Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 4. Первые пятилетки как этап «культурной революции»
Руководство преобразованиями в культурной сфере по партийной линии в годы первых пятилеток осуществлялось Управлением агита¬ции и пропаганды ЦК ВКП(б). В январе 1930 г. оно было подразделено на два отдела — культуры и пропаганды с секторами научной работы и просвещения, включая искусство; пропаганды марксизма-ленинизма; печати, в том числе художественной литературы и отдел агитации и массовых изданий, состоящий из секторов общей агитации, массовых кампаний промышленного характера, массовых кампаний сельскохозяй¬ственного характера, массовой работы среди работниц и крестьянок. На тех же началах выстраивался культурно-идеологический аппарат ЦК компартий союзных республик, краевых, областных, городских и районных партийных органов.
В январе 1932 г. култпропотделы были разукрупнены. Число сек¬торов в них увеличено до 12. Имелись самостоятельные сектора парту-чебников и политграмоты, преподавания ленинизма в вузах и средней школе; массовой пропаганды ленинизма и политики партии; народно¬го образования; научно-исследовательских учреждений; производ¬ственно-технической пропаганды; культурного обслуживания заводов и колхозов; газетный; журнальный; научной литературы; искусства. Дальнейшее развитие культурного строительства потребовало новой перестройки Культпропа ЦК, придания его аппарату функционально-отраслевого характера. В мае 1935 г. на базе Культпропа созданы 5 отде¬лов: партийной пропаганды и агитации (руководитель А. И. Стецкий); печати и издательств (Б. В. Таль); школ; культурно-просветительной ра¬боты (А. С. Щербаков, с 1938 г. — А. А. Жданов); науки, научно-техни¬ческих изобретений и открытий (Б. М. Волин).
Непосредственное руководство партийных органов всеми делами культуры обеспечивало во многих случаях эффективное решение вопро¬сов культурного строительства. В то же время такое их всевластие приво¬дило к ущемлению конституционных прав государственных органов.
Практическую реализацию установок партии в области культурно¬го строительства осуществляли наркоматы просвещения союзных рес¬публик. В России эту работу вел наркомат под руководством А. В. Лу¬начарского (до 1929 г.) и А. С. Бубнова (1929-1937). В сентябре 1933 г. в Наркомпросе было создано пять управлений: начальной и средней школы; подготовки учителей; университетов и научно-исследовательс¬ких учреждений; библиотечное; театральных и зрелищных предприя¬тий. В структуре Наркомпроса сохранялись Главлит, Главрепертком и ОГИЗ. Соответствующим образом были организованы наркоматы дру¬гих союзных республик.
 
Развернутое наступление на всех направлениях социалистического строительства с началом 1-й пятилетки требовало организации новой мощной атаки на фронте борьбы с неграмотностью. (К 1927/28 учебно¬му году неграмотное население городов составляло 21,5; села — 56,7%.) Начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культпоход по борьбе с неграмотностью превратился в массовое движение. В 1930 г. на эту борьбу было мобилизовано более миллиона студентов, слушателей советских партийных школ, учителей, культпросветработников. В 1931 г. число обучающихся взрослых достигло 10 млн.
Система общеобразовательных школ России к концу 1920-х годов включала несколько их типов. Действовали начальная, школа второй ступени, семилетка, девятилетка, школы фабрично-заводского учени¬чества (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи. Всеми формами обу¬чения было охвачено около 8% населения. С сентября 1930 г. в стране вводилось всеобщее бесплатное и обязательное начальное (четырех¬классное) обучение детей. В городах и рабочих поселках всеобуч пре¬дусматривался в объеме школы-семилетки. Местным советским орга¬нам предоставлялось право вводить обязательное образование и в дру¬гих районах. В деревне предлагалось значительно увеличить количество дневных и вечерних школ для молодежи.
