Главная arrow Всё arrow История России arrow История России 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё История России История России

История России 1917-2009

Оглавление
История России 1917-2009
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Страница 148
Страница 149
Страница 150
Страница 151
Страница 152

В конце 1950-х годов ряд писателей и публицистов либеральной вол¬ны начали помещать свои произведения в машинописных журналах, возник «самиздат». Наибольшую известность приобрел журнал «Син¬таксис» под редакцией А. И. Гинзбурга. В нем печатались «лагерная» проза В. Шаламова и Е. Гинзбург, не принятые к официальной публи¬кации работы Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы и др. Арест в 1961 г. Гинзбурга, приговоренного к двум годам лагерей, прервал из¬дание журнала.
С конца 1950-х годов участилась практика передачи либеральными писателями своих произведений для публикации их на Западе — «Суд идет» (1959), «Любимов» (1963) А. Синявского; «Говорит Москва» (1961), «Искупление» (1963) Ю. Даниэля; «Веселенькая жизнь» (1962), «Сказание о синей мухе» (1963) В. Тарсиса. «Тамиздат» обнаруживал явную тенденцию к росту. Не нашел понимания у властей и закончен¬ный в 1960 г. роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Публикацию рома¬
 
на запретили, рукопись арестовали. Роман, как и повесть «Все течет... » (1963), изображающие «русское развитие» как странное развитие не¬свободы и категорически не принятые «русофильскими» кругами, ста¬ли известны соотечественникам благодаря ввезенным из-за рубежа эк¬земплярам.
Заметным явлением общественной жизни стало выступление в сен¬тябре 1961 г. генерал-майора П. Г. Григоренко на Московской городской партконференции, посвященной обсуждению проекта Программы партии. Он считал, что в ней недостаточно отработан вопрос о возмож¬ности появления нового культа личности, и предлагал «усилить демок¬ратизацию выборов и широкую сменяемость, ответственность перед избирателями. Изжить все условия, порождающие нарушение ленин¬ских принципов и норм, в частности высокие оклады, несменяемость... прямо записать в программу о борьбе с карьеризмом, беспринципнос¬тью, взяточничеством, обворовыванием покупателей, обманом партии и государства в интересах получения личной выгоды». Выступление очень характерно как первый шаг к освобождению от догм прошлого. Последующие шаги генерала привели к созданию возглавляемого им «Союза борьбы за возрождение ленинизма», исключению его из партии, превращению в активного диссидента и в результате — помещению в феврале 1964 г. в специальную психиатрическую больницу. Григоренко стал одним из тех диссидентов, к которым трудно было предъявить кон¬кретное обвинение, но можно было заподозрить в отклоняющемся от нормы поведении. Таких диссидентов по судебным решениям направ¬ляли в психиатрические больницы. В 1956 г. в спецпсихбольницах МВД СССР содержалось 3350 заключенных; при последующих экспертизах многие из них действительно были нездоровы психически.
Большой резонанс имело выступление известного кинорежиссера М. Ромма на конференции «Традиции и новаторство в искусстве соци¬алистического реализма» (ноябрь 1962 г.). Пятикратный лауреат Ста¬линской премии впервые публично и недвусмысленно высказался об известной кампании против «космополитов» конца 1940-х годов, утвер¬ждая, что она была создана искусственно, носила антисемитский харак¬тер и по существу сводилась к избиению писательских кадров. Винов¬никами «избиения» назывались здравствующие Н. М. Грибачев, В. А. Ко¬четов, А. В. Софронов и «им подобные». Выступление произвело сенсацию в интеллигентской среде, его текст широко разошелся в спис¬ках по Москве. Он был одним из первых документов «самиздата». ЦК КПСС по существу уклонился от рассмотрения жалоб названных писателей, избранных в высшие партийные органы, сохранив тем са¬мым двусмысленность своего отношения к ситуации. А. Солженицын полагает, что выступление Ромма имело очень большое значение для дальнейшего развития диссидентского движения. С этого момента он
 
