Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

§ 5. Конституция 1936 года и борьба с «врагами народа»
Конституция СССР 1936 г., ее особенности. К середине 1930-х годов в стране произошли существенные экономические, социальные и по¬литические изменения. Ликвидированы были многоукладность эко¬номики, остатки господствующих классов; социально трансформи¬
 
ровалось крестьянство, сформировались новая интеллигенция и новый правящий слой. 1 февраля 1935 г. пленум ЦК ВКП(б) высту¬пил с предложением внести «некоторые изменения» в существую¬щую Конституцию. Но в процессе работы выяснилось, что одними уточнениями и поправками текста Основного Закона страны обой¬тись не удается. В результате к маю 1936 г. появился новый целост¬ный его проект.
Прежняя Конституция СССР в юридическом плане состояла из двух частей: Декларации и Договора об образовании Союза ССР. Конститу¬ционная комиссия, созданная на VII Всесоюзном съезде Советов 6 февра¬ля 1935 г., практически отошла от договорного характера, свойственного первой союзной Конституции и встала на путь подготовки принципи¬ально нового документа — единой общегосударственной Конституции, охватывающей все стороны государственной жизни.
Проект Конституции, одобренный в начале июня 1936 г. пленумом ЦК партии и Президиумом ЦИК, 12 июня опубликован для всенарод¬ного обсуждения. Оно продолжалось почти полгода. Было зарегистри¬ровано около 170 тыс. предложений по изменению и дополнению тек¬ста. Конечно, подавляющее большинство из них не получили отраже¬ния в Конституции, но некоторые были все же учтены. В ноябре, после публичного обсуждения проекта, он подвергся на VIII Чрезвычайном съезде Советов дополнительному редактированию. 5 декабря 1936 г. съезд утвердил проект Конституции.
Новый Основной Закон провозгласил победу социализма в стране. Экономической основой государства объявлялась социалистическая соб¬ственность, существовавшая в двух формах — государственной и коопе¬ративно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства за¬кон допускал мелкое индивидуальное хозяйство, основанное на личном труде. Наиболее существенное отличие новой Конституции заключалось в том, что она не содержала «Декларацию об образовании СССР» — са¬мую идеологизированную часть прежнего Основного Закона.
Статья 2 новой Конституции декларировала: «Политическую осно¬ву СССР составляют Советы депутатов трудящихся». При этом вместо всесоюзных, республиканских и областных съездов Советов закрепля¬лась система, включавшая районные, городские, республиканские Со¬веты. Вершиной пирамиды государственной власти становился Верхов¬ный Совет СССР, образованный вместо прежнего ЦИК, как высший орган власти в СССР, избираемый всеобщим прямым и тайным голосо¬ванием и состоящий из двух равноправных палат.
Одна из палат — Совет Союза — избиралась по округам при норме один депутат на 300 тыс. жителей. Другая — Совет Национальностей — по союзным и автономным республикам, автономным областям и наци¬ональным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной респуб¬
 
лики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области, 1 депутат от каждого национального округа.
Впервые в Конституции законодательно определялись место и роль Компартии в политической системе. ВКП(б) объявлялась «передовым отрядом трудящихся», представляющим собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Статья 126, содержащая эту запись, в действительности понималась как конституционное закрепление монополии партии на политическую власть. Партийным комитетам учреждений, предприятий, МТС и кол¬хозов, как следовало из Устава ВКП(б), принятого на ее первом съезде после вступления в силу новой Конституции, предоставлялось право контроля за деятельностью администрации.
Реальная власть в стране фактически сосредоточилась в руках уз¬кой группы лиц, входящих в Политбюро ЦК. А всю управленческую систему государственных и общественных организаций полностью кон¬тролировал ЦК ВКП(б). В аппарате ЦК действовало Управление кад¬ров, в котором было 45 отделов по всем отраслям государственной, хо¬зяйственной и общественно-политической жизни. Оно не только фор¬мировало руководство, назначая высших руководителей (рекомендовало избрать или утвердить в должности), но и осуществляло повседневный контроль за номенклатурными работниками.
В статье 126 Конституции фактически определялась структура по¬литической системы общества, перечислялись все ее элементы. Поми¬мо ВКП(б), назывались «профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные органи¬зации, культурные, технические и научные общества». Это значило, что только названные элементы системы рассматривались как законные. Иные организации, партии или движения, которые могли возникнуть, должны были рассматриваться как неформальные, незаконные.
В новой Конституции, по сравнению с предыдущей, усиливалась централизация экономической и политической жизни. Основной За¬кон содержал перечень союзных, союзно-республиканских и респуб¬ликанских наркоматов. К первым относились наркоматы обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности. Ко вторым — наркоматы пищевой, легкой, лесной промышленности, зем¬леделия, зерновых и животноводческих колхозов, финансов, внутрен¬ней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения. Ряд отрас¬лей государственного управления находился только в ведении союзных республик: просвещение, местная промышленность, коммунальное хо¬зяйство, социальное обеспечение.
Конституция декларировала широкий круг гражданских и личных прав, включая право на труд, отдых, образование, материальное обеспе¬
 