Государственные ассигнования на школьное образование в 1930 г. выросли в 10 раз по сравнению с 1925/26. В августе 1930 г. разработана и утверждена программа введения обязательного начального образова¬ния. Финансовое ее обеспечение предопределяло сооружение новых школ, бесплатное снабжение учащихся начальных классов одеждой, обувью, питанием, учебниками, письменными принадлежностями. Со¬ответственно новые задачи предстояло решать бумажной промышлен¬ности, полиграфии и т. д.
Нехватку учителей с переходом к всеобучу решали предоставлени¬ем права каждому, кто имел семилетнее образование, работать в началь¬ной школе — достаточно было закончить краткосрочные (от полугода до трех недель) курсы по подготовке и переподготовке учителей. Про¬водились ускоренные выпуски из пединститутов и училищ. Прием в пе¬дагогические вузы увеличился более чем в 2, в педтехникумы — в 3 раза. В 1930-1932 гг. комсомол провел три всесоюзные мобилизации на пе¬дагогическую работу комсомольцев. Все это позволило охватить к кон¬цу 1-й пятилетки обучением в начальной школе 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет (в 1927/28 г. — 51,4%). Одновременно велась работа по обу¬чению неграмотных и малограмотных. План обучения неграмотных и малограмотных в 1-й пятилетке (18,5 млн) был перевыполнен в СССР более чем в 2,5 раза. На просвещение в 1932 г. было истрачено средств в 6 раз больше, чем в 1927/28, и почти в два раза больше, чем предусмат¬ривалось пятилетним планом.
 
Индустриализация страны потребовала ускорить подготовку ква¬лифицированных кадров для промышленности. Обучение рабочих осу¬ществлялось в стационарных учебных заведениях с отрывом и без от¬рыва от производства. Массовую подготовку осуществляли школы ФЗУ.
С переходом к индустриализации было перестроено также средне¬техническое и высшее образование. С 1931 г. ускорение темпов созда¬ния новой технической интеллигенции осуществлялось под лозунгами: «Пора большевикам самим стать специалистами», «Техника в период реконструкции решает все». Для реализации этих задач было предло¬жено за 2-3 года увеличить число новых кадров технических специалис¬тов в 4 раза, в связи с чем срок обучения в технических вузах сокращался с 5 до 3 лет. Старшие классы общеобразовательных школ превращались в техникумы, некоторые многоотраслевые техникумы — в вузы, ряд поли¬технических институтов и вузов разукрупнялись — их факультеты и от¬деления становились самостоятельными учебными заведениями. В ре¬зультате выпуск специалистов из технических вузов был увеличен к кон¬цу 1-й пятилетки почти в 4 раза, из техникумов — в 6,5. За 1929-1932 гг. в вузах было подготовлено 170 тыс. специалистов, 1933-1937 гг. — 370 тыс. Всего в вузах и техникумах за 1928-1937 гг. подготовлено око¬ло 2 млн специалистов. Но при сокращении сроков обучения сохранить высокий уровень профессиональной подготовки было очень трудно.
Для подготовки высококвалифицированных кадров хозяйственных руководителей в конце 1920-х годов создана Всесоюзная промышлен¬ная академия в Москве (первый выпуск состоялся в 1930 г.). Аналогич¬ные учебные заведения работали в других промышленных городах. Про¬блемы улучшения качества и приближения подготовки кадров техниче¬ских специалистов к производству с началом 1-й пятилетки решались путем передачи части соответствующих вузов из ведения Наркомпроса в отраслевые наркоматы. Это способствовало укреплению материаль¬но-технической базы вузов.
В середине 1930-х годов после ряда левацких экспериментов 1920-х годов удалось создать эффективную систему образования. В начале 1930-х отменили практиковавшийся ранее бригадный метод зачетов, резко снижавший личную ответственность и качество учебы студентов. В июне 1936 г. было принято постановление СНК СССР «О работе выс¬ших учебных заведений и о руководстве высшей школой», которое уза¬конило лекции, семинары, производственную практику.
