Главная arrow Киевская Русь arrow Князья Киевской Руси arrow Киевская Русь arrow Киевская Русь 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё Киевская Русь Киевская Русь

Князья Киевской Руси

Оглавление
Князья Киевской Руси
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

Вторая редакция "Повести..." отражает историческую законность вокняжения Рюрика, но о варягах в ней нет ни слова. В последней (третьей) редакции от 1118 года появляются варяги, и вот почему. Мстислав был сыном англичанки Гиты Гарольдовны (дочери английского короля). Первой его женой была шведская (варяжская) принцесса Христина, дочь короля Инга Стелькинсона. Мстислав выдал свою дочь за шведского короля Сигурда. то есть, он всеми своими корнями был связан с Северной Европой.

Следует заметить, что летоописание в "Повести..." начинается с загадки, которую попытался разгадать Андрей Никитин [55]. Она заключается в тексте, повествующем о путешествии апостола Андрея вверх по Днепру до Новгорода, откуда он отправился в Рим. Ранние историки христианской церкви интересовались жизнью апостолов, и, по собранным ими легендам, Андрей действительно побывал на побережье Черного моря. Однако ни о каком путешествии по Днепру на север церковное предание не знает. Отправив апостола на север, Нестор объяснил такое путешествие "желанием Андрея пойти в Рим", то есть, в противоположную сторону, образно говоря, в кругосветное путешествие. Андрей действительно попал в Рим, но запомнил о словенских землях только бани, в которых словене хлещут себя молодыми ветками. Это уже больше похоже на анекдот. Оставляя в стороне "банный регламент", можно предположить, что целью летописи было включение киевской церкви в сферу непосредственной деятельности апостолов. Потребность в этом возникла в XI веке, когда Всеволод Ярославич строил в Киеве Андреевский монастырь. Всеволод был наречен Андреем при крещении еще в 1030 году.

Далее, говоря о понятии "пути по рекам", которым якобы прошел Андрей, следует подчеркнуть, что "речной путь" и в античное время, и в средневековье был не водным путем, а сухопутным. Ровные и широкие поймы рек, на берегах которых стояли города и замки, служили естественными путями для торговых караванов и военных экспедиций с самых отдаленных времен.

В те времена шло интенсивное движение с Балтики к верховьям Волги. Так, приток Волги в районе современной Твери носит не славянское, а скандинавское имя "Тверца", что переводится как "Поперечная река". Известно также, что путешествие паломников из Скандинавии в святые земли никогда не проходило по Днепру.

Самым замечательным является то, что путь из Северной Европы в Средиземное море и в Константинополь был хорошо известен историкам и археологам, его не надо было открывать заново. Вяземский П.П. (Две статьи. Воронеж, 1893), изучивший сведения европейских хронистов и свидетельства скандинавских саг, обратил внимание на то, что для жителей северных стран заселенные славянами берега Одры (Одера) и Лабы (Эльбы), служили оживленными торговыми магистралями, связывающими берега Балтики с Центральной Европой.

Отсюда, из Чехии и Баварии, начинался путь на юг по Дунаю до современного Дьера на Рабе, откуда, повернув на юго-запад, через Каринтию (в те времена тоже была заселена славянами) можно было выйти к современному Триесту на Адриатике, чтобы через Венецию направиться к Риму, или, продолжая спускаться по Дунаю, выбрать один из двух путей, начинающихся от Белграда: на Ниш, Средец (София), Филипполь (Пловдив) и Адрианополь по старой "Трояновой тропе", которая заканчивалась на берегу Босфора, или же, следуя правым берегом Дуная – до современной Силистры (древнего Доростола), затем очутиться на берегу Черного моря – в Констанце. Сам того не зная, Вяземский указал древнейший трансевропейский путь, освоенный еще в эпоху неолита.

Этот древний путь ни у кого сомнений не вызывал. По этому пути осуществлялось и сообщение между Римом и Константинополем во время Андрея. Константинополь тогда назывался Византием. Обе столицы связывало не море, так как в те времена хождение по морю было полно опасностей, и римляне предпочитали более короткий и надежный путь по суше через полосу пограничных укреплений "лимес". От крепости к крепости, от города к городу вели надежные, добротные, выложенные камнем дороги, которыми пользовались и два тысячелетия спустя.