чение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Объявлялось равноправие всех граждан независимо от их националь¬ности и расы во всех областях хозяйственной, государственной, куль¬турной и общественно-политической жизни, а также равноправие муж¬чин и женщин.
Однако принцип равноправия во многом остался лишь на бумаге. Например, он не действовал в отношении представителей наций и нацио¬нальных меньшинств, народов, создавших свою национальную государ¬ственность и не имеющих таковой. Не был доведен до конца этот принцип и в ситуации с правовым равенством городского и сельского населения. Большинство сельских жителей, в отличие от горожан, не имели паспор¬тов и были фактически прикреплены к колхозам; на них не распространя¬лись пенсионное законодательство и другие социальные гарантии.
Конституция впервые говорила о неприкосновенности личности, жилища и охране тайны переписки (ст. 127, 128). Это должно было га¬рантироваться тем, что аресты, обыски, выемки корреспонденции мог¬ли производиться лишь с санкции прокурора или по решению суда. Однако эти гарантии повсеместно нарушались при массовых репрессиях.
Новая Конституция отразила ужесточение позиции государства в отношении Церкви, произошедшее в начале 1929 г. Статья 124 закреп¬ляла явное неравноправие между верующими и неверующими. За пер¬выми уже не признавалось право вести религиозную пропаганду, им га¬рантировалась лишь свобода отправления религиозных культов. Вто¬рые же имели по закону право вести антирелигиозную пропаганду.
Конституция 1936 г. провозглашала отмену ограничений демокра¬тии, свойственных переходному периоду. Устанавливались всеобщие прямые (вместо многоступенчатых), равные (вместо пропорциональ¬ных), тайные (вместо открытых) выборы в Советы всех уровней. Было отменено исключение из политической жизни каких-либо категорий населения, кроме осужденных судом и умалишенных. Лишение изби¬рательных прав резко расширилось в конце 1920-х годов. Во время из¬бирательной кампании 1928-1929 гг. в СССР в списки лишенцев были внесены 3,7 млн человек, или 4,9% взрослого населения (4,1% жителей сельской местности и 8,5 — горожан). В 1930 г. категория лишенцев по¬полнилась бывшими «нэпманами». Теперь в ней значились «бывшие»: землевладельцы, торговцы, кулаки, дворяне, полицейские, царские чи¬новники, владельцы частных предприятий, члены оппозиционных по¬литических партий, белые офицеры, а также служители культа, монахи. В 1932 г. «лишенцы» вместе с семьями насчитывали 7 млн человек не имеющих прав — избирательных, на жилье, медицинское обслужива¬ние и даже продуктовые карточки.
На основе новой Конституции СССР были разработаны и приняты Конституции союзных республик, в частности — РСФСР (21 января
 
1937 г.). Она закрепила новые системы органов власти, управления и выборов; изменившееся административно-территориальное деление, вызванное резко усилившейся централизацией управления при пере¬ходе к форсированной индустриализации и коллективизации сельско¬го хозяйства.
В 1929 г. трехзвенная система административно-территориального деления страны — область (край), округ, район — была признана неэф¬фективной, поскольку центральный партийно-государственный аппа¬рат оставался слишком далеким от управления местными органами. Переход к двухзвенной системе привел к росту во всех республиках СССР количества районов (с 2443 в 1934 г. до 3463 в 1938 г.), краев и областей (в 2,5 раза на протяжении 1930-х годов).
Ликвидация не коснулась национальных округов. Напротив, их число уве¬личилось за счет созданного в 1929 г. Ненецкого национального округа в Архангельской области и появившихся в 1930 г. сразу нескольких новых национальных округов: Витимо-Олекминский (Читинская область; упраз¬днен в 1938 г.), Корякский (Камчатская область); Остяко-Вогульский (с 1940 г. Ханты-Мансийский — в Тюменской область), Таймырский (Крас¬ноярский край); Чукотский (Магаданская область); Эвенкийский (Крас¬ноярский край), Ямало-Ненецкий (Тюменская область). В 1934 г. возник Аргаяшский национальный округ в Читинской области (упразднен в нояб¬ре того же года). В 1934-1936 гг. существовал Охотский национальный ок¬руг в Нижнеамурской области. В 1937 г. были образованы Агинский бурят¬ский и Усть-Ордынский бурятский национальные округа. В том же году в Калининской (Тверской) области были созданы Карельский и Опочецкий национальные округа (упразднены в 1938 и 1944 гг.). На территории СССР в июле 1934 г. насчитывалось 240 национальных районов и 5300 нацио¬нальных сельсоветов. К категории национальных относился каждый 10 рай¬он и 8-9-й сельсовет в стране.
В РСФСР к началу 1931 г. насчитывалось 14 краев и областей, 11 автоном¬ных республик, 14 автономных областей, 2085 районов. К принятию новой Конституции СССР ее состав существенно изменился. В автономные рес¬публики были преобразованы Кара-Калпакская (1932), Мордовская (1934) и Удмуртская (1934) автономные области. В 1934 г. образованы Чечено-Ингушская и Еврейская автономные области. 5 декабря 1936 г. созданы Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и Чечено-Ингушская автономные республики. В то же время Казахская и Киргизс¬кая АССР выделились из состава России и на правах союзных республик вошли в Союз ССР.
В новой Конституции СССР и разработанных на ее основе конституциях союзных республик ничего не говорилось о национальных районах и сель¬советах, что, как вскоре оказалось, означало переход к политике, направ¬ленной на их ликвидацию. Раньше национальные районы рассматривалось едва ли не в первую очередь как средство для распространения идеи миро¬вой революции через национальные диаспоры в приграничных регионах. В условиях избавления от утопии, совпавшего с ужесточением репрессив¬
 