Новая советская интеллигенция формировалась из трех источни¬ков — специалистов дореволюционной школы, выдвиженцев из рабо¬че-крестьянской среды и путем подготовки в средних специальных и высших учебных заведениях. Для общего руководства вузами в 1933 г. создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при
 
ЦИК СССР, преобразованный в 1936 г. во Всесоюзный комитет по де¬лам высшей школы при СНК. С мая 1936 г. по ноябрь 1937 г. комитет возглавлял И. И. Межлаук, позднее — С. В. Кафтанов.
Во 2-й пятилетке в СССР была в основном создана материальная база для реализации программы достижения сплошной грамотности: появилось до 20 тыс. новых школ — примерно столько же, сколько было в царской России. Школьное образование приобрело большую смысло¬вую стройность. В соответствии с постановлением правительства от 15 мая 1934 г. «О структуре начальной и средней школы» устанавлива¬лись три типа общеобразовательной школы: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7) и средняя (1-10).
Численность учащихся начальной и средней школы во 2-й пятилет¬ке выросла с 21,3 млн до 29,4 млн. Расходы государства на культурное строительство (школа, кадры, наука, печать и т. п.) в 5 раз превысили затраты 1-й пятилетки. В 1934-1938 гг. был вдвое увеличен выпуск школьных учебников.
С развитием всеобуча менялось само понятие ликбеза. Азбучная грамотность перестала удовлетворять, поскольку не обеспечивала зап¬росов хозяйственного и культурного строительства. Человек, не имев¬ший знаний в объеме четырех классов, стал считаться малограмотным. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе по обучению не¬грамотных и малограмотных» (январь 1936 г.) ставило задачу в течение двух лет добиться реальных успехов в полной ликвидации неграмотно¬сти и малограмотности трудящихся в возрасте до 50 лет. В соответствии с этим было расширено обучение взрослых в общеобразовательных школах. Действия властей в этой сфере жизни резко поднимали настро¬ения трудящихся масс.
Развитие науки в стране было во многом направлено на помощь на¬роднохозяйственному производству. V съезд Советов СССР (май 1929 г.) предложил «немедленно» приступить к возможно полному раз¬вертыванию научно-исследовательских институтов в целях развития сельскохозяйственного опытного дела». Всесоюзная сельскохозяйствен¬ная академия с 12 институтами, созданная в 1929 г., была подчинена Нар-комзему СССР и включена в единую систему научно-исследовательс¬ких институтов, охватывавших все отрасли сельскохозяйственного про¬изводства. С реконструкцией народного хозяйства была тесно связана и деятельность индустриальных научно-исследовательских институтов. В 1928-1931 гг. их количество увеличилось с 30 до 205. К концу 2-й пя¬тилетки в стране насчитывалось 867 научно-исследовательских инсти¬тутов и 283 их филиалов, где работали почти 38 тыс. научных сотрудни¬ков. На протяжении 1930-х годов связи науки с практикой хозяйствен¬ного строительства укреплялись также путем развертывания сети заводских лабораторий.
 
13 января 1934 г. Совнарком принял постановление «Об ученых степенях и званиях». Вместо существовавшего с 1918 г. единого звания ученого специ¬алиста устанавливались ученые степени кандидата и доктора наук (первая присуждается на основе защиты кандидатской, вторая — докторской дис¬сертации) и ученые звания ассистента, младшего научного сотрудника, до¬цента, профессора, действительного члена научного учреждения. Звания присваивались в зависимости от выполняемой педагогической и научно-исследовательской работы. К 1 января 1936 г. в СССР было более 2500 про¬фессоров, свыше 3800 доцентов, около 1800 докторов и 3 тыс. кандидатов наук.
Высокая общественная значимость труда работников вузов выразилась в принятой в 1937 г. штатно-окладной системе заработной платы преподава¬тельского состава, с увеличением ее более чем на 30%. Преподаватели ста¬ли получать от 500 рублей (ассистент, не имеющий ученой степени) до 1500 рублей (профессор, доктор наук, заведующий кафедрой). Вузы могли ходатайствовать о персональных окладах для отдельных преподавателей: до 2000 рублей для профессоров, 1500 рублей для доцентов. Стипендии в вузах составляли от 173 до 183 рублей, их получали от 60 до 70% всех сту¬дентов. (Для сравнения: в 1937 г. минимум зарплаты составлял 110 рублей, а в 1939 г. среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих народного хозяйства СССР составляла 328 рубля.)
