Главная arrow Киевская Русь arrow Киевская Русь история arrow Киевская Русь arrow Киевская Русь 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё Киевская Русь Киевская Русь

Киевская Русь история

Оглавление
Киевская Русь история
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31

1.2.Возникновение государственности у славян. Общественно-политическое устройство Киевской Руси.

Расселение славян на Русской равнине. «Прародиной» всех славянских племен современные ученые считают Центральную Европу. Вопрос о месторасположении славян до Великого переселения народов является дискуссионным. Территорию «прародины» помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и Днепром, в Припятском Полесье и др. По-разному датировалось и время выделения славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н. э. до последних веков I тысячелетия н.э. В VI-VIII вв. расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло деление славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки и Верхнего Дона на востоке. Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с проживавшими здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими, ирано-язычными), ассимилировали их, но при этом менялись и сами приобретали новые навыки, элементы материальной культуры. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых славянских общностей. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось более 10 славянских союзов племенных княжеств. Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Семьи объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь. Расселение ускорило выделение знати. Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения продукта для содержания господствующего социального строя и воинов – дружину. Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII вв., а к IХ в. он выдвинулся на ведущие позиции в обществе. Возникновение государства. Норманская и антинорманская версии. С момента зарождения отечественной исторической науки длится спор о возникновении и характере Древнерусского государства. Важный исторический источник - древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ летописца о призвании новгородскими словенами на княжение варяжских (норманнских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Со временем историки пришли к мнению о вымышленности двоих братьев-варягов – Трувора и Синеуса (на древнешведском языке эти слова означают – «с домом и дружиной»), признав историческую достоверность личности Рюрика. Факт призвания варягов, его трактовка и оценка долгое время делили историков на сторонников норманнской версии происхождения древнерусского государства и ее противников – норманистов и антинорманистов. Первые считали призвание варягов началом древнерусской государственности, логически завершая эту версию утверждением о неспособности славян самостоятельно создать свое государство и их исторической отсталости от европейского (германского) мира. Оппоненты норманистов отстаивали самостоятельное историческое творчество славянских народов и обнаруживали элементы славянской государственности еще в «доваряжскую эпоху». В качестве аргументов указывали на существование развитых племен и союзов племен; существование власти князей – племенных вождей; участие населения в решении сложнейших задач обороны территории и управления. Сегодня не существует крайнего противостояния сторонников и противников норманской версии происхождения Древнерусского государства. Речь идет о степени варяжского (норманнского) влияния на процесс становления государственности. Подавляющее большинство историков считают, что решающим это влияние признать нельзя хотя бы потому, что варяги по своему политическому, культурному и экономическому развитию находились не на высшей по сравнению со славянами ступени развития. Вместе с тем нельзя не признать, что варяги принесли на славянскую почву особые отношения князя и дружины, рождение династии Рюриковичей, правившей российским государством вплоть до конца ХVI в. Общественно-политическое устройство Киевской Руси. Не менее спорным остается вопрос о характере древнерусского государства – Киевской Руси. После княжения Рюрика в Новгороде началась экспансия варягов на юг. Сначала его дружинники Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом, а в 882 г. родственник Рюрика Олег убил дружинников и объединил русскую землю от Новгорода до Киева, сделав последний своей столицей. Эта дата является отправной точкой в истории русского государства. Впоследствии Олегу удалось объединить под своей рукой все славянские племена, обложив их данью. Дань собиралась путем полюдья. Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского хозяйства). Со временем местное княжение ликвидировалось и представитель киевской династии назначался в качестве князя-наместника. В основном этот процесс завершился в конце Х в. Структура государства оформилась при князе Владимире, который в девяти крупнейших центрах Руси посадил на княжение своих сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) – Изяслава, Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян – Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи) – Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) – Мстислава. В отечественной исторической науке остается спорным вопрос о характере древнерусского государства. Долгое время господствовала точка зрения, что возникшая в 1Х в. Киевская Русь – раннефеодальная монархия со всеми характерными для нее признаками. Высшее должностное лицо в государстве – князь (монарх). Альтернативная точка зрения современных историков заключается в том, что первой формой древнерусской государственности считается республиканская форма правления по типу греческих полисов – городов-государств. Чтобы оценить каждую из этих версий остановимся на системе управления государственными делами в Киевской Руси. Система «Князь – дружина - вече». Князь, как правило, Рюрикович, поэтому и вся русская земля постепенно стала рассматриваться как собственность династии Рюриковичей. История оставила нам генеалогическое древо этого рода, по которому легко проследить последовательность правления первых князей и особенности их правления. Первые киевские князья стремились укрепить Землю Русскую. При князе Святославе Игоревиче – внуке легендарного Рюрика – Русь освободилась от зависимости со стороны Хазарского каганата и стала признаваться как военная держава. Владимир Святославович предпринял ряд реформ, крестил Русь, Ярослав Владимирович (Мудрый)- даровал первый свод древнерусских законов («Русская правда») сделал Русь уважаемой далеко за пределами. Каждый из этих князей, как и их потомки, пришли на киевский престол дорогой кровавых междоусобиц, а подчас и братоубийственной войны. Причиной этому был несовершенный порядок занятия Киевского престола – лествица, предусматривавший наследование по горизонтальной линии. С другой стороны, в Киевской Руси принцип наследования власти своеобразно сочетался с принципом ее выборности. Источники подтверждают стремление киевских князей посадить своих сыновей во всех крупных центрах Руси. Однако примет или нет население княжеского ставленника зависело не от воли князя, а от согласия населения, выраженного на вече. Известно немало примеров изгнания князей и, наоборот, приглашения их на княжение. Отношения князей со своим старшим киевским родственником напоминали характерные для феодальных обществ отношения сюзеренитета-вассалитета. По мере развития экономики, политического усиления отдельных территорий – уделов и укрепления позиции местных князей, усложнялись их отношения со старшим Киевским князем. Урегулирование спорных вопросов между ними происходило как и в Европе на феодальных съездах, самый известный из которых – Любечский съезд. Непременным атрибутом древнерусской государственности была княжеская дружина. Она выполняла не только функцию княжеской гвардии, ее генерального штаба, но и функцию княжеской администрации. Старшие, наиболее опытные дружинники – бояре – получали от князя право сбора дани с части территорий и позже превратились в крупных феодальных собственников. Младшая дружина – отроки – кормились с княжеского стола. Дружина приходила с князем и, в случае его изгнания, уходила вместе с ним. Князь был первым среди равных в отношениях со своей дружиной. По-разному оценивают историки роль вече в Древней Руси. Одни считают это институтом республиканской формы правления, другие – пережитком системы военной демократии. В любом случае признается важная роль вече в политической жизни и государственном управлении. Вече принимало решение об избрании или изгнании князя, с ним советовался князь по вопросам внутренней и внешней политики, развития торговых отношений и т.д. Внешняя политика древнерусских князей. Киевская Русь была крупнейшей державой в Восточной Европе. В IХ в. ее наиболее опасным противником был Хазарский каганат. Зависимость некоторых восточнославянских союзов племенных княжеств от Хазарии была ликвидирована только к середине Х в. Важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской империей – наиболее могущественным государством Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Эти отношения отличались неустойчивостью: процветающие торговые связи сменялись военными конфликтами. В 907 г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов и наемники-варяги. В результате похода был заключен выгодный для Руси договор. Победные походы русских князей повышали авторитет государства и укрепляли его могущество. Политика киевских князей на юге отличалась как союзническими отношениями с отдельными печенежскими племенами, так и военными конфликтами. Древнерусское общество в зеркале «Русской правды». До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси, об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского государства с соседями. Что же представляло собой общество Древней Руси? В каких отношениях между собой состояли жители? Летописные повествования лишь эпизодически обращают на это внимание. Особенности общественного устройства Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде». Наряду с «Русской правдой» важными памятниками законодательства являются княжеские уставы и сборники церковных установлений. Каково же древнерусское общество по Русской правде? Прежде всего в этом документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, а в Правде Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Основным населением Киевской Руси были свободные общинники, которых «Русская правда» называет «людьми». Для лично зависимого населения вотчин, а также для рабов-слуг использовались термины– челядь и холопы. Их неполноправное положение было закреплено юридически: за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в 5 гривен. Особую категорию составляли смерды. Наиболее вероятно, что это – категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Но