«стал как бы духовным лидером советского еврейства. И с тех пор ев¬реи дали значительное пополнение "демократическому движению", "дис¬сидентству" — и стали при том отважными членами его».
Пожалуй, наибольшее влияние на развитие диссидентства в СССР имела неудачная попытка публикации в «Новом мире» романа А. Солже¬ницына «В круге первом». В июне 1964 г. А. Твардовский, заручившись согласием редакции журнала на опубликование романа, передал руко¬пись на одобрение помощнику Хрущева B. C. Лебедеву. 21 августа тот вернул рукопись, решительно отказавшись от участия в ее «пробивании» через цензуру. Это фактически переводило Солженицына из участников легального либерального общественного движения в ряды диссидентов. Он стал искать возможность издания романа в бесцензурной печати.
Рост русского национального самосознания генетически связан с признанием идейного авторитета русской истории в годы войны, с по¬бедой над фашизмом и послевоенными кампаниями по воспитанию пат¬риотизма, преодолению низкопоклонства перед Западом и космополи¬тизма. Это определило и основные направления деятельности радикаль¬ных групп, выступающих за дальнейшее укрепление сознания и проведение политики, соответствующей, по их мнению, русским наци¬ональным интересам. Поэтому для ряда нелегальных и полулегальных русских общественных объединений, возникавших в 1950-е годы, были характерны так называемый «русский национализм» и усматриваемый либералами «антисемитизм».
Активность такого рода была характерна в основном для провин¬ции, где возникали и быстро раскрывались КГБ многочисленные мел¬кие группы диссидентов. Большая часть их была социалистической ори¬ентации различных толков — от неосталинистов до меньшевиков и анар¬хо-синдикалистов. Среди таких организаций выделяются две московские группы. Считается, что они положили начало диссидентс¬кому движению «русских националистов».
Одной из них была Народно-демократическая партия, основанная осенью 1955 г. шофером В. Поленовым, уволенным из армии младшим лейтенантом В. Солоневым и студентом Литературного института име¬ни А. М. Горького Ю. Пироговым. В «партию» было вовлечено около 10 человек. А деятельность в основном заключалась в разговорах ее чле¬нов о тяжкой доле рабочих и крестьян, недовольстве правящей парти¬ей, не обращавшей должного внимания на нужды простых людей. Столь же малочисленной была «Российская национально-социалистическая партия» (фактически дворовая компания), организованная в декабре 1956 г. грузчиком типографии издательства «Правда» А. Добровольским, осужденным в мае 1958 г. по обвинению в антисоветской пропаганде и контрреволюционной агитации, содержащей «призыв к свержению Со¬ветской власти и угрозы расправы с коммунистами и комсомольцами».
 
