Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

Конфликт групповых интересов в интеллигентской среде перешел в открытую в период с апреля 1955 по март 1956 г. Требования реабили¬тации бывших «космополитов» и расследования конкретной вины не¬которых литературных чиновников вызвали упреки в «реваншистских настроениях» со стороны писателей, обличавших космополитизм. «Груп¬повщина» в литературной среде осуждалась уже на II съезде писателей, в частности, Л. Соболевым, крупнейшим писателем того времени, од¬ним из лидеров русского национального течения в литературе.
«Либеральный лагерь» с середины 1950-х годов контролировал об¬становку в крупнейших Московской и Ленинградской писательских организациях, оказывал сильное влияние на столичные литературные журналы «Новый мир», «Юность» и «Литературную газету» (с 1959 г.). Из других журналов, подчиняющихся правлению Союза советских пи¬сателей, либералам сочувствовал журнал «Октябрь» (до 1961 г.).
После XX съезда КПСС идеологическое давление со стороны официаль¬ных политических и литературных начальников на деятелей литературы и искусства было ослаблено. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина и Жданова. Восстановлены были имена реп¬рессированных деятелей литературы и искусства (В. Мейерхольд, Б. Пиль¬няк, И. Бабель, И. Катаев). Появились новые издания С. Есенина, А. Ахма¬товой и М. Зощенко. В мае 1958 г. постановлением ЦК об исправлении оши¬бок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», «реабилитированы» обвиненные в «формализме» великие творцы музыки Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, а также Н. Мясковс¬кий и В. Шебалин. Однако отчаянные попытки А. Фадеева добиться изме¬нения стиля руководства Союзом писателей путем изъятия у Министер¬ства культуры идеологических функций привели к опале и самоубийству писателя 13 мая 1956 г.
Интенсивность и противоречивость обновленческого процесса в культуре и идеологии получили свое выражение в работе I съезда ху¬дожников и II съезда композиторов (1957), III съезда писателей (1959), совещания историков (1962), на встречах руководителей партии с твор¬ческой интеллигенцией (1957, 1962, 1963), в расширении экспозицион¬ной деятельности музеев и выставочных залов. Открытием целой эпо¬хи стала художественная выставка 1962 г., где впервые были экспони¬рованы полотна 1920-1930-х годов, не укладывающиеся в рамки «социалистического реализма» и находившиеся в запасниках музеев.
Потепление общественной атмосферы отразилось и на культурных связях с внешним миром. Проведенный летом 1957 г. в Москве фести¬валь молодежи и студентов положил начало послевоенным контактам советской и иностранной молодежи. В 1958 г. в столице прошел первый Международный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского, став¬ший триумфом советской исполнительской школы. Победа на конкур¬се молодого американского пианиста В. Клиберна сделала его в ту пору
 
любимцем советских меломанов. В конце 1950-х годов проводятся выс¬тавки западного искусства — картин из собрания Дрезденской галереи, выставлявшихся перед передачей их правительству ГДР, полотен П. Пи¬кассо и др. Все это стало вехами на пути к установлению нормальных отношений с зарубежным миром.
Развитию литературы способствовали новые литературно-художе¬ственные журналы — «Юность», «Наш современник», «Молодая гвар¬дия», «Иностранная литература», «Советский экран» и др. Центром притяжения либеральной интеллигенции стал «Новый мир», вновь воз¬главлявшийся А. Твардовским с июня 1958 г. Большой резонанс в об¬ществе вызвали опубликованные в журнале роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), посвященный интеллигенции, рассказы В. Шук¬шина (1959), и особенно — опубликованная в ноябре 1962 г. повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — о жизни полити¬ческого заключенного в лагерях.
В декабре 1960 г. в «Юности» опубликована статья критика Ст. Расса¬дина «Шестидесятники» — о писателях нового литературного поколе¬ния, их героях и читателях. В дальнейшем определение «шестидесят¬ник» стало общеупотребительным — так называли писателей демокра¬тического направления, творивших во второй половине 1950-х и в 1960-е годы. Называя отличительную черту шестидесятников, Ю. Ка-рякин говорил о себе и многих других «детях XX съезда»: «Мы ругали Сталина, но это был эзопов язык, потому что по-настоящему нам хоте¬лось ругать Ленина».
Деятельность шестидесятников находила «понимание» и поддерж¬ку высокопоставленных либералов в правящей Коммунистической партии. Свидетельством тому служит статья А. Н. Яковлева «Больше¬визм — социальная болезнь XX века» (1999).
«После XX съезда, — писал он, — в сверхузком кругу своих ближай¬ших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демок¬ратизации страны и общества. Избрали простой, как кувалда, метод про¬паганды "идей" позднего Ленина. Надо было ясно, четко и внятно вычле¬нить феномен большевизма, отделив его от марксизма прошлого века. А потом без устали говорили о гениальности позднего Ленина, о необхо¬димости возврата к ленинскому "плану строительства социализма» через кооперацию, через государственный капитализм и т. д. Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработала (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либе¬рализмом и "нравственным социализмом" — по революционаризму во¬обще. Начался новый виток разоблачения "культа личности Сталина". Но не эмоциональным выкриком, как это сделал Хрущев, а с четким под¬текстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна».
 
