилетку, по официальным данным, на 40%, в годы 2-й пятилетки увеличилась на 82%.
Высокие темпы промышленного развития были достигнуты в том числе и за счет низкого стартового уровня, а также командно-приказ¬ных методов руководства. Целям форсированной индустриализации отвечало массовое использование дешевой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевленных утопической идеей строительства бесклассово¬го, изобильного общества. Большую роль сыграли различные формы социалистического соревнования — ударничество в годы 1-й пятилет¬ки, стахановское движение за повышение производительности труда и лучшее использование техники — во 2-й. Движение получило название по фамилии забойщика донбасской шахты А. Г. Стаханова, который 30 августа 1935 г. добыл за смену вместе с двумя крепильщиками 102 т угля вместо 7 по норме. Его знаменитыми последователями были кузнец А. Х. Бусыгин, фрезеровщик И. И. Гудов, машинист паровоза П. Ф. Кри¬вонос, обувщик Н. С. Сметанин, колхозница М. С. Демченко, ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы и многие тысячи других героев труда. В нояб¬ре 1935 г. состоялось Всесоюзное совещание стахановцев. Назвав движе¬ние «высшим этапом социалистического соревнования», Сталин не пре¬минул отметить, что оно появилось «вопреки воле» и даже «в борьбе» с администрацией и консервативной технической интеллигенцией.
Вина за срывы планов, многочисленные аварии, поломки, пожары, росту которых объективно способствовала и неподготовленность кад¬ров, и форсирование индустриализации и коллективизации, зачастую перекладывалась на всевозможных «вредителей». Так, в феврале 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О ходе ликвидации вредительства на предприятиях военной промышленности». В августе была осуждена за массовый падеж лошадей в деревнях группа ученых-бактериологов; в сентябре якобы за организацию в стране продоволь¬
 
ственных трудностей расстреляли 48 руководителей пищевой промыш¬ленности.
2 сентября 1930 г. Политбюро постановило опубликовать в газетах сообщение о том, что арестованы Н. Д. Кондратьев, В. Г. Громан, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский, Н. Н. Суханов (Гиммер), Л. К. Рамзин и другие «участники и руководители контрреволюционных организаций, поставивших целью свержение Советской власти и восстановление вла¬сти помещиков и капиталистов».
В ноябре — декабре 1930 г. проходил суд над Промышленной парти¬ей. Согласно обвинительному акту, Промпартия была образована в конце 1920-х годов, включала более 2 тыс. представителей старой технической интеллигенции и создавала почву для переворота, который должны были поддержать англо-французские интервенты. Обвиняемые (профессор МВТУ и директор Теплотехнического института Л. К. Рамзин, ответ¬ственные работники Госплана и ВСНХ И. А. Иконников, В. А. Ларичев и др.) «признались», что в случае прихода к власти намеревались сфор¬мировать правительство, в которое вошли бы П. И. Пальчинский (това¬рищ министра торговли и промышленности во Временном правитель¬стве, председатель Всесоюзной ассоциации инженеров при Советской власти — в качестве премьер-министра), Е. В. Тарле (известный исто¬рик — министра иностранных дел) и др.
Позднее было объявлено о ликвидации «вредительских центров», куда, кроме Промпартии, входили Союзное бюро ЦК меньшевиков и Трудовая крестьянская партия. В 1933 г. осудили 18 специалистов фир¬мы «Метрополитен-Виккерс» (6 из них — британские граждане), яко¬бы организовавших в СССР вредительскую сеть. Осужденные по этим и другим, часто вымышленным, делам пополняли армию заключенных и ссыльных. К началу 1933 г. общее число заключенных в лагерях соста¬вило примерно 300 тыс. человек, в 1937 г. — уже 996,4 тыс.
Еще в 1928 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции Н. М. Янсон в письме Сталину предложил использовать труд заклю¬ченных в освоении отдаленных местностей, на заготовках леса и добы¬че полезных ископаемых, на трудоемких земляных и других неквали¬фицированных работах. По сути дела реанимировалась идея «трудовых армий». В июне 1929 г. Политбюро одобрило это предложение и постано¬вило создать в ведении ОГПУ систему исправительно-трудовых лагерей. 11 июля 1929 г. появилось постановление СНК СССР об использовании труда уголовнозаключенных. В апреле 1930 г. в составе ОГПУ было об¬разовано Управление лагерями (с октября 1930 г. — Главное управление). Так появился ГУЛАГ, ставший символом советской репрессивной поли¬тики. Труд заключенных стал включаться в государственные планы. Ла¬герный сектор экономики возглавляли его руководящие работники ОГПУ (с 10 июля 1934 г. — НКВД) Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, И. И. Плинер,
 
Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин, Н. А. Френкель и др. По данным на начало 1938 г., в лагерях и исправительно-трудовых колониях (для осужден¬ных к лишению свободы на сроки до 3 лет) находились 1 851 570 заклю¬ченных. Кроме того, использовался труд так называемых «спецпоселен¬цев», численность которых составляла 880 007 человек.
По плану на 1937 г. НКВД поручалось освоить около 6% общесоюз¬ных капиталовложений. В 1930-е годы трудом заключенных строились города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), нефтяные промыслы Ухты и Печоры, угольные шахты Воркуты, золотые прииски Колымы и Магадана, Ка¬рагандинские угольные шахты и Балхашский медный комбинат, Но¬рильский никель-кобальтовый комбинат, леспромхозы и многие тыся¬чи километров железных дорог. В 1936 г. в составе НКВД создано Глав¬ное управление шоссейных дорог, которому было поручено все дорожное строительство.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.