Академия наук СССР, которую возглавляли крупные ученые и орга¬низаторы — президенты А. П. Карпинский (1917-1936) и В. Л. Комаров (1936-1945), в 1930 г. перешла в ведение Ученого комитета ЦИК СССР. Согласно новому Уставу она стала основным центром страны по разра¬ботке теоретических проблем развития науки. 14 декабря 1933 г. вышло постановление ЦИК СССР, переводившее Академию в ведение Совнар¬кома СССР. В апреле 1934 г. она переехала из Ленинграда в Москву.
Всего в СССР к весне 1929 г. насчитывалось 1227 научных учрежде¬ний (из них 7 академий и ассоциаций, 789 институтов, 34 центроархива). В них трудилось около 25 тыс. научных работников (в 1917 г. — около 12 тыс.), каждый третий из них был выпускником советского вуза. В годы 1-й пятилетки к ранее созданным научным учреждениям Академии наук СССР добавились вновь образованные институты: Геологический (1930), Энергетический (1930), Институт физической химии (1931).
Перевод АН СССР в Москву вызвал перебазирование многих ака¬демических научных учреждений. Сюда переехал Президиум Акаде¬мии, физико-математические, химические, геологические и частично биологические учреждения. Образован целый ряд новых академиче¬ских научно-исследовательских институтов: Математический имени В. А. Стеклова (1934) Физический имени П. Н. Лебедева в Москве (1934, руководитель С. И. Вавилов); Институт органической химии (1934, А. Е. Фаворский и Н. Д. Зелинский), общей и неорганической химии (1934, Н. С. Курнаков); физических проблем (1934, П. Л. Капи¬ца). В 1930-е годы начали исследовательскую работу Азербайджанский,
 
Армянский, Грузинский, Дальневосточный, Казахский и Уральский фи¬лиалы; Кольская, Северная и Таджикская базы АН СССР. С середины 1930-х годов развертывается сеть научно-исследовательских институ¬тов в вузах. Большой вклад в совершенствование военно-технических знаний и боевой техники вносили новые специализированные военные академии: механизации и моторизации РККА, артиллерийская, Воен¬но-инженерная, Военно-химическая, Военно-электротехническая, Во¬енно-транспортная и др.
Во главе всех крупных научных центров и НИИ стояли известные ученые, создатели научных школ и новых исследовательских направле¬ний. За особо выдающиеся научные достижения с 1925 по 1934 г. при¬суждались премии имени В. И. Ленина. С 1934 г. в этих же целях АН СССР учредила и начала присуждать премии имени выдающихся отечественных ученых и деятелей Советского государства.
1930-е годы отмечены важными достижениями в естествознании. Ук¬репляла свои позиции в мире советская математика. И. М. Виноградов, Д. Ф. Егоров, С. Н. Бернштейн, Н. Н. Лузин, А. Н. Колмогоров, Л. С. Пон-трягин, Н. Н. Боголюбов внесли крупнейший вклад в развитие новейших разделов математики и ее приложений.
В конце 1920-х — 1930-е годы советские ученые сделали ряд выдаю¬щихся открытий. Например, явления комбинационного рассеяния све¬та на кристаллах (1928, Л. И. Мандельштам и Г. С. Ландсберг); кванто¬вую теорию этого явления разработал И. Е. Тамм, а метод обнаружения космических лучей — Д. В. Скобельцын (1929); обнаруженное особое свечение чистых жидкостей под действием гамма-лучей, получило на¬звание «Эффект Вавилова-Черенкова» (1934); полная теория эффекта представлена И. Е. Таммом и И. М. Франком (1937). За открытие и объяснение этого явления Черенков, Франк и Тамм в 1958 г. удостоены Нобелевской премии. В 1934 г. опубликована монография Н. Н. Семе¬нова «Химическая кинетика и цепные реакции». Дальнейшие работы над проявлением деталей цепной реакции и обобщением результатов открытий, сделанных ученым и его учениками, отмечены Нобелевской премией по химии в 1956 г. Большое практическое значение имела со¬зданная в 1936 г. в МХТИ имени Менделеева профессором А. С. Бакае¬вым рецептура пороха для реактивных снарядов, используемая для из¬готовления снарядов «катюш».
