Главная arrow Киевская Русь arrow Князья Киевской Руси arrow Киевская Русь arrow Киевская Русь 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

Всё Киевская Русь Киевская Русь

Князья Киевской Руси

Оглавление
Князья Киевской Руси
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

Фигура Рюрика, первого новгородского князя, с вокняжения которого Нестор начинает изложение собственно русской истории, всегда была окружена ореолом загадок. Сама же летопись сообщает о нем ничтожно мало, к тому же, ранние ее списки противоречат друг другу в весьма существенных деталях [56].

По мнению Андрея Никитина, можно считать верным, что Рюрик был "из-за моря", то есть иноземцем, и нужен был пригласившим его словенам для конкретной защиты от нападения "варягов". Отсутствие у Рюрика братьев можно считать доказанным. Насколько же реальна его собственная фигура?

Сведения о появлении Игоря и Олега и переселении их в Киев является фантазией летописцев и использовавших их произведение историков. Предположение о заимствовании сюжета из какого-то иностранного источника базируется на том, что, как уже говорилось ранее, требовалось "подкрепить норманнскую теорию" создателей Киевской Руси, и основателя первой великокняжеской династии. Споры по этому вопросу длятся около трех столетий. Но как скандинавы в IX веке могли "устроить" Киевскую Русь, если они в это и даже в позднее время, вплоть до начала XI века, не имели сколько-нибудь развитой государственности. Кто же такие варяги-скандинавы, западные славяне или ославяненные кельты? Много из того, что опубликовано о русах-руси, руянах, рюгенцах, подтверждает тот взгляд, что, в отличие от норманнов-норвежцев и шведов, "варяги" по каким-то причинам оказываются славянам ближе, и союз с ними – естественным.

Русов-ругов историки находят не только на Рюгене (Германия), где в Арконе было главное святилище славян западных земель, но и на Среднем Дунае, где еще в VII веке существовало королевство русов Ругиланд – ныне австрийская земля Бургеланд, что можно считать "калькой" скандинавского названия "Гардарики" (то есть, "страна городов"), и, возможно, на нижнем Дунае, о чем свидетельствуют названия таких дунайских городов, как Русь (Русе), Ноград (Новгород) и др. Возможно, что русы – это одна из ветвей готов, расселившихся в свое время по Европе, и являющаяся одной из составляющих праславян.

Известно, что в IX веке на южном берегу Балтийского моря, где происходило постоянное коловращение славян, руси, викингов и прочих народов, и откуда начинался так называемый "путь из варяг в греки", обнаруживается некий Рюрик (Рорик). Рорик был одним из сыновей ютландского конунга Халвдана, изгнанного из своей страны около 782 года и получившего от императора франков Карла Великого страну фризов, соседствующую с землями славян – ободритов, то есть, живущих по Одре, хотя поселения их занимали и правый берег Эльбы (Лабы).

В 826 году этот Рорик принимал участие в торжественном крещении своего брата Харальда, которое происходило в Ингельхайме на Рейне, близ Майнца. Следует отметить, что у Халвдана было три сына: Харальд, Рорик и Хемминг. Можно предположить, что Рорик был крещен вместе с Харальдом. Новообращенный конунг Харальд получил в подарок приморский округ Рустринген во Фризии и виноградники на Рейне.

Цветущая и богатая земля фризов, расположенная между Рейном и Везером на побережье Северного моря, была не только тем центром, откуда к славянам – на берега Балтики и на восток, шли многочисленные товары и ремесленные изделия. К середине IX века Фризия становится одним из объектов постоянных набегов норманнов, являвшихся "язычниками". Фризия входила в состав империи франков, которые начали привлекать викингов на свою сторону и даже позволять своим вассалам и союзникам возвращаться в лоно "язычества".