Консервативные тенденции в развитии культуры 1950-х — начала 1960-х годов проявлялись в ряде инициированных «сверху» акций, на¬правленных на поддержание должного уровня ее идейности. В начале 1957 г. резкой критике за «нигилистическое перечеркивание советской действительности» был подвергнут роман В. Дудинцева. Оскорбитель¬ную критику испытали на себе писатели А. Вознесенский, Д. Гранин, С. Кирсанов, художник Р. Фальк, скульптор Э. Неизвестный, режиссер М. Хуциев. Самый громкий скандал разразился в декабре 1962 г., когда Хрущев во время посещения художественной выставки в Манеже под¬верг резкой критике работы молодых художников.
Гуманистические тенденции в развитии литературы и кинематогра¬фа тех лет наиболее ярко сказались на художественном осмыслении темы войны, совершенно по-новому прозвучавшей в рассказе М. Шо¬лохова «Судьба человека», — о тяжелой дороге через войну и фашистс¬кий плен русского солдата, в первой части трилогии К. Симонова «Жи¬вые и мертвые», в фильмах Г. Чухрая «Баллада о солдате» и М. Калато¬зова «Летят журавли».
На развитии литературно-художественной и общественной жизни в стране во многом сказалось образование бюро ЦК по РСФСР. Оно было создано 27 февраля 1956 г. в соответствии с решения XX съезда партии о расширении прав союзных республик. В бюро входили три секретаря ЦК КПСС, первые секретари обкомов наиболее крупных об¬ластей — Московской, Ленинградской, Горьковской, а также руководи¬тель правительства России; бюро возглавлял Хрущев. В структуре но¬вого органа из семи отделов начал функционировать отдел школ и куль¬туры. В годы работы бюро (1956-1966) в РСФСР был создан ряд республиканских организаций, в том числе Союз писателей, Союз ху¬дожников, Союз композиторов, Сибирское отделение Академии наук СССР. С июля 1956 г. стала издаваться газета «Советская Россия». Все это оказывало существенное влияние на развитие культурной жизни в РСФСР и стране в целом.
Самым существенным образом на развитие литературно-обществен¬ной жизни страны повлиял Союз писателей РСФСР (решение о созда¬нии принято 13 мая 1957 г., в декабре того же года прошел учредитель¬ный съезд). Руководителями Союза стал Л. Соболев и другие писатели, сочувствующие русской национальной идее. И уже вскоре после этого центральный печатный орган Союза газета «Литература и жизнь» ста¬ла выступать как оппонент либеральных начинаний в литературе, а при¬надлежащий Союзу альманах (с 1964 г. — ежемесячный журнал) «Наш современник» превратился в один из главных журналов «консерватив¬ного» направления в литературе.
Группировка русских «консерваторов», сложившаяся в Союзе со¬ветских писателей СССР к середине 1950-х годов, в основном состояла
 
из двух частей. В первую входили признанные писатели С. Сергеев-Цен-ский, Л. Соболев, Л. Леонов, М. Шолохов и др. Вторую группу образо¬вали недавние фронтовики, большая часть которых учились во второй половине 1940-х годов в Литературном институте имени А. М. Горько¬го. Из них известность приобрели М. Алексеев, Ю. Бондарев, В. Бушин, В. Солоухин, И. Стаднюк и др. Фронтовики были главной силой рус¬ского общественного движения, которое возродилось как нормальный русский патриотизм в годы войны с фашистской Германией и являлось одной из форм борьбы за права человека.
Свои действия в борьбе с «либералами» «консерваторы-национа¬листы» координировали с «консерваторами-интернационалистами» В. Кочетовым, Н. Грибачевым, С. Бабаевским — государственниками и антизападниками, полагавшими, что любые либеральные, особенно про¬западные, веяния ведут к разрушению социалистического государства. Популярным журналом этого направления был «Огонек», возглавляв¬шийся с 1953 по 1986 г. А. Софроновым.
Основным печатным органом, оппонирующим «Новому миру», был журнал «Октябрь». В 1961-1973 гг. его редактировал В. Кочетов, изве¬стный еще со времен своей работы в Ленинграде и во главе «Литератур¬ной газеты» в 1956-1961 гг. как непримиримый борец против либераль¬ных веяний в литературе и искусстве. Его романы «Братья Ершовы» (1958), «Секретарь обкома» (1961) вызывали неприятие взыскательных читателей. Одни находили их слишком политизированными, другие — слабыми в литературном отношении, натуралистическими, схематичес¬кими, провокационными. Из редакции «Октября» в свою очередь стре¬лы критики летели в адрес и молодых, и маститых авторов: В. Аксенова и Е. Евтушенко, В. Розова и И. Эренбурга. Опубликованная в «Новом мире» повесть Солженицына критиковалась как «идейно порочная, рас¬считанная на сенсацию». В «Октябре» находили изъяны в фильмах «Летят журавли», «Чистое небо». Либералы обижались, считая, что журнал «обливает помоями» самое передовое в кинематографе.
Тем не менее и романы редактора, и сам журнал находили массово¬го читателя. По тиражу он опережал «Новый мир». Кочетов, как и Твар¬довский, полагал, что возглавляемый им журнал проводит правильную линию партии, и тот и другой пользовались поддержкой влиятельных политических кругов. Выражалось это, в частности, в том, что Кочетов был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС (1955-1966), Твардовский — кандидатом в члены ЦК КПСС (1961-1966). «Октябрь» много сделал для В. Шукшина: на его страницах опубликован ряд про¬изведений молодого писателя. «Октябрь» стал первым журналом, ко¬торый в 1964 г. напечатал первую в Москве подборку стихотворений талантливого поэта Н. Рубцова.
 

 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.