распространено и мнение, что смерды – лично свободное сельское население, обязанное данью. Во второй половине ХI в. появляется категория закупов – людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. Главное же отличие закупа от холопа состояло в том, что у него было свое хозяйство. Таким образом, по своему положению закуп напоминает, скорее, феодально-зависимого крестьянина, нежели раба: он несвободен, но владеет средствами производства. Упоминаются в Русской Правде также рядовичи, жизнь которых защищалась минимальным пятигривенным штрафом. По-видимому, так называли людей, не пошедших в холопство и заключивших «ряд» – тиунов, ключников, мужей рабынь. По мере складывания к концу Х в. структуры единого государства формируется разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступали представители дружинной знати. При князьях действовал совет (дума), состоявший из верхушки дружины. Из числа дружинников князь назначал посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; сборщиков поземельных податей – данников; судебных чиновников – мечников, вирников, емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин – мытников, мелких должностных лиц – биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны (с ХII в. они включаются в систему государственного управления). Изучение имеющихся источников породило две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского общества. Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам. Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в IХ-ХII вв. В виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян (их категории названы выше). Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси, социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники. Существовало и частное землевладение – вотчины князей, бояр, церкви с использованием труда как рабов, так и полусвободного населения. Принятие христианства на Руси. Завершающий этап становления Киевской Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого и Ярослава Мудрого. При сыне Святослава Владимире 1 все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Мудрость великого князя состояла в том, что он стремился укрепить государство с помощью веры, общей для всех. Религия у славян была языческой. Они поклонялись богам, различным явлениям природы и глубоко чтили культ предков. Природа считалась одушевленной. При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой истории – Русь приняла христианство. Выбор состоялся не сразу. Вначале Владимир попытался использовать в качестве объединяющей силы распространенное на Руси язычество, создав пантеон шести основных языческих богов во главе с Перуном. Однако скоро выяснилось, что таким путем проблемы не решить. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Изучив сущность каждой из религий, Владимир сделал выбор в пользу православия, хорошо известного на Руси. Так, византийские источники сообщают, что крещения русов происходили уже в 60-х – 70-х гг. IХ в. (княгиня Ольга и часть русской знати). Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). Процесс введения христианства на Руси был трудным (в Новгороде, например, через кровавые столкновения) и длительным (вплоть до ХVI в.). Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. В важнейших городах – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове в конце Х-Х1 вв. создаются епископства. Православное духовенство на первых порах было греческим, Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала христианской страной на столетие раньше. Объявив на Руси новую государственную религию, Владимир не жалел средств на строительство храмов. Возведя и украсив первый каменный храм в честь Богородицы в Киеве, князь пожаловал ему на вечные времена десятую часть всех богатств своих и доходов, собираемых в казну с городов и земель русских – церковную десятину. Впоследствии князья, утверждая свое величие, соревновались в красоте и монументальности возводимых ими соборов. Наряду с храмами строились монастыри, в которых обосновались религиозные общины монахов или монахинь. Принятие христианства открывало широкие перспективы для развития контактов с Европой. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя и феодалов. Происхождение княжеской власти прочно увязывалось с божьей волей. «Нет власти не от Бога» – учило духовенство. Церковь требовала от князя высокой ответственности за правление, а от народа – безоговорочного ему повиновения. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. В русском обществе появился новый институт -церковь, которая опекала нищих, больных, убогих, а также положительно повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность. Единая религия укрепила объединение восточнославянских и финно-угорских племен в мощную державу. В русскую культуру вливались новые творческие направления: каменное строительство, иконопись, фресковая живопись. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира. Несмотря на активное, вплоть до насаждения силой, внедрение православия на Руси, противникам никогда не удавалось истребить его. Новая религия стала опорой государственной власти на Руси. В самые тяжкие времена единая вера спасала государство Русское: заставляла его раздробленные земли тянуться друг к другу, сплачивая народ в единую мощную силу для отражения многочисленных врагов.


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.