Одним из таких "отпавших христиан" оказывается и Рорик, потерявший в конце сороковых годов IX века свои владения в Рустригене, которые ему были возвращены только в 850 году. Рорик участвовал в набегах на Англию, в ограблении Гамбурга и Парижа. Впоследствии Рорик потерял Фризию, но получил южную Ютландию, когда-то принадлежавшую его отцу. Вместе с ней в его руках оказывается важнейший торговый путь, связывающий Северное и Балтийское моря – земли славян и фризов.

Есть ли доказательства, что Рорик и Рюрик, описанный в летописи, одно и тоже лицо? Строго говоря, таких аргументов нет вообще, как нет доказательств того, что Рюрик существовал и был князем в Новгороде на Волхове. Нет никаких доказательств, что Новгород, в который приходит или который основал Рюрик, идентичен с Новгородом Великим. Даже последовавший после смерти Рюрика (неизвестно когда, где и по каким причинам похоронен) исход Олега с Игорем вниз по Днепру к Киеву не позволяет говорить о реальном маршруте, поскольку речь шла, по-видимому, о "пути из варяг в греки", который в действительности пролегал в другом месте.

Вместе с тем, учитывая, что фризы монополизировали в VI-VII веках торговлю Северной Европы с Востоком и Югом, известность Рорика очень могла распространиться в славянском мире, чьи земли он действительно охранял от набегов шведов, норвежцев и данов "из-за моря". Появление Рорика в землях западных славян ("словен"), защита их от вторжения иноземцев, основание новых укрепленных пунктов ("городов") – словом, все, о чем в связи с Рюриком рассказывает летопись, полностью отвечает действиям герцога Фрисляндского в западнославянских землях. Мало вероятно, что Рорик даже кратковременно был в Новгороде и на Ладоге, а известие "Повести..." о "призвании варягов" является легендой, заимствованной с запада, но отражающей действительный факт какого-то переселения жителей балтийского Поморья в пределы новгородские.

Рорик Фрисляндский (и Ютландский) является наиболее вероятным прототипом Рюрика, и имя его несет разгадку возникновения легенды.

Исследователи северных древностей согласны, что имя "Рорик", в том числе, в форме "Роерик", "Рюрик", сохраненной сагами и "Эддой", среди скандинавских имен встречается крайне редко. Для шведского конунга имя Ререк также странно, как для русского князя – имя Казимир. Между тем у западных славян слово "ререг" означает "сокол". "Ререгами" и "рарожанами" называли славян-ободритов. Их племенным знаком был сокол, постепенно распространившийся в сознании сказителей саг и скальдов на весь западнославянский мир. Так называемый "трезубец", который вошел в герб независимой Украины и лежит в основе литовского герба, представляет собой схематическое изображение сокола с полусложенными крыльями, стремглав падающего на добычу. Ободриты имели боевой штандарт с изображением ререга.

На малых серебренниках Ярослава воспроизведен племенной символ ререгов, "соколятников", живших в юго-западном углу Балтики и соседствовавших с франко-германским миром. На то, что монеты эти чеканились там, близ родины Рорика, указывают три факта. Во-первых, в отличие от других монет, "ярославово серебро" воспроизводит не византийский тип, как остальные, а сработано под западноевропейский денарий. Во-вторых, в надписи именно "малой" серии в имени Ярослава присутствует буква "r", указывая на ошибку резчика штемпеля, привыкшему к латинскому алфавиту. В-третьих, монеты Ярослава все без исключения найдены на берегах Балтийского моря и на Одере – именно там, где обитали славяне – ререги. До сих пор в Польше распространена фамилия "Соколянский", в Украине – "Сокольвяк", в России – "Соколов" (потомки "соколятников").


 
« Пред.   След. »

Наши друзья
Будут предприятия - будет и рынок. Лучшие фото с интересными людьми. Астрология хороша и для спорта, и для здоровья. В сексе язык вовсе не лишний. Можно ли положить карты таро в столбик? Искусство кино связано с дизайном и рекламой. У США сломалось шасси.