ного режима, отношение к ним кардинально изменилось. На них стали смот¬реть не столько как на проводников революционных идей, сколько как на потенциальную «пятую колонну», готовую в случае войны выступить заод¬но с зарубежным ядром своего народа.
В 1937 г. РСФСР состояла из 5 краев, 19 областей, 17 автономных респуб¬лик, 6 автономных областей, 10 автономных округов. Накануне Отечествен¬ной войны, 31 марта 1940 г. Карельская АССР преобразована в Карело-Финскую ССР, также выведенную из состава РСФСР. Созданные автоном¬ные образования обеспечивали наиболее полное выявление возможностей экономического, политического и культурного развития соответствующих национальностей, обеспечивали наиболее благоприятные условия для под¬готовки национальных кадров.
Система органов власти и управления в союзных республиках строи¬лась по аналогии с центральными. Конституции союзных республик дол¬жны были соответствовать Основному Закону СССР. В случае расхожде¬ния союзного и республиканского вариантов действовал союзный закон.
Главной особенностью Конституции СССР 1936 г. было провозгла¬шение победы социализма в стране задолго до ее выхода на более высо¬кий уровень развития по сравнению с передовыми капиталистически¬ми странами.
Г. В. Плеханов, один из крупнейших теоретиков научного социализ¬ма, в своем политическом завещании, продиктованном в апреле 1921 г., полагал, что господство социализма в России можно обеспечить за 100¬160 лет мирных преобразований. Он считал, что на первом, раннем эта¬пе социализма (25-30 лет) следует конфисковать лишь самые крупные банки, заводы, фабрики, транспорт, помещичьи и церковные земли, круп¬ные торговые предприятия. Этап можно будет считать законченным, когда производительность труда в государственном секторе сравняется с производительностью труда лучших частных заводов, а уровень жиз¬ни россиян достигнет уровня жизни в западных странах.
Вульгаризация Сталиным и теоретиками из его окружения пред¬ставлений о сущности социализма и явное забегание вперед в констата¬ции успехов в его строительстве в СССР к 1936 г. не могло не повести к последующим деформациями создававшегося в стране нового строя «реального социализма».
«Ежовщина». Выборы в новые органы власти, в соответствии с новы¬ми конституциями, проходили в 1937 и 1938 гг. в праздничной об¬становке. Однако «триумф демократии» уживался с массовыми реп¬рессиями. Они назывались «ежовщиной» — по имени назначенного в сентябре 1936 г. наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежова, который сменил обвиненного в заговоре Г. Г. Ягоду. Идеологическая кампания, связанная с принятием новой Консти¬туции СССР и проведением на ее основе первых выборов, стала своеоб¬
 
разной ширмой, скрывавшей до предела обострившуюся к этому време¬ни борьбу с инакомыслием в партии и стране в целом. Истоки ее следу¬ет искать в стремлении И. В. Сталина и его окружения не допускать оппозиции в условиях проведения в жизнь дерзостных, почти авантю¬ристических планов перестройки страны. Конфронтации периода кол¬лективизации заставили обратиться к испытанному ранее оружию — «красному террору» против «классовых врагов». Оправданием реши¬тельных мер служила необходимость быть во всеоружии перед угрозой со стороны гитлеровской Германии.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.