Но есть еще загадка. Известный североевропейский хронист Адам Бременский, писавший во второй половине XI века, то есть в то же время, что и Нестор, указывал, похоже, этот же (Нестора) путь из Балтики в Византию: от города Волина (Юмны) в устье Одры, затем в Новгород, откуда – в Киев, а из Киева в Константинополь. В чем же дело? А дело в том, что географические имена гипнотизируют историков. Мы уверены, что, если в тексте мелькает имя "Куява", "Киев", "Куова" или что-то похожее – это "наш Киев". Если возникает какая-то загадочная "Тцернигоа", как у Константина Багрянородного, – это "наш Чернигов". Ну а уж о "Новгороде", "Белгороде", "Переяславе", "Вышгороде", "Смоленске" и сомнений быть не может.

Чаще надо смотреть на карты и атласы, которых у Нестора в те времена не было. Что мы увидим? Например, болгарский ученый Ковачев Н.П. только из письменных источников X-XIII веков на территории Балкан, Центральной и Восточной Европы обнаружил около семи десятков "Киевов". Вышгород мы найдем не только на Днепре, но и во многих других местах, в том числе в большом количестве на Дунае. Полоса Переяславлей тянется от нижнего течения Дуная до Верхней Волги, а Новгороды бесполезно считать. Они есть в землях западных славян, в северной Германии, в Австрии, Венгрии, Чехии, Румынии и Болгарии. Белгород был под днепровским Киевом, есть он в Сербии на Дунае, есть и в современной России. Известна путаница с реками Виной (Видавой), Диной, Дюной (Западной Двиной) в скандинавских сагах и у современных историков.

Еще поразительнее путаница в названиях южных рек, которые встречаются у византийских, европейских и даже средневековых русских авторов. Дон, Днепр, Дунай, Днестр перепутаны между собой. К примеру, в Ипатьевской летописи в 1226 году летописец (или переписчик) заставляет венгерского короля, едущего в Киев, форсировать Днепр, хотя речь шла, по-видимому, о какой-то другой реке. а может быть, о другом Киеве? Сейчас в Югославии есть еще населенный пункт Киова, есть Киевец и в Болгарии. В "Слове о полку Игореве" Ярославна в своем "плаче" сообщает о намерении лететь к Игорю не на Дон, а на Дунай. Правда, в древности славяне любую реку называли "дунаем", от "дуна" – "вода".

Скорей всего, "путь из варяг в греки" пролегал по следующему маршруту: город Волин в устье Одры, далее – по Одре до одного из "Новгородов", например, к Новгороду на Дунае напротив Эстергома (Венгрия), затем – к Киеву (в низовьях Дуная). Во-первых, даже из русской летописи известно о существовании в низовьях Дуная какого-то Киева иди Киевца. Во-вторых, немало "Киевов" отмечено Н.П.Ковачевым между Великим Тырновом и городом Русе (в своем старом написании – Русь), рядом с которым мы находим Новгород, а чуть ниже Тутрахан (Тмутаракань). Если к этому добавить Смолен (Смоленск в России) в южной Болгарии, Преславу (Переяслав) и Плисец (Плесков) на севере Дуная, вспомнить о дунайских Вышгородах, Вышеградах – тождество топонимов этого региона и исторической территории Киевской Руси окажется поразительным!

Что же касается Днепра… По счастью, в тех случаях, когда действие литературного произведения позднейшие компиляторы переносят на территорию, отличную от описанной у автора, они оставляют "хвосты" (которые читатели не замечают, как их не замечают долгое время и позднейшие исследователи). Так произошло и здесь. Списки "Повести..." хранят следы многообразной редакторской работы, вставок, переделок, исключений из текста. Можно сказать, что и описание "пути из варяг в греки" и рассказ о путешествии апостола, дошли до нас далеко не в полном объеме. На это указывали почти все исследователи. Дело в том, что в одних списках указано, что Днепр "...(одним) горлом" впадает в Понтское море, а в других – "...тремя горлами" (а это Дунай).

Не исключено, что начальная часть "Повести..." уже в готовом виде была заимствована из какого-то болгарского исторического сочинения X века. К этому склонялись уже многие исследователи, обращавшие внимание на обилие сведений по истории Болгарии до 1018 года. Последующая работа редакторов и составителей выбрасывала эти записи, оставляя лишь то, что, по их мысли, может восприниматься читателями, как события истории Киевской Руси на Днепре, или действительно имело к ней отношение. Так, случайно, здесь сохранился "эпизод с банями".


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.