В начале 1930-х годов в СССР получили развитие исследования по физике атомного ядра. Первые успехи в этой области связаны с теоре¬тическими работами: протон-нейтронная модель ядра (Д. Д. Иванен¬ко), обменные силы (Тамм и Иваненко). Л. Д. Ландау в 1932 г., после открытия нейтрона, предсказал существование нейтронного состояния вещества. Передовые позиции СССР в ядерных исследованиях прояви¬лись на первой (сентябрь 1933 г.) и второй (сентябрь 1937 г.) всесоюз¬
 
ных конференциях по физике атомного ядра, в которых принимали уча¬стие иностранные ученые. И. В. Курчатов в 1934 г. открыл явление раз¬ветвления ядерных реакций. В 1937 г. в Радиевом институте был создан первый в СССР и Европе циклотрон — установка для расщепления атом¬ного ядра.
Больших успехов достигли ученые в области физики твердого тела, полупроводников и диэлектриков (А. Ф. Иоффе, И. Е. Тамм, И. К. Ки¬коин). П. Л. Капица в 1934 г. создал первый в мире гелиевый ожижи¬тель, его последующие разработки в этой области стали большим вкла¬дом в развитие советской и мировой техники ожижения газов.
Незадолго до старта 1-й пятилетки берет свое начало советский ра¬кетный проект. Он возник на базе работ исследовательской группы ин¬женеров Н. И. Тихомирова — В. А. Артемьева. Созданная ими и впер¬вые запущенная 3 марта 1928 г. ракета на бездымном порохе пролетела 1,3 км. Для форсирования работ была организована Газодинамическая лаборатория. После смерти Тихомирова ее возглавлял Б. С. Петропав¬ловский, а с 1933 г. — И. Т. Клейменов, Г. Э. Лангемак. Именно здесь создавались реактивные снаряды «эрэсы». Уже к концу 1937 г. снаряды были хорошо отработаны, в последующем они лишь совершенствова¬лись. Однако это происходило уже без участия Клейменова и Лангема-ка, арестованных в декабре 1937 г. и подписавших показания о якобы своем «участии в антисоветской троцкистской организации» наряду с С. П. Королевым и В. П. Глушко.
17 августа 1933 г. на инженерном полигоне рядом с подмосковным поселком Нахабино поднялась в воздух первая жидкостная ракета, со¬зданная работниками Группы по изучению реактивного движения под руководством С. П. Королева. Ракета находилась в полете всего 18 се¬кунд и поднялась на высоту 400 м, но именно ей суждено было стать прообразом советских ракет, осваивавшим космическое пространство. Результатом первого успеха стало создание Реактивного НИИ в сен¬тябре того же года.
21 августа 1934 г. под Москвой проведены испытания первых ра¬диолокаторов (создатели П. К. Ощепков и др.). В 1937 г. созданы пер¬вые отечественные радиопеленгаторы для кораблей и подводных лодок. Одним из пионеров электронной технологии, основанной на примене¬нии электронных и ионных пучков, электрических и электромагнитных полей, был А. Л. Чижевский. Ему принадлежит первое в мире изобрете¬ние способа электроокраски. Он же стал основоположником гелиобио¬логии — науки о взаимосвязи солнечных явлений с жизнью земных орга¬низмов, которая в те годы была несправедливо подвергнута критике.