В Ленинграде в начале 1960-х годов возникло более серьезное ан¬тикоммунистическое объединение. Организационно оно оформилось 2 февраля 1964 г., когда выпускник восточного факультета ЛГУ И. В. Огурцов прочел трем своим друзьям программу «Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа» для борьбы с суще¬ствующим строем. Через два месяца учредители распределили между собой обязанности по организации: Огурцов ее руководитель, филолог Е. А. Вагин — идеолог, бывший десантник и чемпион Ленинграда по клас¬сической борьбе М. Ю. Садо — ответственный за работу с личным соста¬вом и контрразведкой, студент-юрист Б. А. Аверичкин — хранитель ар¬хива и списков организации. Разработана была присяга, которую прини¬мал каждый вступающий в союз. Новым членам говорилось, что они вступают в организацию, объединяющую тысячи людей по всей стране. Деятельность организации раскрыли в феврале 1967 г. по доносу одного из ее участников. К тому времени она насчитывала 28 членов, 30 канди¬датов и была самой крупной подпольной группой, раскрытой КГБ за пос-лесталинский период. По делу организации осудили 21 человека.
Наряду с писательскими группировками, пытающимися подвигать власти на усиление русской составляющей в советском патриотизме, в литературно-художественной среде 1950-х — начала 1960-х годов зая¬вили о себе интеллектуальные группировки, вдохновлявшиеся либе¬ральными русскими идеями и ценностями. Одной из таких группиро¬вок можно назвать окружение художника И. Глазунова, который в кон¬це 1950-х годов начал читать лекции по русской культуре и собирать иконы по деревням. Около него к 1962 г. сложилась группа антикомму¬нистически настроенных монархистов. В нее вошли, в частности, изве¬стный и влиятельный литератор В. А. Солоухин и функционер Мини¬стерства культуры СССР В. А. Десятников, один из активнейших участ¬ников движения за охрану памятников.
Либеральным радикализмом и критическим отношением к советс¬кой власти отличались взгляды выпускников МГУ, группировавшихся вокруг литературоведов В. В. Кожинова и П. В. Палиевского (окончили филфак в 1954 и 1955 г.). Они еще на университетской скамье увлека¬лись эстетикой дореволюционной России, видели положительную аль¬тернативу коммунизму в монархизме, пытались в качестве мировоззрен¬ческой установки использовать русскую философию Серебряного века. К этой группе примыкали поэт С. Ю. Куняев, литературоведы О. Н. Ми¬хайлов, В. В. Петелин, историк С. Н. Семанов. По идейным воззрениям этой группе были близки Ф. Ф. Кузнецов и В. А. Чалмаев, оставившие заметный след в качестве членов «русской партии». В 1950-е годы Ко-жинов имел продолжительное общение с крупным российским фило¬софом М. М. Бахтиным и стал популяризатором его работ. Он был так¬же близок к кругу не скрывавшего своих православных убеждений
 
философа А. Ф. Лосева, в числе учеников и последователей которого оказалось немало известных ученых и общественных деятелей (Ю. М. Бородай, А. В. Гулыга, П. В. Палиевский, В. И. Скурлатов).
Во второй половине 1950-х годов приобрела известность «группа А. А. Фетисова», называвшая себя «Обществом изучения теории сис¬тем». Под вывеской общества устраивались лекции и семинары, пользо¬вавшиеся большой популярностью среди студентов технических вузов. В 1963 г. общество раскололось. «Чистых системников» возглавил ма¬тематик Г. П. Щедровицкий. «Политизированные системники» (10¬15 человек) под руководством Фетисова перешли от научной деятель¬ности к политической. Для пропаганды своих идей они использовали популярные в то время в технических вузах лекции и научные дискус¬сии. В 1965 г. диспуты с их участием были запрещены, в 1968 г. Фетисов и трое его последователей оказались в спецпсихбольницах.
Укреплению позиций русского национального либерализма спо¬собствовала деятельность священника Д. С. Дудко, который, по сло¬вам писателя Л. И. Бородина, был духовным вождем борцов в стане «неофициальных русистов». Широкую известность принесла ему про¬поведническая и миссионерская деятельность — незаконная с точки зрения советского права. В период с 1961 по 1974 гг. количество обра¬щений людей в зрелом возрасте в его приходе возросло до 400 человек в год, и если сначала большинство неофитов были малообразованны¬ми людьми, то со временем среди них стали преобладать люди с выс¬шим образованием.
В попытке ответить на отнюдь не простой вопрос, почему среди твор¬ческой интеллигенции не стало единства, а проблемы будущего страны отошли на задний план, можно лишь предположить следующее: несмот¬ря на огромные успехи в развитии экономики, колоссального роста тя¬желой промышленности и «оборонки», быт людей был по-прежнему скромен, деревня в бытовом отношении была просто отсталой. Все это подспудно тревожило интеллигенцию и замыкало ее на круг частных сиюминутных проблем. Это были предвестники грозного кризиса.


 
След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.