Блестящая школа советских ученых-механиков сложилась в ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина. В 1930-е годы институт превратил¬ся в уникальный научный центр теоретических и экспериментальных
 
исследований в области гидроаэродинамики применительно к задачам авиации, гидромашиностроения, кораблестроения и других отраслей промышленности. Для развертывания научно-исследовательских работ в этих областях из ЦАГИ были выделены отделы и на их базе созданы Всесоюзный институт авиационных материалов и Центральный инсти¬тут авиационного моторостроения. В 1934 г. туполевцы создали круп¬нейший в мире восьмимоторный транспортный самолет АНТ-20 «Мак¬сим Горький». В 1930 г. оторвался от земли первый советский вертолет, созданный A. M. Черемухиным. Советская авиация выходила в миро¬вые лидеры по дальности, высоте полетов, грузоподъемности и другим параметрам. Самолеты отечественной конструкции позволили осуще¬ствить перелеты, прославившие Советский Союз. В частности, в июне и июле 1937 г., затем в 1939 г. совершены беспосадочные перелеты из Москвы в США через Северный полюс.
В 1930-е годы Н. И. Вавилов успешно развивал учение о биологи¬ческих основах селекции, обогащал созданную им мировую коллекцию семян культурных растений. На биологии и генетике пагубно сказыва¬лось противостояние школ классических генетиков (Н.И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. А. Серебровский и др.) и группы, формировавшейся вокруг агронома и селекционера Т. Д. Лысенко (директор Всесоюзного селекционно-генетического института в 1929-1938 гг., директор ин¬ститута генетики АН СССР в 1940-1965 гг.) и философа И. И. Презента. Причиной расхождений было увлечение рядом генетиков евгеникой (на¬укой об улучшении человеческой расы путем обора, воплощенной в 1920¬1930-х гг. в ряде стран Европы и Америки в законах о стериализации «не¬желательных для общества» лиц), замалчивание учения И. В. Мичурина, разрыв теории с практикой (отсутствие у «формальных» генетеиков заметных достижений в улучшении сельского хозяйства), чрезмерные траты на коллекцию семян. Тем не менее сельскохозяйственная прак¬тика в 1930-е годы обогащалась достижениями научных школ по траво¬польной системе земледелия (глава школы В. Р. Вильямс), вопросам питания растений и химизации сельского хозяйства (Д. Н. Прянишни¬ков) и борьбе с засухой (Н. М. Тулайков). Под руководством последне¬го составлялась новая почвенная карта страны. Заметные практические результаты принесли и ученые школы Т. Д. Лысенко.
Менее значимыми оказались достижения в гуманитарной и худо¬жественной сферах. Литература, искусство, кино переживали процесс организационной и идейной унификации. Идеология «социалистического наступления» характеризовалась свертыванием многообразия процессов духовной жизни, присущих 1920-м годам, и утверждением монополизма, вождизма и культового сознания. В апреле 1932 г. ЦК партии принял постановление о перестройке литературно-художественных организа¬ций, призванное преодолеть их раздробленность, кружковую замкну¬
 
тость и «отрыв от политических задач современности». В литературе и искусстве насильственно насаждался «творческий» метод «социалис¬тического реализма», который требовал изображать действительность в «социалистической перспективе» и превращал деятелей литературы и искусства в апологетов социализма.
Многие произведения, созданные в традициях «социалистического реализма», проникнуты духом вульгарной политизации, классовой вражды и ненависти. Однако разнообразие приемов художественного творчества в рамках единого метода, творческий талант позволяли со¬здавать масштабные художественные произведения, навсегда вошедшие в золотой фонд литературы, музыки, кинематографии, живописи, ока¬завшие огромное воздействие на общество и формирующие в нем но¬вые идеалы, интересы, потребности, стандарты, стереотипы поведения.
Советская литература и искусство в 1930-е годы обогащены новыми про¬изведениями A. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, П. Пав¬ленко, Ф. Гладкова, Ф.Панферова, Л. Леонова, М. Булгакова, А. Платоно¬ва, С. Маршака, К. Чуковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Б. Пильняка, Е. Замятина, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама; спек¬таклями К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, B. Мейерхольда и А. Таирова; фильмами Н. Экка (режиссер первого звукового фильма), С. Герасимова, Г. и С. Васильевых, Г. Александрова, С. Эйзенштейна, Г. Ко¬зинцева, Д. Трауберга, Е. Дзигана; музыкой С. Прокофьева, Д. Шостакови¬ча, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского; живо¬писью М. Грекова, Б. Иогансона, М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря,
A.    Дейнеки, А. Пластова, Ю. Пименова, К. Петрова-Водкина, П. Кончалов-ского, А. Рылова, М. Сарьяна, П. Филонова, К. Малевича; скульптурами
B.    Мухиной, Н. Томского, М. Манизера, Н. Андреева, И. Шадра; архитек¬турными сооружениями В., Л. и А. Весниных, К. Мельникова, А. Щусева, И. Жолтовского, Б. Иофана, А. Лангмана, Л. Руднева.
Заметный след в истории культур национальных и всего советского народа оставили мастера культуры республик СССР. К их числу относятся, напри¬мер, такие писатели и поэты, как М. Бажан, М. Рыльский, П. Тычина,
B.    Сосюра, А. Корнейчук (Украина), Я. Купала, Я. Колас, П. Бровка (Бело¬руссия), Т. Табидзе, П. Яшвили (Грузия), С. Зорьян, Е. Чаренц (Армения),
C.    Рустам, С. Вургун (Азербайджан), М. Турсун-заде, С. Айни (Таджикис¬тан), Б. Кербабаев (Туркмения), Зульфия, Айбек (Узбекистан), М. Ауэзов (Казахстан), К. Кулиев (Кабардино-Балкария), Сулейман Стальский, Г. Ца-дасы (Дагестан), Ш. Кемал, М. Джалиль (Татария) и многие другие.
Утверждению основ новой идеологии и культуры служили не толь¬ко созданные в 1930-е годы единые организации творческой интелли¬генции (союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов), но и цензурные органы (Главлит, Главискусство, Главрепертком), осу¬ществлявшие идеологический контроль за деятельностью творческих организаций, проведением выставок, конкурсов, выпуском кинофиль¬мов, репертуаров театров. Этим же целям служили «чистки» библиотек
 
и передача на «спецхранение» научных трудов, художественных и пуб¬лицистических произведений, не укладывающихся в новую систему ценностей. Сознательное игнорирование этих установлений, как и от¬клонение художников от партийной линии, вело к исключению из со¬юза, лишению возможности обнародования произведений (а значит, и материальных благ), прямым репрессиям.
1930-е годы связаны с целой серией кампаний по критике и переос¬мыслению состояния философии, политэкономии, искоренению враж¬дебных взглядов и теорий. Наиболее значимым оказалось переосмысле¬ние роли исторической науки и образования как наиболее действенных средств контроля над памятью народа и формирования патриотических чувств. Исторический нигилизм, насаждавшийся школой М. Н. Покров¬ского, был осужден. В марте 1934 г. Политбюро признало необходимым восстановить с 1 сентября исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а затем в Томском, Казанском, Ростов¬ском и Саратовском. С открытием исторических факультетов в универ¬ситетах началась кампания по пересмотру отношения к истории стра¬ны, восстанавливалась преемственность в развитии истории Российс¬кой империи и СССР.
Утверждению таких представлений в массовом сознании служили одобренный в августе 1937 г. правительственной комиссией учебник А. В. Шестакова по истории СССР для начальной школы и «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный по большей части Е. М. Ярослав¬ским и П. Н. Поспеловым. Он был впервые опубликован в «Правде» в сентябре 1938 г. Автором названий всех глав книги, текста центрально¬го раздела IV главы «О диалектическом и историческом материализ¬ме», многочисленных вставок, редакционной правки был Сталин.
Преподавание общественных дисциплин давало широкие возмож¬ности для приобщения к истории страны и пониманию значения рево¬люционного опыта последних десятилетий. Однако преподавание было слито с пропагандой культа личности, оправданием репрессий, шпио¬номанией. Так, в учебнике Шестакова сообщалось, что «у врагов народа была программа — восстановить в СССР ярмо капиталистов и помещи¬ков... Шпионы пробираются на заводы и фабрики, в большие города и села. Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми, что¬бы выловить фашистских агентов».


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.